Игровые технологии на музыкальных занятиях
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методы и игровые приемы для успешного освоения детьми музыкального материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 19.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Филиппова Елена Викторовна музыкальный руководитель ГБДОУ ЦРР детский сад № 29 Красносельского района СПб
Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Дети играют, потому что развиваются и развиваются потому, что играют. Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: « не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило. такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Музыкально-игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и игровые технологии не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал. Творческие проявления детей в игровой деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка.
Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть не похожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости. Обучения чувствованию и воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может быть музыкально-игровая деятельность. Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредоточивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребёнка.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС( федеральными государственными образовательными стандартами). Т.е. педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов игровых технологий, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый-педагог, в данном случае- я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в кружках и секциях.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных способностей дошкольников средствами музыкально-игрового искусства, в разработке форм и методов работы с детьми по музыкальному воспитанию, в обозначении основных направлений организации музыкально-игровых технологий.
Понятия «игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы. Выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Все мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства - игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное состояние.
Отними игру – и получишь личность, не подготовленную к жизни. Т.к. в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела.
В игре ребёнок самосознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует , творит, у него развиваются - инициатива, изобретательность, организаторские способности.
Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.
В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития музыкальной игровой деятельности.
Цели и задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.
Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп. динамику, ритм), координации их темпа и ритма;
Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
Укрепление сердечно – сосудистой, двигательной систем, костно – мышечного аппарата;
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
Развитие «мышечного чувства»( способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
Развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
Эстетическое отношение к окружающему;
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес к действованию;
Саморегуляцию и самоконтроль;
Внимание, память, мышление;
Ориентировку в пространстве.
Можно выделить три группы музыкальных игр.
- Первая группа – игры на развитие внимания.
- Вторая группа – игры на развитие памяти.
- Третья группа – игры на развитие мышления.
Каждая из групп имеет педагогическую направленность.
Игры первой группы развивают свойства внимания:
Наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.
Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти6 зрительную, двигательную, образно – слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.
Игры на развитии внимания
«Небо, воздух, земля»
Цель: Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Ход игры: Дети двигаются под марш по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо» - поднимают руки вверх, «Воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле чёткого марша. После усвоения лучше проводить его в чередовании с лёгким бегом.
Игры на развитие памяти
«Заяц с барабаном»
Цель: Развивать зрительную и двигательную память.
Ход игры: Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.
Барабан зайчишка взял,
Лапкой звуки издавал.
Он по – разному играл,
Зайчихе – маме подражал.
Взрослый исполняет роль Зайчихи – мамы. Под весёлую музыку «Польки» М Чайкина он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями.
Список литературы: Анисимова, Г.И. 100 муз. игр для развития дошкольников, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Обобщение опыта работы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Обобщение опыта работы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, вол...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.Самый короткий путь эмоциона...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Цель:Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических пособий и игр. Использование в играх всех видов музыкальной деят...
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах
Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...