Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях
статья по музыке (подготовительная группа)

Из опыта вокально - хоровой работы в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_2020.docx34.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях

Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание)  я старалась использовать в работе самые разнообразные приемы.

Начинаю со свободного входа детей. Затем друг друга приветствуем "по трезвучию" (пропеваем: " Здравствуйте, ребята", "Здравствуйте").

Дети располагаются возле инструмента. Проводится распевка.

Затем все садятся на места, начинается работа над вокальными навыками. Стараюсь как можно больше использовать методических приемов в быстром темпе, это активизирует детей. Так во время проведения открытого экспресс-показа методических приемов по работе над вокально-хоровыми навыками мною было использовано максимальное их количество, что нисколько не утомило детей, а наоборот, принесло разнообразие и живой отклик.

Как форму углубленной работы над певческими данными детей провожу занятия по подгруппам (мониторинговая деятельность, наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности и т.д.). В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую - лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе я даю материал попроще, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что не маловажно для слабо слышащих детей: "Сорока-воровка" русская народная припевка, "Андрей-воробей" фольклорная прибаутка (из сборника "Музыкальный букварь" Н.А.Ветлугиной). Время для занятий с этими детьми было увеличено. Помимо того, что я уделяла им больше внимания на музыкальных занятиях в индивидуальной работе, я стала с ними заниматься после занятия. Я добилась в этой группе определенных результатов. У детей закрепились ранее сформированные представления о регистрах (высоком и низком), знания о высоких и низких звуках. Дети стали слышать звуки в пределах квинты и петь их более уверенно.

Элементы ролевой игры, образное воображение и представление, ощущение новизны внутреннего состояния ("я сильный, смелый") значительно помогли ребенку, принесли пользу в развитии слуха и голоса.

В результате проведенной работы дети первой группы стали чище петь высокие звуки, дотягиваться своим голоском до звучания ноты. Они смогли вместе с детьми второй группы не только пропеть предложенное упражнение "Бубенчики" Е.Тиличеевой, но и выкладывать на фланелеграфе плоскостные изображения бубенчиков (высокий, средний, низкий), а также безошибочно проигрывать заданные звуки на металлофоне.

Дети с большим удовольствием работают на занятиях с фланелеграфом. В игровой форме они закрепляют высоту и длительность нот, а также учатся выкладывать ритмический рисунок простых песен и попевок ("Петушок", "Василек"). Для выявления хорошо поющих детей использую прием пения "цепочкой" знакомой песни, что экономит время, не требуя дополнительного обследования вне занятия.

В своей работе я также использую попевки по релятивной системе - пропевание имен детей с определенных ступеней в виде больших и малых терций.

Варианты пения терцовых интервалов самые разнообразные. Можно петь отдельно только малые терции (м3), либо только большие (б3), а можно чередовать их в различных последовательностях. Но я не останавливалась только на определенном интервале. Данную работу над попевками я пробовала и на других интервалах (секунды, кварты, примы).

Дети самостоятельно участвовали в творческом процессе, сами придумывали мелодии, ритмический рисунок, который мог быть довольно сложным (синкопа, пунктирный ритм), что позволяло им расширить сферу ритмических представлений. Полученные новые знания закреплялись ритмическими хлопками, ритмическими движениями (притопы), шумовыми звуками (бубны, погремушки, деревянные ложки).

Для формирования ладо-тонального слуха, что, помимо, звуковысотного, тоже очень важно для пения, использовала творческие здания: "Что ты хочешь, кошечка?", "Зайка, где бывал?" музыка С.Скребковой.

На каждом занятии задания незаметно для детей, но постепенно усложнялись путем внесения разнообразных атрибутов, иллюстраций, чтения стихов и т.д. Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляли детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - не маловажный фактор овладения вокальными данными.

Учитывая особенности ребенка к подражанию, я с успехом применяла прием "пение в транспорте", т.е. траспонировала, поднимала мелодию верх на секунду, терцию. Дети начинали подражать и петь более высоким голосом (как "кошечка" как "зайчик", "волк"). Большую пользу детям принесло игровое упражнение "Музыкальное эхо" (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, "зажимы".

