Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста (дидактические игры)
методическая разработка по музыке
Игры для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chuvstva_ritma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 116 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игры для
развития чувства ритма
(старший дошкольный возраст)
Музыкой представить можно
Всё, что жизнь тебе даёт -
И шагать, и петь всем дружно,
МЕТРОМ измеряя ход.
Бег времени, его полёт,
Он в разных темпах слышен.
Дадим и нотам разный счёт,
РАЗМЕР и РИТМ запишем.
Задаёт нам ритм природа,
В музыке есть тоже РИТМ!
СИЛЬНОЙ ДОЛИ, ДОЛИ СЛАБОЙ -
«Раз-и-два-и... раз, два, три...»
В наше время важное место в работе каждого педагога работающего с дошкольниками, занимает дидактическая игра. Она помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Музыкально-дидактические игры воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.
Ритм – набор разных по длительности звуков, исполненных в определённой последовательности. Каждая нота, звуча определённое количество времени, объединяется с другими, и они образуют ритмический рисунок.
Ритм не измеряется в общепризнанных системах измерения; длительность звучания каждой ноты измеряется относительно других нот в том же ритмическом рисунке: каждая нота звучит длиннее или короче предыдущей в 2, 4, 8 раз.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога
Условные обозначения.
- Один удар
- Два быстрых удара
- Три быстрых удара
- «АЙ, ТУКИ» - песенка –приветствие (из коллекции С. Жилинской)
Цель: развитие чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание:
Дети сидят в кругу. На первую часть играют в «молоточек» и «наковаленку» кулачками.
Ай, туки-туки-туки,
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли локотки.
На вторую часть дети ритмично выполняют движения.
Тук-ток, тук-ток,
Начинается урок.
Тук-ток, тук-ток,
Начинается урок.
Примерные движения:
- кулачки –локотки;
- кулачки – коленки свои;
- кулачки –коленки соседа и т.д.
- Поклоны
Цель: развитие чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание:
Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставят на пояс правую руку, на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются. При повторении дети убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь кланяются. Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.
Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.
Упражнение может быть проведено под счет : на «раз» - правая рука на пояс, «два»-левая рука на пояс, «три»-поклон, «четыре»-выпрямиться.
Музыкальное сопровождение:
«Петушок», русская народная мелодия в обр. Т.Ломовой.
- Погрози
Цель: развитие чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание упражнения:
Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую пару восьмых дети грозят друг другу указательными пальчиками, сначала правым, потом левым. На четверть дети поворачиваются на 180 градусов и, оказавшись лицом к новому соседу, вновь по очереди грозят указательными пальцами. Ритмический рисунок ( II II I) может быть продемонстрировать детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента. Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.
- Хлопки и хлопочки
Цель: развитие чувства ритма, умение передать в движении ритмический рисунок.
Описание упражнения: дети стоят по кругу, лицом в центр круга, и выполняют следующие виды хлопков. На первую пару восьмых дети делают два быстрых хлопка слева, а на вторую пару восьмых – два быстрых хлопка справа. Затем на первую четверть хлопают один раз перед грудью, на вторую четверть отводят руки вниз и назад и хлопают у себя за спиной. Ритмический рисунок (II II I I) передается детьми сначала под ритм, задаваемый взрослым, а потом по памяти. Упражнение проводится под счет или хлопки педагога.
- Мы похлопаем в ладошки.
Цель: развитие чувства ритма, умения передавать в движении простой ритмический рисунок.
Оборудование: стульчики по количеству детей.
Описание:
- Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях. Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III. Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.
- Дети сидят на стульчиках, руки на коленях.
На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть – левой рукой по левому колену.
На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой.
Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.
Упражнение можно провести под мелодию русской народной песни «Василек».
- Мы потопаем немножко
Цель: развитие чувства ритма, умение передать в движении простой ритмический рисунок.
Описание упражнения:
Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно (по памяти). Ритмический рисунок (I, I, III).
- Молоточки
Цель: развитие чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти (в движении с помощью звукоподражания).
Описание упражнения:
Дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и наконец выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется. На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот. В дальнейшем упражнение может выполняться и под текст: Тук, тук молотком Строим, строим птичкам дом. Ритмический рисунок: I, I, III. Другие варианты ритмических рисунков: I, III, I; III, I, I.
- Флажки
Цель: развитие чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок (в движении и с помощью звукоподражания).
