«До чего ж ты хороша, русская душа»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Латкина Ирина Васильевна

«До чего ж ты хороша, русская душа»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_izo_muzyka.docx30.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«До чего ж ты хороша, русская душа»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 

Задачи:

Обучающие:

  • обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа;
  • закреплять навык координации пения и движения;
  • способствовать обучению составления композиции хохломского узора.

Развивающие:

  • развивать интерес к русскому народному фольклору.
  • развивать эмоциональную отзывчивость и умение двигаться под музыку;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • развивать музыкально-ритмический слух (закрепление длительностей - длинные и короткие звуки);
  • развивать певческий голос, чистоту интонирования и звуко-высотный слух;
  • приобщать к игре на детских музыкальных инструментах
  • развивать моторику и навыки изображения растительных  элементов хохломского  узора – завитков, листьев, ягод

Воспитательные:

  • воспитывать интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям, к труду народных мастеров.

Интеграция с другими образовательными областями по ФГОС:

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие 

Социально-коммуникативное

 Предварительная работа:

  • подбор методической, художественной литературы;
  • беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
  • рассматривание видов росписи;

 Материал и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, персональный компьютер, мультимедийное устройство, аудиозаписи, русские народные костюмы, 4 стола, сундук, корова, петушок, конь, барышня, свистульки, самовар, подносы, матрёшки, шёлковый платок,  корзина, музыкальные инструменты (хохломские ложки), краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, шаблоны ложек.

\

Музыкальный руководитель:

Латкина Ирина Васильевна

Педагог дополнительного образования:

Спорышева Светлана Юрьевна

Ход образовательной деятельности

(в пределах примарных звуков, в любой импровизации, музыкальный руководитель пропевает,

«Здравствуйте, ребята!» и ждёт музыкальный ответ «Здрав-ствуй-те!»)

Звучит р.н.п.

Музыкальный руководитель:

Что это? Слышу ярмарки весёлой голоса

Скоморохи там творят  такие чудеса!

Там есть разные товары

Валенки и самовары,

Сарафаны и игрушки,

Бусы, чайники, подушки.

Ленты, бублики, сапожки,

Леденцы, свистульки, ложки.

Скоморохи там и тут,

Всех на ярмарку зовут.

Смех с собою мы возьмём и на ярмарку пойдём,

Вы хотите ль, дети?

Да! (ответы детей)

Ну скорее в путь тогда!

А чтоб нам не потеряться,

Нужно за руки всем взяться,

Дивный русский хоровод нас на ярмарку ведёт!

Хоровод «Цепочка»

(после исполнения дети садятся на стульчики)

Педагог дополнительного образования:

Здравствуйте!

На ярмарку вас приглашаю!

Глаза открыть по-шире предлагаю!

На каждом прилавке товар просто сказочный:

Нужный, красивый и очень загадочный!

(муз. рук-ль  обращается к педагогу дополнительного образования)

Музыкальный руководитель:

Ну, а что там в сундуке?

Если игрушки, купим их все!

 (на первом столе-прилавке  стоит сундук, где  лежат игрушки: корова, петушок, конь, барышня)

Педагог дополнительного образования:

Сундучок мой не простой,

В нём товар расписной,

Все игрушки знатные,

Складные и ладные,

Они повсюду славятся,

Они и вам понравятся.

Вынимаем на показ

И ведём про них рассказ:

Стоит копна посреди двора,

Спереди вилы, сзади метла?

Корова! (ответы детей) (показ игрушки)

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вы знаете, что корова означала в древние века? (ответы детей) Корова символизирует плодородие и могущество.

Педагог дополнительного образования:

С переливами поёт, утром будит весь народ

Золотистый гребешок гордо носит…

Петушок! (ответы детей) (показ игрушки)

Музыкальный руководитель:

Поскорей скажите вслух,

Что символизировал раньше петух?

(ответы детей)

Для древних славян образ птицы символизировал весну.

Педагог дополнительного образования: (показ игрушки)

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

 

А на конях хороша

Сидит девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Музыкальный руководитель:

Да, все игрушки просто – диво!

В них всё изящно и красиво!

Откуда ж появилось такое чудо?

(ответы детей)

Педагог дополнительного образования:

Из деревни Дымково.

Там любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинны..,

И лепили там из …(ответы детей) глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные!

А теперь ответьте, дети, какие узоры на Дымке мы встретим? (ответы детей)

Музыкальный руководитель:

На Дымке узор, как на белой берёзке –

Кружочки, ромбы, волнистые полоски.

Педагог дополнительного образования:

А означает такой орнамент – новую жизнь, которая согрета солнцем и наполнена влагой.

Ну, а если у игрушки с длинной шеей все зверушки

А в хвосте сидит дудулька, как зовут её?

Свистулька! (ответы детей) (показ игрушки)

Музыкальный руководитель:

Да эти  игрушки очень приметные.

Все они поют-свистят,

Потешают, веселят!

В отличие от дымковской игрушки, все Филимоновские игрушки – свистульки.

В последнее время свистульки используются в  народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты. Ребята, я предлагаю вам послушать в записи фрагмент выступления ансамбля Свистулек.

Слушание

Музыкальный руководитель:

А теперь нам всем, ребята,

Поиграть немного надо!