Главная задача игрового момента - участие всех детей в творческом процессе. И не важно выполнено задание ребенком или нет, главное - участие. Это особенно необходимо для детей, имеющих слабые музыкальные данные.

Эти и другие приемы, такие как вопросно-ответная форма или задание закончить мелодию, начало которой спел взрослый, помогли детям экспериментальной группы активизировать внутренний слух, развить творческое начало. Дети стали уверенней придумывать свои ответ, сохраняли мажор или минор в песне. Продвинутость детей стала ощутимой. Сначала многие дети подражали ответу взрослого, затем они стали придумывать свои собственные ответы.

Но пение было у многих еще прерывистым, дыхание коротким. Поэтому, учитывая индивидуальные возможности и певческие навыки у детей, на каждом занятии я стала давать короткие попевки. Объясняла, что вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох - медленным. Учила брать дыхание перед началом пения и между фразами, а не посередине слова. Но не у всех детей было правильное дыхание. Детям было предложено "Поймай ветерок" и "Кто дальше сдует пушинку". Такие игровые упражнения детям нравится, они в простой форме закрепляют навыки правильного дыхания. В дальнейшем я подбирала упражнения с более удлиненными фразами.


В развитии вокальных навыков, выразительности исполнения очень важным является умение слушать песню. Для этого прежде всего надо собрать внимание детей и вызвать у них интерес к песне (беседой, сообщением о новом песенном материале, о названии, содержании, настроении, композиторе, чтением теста песни, объяснением непонятных слов и выражений). Затем создать определенный настрой, подготовить детей к целенаправленному слушанию ("послушайте и скажите…"). Затем выразительное исполнение песни музыкальным работником, вопросы к детям (по содержанию песни, по характеру…) и ответы детей. И в заключении раздела слушания - подпевание песни детьми.

На занятиях и развлечениях стараюсь давать слушать хоровые произведения в исполнении детских хоров, солистов. Так, слушая "Ave Maria" Шуберта, обратили внимание на длительность фразы, которая зависит от дыхания, и предложила детям поработать над этим. Слушая вокальный ансамбль, где звучали несколько голосов, дети отметили высокие и низкие голоса.

Чтобы вызвать интерес к новой песне, использую следующие методические приемы: показ иллюстрации, картин, стихи, пословицы, загадки, игрушки, наглядные пособия, атрибуты, фланелеграф, теневой театр. Например, перед разучиванием хоровода "Огородная хороводная" (музыка Е.Тиличеевой) использовала фланелеграф "Что растет на грядке?", а при проведении музыкально-дидактической игры "Волшебные часы" исполняла на фортепиано либо мелодию песни, либо вступление к ней, тогда как вызванный ребенок указывал стрелкой на соответствующую иллюстрацию к песне и называл ее. Дети же все вместе угадывали какая это песня по названию. Убедившись, что все в группе узнают песню по вступлению или заключению, перехожу к работе над вокально-хоровыми навыками.

В период разучивания песни использую следующие методические приемы: проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогаю детям осваивать текст и мелодию. На первых этапах разучивания песни я не пользуюсь аккомпанементом, играю только мелодию или предлагаю ее запомнить с голоса взрослого. А в дальнейшем чередую игру мелодии без фортепианного сопровождения с сопровождением.

Стараюсь не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь речитативом, скандировать. По этой же причине не поручаю воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время. Для того, чтобы закрепить слова песни, предлагаю повторять их по одному, цепочкой, отдельными предложениями и фразами. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей.

Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а...), по строчкам, по фразам, по рядам, "мальчики - девочки", по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как "в одну дудочку играем", первый куплет поем вслух, второй - про себя, пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы), пение на игру воображения ("кошечка болеет", "собачка лает", "коровка на лугу пасется"). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.

Часто прибегаю к приему, закрепляющему навыки чистого интонирования: предлагаю спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть хорошо поющим. Даются разные здания, в которых слабо слышащий ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо поющего ("помоги другу").

