«До чего ж ты хороша, русская душа»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
«До чего ж ты хороша, русская душа»
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_izo_muzyka.docx | 30.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«До чего ж ты хороша, русская душа»
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Обучающие:
- обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа;
- закреплять навык координации пения и движения;
- способствовать обучению составления композиции хохломского узора.
Развивающие:
- развивать интерес к русскому народному фольклору.
- развивать эмоциональную отзывчивость и умение двигаться под музыку;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- развивать музыкально-ритмический слух (закрепление длительностей - длинные и короткие звуки);
- развивать певческий голос, чистоту интонирования и звуко-высотный слух;
- приобщать к игре на детских музыкальных инструментах
- развивать моторику и навыки изображения растительных элементов хохломского узора – завитков, листьев, ягод
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям, к труду народных мастеров.
Интеграция с другими образовательными областями по ФГОС:
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Предварительная работа:
- подбор методической, художественной литературы;
- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание видов росписи;
Материал и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, персональный компьютер, мультимедийное устройство, аудиозаписи, русские народные костюмы, 4 стола, сундук, корова, петушок, конь, барышня, свистульки, самовар, подносы, матрёшки, шёлковый платок, корзина, музыкальные инструменты (хохломские ложки), краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, шаблоны ложек.
\
Музыкальный руководитель:
Латкина Ирина Васильевна
Педагог дополнительного образования:
Спорышева Светлана Юрьевна
Ход образовательной деятельности
(в пределах примарных звуков, в любой импровизации, музыкальный руководитель пропевает,
«Здравствуйте, ребята!» и ждёт музыкальный ответ «Здрав-ствуй-те!»)
Звучит р.н.п.
Музыкальный руководитель:
Что это? Слышу ярмарки весёлой голоса
Скоморохи там творят такие чудеса!
Там есть разные товары
Валенки и самовары,
Сарафаны и игрушки,
Бусы, чайники, подушки.
Ленты, бублики, сапожки,
Леденцы, свистульки, ложки.
Скоморохи там и тут,
Всех на ярмарку зовут.
Смех с собою мы возьмём и на ярмарку пойдём,
Вы хотите ль, дети?
Да! (ответы детей)
Ну скорее в путь тогда!
А чтоб нам не потеряться,
Нужно за руки всем взяться,
Дивный русский хоровод нас на ярмарку ведёт!
Хоровод «Цепочка»
(после исполнения дети садятся на стульчики)
Педагог дополнительного образования:
Здравствуйте!
На ярмарку вас приглашаю!
Глаза открыть по-шире предлагаю!
На каждом прилавке товар просто сказочный:
Нужный, красивый и очень загадочный!
(муз. рук-ль обращается к педагогу дополнительного образования)
Музыкальный руководитель:
Ну, а что там в сундуке?
Если игрушки, купим их все!
(на первом столе-прилавке стоит сундук, где лежат игрушки: корова, петушок, конь, барышня)
Педагог дополнительного образования:
Сундучок мой не простой,
В нём товар расписной,
Все игрушки знатные,
Складные и ладные,
Они повсюду славятся,
Они и вам понравятся.
Вынимаем на показ
И ведём про них рассказ:
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла?
Корова! (ответы детей) (показ игрушки)
Музыкальный руководитель:
Ребята, а вы знаете, что корова означала в древние века? (ответы детей) Корова символизирует плодородие и могущество.
Педагог дополнительного образования:
С переливами поёт, утром будит весь народ
Золотистый гребешок гордо носит…
Петушок! (ответы детей) (показ игрушки)
Музыкальный руководитель:
Поскорей скажите вслух,
Что символизировал раньше петух?
(ответы детей)
Для древних славян образ птицы символизировал весну.
Педагог дополнительного образования: (показ игрушки)
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
А на конях хороша
Сидит девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Музыкальный руководитель:
Да, все игрушки просто – диво!
В них всё изящно и красиво!
Откуда ж появилось такое чудо?
(ответы детей)
Педагог дополнительного образования:
Из деревни Дымково.
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера бывали длинны..,
И лепили там из …(ответы детей) глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные!
А теперь ответьте, дети, какие узоры на Дымке мы встретим? (ответы детей)
Музыкальный руководитель:
На Дымке узор, как на белой берёзке –
Кружочки, ромбы, волнистые полоски.
Педагог дополнительного образования:
А означает такой орнамент – новую жизнь, которая согрета солнцем и наполнена влагой.
Ну, а если у игрушки с длинной шеей все зверушки
А в хвосте сидит дудулька, как зовут её?
Свистулька! (ответы детей) (показ игрушки)
Музыкальный руководитель:
Да эти игрушки очень приметные.
Все они поют-свистят,
Потешают, веселят!
В отличие от дымковской игрушки, все Филимоновские игрушки – свистульки.
В последнее время свистульки используются в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты. Ребята, я предлагаю вам послушать в записи фрагмент выступления ансамбля Свистулек.
Слушание
Музыкальный руководитель:
А теперь нам всем, ребята,
Поиграть немного надо!
(обращаясь к педагогу дополнительного образования)
Ну, каков ещё есть у вас товар?