Описание упражнения:
Дети стоят полукругом и держат в каждой руке по флажку. Педагог демонстрирует действия, а дети наблюдают. Затем дети вместе с педагогом повторяют игру с флажками и наконец выполняют ее самостоятельно по памяти. На первый такт стучать флажком о флажок, одновременно произнося звукоподражания: «Тук-тук, ту-у-к; тук-тук, ту-у-к», а на второй такт поднять флажки над головой, кружиться на месте ( оборот на 360 градусов) и петь в том же ритме: «Ля-ля, ля-я-я; ля-ля, ля-я-я». Ритмический рисунок: II, I, II, I / II, I, II, I.
- Игра с обручем
Цель: развитие чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок (в движении и с помощью слова).
Описание упражнения: Дети стоят в шеренге и держат в руках над головой обручи. На первый такт дети делают наклон влево и одновременно произносят: «Вле-во», затем наклон вправо и говорят: «Впра-во». Затем перешагивают через обруч, одновременно пропевая: «Че-рез об-руч». Ритмический рисунок: II, II/ II,II.
- Кукушки на опушке
Цель: развитие чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок (в движении и с помощью звукоподражания ).
Описание упражнения:
Дети стоят полукругом лицом к педагогу. Педагог дает ритмическое задание каждому ребенку индивидуально, и ребенок его повторяет по памяти.
Варианты заданий:
1.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенный крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать: «Ку-ку», на вторую пару восьмых – повторить те же движения и звукоподражания, но с поворотом корпуса влево.
2.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать «Ку-ку». На четверть сделать глубокий наклон вперед и длительно произнести: «Ку-у-у». На вторую пару восьмых – слегка наклониться, повернув корпус влево и произнести: «ку-ку». Ритмический рисунок: II, I, II. Аналогично детям даются задания и с другими ритмическими рисунками: I, I, II; II, III,I; I, II, I; I, II.
- Приветствие
Цель: развитие чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок (в движении и с помощью слова).
Описание упражнения:
Дети стоят в шеренге. Повернув голову влево, говорят соседу, стоящему слева: «Здравствуй», затем поворачивают голову вправо и говорят соседу, стоящему справа: «Здравствуй», после этого смотрят вперед на педагога и с наклоном головы вперед медленно проговаривают: «Здрав-ствуй-те!». Ритмический рисунок: II, II, III.
- Кулачки и ладошки
Цель: развитие чувства ритма, умения передавать музыкальный ритм в движении в сочетании с пением.
Описание:
Дети делятся на две группы и садятся на стульчики напротив друг друга. Одни из них будут стучать кулачками, а другие хлопать в ладошки. Обе группы детей поют по очереди свои слова и точно передают ритм движения руками.
Музыкальное сопровождение: песня «кулачки и ладошки», сл.Ю.Островского, муз.Е.Тиличеевой.
- Пляска парами
Цель: развитие чувства ритма, умения передавать ритм с помощью разнообразных движений в танце.
Описание:
Вступление: дети стоят в кругу, пара за парой.
1-4 такты: дети бегут.
5-12 такты: поворачиваются лицом друг к другу, берутся обеими руками и притопывают ногой.
13-16 такты: дети бегут.
17-24 такты: поворачиваются лицом друг к другу т хлопают.
25-28 такты: дети бегут парами по кругу.
29-36 такты: берутся обеими руками и кружатся.
Музыкальное сопровождение: «Пляска парами» литовская народная мелодия в обр. Т.Попатенко.
- Передай платок
Цель: развитие слухового внимания, ритмической четкости движений.
Оборудование: цветной платочек.
Описание:
Дети стоят по кругу. Педагог дает одному из детей платочек.
1 часть музыки. На затакт ребенок, держащий платок, плавным движением передает его соседу справа, на «раз» следующего такта тот принимает платок правой рукой и передает его дальше. Оба ребенка сопровождают передачу платочка небольшим поклоном друг другу.
2 часть музыки. Ребенок, получивший платок, входит в круг и пляшет, размахивая платочком. С окончанием музыки возвращается на свое место.
Упражнение повторяется несколько раз. При этом передача платочка может происходить по кругу как в правую, так и в левую стороны.
Музыкальное сопровождение «передай платок», муз.Т.Ломовой.
- Прогулка
Игровой материал.
Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры.
Дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.
«Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
- Наше путешествие
Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).
Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).
Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.
- Определи по ритму
Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).
- Учитесь танцевать
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
- Кукла танцует
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки и движений куклы.
Оборудование: кукла игрушка – бибабо.
Описание:
Дети сидят на стульчиках перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе, кукла, ведомая взрослым, не спеша танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на коленях. Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку – дети сопровождают танец хлопками соответствующего темпа.
Музыкальное сопровождение: по выбору педагога.
- Машина
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Оборудование: кольца от игры «серсо» по количеству детей.
Описание:
Дети сидят на стульчиках и держат в руках «рули» (кольца). Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» - едут на машинах. С окончанием музыки движение прекращается.
В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как они ехали: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песня «Машина», сл.Н.Найденовой, муз.Т.Попатенко.
- Мельница
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения руки с темпом музыки.
Оборудование: показать детям мельницу на картинке или принести игрушку-мельницу.
Описание:
Перед началом упражнения педагог читает детям стихотворение:
Крутит мельница крыло,
Мелет мельница зерно.
А из молотой муки
Испекут нам пироги.
Под музыку, исполняемой в замедленном темпе, дети, стоящие перед педагогом, начинают не спеша вращать перед собой по кругу по кругу левую руку, изображая мельничное крыло. С окончанием музыки вращение рук прекращается. В следующий раз педагог исполняет музыку в быстром темпе, а дети вращают перед собой правую руку. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как вращалось их мельничное крыло: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: «Благодарность ручью», муз. Ф.Шуберта
- Часы
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Описание:
Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища. С окончанием музыки наклоны прекращаются. В следующий раз педагог проигрывает музыку в быстром темпе, соответственно и дети выполняют наклоны быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как шли их часы: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песенка «Часы», сл. С.Маршака, муз. Е.Тиличеевой
- Ноги и ножки
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения ног с темпом музыки.
Дети стоят в кругу друг за другом. Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.
Музыкальное сопровождение: песня «Ноги и ножки», слова народные, музыка В.Агафонников.
- Дождик
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Описание: Под музыку, исполняемую педагогом, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.. поочередно дети то поднимают, то опускают кисти рук. В начале музыка звучит в замедленном темпе, затем постепенно ускоряется, а перед окончанием вновь начинает замедляться- в соответствии с темпом музыки меняется и темп движения кистей рук детей.
Музыкальное сопровождение: «Дождик», муз. И.Кореневской.
- Самолеты
Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения в колонне в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:
Самолет летит,
В нем мотор гудит – У-у-у…
Дети под быструю музыку бегут друг за другом по залу, изображая самолеты, - руки подняты в стороны, как крылья самолетов. С замедлением дети опускают руки и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются. Музыкальное сопровождение: «Самолет», муз.К.Дискина.
- Паровоз
Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения рук и ног в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий.
Он вагоны повез
Точно настоящий.
Дети стоят в колонне друг за другом и держат руки, сжарые в кулаки, перед грудью. С началом музыки (в медленном темпе) дети начинают не спеша идти паровозиком, вращая перед собой руками, как колесами. Тема музыки постепенно нарастает, в соответствии с ним движения убыстряются – дети переходят на легкий бег с быстрым вращением рук. Затем темп музыки начинает постепенно замедляться-дети замедляют бег, переходят на шаг (руки тоже замедляют вращение) и с окончанием музыки весь поезд останавливается.
Музыкальное сопровождение: «Едет, едет паровоз», муз.Г.Эрнесакса.
- Змейка
Цель: развитие чувства музыкального ритма, координация темпа движения с темпом музыки.
Оборудование: детские стульчики по количеству детей, бубен.
Описание:
На отдельные неторопливые ритмичные удары в бубен дети идут змейкой (друг за другом, держась за руки) между стульями, поставленными по прямой линии на расстоянии одного метра друг от друга. На быстрый перезвон бубна (тремоло) дети начинают бежать по внешнему кругу – вокруг стульев. Когда бубен замолкает, дети садятся на стульчики. Когда снова зазвучат отдельные удары в бубен, дети возобновляют движение змейкой.
В первый раз играть на бубне должен взрослый, а при повторении упражнения бубен можно дать одному из детей, предварительно выбранного считалкой.
- Полетаем на самолете
Цель: развитие чувства ритма, передача его в движении.
Описание:
Дети свободно стоят по всему залу.
