Дополнительная образовательная программа кружка по логоритмике “Умные пальчики”
рабочая программа по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа кружка по логоритмике “Умные пальчики” | 35.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад комбинированного вида№9 «Светлячок»
Дополнительная образовательная
программа кружка по логоритмике
“Умные пальчики”
Возраст детей 2-6 лет
Составил:
Педагог- музыкант Абилова С.Э
Реутов 2019 -2020 гг
Содержание
Ι. Целевой раздел
- Пояснительная записка
- . Цели и задачи реализации рабочей программы
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.4.Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
1.6. Мониторинг
ΙI. Содержательный раздел
2.2. Комплексно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
ΙII. Организационный раздел
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда
Ι. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и рассчитана на возраст детей 2-6 лет.
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 8 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Какова основная цель логоритмики?
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
- Ι. Целевой раздел
- 1.1 Пояснительная записка
- Программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и рассчитана на возраст детей 2-6 лет.
- Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
- Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
- Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.
- Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
- Подготовительная часть длится 7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
- Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- – на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- – на развитие внимания;
- – регулирующие мышечный тонус;
- – формирующие чувство музыкального размера;
- – на развитие чувства темпа и ритма;
- – на развитие координации движения;
- – на координацию речи с движением;
- – на координацию пения с движением;
- – на развитие речевых и мимических движений.
- Заключительная часть занимает 8 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
- Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- – артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- – чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- – пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- – упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- – вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- – фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- – песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- – музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- – музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- – коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- – упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения
- Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами.
Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
- сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
- способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);
- улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
- воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
2.2. Комплексно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год.
Месяц | Дни недели | Лексико-грамматическая тема | Название логоритмического занятия | Цель | ||
Октябрь | 1 | «Осенняя красота природы» | «Осеннее настроение» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
2 | «Осенняя ярмарка» (сад-огород: овощи, фрукты, ягоды) | «Спор овощей» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
3 | «Лес» (деревья, кустарники, грибы, ягоды | «В гостях у лесовичка» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
4 | «Транспорт» (ПДД. Профессии на транспорте) | «Паровозик из Ромашкова» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
ноябрь | 1 | «Все профессии равны, все профессии важны» | « Кем быть?» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
2 | «Посуда. Наша пища. | « Федорино горе» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
3 | «Путешествие в ателье. Материалы» | «Марья – искусница» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
4 | «Домашние животные и их детеныши» | «У бабушки в деревне» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
декабрь | 1 | Зима. Зимние забавы | «Снеговик принес письмо» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
2 | «Зимующие и перелетные птицы» | «Приключение вороны» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
3 | «Дикие животные и их детеныши | « В мире животных» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
4 | Новогодний праздник | «Новый год» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
январь | ||||||
2 | «Человек и семья» | « В доме моем» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
3 | «Комнатные растения» | « Путешествие с кактусиком» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
4 | «Игрушки» (русская народная игрушка) | « Игрушки» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
февраль | 1 | «Наш уютный дом» | « Новоселье» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
2 | «Моя родина. Наш город» | «Мой край родной» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
3 | «День защитника Отечества» | «День защитника Отечества» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
4 | «Животные холодных и жарких стран» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||||
март | 1 | «О мамах родных и самых важных» | «Как зайчонок маму искал?» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
2 | «Весеннее пробуждение» | О чем плачет сосулька?» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
3 | «Неделя детской книги» | «Путешествие в сказку» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
4 | «На птичьем дворе». | « Петушок и его семья» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
апрель | 1 | «Животный мир морей и океанов» | «Путешествие в подводное царство» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
2 | «Космическое путешествие» | « Полет в космос» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
3 | «Насекомые планеты» | «Муха-Цокотуха» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
4 | «Растения луга, сада» | « Путешествие в строну цветов» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
Май | 2 | «День победы» | « На парад идут солдаты» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
3 | «Скоро в школу» | «Приключения Буратино» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |||
4 | «Весне скажем до свиданья, лету красному привет» | « В гостях у лета» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. |
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.
В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального руководителя заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость Учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье
Формы работы с родителями:
- Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);
- Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);
- Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
- Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;
- Оформление информационных стендов для родителей.
ΙII. Организационный раздел
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда
Технические средства для подготовки и проведения занятий.
· видео - аудио, CD- проигрыватели
· фортепиано
· детские музыкальные инструменты
· шумовые игрушки
· массажные и резиновые разноцветные мячики
· природный игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки различной фактуры, орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет
Дополнительная образовательная программа кружка " Логоритмика" для детей 3-4 лет...
Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...
Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Разноцветные пальчики»
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем боль...
Дополнительная образовательная программа кружка «Умные ладошки»
Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. говорил: «Истоки с...
Дополнительная образовательная программа кружка по конструированию и ручному труду "Умелые пальчики"
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности :изобразительной,декоративной и конструктивной....
Дополнительная образовательная программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Ловкие ручки» (Веселые пальчики) для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года) 2023 – 2024 учебный год.
Дополнительная образовательная программакружка по нетрадиционной технике рисования«Ловкие ручки» (Веселые пальчики)для детей второй младшей группы №2 «Смешарики» (3-4 года) 202...