ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
материал (музыкально-ритмическое занятие, младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.
Из опыта работы.
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР- Д/С №5 «Сказка»
Герасимова Валентина Викторовна
г. Озеры
2011 год
Содержание.
2. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
3.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ.
Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ.
Театрально-игровой технологии как и синтезу искусств отведено особое место в моей профессиональной деятельности, так как основная тема моей работы по самообразованию «Праздники и развлечения как средство углубленного восприятия музыки и других видов искусств».
Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие
театральных способностей дошкольников через все виды
музыкальной деятельности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.
Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Я стараюсь, чтобы подготовка спектаклей не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребенку.
Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трем основным целям; развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.
Цели:
1. Приобщение детей к театральной культуре.
- Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей.
- Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности.
- Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.
- Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Основные задачи:
- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
- Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
- Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
- Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
6. Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
7.Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях.
8.Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.
9.Знакомить с видами театрального искусства, театральной терминологией.
Участники.
Дети; их родители; педагоги.
Организация работы проводится по трем направлениям:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
- Совместная работа педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат.
1.Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей.
- Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
- Развитие устойчивого интереса к театрально- игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах.
- Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.
В рамках данного вопроса я изучила следующую методическую литературу.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,
Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,
Радынова О.П. «Слушаем музыку»,
Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете»
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,
Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь»
Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
Г.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко « Кукольный театр –дошкольникам» .
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.
Несомненно, что приобщение дошкольников к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны педагогов: руководителя творческой группы, музыкального руководителя, психолога, логопеда.
Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх - занятиях.
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей - это прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств( обучением
вербальным и невербальным видам обучения); - воспитанием воли, развитием памяти, воображения,
фантазии, речи(диалога и монолога); - созданием положительного эмоционального настроя,
снятием напряженности, решением конфликтных
ситуаций через игру.
Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие , эмоциональное развитие , развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы , краски , звуки.
Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка , фантазию и творческий потенциал . Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность.
Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.
Организуя театрализованную деятельность в повседневной жизни, педагоги вместе с детьми придумывают спектакль по мотивам известных сказок и разыгрывают его. Совместно обсуждается сюжет сказки, выбирается музыкальное сопровождение, изготовляются и подбираются декорации, определяются персонажи и готовятся элементы костюмов. В процессе подготовки спектакля дети имеют возможность побывать в роли драматурга, художника, костюмера, актера и режиссера. Организуя деятельность детей по работе над спектаклем в повседневной жизни, педагоги в основном выступают в роли консультантов.
Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет; становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых - помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.
Одна из основных задач театрально-игровой деятельности- это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.
Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Значение взаимоотношений детей с окружающими огромно, их нарушение - показатель отклонений в психическом развитии. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от его темперамента, но большинство малышей пытаются установить дружеские отношения со сверстниками. Ребенок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими: из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым.
Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости.
3.Использование театрально-игровой технологии в практике.
Элементы театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.
Для достижения лучшего результата поставила перед собой следующие задачи:
1.Способствовать усвоению знаний в музыкальной и театральной
деятельности.
2.Развивать природную музыкальность детей через музыкально-теа-
тральную деятельность .
3.Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.
- Движения.
Основные движения. Изобразительные движения и жесты.
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.
Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве:
строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место.
Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально
подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают
элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы,
прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.
Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка»,
«лиса» и др.
Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый
мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.
Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные
характерные движения.
2.Музыкально-двигательные этюды.
Основным приемом по музыкальному движению является образный
музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые
развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со
стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность
в себе.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке(гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.
Затем детям дается творческое задание, например: придти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.
Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.
Особое внимание я уделяю выразительности движений.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
- Декламация. Выразительное чтение.
На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.
Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.
- Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Важную роль занимает музыкальное восприятие , ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.
- Постановка спектаклей, сказок, инсценировок.
Подготовка к спектаклю:
- - работа над ролью,
- - разучивание песен,
- - постановка танцев,
- - подбор музыки,
- - изготовление костюмов,
- - декораций
- - Показ спектакля
Чтобы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть
открытым для творчества.
4.Результаты внедрения программы в практику.
- Творческая активность детей в музыкально – театральной деятельности во многом зависит от организации на музыкальных занятиях, поэтому я составила план по музыкально-театральной деятельности .
- Разработала занятия с применением элементов театрально-игровой технологии .
- Создала картотеку этюдов, игр-драматизаций, упражнений на артикуляцию, логоритмических упражнений.
- Адаптирую авторские и пишу свои сценарии для праздников и развлечений с учетом возможностей конкретных детей.
- Провожу праздники и развлечения .
- Провожу занятия с использованием театрально-игровых технологий.
- Занимаюсь музыкально-театрализованной деятельностью в контакте с воспитателями, провожу инструктивные занятия. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
- Привлекаю родителей к исполнению ролей, подбору реквизиту, пошиву костюмов. Пробую привлекать родителей к написанию сценария, подбору материала для праздников для собственных детей
( Весенний концерт). Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
9.Анализирую проведенные праздники с воспитателями. Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.
Сравнительная диагностика музыкальных способностей по всем группам за 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 уч.г.
(данные на конец года.)
Уровень | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
Высокий | 3,16% | 17,71% | 23,23% |
Средний | 71,58% | 70,83% | 65,66% |
Низкий | 25,26% | 11,46% | 11,11% |
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии театрально- игровой технологии на процесс музыкального воспитания.
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».
- Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников».
- Радынова О.П. «Слушаем музыку».
- Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете».
- Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
- Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» .
- Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
- Г.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко « Кукольный театр –дошкольникам» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях
Семинар - практикум...
Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях
Технология- совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов ,позволяющих получить продукцию с заданными параметрами....
Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"
Статья познакомит с ролью ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста....
Методическая разработка " Использование здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях"
В данной разработке представлена система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями....
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.
Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях помогают в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи....
Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях
консультация для педагогов...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии.
Укрепление здоровья детей на музыкальных занятиях посредством здоровьесберегающих технологий....