Дидактический материал для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке
Проблема развития чувства ритма у дошкольников является важной педагогической проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.docx | 17.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
для музыкальных руководителей
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Гусева Любовь Кузьминична музыкальный руководитель высшей квалификации
Проблема развития чувства ритма является важной проблемой педагогической теории и практики. Считается, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего.
Ритм - это определенная последовательность звуков и пауз. Любое слово имеет ритмическую структуру - количество слогов и ударный слог. Детям сложно воспроизвести даже простые ритмы, подсчитать количество хлопков, заучить небольшое стихотворение.
Игры на развитие чувства ритма создают базу для работы над слоговой структурой слова и фонематическим восприятием.
Повтори ритм - вариант 1
Предложите ребенку подсчитать, сколько раз вы ударили в бубен, теперь пусть он столько же раз подпрыгнет/хлопнет в ладоши/топнет ногой.
Повтори ритм - вариант 2
Прохлопать - протопать заданный ритмический рисунок, ориентируясь на пример взрослого или на ритмическую схему на бумаге (ритм можно обозначать палочками, точками черточками. Например, --------- быстрые хлопки, - - - - - медленные, -- - - 2 быстрых и 2 медленных хлопка. Ритмы можно повторять хлопая, топая, прыгая или используя музыкальные инструменты (взрослый задает ритм на барабане, ребенок повторяет на бубне и т.д). Чтобы усложнить задание, при загадывании ритма попросите ребенка отвернуться, исключив таким образом опору на зрительное восприятие.
Повтори ритм - вариант 3
Отстучать ритм по словесной инструкции. Например, хлопни 3 раза тихо, потом сделай паузу и хлопни 4 раза громко. Или - хлопни 5 раз быстро и 2 раза медленно и т.д.
Стихи
Работа с потешками, скороговорками, стихами.
Заучивая наизусть стихи, повторять их, отстукивая ритм. Воспроизведение текста стихотворения с движениями.
Сегодня я представлю примеры проявления ритмического чувства детей в различных видах музыкальной деятельности.
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства», возникает задача воспитания «чувства ритма вообще».
Однако надо помнить, что как нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки для активизации ритмического чувства детей, так же нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут охватить целиком.
Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности.
1 задания, направленные на развитие ощущения пульсации, используя музыку с четким ритмом. Затем параллельно с развитием у учащихся ощущения метрической пульсации постепенно добавляла задания на усвоение ритмических фигур.
Предлагаю рассмотреть варианты заданий и примеры проявления ритмического чувства дошкольников по видам музыкальной деятельности.
Для развития чувства ритма при слушании музыки можно использовать:
Тактильное уподобление (младший возраст). Педагог в ритме музыки касается руки ребёнка.
Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.
Оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.
Творческие ритмопластические импровизации.
Для развития чувства ритма при пении можно использовать следующие упражнения:
Прохлопывание ритма ладошками, палочками.
Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.
Пение по ритмическим картинкам.
Ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).
Хлопки по кругу. (Или игра «Зеваки и торопыги» — Картушина)
Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности с неисчерпаемыми возможностями по развитию чувства ритма у дошкольников.
В своё время Швейцарский педагог и композитор Ж.Далькроз выдвинул идею использования движения как средства формирования музыкальности детей.
Ритм в музыке и ритм пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом, это увеличивает музыкальные переживания.
Сейчас я предлагаю вам на своих местах выполнить упражнение, которое помогает почувствовать всем телом ритмичность музыки. Для этого нужно только встать. Музыка для упражнения подбирается с четко выраженным ритмом. У нас это будет рок-н-рол.
Упражнение на местах: «Почувствуй ритм телом»
Я полностью согласна с Эмилем Жак-Далькрозом, что для правильного, ритмичного и легкого выполнения танцевальных движений нужны систематические упражнения, в которых ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, вырабатывается техника движений и тренируется/развивается чувство ритма:
Пружинящие полуприседания и вставания на носки, вырабатывающие навык пружинящего движения.
Ритмичное движение под музыку в соответствии с её жанровыми, характерными особенностями (марш, полька, королевский марш льва муз. Сен-Санса, шествие кузнечиков муз. С. Прокофьева, Хромой козлик Кабалевского) – передача музыкального образа.
Упражнения на ритмичные движения персонажей (медведь, лиса, заяц…) – передача музыкального образа.
Танцевальные импровизации.
Воспроизводить по подгруппам разный ритмический рисунок: одна группа воспроизводит «топающая пятка» — половинки, другая «дробный шаг» — четверти, третья «носочки» движется в ритме восьмыми.
Отработка понятия музыкальная пауза в движении.
Узнавать танец, пляску по ритмическому рисунку.
Выделение музыкальной фразы жестами.
Движение с музыкой и без неё.
Музыкальные игры на развитие чувства ритма.
Работа над развитием чувства ритма у дошкольников включает разные формы (задания, упражнения). Я в своей работе с детьми использую многие из них. В том числе — авторские, составленные на основе методики работы по развитию чувства ритма И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. (Книга «Этот удивительный ритм»).
Работа над ритмом при пении представлена в книге М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду».
Литература:
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., «Просвещение», 1967.
Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уча-щ по спец. «Дошколят. воспитание» /Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
И. Каплунова, И. Новоскольцева Этот удивительный ритм. – Издательство «Композитор ∙ Санкт-Петербург», 2007.
Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».
Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...
Практическая консультация для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Чувство ритма это одна из музыкальный способностей, без которой практически не возможна ни одна музыкальная деятельность. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитан...
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на ДМИ"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Даже природа без ритма не существует....
Консультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а неп...
Мастер - класс для педагогов МБДОУ №89 «Журавленок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ Музыкальный руководитель: Иванова А.А. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
laquo;Ритм в музыке – это пульсация, свидетельствующая о жизни ...»А. Г. РубинштейнЦель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых ...
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя Орловой Надежды Александровны Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» на 2023-2026 учебный год для детей 2-7 лет
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, псих...