Дидактический материал для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке

Любовь Кузьминична Гусева

Проблема развития чувства ритма у дошкольников является важной педагогической  проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx17.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дидактический материал

для музыкальных руководителей

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Гусева Любовь Кузьминична музыкальный руководитель высшей квалификации

 

Проблема развития чувства ритма является важной проблемой педагогической теории и практики. Считается, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего.

       Ритм - это определенная последовательность звуков и пауз. Любое слово имеет ритмическую структуру - количество слогов и ударный слог. Детям сложно воспроизвести даже простые ритмы, подсчитать количество хлопков, заучить небольшое стихотворение.
Игры на развитие чувства ритма создают базу для работы над слоговой структурой слова и фонематическим восприятием.

Повтори ритм - вариант 1
Предложите ребенку подсчитать, сколько раз вы ударили в бубен, теперь пусть он столько же раз подпрыгнет/хлопнет в ладоши/топнет ногой.
Повтори ритм - вариант 2
Прохлопать - протопать заданный ритмический рисунок, ориентируясь на пример взрослого или на ритмическую схему на бумаге (ритм можно обозначать палочками, точками черточками. Например, --------- быстрые хлопки, - - - - - медленные, -- - - 2 быстрых и 2 медленных хлопка. Ритмы можно повторять хлопая, топая, прыгая или используя музыкальные инструменты (взрослый задает ритм на барабане, ребенок повторяет на бубне и т.д). Чтобы усложнить задание, при загадывании ритма попросите ребенка отвернуться, исключив таким образом опору на зрительное восприятие.
Повтори ритм - вариант 3
Отстучать ритм по словесной инструкции. Например, хлопни 3 раза тихо, потом сделай паузу и хлопни 4 раза громко. Или - хлопни 5 раз быстро и 2 раза медленно и т.д.
Стихи
Работа с потешками, скороговорками, стихами.
Заучивая наизусть стихи, повторять их, отстукивая ритм. Воспроизведение текста стихотворения с движениями.

Сегодня я представлю примеры проявления ритмического чувства детей в различных видах музыкальной деятельности.

Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства», возникает задача воспитания «чувства ритма вообще».

Однако надо помнить, что как нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки для активизации ритмического чувства детей, так же нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут охватить целиком.

Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности.

 1 задания, направленные на развитие ощущения пульсации, используя музыку с четким ритмом. Затем параллельно с развитием у учащихся ощущения метрической пульсации постепенно добавляла задания на усвоение ритмических фигур.

Предлагаю рассмотреть варианты заданий и примеры проявления ритмического чувства дошкольников по видам музыкальной деятельности.

Для развития чувства ритма при слушании музыки можно использовать:

Тактильное уподобление (младший возраст). Педагог в ритме музыки касается руки ребёнка.

Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.

Оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.

Творческие ритмопластические импровизации.

Для развития чувства ритма при пении можно использовать следующие упражнения:

Прохлопывание ритма ладошками, палочками.

Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.

Пение по ритмическим картинкам.

Ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).

Хлопки по кругу. (Или игра «Зеваки и торопыги» — Картушина)

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности с неисчерпаемыми возможностями по развитию чувства ритма у дошкольников.

В своё время Швейцарский педагог и композитор Ж.Далькроз выдвинул идею использования движения как средства формирования музыкальности детей.

Ритм в музыке и ритм пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом, это увеличивает музыкальные переживания.

Сейчас я предлагаю вам на своих местах выполнить упражнение, которое помогает почувствовать всем телом ритмичность музыки. Для этого нужно только встать. Музыка для упражнения подбирается с четко выраженным ритмом. У нас это будет рок-н-рол.

Упражнение на местах: «Почувствуй ритм телом»

Я полностью согласна с Эмилем Жак-Далькрозом, что для правильного, ритмичного и легкого выполнения танцевальных движений нужны систематические упражнения, в которых ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, вырабатывается техника движений и тренируется/развивается чувство ритма:

Пружинящие полуприседания и вставания на носки, вырабатывающие навык пружинящего движения.

Ритмичное движение под музыку в соответствии с её жанровыми, характерными особенностями (марш, полька, королевский марш льва муз. Сен-Санса, шествие кузнечиков муз. С. Прокофьева, Хромой козлик Кабалевского) – передача музыкального образа.

Упражнения на ритмичные движения персонажей (медведь, лиса, заяц…) – передача музыкального образа.

Танцевальные импровизации.

Воспроизводить по подгруппам разный ритмический рисунок: одна группа воспроизводит «топающая пятка» — половинки, другая «дробный шаг» — четверти, третья «носочки» движется в ритме восьмыми.

Отработка понятия музыкальная пауза в движении.

Узнавать танец, пляску по ритмическому рисунку.

Выделение музыкальной фразы жестами.

Движение с музыкой и без неё.

Музыкальные игры на развитие чувства ритма.

Работа над развитием чувства ритма у дошкольников включает разные формы (задания, упражнения). Я в своей работе с детьми использую многие из них. В том числе — авторские, составленные на основе методики работы по развитию чувства ритма И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. (Книга «Этот удивительный ритм»).

Работа над ритмом при пении представлена в книге М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду».

Литература:

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., «Просвещение», 1967.

Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уча-щ по спец. «Дошколят. воспитание» /Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.

Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

И. Каплунова, И. Новоскольцева Этот удивительный ритм. – Издательство «Композитор ∙ Санкт-Петербург», 2007.

Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».

Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Практическая консультация для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Чувство ритма это одна из музыкальный способностей, без которой практически не возможна ни одна музыкальная деятельность. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитан...

Консультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а неп...

Мастер - класс для педагогов МБДОУ №89 «Журавленок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ Музыкальный руководитель: Иванова А.А. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

laquo;Ритм в музыке – это пульсация, свидетельствующая о жизни ...»А. Г. РубинштейнЦель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых ...

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя Орловой Надежды Александровны Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» на 2023-2026 учебный год для детей 2-7 лет

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, псих...