(обращаясь к педагогу дополнительного образования)

Ну, каков ещё есть у вас товар?

Чашки, игрушки иль самовар?

(на втором столе-прилавке стоит самовар, лежат подносы и другая железная утварь)

Педагог дополнительного образования:

Мои товары круглые,  да еще железные,
очень-очень нужные, в хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные!
 

Музыкальный руководитель:

Что же это за товар?

Круглый, железный, но не самовар?  

(ответы детей)

До чего же он хорош – этот праздничный поднос

Все цветы горят на нём, словно писаны огнем.

Мы ведь тоже можем смело взяться за любое дело.

Засучили рукава, дружно взялись за дела.

Игра «Пазл»

(ребята подходят к столам и  складывают  целые  подносы из кусочков- разрезные картинки)

(после игры садятся на стульчики)

Педагог дополнительного образования:

Молодцы! Работали быстро и аккуратно!

На таких подносах ладных угощать  гостей приятно!

Музыкальный руководитель:

Постарались  все ребята,

Да дел у нас ещё многовато.

Товару очень много ведь,

Успеть бы всё нам рассмотреть.

(на третьем столе-прилавке  стоят матрёшки,

накрытые шёлковым платком)

Педагог дополнительного образования:

Есть у меня  ещё игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко… Догадались ли?

Матрешка! (ответы детей)

Музыкальный руководитель:

А сейчас мои друзья,

Вас познакомлю с новой песней, я.

 (муз. рук-ль. знакомит ребят с песней «Ах, матрёшка хороша!»

Разучивают первые  куплеты)

Музыкальный руководитель:

Ну,  с чем вы ещё пришли на базар?

Скорее показывайте  нам свой товар!

(на четвёртом столе-прилавке стоит корзина с ложками)

Педагог дополнительного образования:

Мой товар известный! Красивый и полезный!

Кормит всех с охотою, а сама безротая…

Ложка! (ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.                                    

И расписана красиво, ну не ложка прямо – диво!

А как еще можно использовать ложки? (ответы детей)

Всё верно на них можно играть. Сейчас уже никто не помнит, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент. Известно только, что очень давно,  они стали самым простым, красочным и популярным национальным  русским инструментом.

Ложки в руки вы возьмите, друг о дружку постучите

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, получился четкий звук.

Ну, а если встать нам вместе, то получится оркестр!

Игра на ложках «Во саду, ли, в огороде»

(после исполнения ложки у ребят не собирать)

Музыкальный руководитель:

Молодцы, играли отлично!

Динамично и ритмично!

Педагог дополнительного образования:

Проходите, садитесь за рабочие столы. Посмотрите  повнимательнее на ложки. Как вы думаете, откуда они к нам попали? (ответы детей) Из села Хохлома. Как вы узнали, что из Хохломы? (ответы детей) По росписи. А какая форма  у ложек? (ответы детей) Круглая. Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (ответы детей) Из ветки с ягодами, листьями, завитками, травкой. Какой формы веточки на  ваших ложках? (ответы детей) Закруглённой. Форма веточки соответствует круглой форме  ложки.

Сегодня  и вы будете художниками – мастерами.

(вручает детям шаблоны, не расписанные ложки для росписи)

Вот вам ложки без одежки,

Коль работы не боитесь,

Попыхтите, потрудитесь.

И справите ловко для ложки обновку.

Давайте украсим их яркими ягодками, листочками, завиточками.

Звучит русская народная музыка. Дети выполняют работу. В процессе рисования педагог напоминает детям, каким требованиям должен отвечать узор на ложке, о необходимости добавления мелких деталей узора (травка, завитки, точки  и т. д.)

По окончании работы дети оставляют ложки на столах, до высыхания.

Вижу все вы мастера,

Ловко справили дела!

Музыкальный руководитель:

Мы сегодня поиграли, песни пели, рисовали.

С ложками плясали, много нового узнали.

Время нам пришло прощаться,

Попрошу, ребята, вас со стульчиков подняться.

Наклонились мы на «раз» (наклонились),

А на «два» поднялись (выпрямились),

Всем поулыбались (улыбнулись).

Ножками потопали  (топают),

И ручками похлопали (хлопают).

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы  (руки на пояс)!

А теперь ка мы друзья

Скажем вместе – (пропеваем) До, свидания!

Под хороводную музыку дети уходят из музыкального зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "До чего хороша русская матрёшка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- «Детский сад №13 п. Владимирский Ровенского района Саратовской области»     Конспект непосредственно...

Конспект интегрированной ООД в средней группе: "До чего же хороша, русская матрешка!"

Познакомить детей с русской игрушкой-матрешкой, с ее внешним обликом, особенностями росписи матрешек, с историей появления матрешки в России....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»

Задачи: Образовательные:Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Учить детей рисовать матрёшки красками (роспись узора н...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Эх, гармошечка - душа, до чего ж ты хороша!"

(Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, встают около стульев).Ведущий: Велика Россия наша, и талантлив наш народ. О гармошке - говорушке разговор у нс пойдёт.Дети: /по очереди/ На Руси ...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Эх, гармошечка - душа, до чего ж ты хороша!"

(Дети  заходят в зал под русскую народную мелодию, встают около стульев).   Ведущий:Велика Россия наша и талантлив наш народ,                ...