Статья "Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях"
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Михалева Екатерина Викторовна

Статья "Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях" включает в себя мое видние того, как может проходить занятие-игра по концепции К. Орфа. Использование инструментов в приветствии, в развитии ритма, в мкзыкально-ритмическом развитии, в театрализованной деятельности, в певческих навыках, элементарном музицировании. Также приведены примеры некоторых упражнений и игр.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях».

 

На сегодняшний день концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”, а именно - элементарное музицирование и движение, сейчас входит в реестр ФГОСа во многих образовательных и специализированных детских учреждениях. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования и тем самым раскрыть свой творческий потенциал.

      Инструментарий Орфа состоит из инструментов, созданных специально для использования детьми, ориентированы на достижение образовательных целей и терапевтического воздействия. Инструменты создают связь между ребенком и взрослым. Ребенок может общаться через инструмент, инструмент выполняют две функции: как сближение и сохранение дистанции.

      Я регулярно использую элементарное музицирование на отдельных занятиях целью дать ребенку возможность эксперимента и самовыражения.

Особенность этих инструментов – многообразие использования. Один и тот же инструмент может использоваться различными способами в течение одного занятия и может стимулировать различные движения рук, ног или головы.

Занятие начинается с приветствия-знакомства  «Добрый день, вот какой сегодня чудный день». Это приветствие можно сыграть на палочках, карандашах.

Часто использую в музыкально-ритмических упражнениях: бутылки с водой, шейкеры с крупой, баночки с мелкой крупой, кубики, палочки. Например «Рондо с палочками» - «лошадки» (ритмично стучать палочкой о палочку, «дождик» (присев, стучат палочками по полу), «тихие шаги» (сев на пятки, стучать по своим коленям), «шорохи» (потереть палочки между ладонями)

        Четыре раза в год я провожу элементарные музыкальные сказки: «Происшествие в осеннем лесу», «Зимняя сказка», «Случай весной», «Летнее приключение ежика», используя подручные звучащие инструменты, или даю возможность придумать инструменты детьми (деревянные кубики, коробочки, палочки, бумага, шишки, колокольчики, трещотки, колотушки, ложки и тд).

         На занятиях мы играем в игру «Поиски звуков». Я детям рассказываю истории о деревянных предметах, о металлических предметах, затем мы идем искать их и конечно пытаемся что-то сыграть и даже спеть.

Дети очень любят упражнения с ритмо-палочками.

Несколько игр, которые я использую в работе с детьми:

«Рыбка» (выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка,  - 2 раза стучим перед собой палочками
Вот  -передаем соседу справа 
Червяк -  берем другую палочку, переданную соседом слева
Откуси, хоть  -2 раза стучим перед собой палочками 
Чуточку передаем соседу справа;

затем берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси  - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак  - передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь  2 раза стучим перед собой палочками
На удочку  -передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону.

Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. 

-Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - 
ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - 
ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! 
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - 
удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - 
удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - 
движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - 
ритмичные удары по полу

Матрёшки и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки. Тук! Тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук! Тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень

Он принёс ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели – Трень – ди, трень –ди, трень - ди - трень!

Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трень –ди-трень!

Будет весело играть. Наш оркестр целый день!

Шур-шур песенка.

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, шур-шур, шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур, шур-шур.

Дети играют на « шуршунчиках »: на самодельных шурмовых инструментах.

А где то спит мурлыка - кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поёт:

- Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети играют тремоло на металлофоне или перебирают струны цитры (арфы).

Кухонный оркестр.

Наш повар Василий на кухню пришёл.

Он главный , он сильный, он – как дирежёр!

Огромным половником только взмахнёт-

Оркестр посудный тот час запоёт:

Кастрюли огромные – бом –бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая тинь – тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается - просто чудесный!

Теремок.

Тук-тук молоток – мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей , чтобы было веселей!

Мышка-норушечка , в гости бежит,

Тихо шуршунчиком мышка шуршит.

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками звонко в барабан застучал.

Вот и лиса к теремочку идёт,

Лисичка – сестричка трещотки несёт.

Серый волчок в бубенцы загремел,

А петушок громко песню запел.

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый!

Осенняя сказка.

Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану.

Осень в золотой одёжке.

Где листочком зашуршит, Маракасы.

Где дождинкой зазвенит. Колокольчик.

Раздаётся громкий стук: Ложки.

Это дятел – стук да стук!

Дятел делает дупло - Ксилофоны.

Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»

По деревьям по шумел,

Громче зазывает, Тремоло бубнов.

Тучки собирает.

Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики, металлофон.

Капель бойкий перезвон.

Всё звенит , стучит, поёт – Все инструменты.

Осень яркая идёт!

Снежный оркестр.

Летят, летят снежиночки: Играют на треугольнике, металлофоне.

Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Снежиночки – пушиночки: Играют на ксилофоне.

Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Их ветерок покружит, Звучат «шуршунчики».

С метелью их подружит.

Поют, поют снежиночки: Играют на колокольчиках и металлофоне.

Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Им подпевают льдиночки:

Динь-динь,дон-дон, дан-дан. Играют на треугольнике, колокольчиках.

Тут Дедушка Мороз Шлепками по коленям.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.

Их вдаль с собой унёс.

Атмосфера на таких занятиях положительная, дети с удовольствием вовлекаются в процесс, быстрее появляется интерес и желание  проявить себя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровая методика К.Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ"

В презентации сформулированы основные положения и ценность Орфовской методики музыкальных  занятий с детьми, выделены новые формы работы с детьми, составляющие основу методики....

Природная музыкальность и пути её развития в концепции Карла Орфа.

В статье кратко раскрывается суть креативной музыкальной педагогики Карла Орфа. Говорится о творческом музицировании, как основе элементарного музицирования дошкольника....

Совместное творчество в процессе обучения музыкальной деятельности на основе педагогической концепции К.Орфа

В извечной педагогической дилемме «чему учить и как учить?» на первый план Орфом было выведено «как». Главной задачей стало создание «ситуации творчества», которая для детей, в принципе, не может быть...

«Использование элементов системы обучения Карла Орфа на музыкальных занятиях»

На своих занятиях я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкаль...

«Развитие природной музыкальности по принципам педагогической концепции Карла Орфа»

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способ...