Такты 1-8. Дети заводят моторы своих самолетов – вращают перед грудью руками, согнутыми в локтях. Движения постепенно ускоряются. В конце 8 такта дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета.
Такты 9-24. самолеты полетели – дети легко бегают по залу в любом направлении.
Такты 25-29. самолеты летят на аэродромы – мальчики к одной стороне зала, а девочки – к другой.
Такты 30-32. самолеты приземляются – дети опускаются на одно колено. Музыкальное сопровождение: «Полетаем на самолете», муз. В.Золотарева.
- Карусели
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения с темпом музыки.
Оборудование: большой обруч.
Описание:
На полу лежит большой обруч. Педагог приглашает несколько детей ( от 3 до 5 ) покататься на карусели. Выбранным детям надо взяться за обруч левой рукой, приподнять его над полом, а правую отставить в сторону. Начинается «катанье» - дети медленно идут друг за другом на полной ступне. В это время остальные дети вместе с педагогом поют песенку:
Завертелись карусели
И помчались с ветерком.
Поначалу еле-еле,
А потом бегом, бегом!
Дети легко и быстро бегут, держась за обруч (на весь проигрыш поют : «Ля-ля-ля»). С окончанием музыки «карусели» останавливаются. Дети берутся за обруч правой рукой и «катаются» в другую сторону.
Музыкальное сопровождение: «Бульба» белорусская народная мелодия.
- Мячи
Цель: развитие чувства музыкального темпа, выполнение движений под музыку различного темпа.
Оборудование: большие мячи по количеству детей.
Описание:
Дети стоят в шеренге с мячами в руках. Под музыку, звучащую в медленном темпе, днти несколько раз не спеша поднимают мячи над головой и, нагибаясь, опускают их к ногам (не выпуская мячи из рук). На быстрый темп дети катят мячи по полу и бегут за ними до противоположной стороны зала.
Музыкальное сопровождение: «Мячи», муз.К.Дискина.
- Осенние листочки
Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».
Описание:
Детям, сидящим на стульчиках или на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании отрывка в медленном темпе.
Усложнение: предложить детям дополнить движения рук движениями головы, корпуса и ног.
Музыкальное сопровождение: «Тема из вариации», муз. К.Вебера.
- Курочка и цыплятки
Цель: обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.
Описание:
Дети сидят на стульчиках. Прослушивая музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до ладони другой руки – курочка клюет зернышки. При прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе – цыплята клюют зернышки.
Музыкальное сопровождение: «Русская народная мелодия» в обр.Г.Фрида.
- Барабанщик
Цель: побуждение детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом игрой на барабане.
Оборудование: барабан, коврики, на которых помещаются обе руки ребенка.
Описание:
Педагог играет на барабане в соответствующем темпе (быстро или медленно), дети на своих импровизированных барабанчиках (ковриках) отстукивают ладошками заданный темп.
- Игра-упражнение "Весёлые бубны"
Цель: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы.
Материал. Бубны на каждого ребёнка (дудочки или свистульки).
Содержание.
Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-Та-та-та...
Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз ударить в бубен. Разнообразить игру можно, предложив детям свистульки или дудочки.
- Игра-упражнение "Озорные козлята"
Цель: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал. Шапочки козлят на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог поднимают руки над головой с вытянутыми указательными пальцами, изображая рожки, потом продолжают движения ногой до последующего акцента.
- Ритмическая игра "Дятел".
Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.
Долбит дятел в лесу сук,
Раздаётся: тук-тук-тук!
- Речевая игра "Ворона".
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Материал: Карандаши по количеству детей.
Содержание.
Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку - четыре удара).
- Ты, ворона, где была?
Что, ворона, принесла?
- Я летала на базар,
Принесла вам «кар-кар».
- Ритмическая игра "Азбука морзе".
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.
ООооОО ОоооОО оооОО ОооОоо
- Ритмическая игра "Капельки".
Цель: Упражнять детей ритмичными движениями передавать текст.
Содержание.
Кап! Кап! Я - капель,
У меня в апреле
(стучат указательным пальчиком по ладони)
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям),
Детям на игрушки.
Кап - кап - кап!
Воробью
(легко прикасается пальчиками к голове)
Прямо на макушку.
Перечень игр
|
Литература:
1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
2. Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. ...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...
Игры, направленные на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Комплекс игр на музыкальных занятиях...
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...
План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
...
«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...