Чашки, игрушки иль самовар?
(на втором столе-прилавке стоит самовар, лежат подносы и другая железная утварь)
Педагог дополнительного образования:
Мои товары круглые, да еще железные,
очень-очень нужные, в хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные!
Музыкальный руководитель:
Что же это за товар?
Круглый, железный, но не самовар?
(ответы детей)
До чего же он хорош – этот праздничный поднос
Все цветы горят на нём, словно писаны огнем.
Мы ведь тоже можем смело взяться за любое дело.
Засучили рукава, дружно взялись за дела.
Игра «Пазл»
(ребята подходят к столам и складывают целые подносы из кусочков- разрезные картинки)
(после игры садятся на стульчики)
Педагог дополнительного образования:
Молодцы! Работали быстро и аккуратно!
На таких подносах ладных угощать гостей приятно!
Музыкальный руководитель:
Постарались все ребята,
Да дел у нас ещё многовато.
Товару очень много ведь,
Успеть бы всё нам рассмотреть.
(на третьем столе-прилавке стоят матрёшки,
накрытые шёлковым платком)
Педагог дополнительного образования:
Есть у меня ещё игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко… Догадались ли?
Матрешка! (ответы детей)
Музыкальный руководитель:
А сейчас мои друзья,
Вас познакомлю с новой песней, я.
(муз. рук-ль. знакомит ребят с песней «Ах, матрёшка хороша!»
Разучивают первые куплеты)
Музыкальный руководитель:
Ну, с чем вы ещё пришли на базар?
Скорее показывайте нам свой товар!
(на четвёртом столе-прилавке стоит корзина с ложками)
Педагог дополнительного образования:
Мой товар известный! Красивый и полезный!
Кормит всех с охотою, а сама безротая…
Ложка! (ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
И расписана красиво, ну не ложка прямо – диво!
А как еще можно использовать ложки? (ответы детей)
Всё верно на них можно играть. Сейчас уже никто не помнит, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент. Известно только, что очень давно, они стали самым простым, красочным и популярным национальным русским инструментом.
Ложки в руки вы возьмите, друг о дружку постучите
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, получился четкий звук.
Ну, а если встать нам вместе, то получится оркестр!
Игра на ложках «Во саду, ли, в огороде»
(после исполнения ложки у ребят не собирать)
Музыкальный руководитель:
Молодцы, играли отлично!
Динамично и ритмично!
Педагог дополнительного образования:
Проходите, садитесь за рабочие столы. Посмотрите повнимательнее на ложки. Как вы думаете, откуда они к нам попали? (ответы детей) Из села Хохлома. Как вы узнали, что из Хохломы? (ответы детей) По росписи. А какая форма у ложек? (ответы детей) Круглая. Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (ответы детей) Из ветки с ягодами, листьями, завитками, травкой. Какой формы веточки на ваших ложках? (ответы детей) Закруглённой. Форма веточки соответствует круглой форме ложки.
Сегодня и вы будете художниками – мастерами.
(вручает детям шаблоны, не расписанные ложки для росписи)
Вот вам ложки без одежки,
Коль работы не боитесь,
Попыхтите, потрудитесь.
И справите ловко для ложки обновку.
Давайте украсим их яркими ягодками, листочками, завиточками.
Звучит русская народная музыка. Дети выполняют работу. В процессе рисования педагог напоминает детям, каким требованиям должен отвечать узор на ложке, о необходимости добавления мелких деталей узора (травка, завитки, точки и т. д.)
По окончании работы дети оставляют ложки на столах, до высыхания.
Вижу все вы мастера,
Ловко справили дела!
Музыкальный руководитель:
Мы сегодня поиграли, песни пели, рисовали.
С ложками плясали, много нового узнали.
Время нам пришло прощаться,
Попрошу, ребята, вас со стульчиков подняться.
Наклонились мы на «раз» (наклонились),
А на «два» поднялись (выпрямились),
Всем поулыбались (улыбнулись).
Ножками потопали (топают),
И ручками похлопали (хлопают).
Вот какие молодцы,
Вот какие удальцы (руки на пояс)!
А теперь ка мы друзья
Скажем вместе – (пропеваем) До, свидания!
Под хороводную музыку дети уходят из музыкального зала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "До чего хороша русская матрёшка"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- «Детский сад №13 п. Владимирский Ровенского района Саратовской области» Конспект непосредственно...
Презентация "До чего же хороша русская матрешка"
Презентация в двух частях...
Конспект интегрированной ООД в средней группе: "До чего же хороша, русская матрешка!"
Познакомить детей с русской игрушкой-матрешкой, с ее внешним обликом, особенностями росписи матрешек, с историей появления матрешки в России....
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»
Задачи: Образовательные:Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Учить детей рисовать матрёшки красками (роспись узора н...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Эх, гармошечка - душа, до чего ж ты хороша!"
(Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, встают около стульев).Ведущий: Велика Россия наша, и талантлив наш народ. О гармошке - говорушке разговор у нс пойдёт.Дети: /по очереди/ На Руси ...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Эх, гармошечка - душа, до чего ж ты хороша!"
(Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, встают около стульев). Ведущий:Велика Россия наша и талантлив наш народ, ...