Нечисто поющим детям уделяю особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю. Но в практике я заметила, что не все слабо слышащие дети чувствуют себя удобно при таком размещении. В начале я тоже рассаживала детей на пении таким же образом: на первые ряды - плохо поющих, на последние ряды - хорошо поющих.                         - музыкальный руководитель

        - хорошо слышащие дети

        - средне, слабо поющие

        - плохо поющие дети

Я обратила внимание, что при такой посадке детей должный эффект возникает тогда, когда в группе больше в процентном отношении детей хорошо поющих. Поэтому, чтобы слабо поющие дети быстрее научились чище воспроизводить мелодию, я стала хорошо поющих детей садить рядом со слабо поющими. Тогда дети слышат чистое пение не только сзади, но и рядом с собой.

Но я не остановилась на таком варианте размещения. Считаю, что удобнее размещать детей не в принятом 3-рядном расположении стульев (т.к. дети, сидящие в третьем ряду, сильно отдалены от музыкального руководителя), а в 2-рядном и не прямолинейно располагать, а полукругом. Звук концентрируется центре полукруга и дети лучше слышат друг друга.

Ну, а для более эффективных результатов стараюсь детей размещать различными способами, чередуя выше описанные и добавляя новые ("шахматный порядок", "хоровая лесенка" и т.д.).          

Качество пения зависит от наличия музыкального слуха.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. До сих пор изучение взаимодействия звуковой интонации человеческого голоса с музыкальным слухом (мелодическим, гармоническим, звуковысотным) является предметом исследования многих ученых и музыкантов, но до конца природа этой связи пока не изучена.

Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, я стараюсь добиваться точного воспроизведения мелодии; начинаю петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы "подравниваясь" к вокальной интонации. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваиваются в ходе постоянных упражнений (например, начинать звук "мм…" закрытым ртом, а затем переходить на открытый звук "а-а-а" {мм-а-а}. Дети должны ощутить как звук вибрирует ("губам щекотно").

Звукообразование предполагает прежде всего качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучанию я выбираю песни в медленном и умеренном темпе и добиваюсь протяжного звучания в первую очередь на конце фразы ("По малину в сад пойде-е-ем"). Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных - дикция. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при излечении звуков: внятное произношение согласных (р,з,с,т,н…) , нижняя челюсть подвижная (это заметно на гласных звуках - широко раскрывается рот). В обучении детей правильному звукопроизношению, я опиралась на основные правила речевой дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесу, в декабре, ручьем). Безударные гласные тоже не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени (протяженность звука). Поэтому беглая в речи "о" звучит в пении как "а" ("карова", "актября"), звук "я" микшируется и произносится как "е" ( в октябре - в октебре). На безударных гласных дети часто делают ошибки: неправильно произносят "е", заменяя ее на "и" (питушок, дикабре, рибят), а букву "я" заменяют на "и" (в октибре, маслина головушка).

Согласные же выговариваются быстро и четко. Поэтому я слежу, чтобы как можно меньше было препятствий звучанию гласных (нельзя петь: сссеренькая). И стараюсь добиваться, чтобы согласные, стоящие на конце слова, пропевались в начале следующего ("Бе-жи-тру-чье-мво-да).

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Примеры:

" Курочка чернопестра - уточка с носка плоска",

" Сенька-везенька, вези меня на палке, сам пешком, перевертышком"",

"Наш Полкан попал в капкан",

"Бубнит барабан, что побит барабан, труба трубит: "Хорошо, что побит".

Одна из сложных задач в пении - это уметь петь без сопровождения (а капелла). Как правило, я разучиваю с детьми песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя). Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие - они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.

Стараюсь во время разучивания песни предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая только мелодию. Далее с полным сопровождением, затем без инструмента под пение музыкального руководителя и, наконец, спеть самостоятельно, а капелла. Детям предлагаю маленькие песенки-попевки, русские народные песни.

Использовала следующий прием: в сопровождении металлофона, короткое, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.

Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально ("сценическая площадка"). При таком пении дети стали лучше слышать.

Дети любят еще один довольно сложный прием "дробления" : повторы отдельных слов, мотивов, пение с остановками в середине фразы, слова по руке либо по специальному заданию ("телефонная связь").

С удовольствием использую прием "тактирования", в котором в непринужденной форме работаю над ритмическими особенностями песни. Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы ("часики-ходики").

