Статья "Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях"
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Михалева Екатерина Викторовна

Статья "Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях" включает в себя мое видние того, как может проходить занятие-игра по концепции К. Орфа. Использование инструментов в приветствии, в развитии ритма, в мкзыкально-ритмическом развитии, в театрализованной деятельности, в певческих навыках, элементарном музицировании. Также приведены примеры некоторых упражнений и игр.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях».

 

На сегодняшний день концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”, а именно - элементарное музицирование и движение, сейчас входит в реестр ФГОСа во многих образовательных и специализированных детских учреждениях. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования и тем самым раскрыть свой творческий потенциал.

      Инструментарий Орфа состоит из инструментов, созданных специально для использования детьми, ориентированы на достижение образовательных целей и терапевтического воздействия. Инструменты создают связь между ребенком и взрослым. Ребенок может общаться через инструмент, инструмент выполняют две функции: как сближение и сохранение дистанции.

      Я регулярно использую элементарное музицирование на отдельных занятиях целью дать ребенку возможность эксперимента и самовыражения.

Особенность этих инструментов – многообразие использования. Один и тот же инструмент может использоваться различными способами в течение одного занятия и может стимулировать различные движения рук, ног или головы.

Занятие начинается с приветствия-знакомства  «Добрый день, вот какой сегодня чудный день». Это приветствие можно сыграть на палочках, карандашах.

Часто использую в музыкально-ритмических упражнениях: бутылки с водой, шейкеры с крупой, баночки с мелкой крупой, кубики, палочки. Например «Рондо с палочками» - «лошадки» (ритмично стучать палочкой о палочку, «дождик» (присев, стучат палочками по полу), «тихие шаги» (сев на пятки, стучать по своим коленям), «шорохи» (потереть палочки между ладонями)

        Четыре раза в год я провожу элементарные музыкальные сказки: «Происшествие в осеннем лесу», «Зимняя сказка», «Случай весной», «Летнее приключение ежика», используя подручные звучащие инструменты, или даю возможность придумать инструменты детьми (деревянные кубики, коробочки, палочки, бумага, шишки, колокольчики, трещотки, колотушки, ложки и тд).

         На занятиях мы играем в игру «Поиски звуков». Я детям рассказываю истории о деревянных предметах, о металлических предметах, затем мы идем искать их и конечно пытаемся что-то сыграть и даже спеть.

Дети очень любят упражнения с ритмо-палочками.

Несколько игр, которые я использую в работе с детьми:

«Рыбка» (выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка,  - 2 раза стучим перед собой палочками
Вот  -передаем соседу справа 
Червяк -  берем другую палочку, переданную соседом слева
Откуси, хоть  -2 раза стучим перед собой палочками 
Чуточку передаем соседу справа;

затем берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси  - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак  - передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь  2 раза стучим перед собой палочками
На удочку  -передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону.

Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. 

-Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - 
ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - 
ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! 
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - 
удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - 
удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - 
движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - 
ритмичные удары по полу

Матрёшки и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки. Тук! Тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук! Тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень

Он принёс ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели – Трень – ди, трень –ди, трень - ди - трень!

Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трень –ди-трень!

Будет весело играть. Наш оркестр целый день!

Шур-шур песенка.

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, шур-шур, шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур, шур-шур.

Дети играют на « шуршунчиках »: на самодельных шурмовых инструментах.

А где то спит мурлыка - кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поёт:

- Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети играют тремоло на металлофоне или перебирают струны цитры (арфы).

Кухонный оркестр.

Наш повар Василий на кухню пришёл.

Он главный , он сильный, он – как дирежёр!

Огромным половником только взмахнёт-

Оркестр посудный тот час запоёт:

Кастрюли огромные – бом –бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая тинь – тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается - просто чудесный!

Теремок.

Тук-тук молоток – мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей , чтобы было веселей!

Мышка-норушечка , в гости бежит,

Тихо шуршунчиком мышка шуршит.

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками звонко в барабан застучал.

Вот и лиса к теремочку идёт,

Лисичка – сестричка трещотки несёт.

Серый волчок в бубенцы загремел,

А петушок громко песню запел.

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый!

Осенняя сказка.

Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану.

Осень в золотой одёжке.

Где листочком зашуршит, Маракасы.

Где дождинкой зазвенит. Колокольчик.

Раздаётся громкий стук: Ложки.

Это дятел – стук да стук!

Дятел делает дупло - Ксилофоны.

Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»

По деревьям по шумел,

Громче зазывает, Тремоло бубнов.

Тучки собирает.

Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики, металлофон.

Капель бойкий перезвон.

Всё звенит , стучит, поёт – Все инструменты.

Осень яркая идёт!

Снежный оркестр.

Летят, летят снежиночки: Играют на треугольнике, металлофоне.

Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Снежиночки – пушиночки: Играют на ксилофоне.

Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Их ветерок покружит, Звучат «шуршунчики».

С метелью их подружит.

Поют, поют снежиночки: Играют на колокольчиках и металлофоне.

Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Им подпевают льдиночки:

Динь-динь,дон-дон, дан-дан. Играют на треугольнике, колокольчиках.

Тут Дедушка Мороз Шлепками по коленям.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Их вдаль с собой унёс.

Атмосфера на таких занятиях положительная, дети с удовольствием вовлекаются в процесс, быстрее появляется интерес и желание  проявить себя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровая методика К.Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ"

В презентации сформулированы основные положения и ценность Орфовской методики музыкальных  занятий с детьми, выделены новые формы работы с детьми, составляющие основу методики....

Природная музыкальность и пути её развития в концепции Карла Орфа.

В статье кратко раскрывается суть креативной музыкальной педагогики Карла Орфа. Говорится о творческом музицировании, как основе элементарного музицирования дошкольника....

Совместное творчество в процессе обучения музыкальной деятельности на основе педагогической концепции К.Орфа

В извечной педагогической дилемме «чему учить и как учить?» на первый план Орфом было выведено «как». Главной задачей стало создание «ситуации творчества», которая для детей, в принципе, не может быть...

«Использование элементов системы обучения Карла Орфа на музыкальных занятиях»

На своих занятиях я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкаль...

Презентация на тему: "Игровая методика Карла Орфа на музыкальных занятиях в детском саду"

Презентация на тему: "Игровая методика Карла Орфа на музыкальных занятиях в детском саду"...