В работе над ансамблевым пением применяю иногда дирижерские жесты: сильный взмах - громкое звучание, слабый - тихое; показываю рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначаю задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни. При разучивании песни дирижирую сама одной рукой, другой играю. Когда поем песню с музыкальным сопровождением, дирижирует воспитатель. При помощи таких приемов добиваюсь слаженного пения, общего темпа, динамических оттенков.

Работая над песней, я возвращаюсь к ранее разученным, включая их в то или иное занятие, развлечение, праздник. В знакомых песнях ярче проявляются усвоенные певческие навыки. Так на осеннем празднике дала в сольном исполнении песню "Журавушка" музыка Зарицкой. Песня была детям знакома, а в исполнении Сони дети слушали с еще большим удовольствием. Кроме того, знакомая и любимая песня способствует творческой активности детей в самостоятельной деятельности, и нередко робкие, застенчивые дети проявляют свои способности. Например, Маша, робкая и застенчивая девочка, очень эмоционально исполнила с Юлей русскую народную песню "Где был, Иванушка?", а на развлечении "Осенняя ярмарка" все дети пели естественно, свободно, подыгрывая себе на ложках, трещетках, бубенцах.

Я, как педагог, ставлю перед собой задачу : научить детей в первую очередь выразительному и эмоциональному пению. Эту задачу я выполняю обязательно с учетом всех важнейших поэтапных особенностей восприятия песен детьми (сначала выслушать высоко художественное исполнение песни, эмоционально откликнуться на нее, потом через интерес и появление желания выучить ее, а затем самостоятельно исполнять во всех видах своей деятельности).

В применении того или иного приема обучения детей пению я исходила из намеченной для себя цели: расширить кругозор детей, их музыкальные представления, прочно закрепить полученные знания в различных сферах творческой деятельности.

Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни, а заполняя его досуг, оно помогает организовать творческие и сюжетные игры, трудовую деятельность и отдых.

Большую помощь мне в работе оказывают воспитатели. На занятия всегда приходят подготовленными, записывают задания для работы в группе, активно участвуют в проведении утренников и развлечений для детей. Всегда советом и делом помогают как лучше организовать развлечение в группе или на участке. Активно помогают в оформлении зала к праздникам, в решении организационных вопросов. Используя свой опыт и знания ,сама помогаю им в проведении различных мероприятий. Так для занятия на экологическую тему "Наш дом - планета Земля" использовала знакомую песню "Из чего наш мир состоит" музыка Чичкова. В занятии по изобразительной деятельности звучала песня "Летние цветы" музыка Тиличеевой.

Включая в свою деятельность практически весь арсенал существующих методических приемов, я считаю, что начинать любую исследовательскую работу необходимо с выявления общих музыкальных способностей ребенка: наличие музыкального слуха, ладотонального и ритмического чувства, музыкальной памяти, музыкального мышления, подключая затем выявление вокальных особенностей и певческих данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооборазование " Методические приемы и формы работы с детьми с ОНР по формированию связной речи"

Дипломная работа по окончанию курсов повышения квалификации "Современные технологии предупреждения и преодоления речевых расстройств". В работе представлена теоретическая часть по развитию связной реч...

"Разработка и внедрение в практику вокально-хоровой работы с детьми методов и приемов развития звуковысотного слуха. Знакомство с нотной грамотой."

Пение-важный раздел в музыкальном развитии ребёнка. И многое зависит от меня,как педагога.Я сама умею и люблю петь,меня этому научили мои учителя.А для моих ребят я всегда буду первым учителем пения.П...

Доклад из опыта работы "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Публичный доклад из опыта работы на тему "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста" транслируемый в рамках "Педагог года - 2011 года"....

Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ.

Статья о методах и приёмах вокально- хоровой работы в ДОУ...

ПРОЕКТ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНО- ХОРОВЫМИ НАВЫКАМИ В ДОУ

ПРОЕКТ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНО- ХОРОВЫМИ НАВЫКАМИ В ДОУ...

Методическая разработка Тема: «Содержание работы по петербурговедению с детьми подготовительной к школе группы».

Основные цели:1. Формирование мировоззрения через постижение истории мировой культуры.2. Понимание. Что история Санкт-Петербурга важна для новых поколений петербуржцев. Город стал ярчайшим символом ру...