ПРИЛОЖЕНИЕ 37. Фестиваль инновационных педагогических идей Тема Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ
материал
Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРИЛОЖЕНИЕ 37 | 26.91 КБ |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ | 1.41 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская СОШ им. А.И. Скурлатова» структурное подразделение Налобихинский детский сад.
Фестиваль инновационных педагогических идей
Тема
Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа
на музыкальных занятиях в ДОУ.
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель
Межевых Н. В.
1 квалификационная категория.
Налобиха 2017г
Цель: Познакомить педагогов с использоваиние методов и принципов системы элементарного музицирования Карла Орфа для раскрытия творческого потенциала детей на музыкальных занятиях.
Задачи:
- знакомство с историей возникновения системы элементарного музицирования.
- Раскрыть понятие креативной педагогики.
- Познакомить с основными принципами Орф-педагогики.
- Основные задачи Орф-педагогики.
- Примеры использования методов и технологий на музыкальном занятии
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление... »
Карл Орф
(Слайд№ 1)Цель моего выступления познакомить вас с системой К. Орфа и рассказать о её применении на музыкальных занятиях в ДОУ. Эпиграфом я взяла слова К. Орфа, мне кажется они отражают не только сущность данной системы, но и наверное, всей педагогики.
(Слайд№2) Орф Карл немецкий педагог, музыкант, композитор, новатор. Очень талантливый и разносторонний человек. Его музыка востребована и актуальна и в наше время. Но более ценной является его концепция музыкального воспитания детей.
(Слайд №3)Созданный Орфом в 1962 году Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал на сегодняшний день крупнейшим интернациональным центром подготовки преподавателей музыки для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Система Орфа распространилась во многих европейских странах, в США, Латинской Америке, Канаде, Японии, в некоторых странах Африки. В России также существует педагогическое общество К. Орфа ещё с 80-х годов прошлого века.
Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе. В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа. Далее в 80-х годах Лев Аронович Баренбойм продолжил внедрение системы Орфа в СССР.
(Слайд №4) Опираясь на идею синтеза музыки и движения в системе музыкально-ритмического воспитания Э.Жака-Далькроза и заимствуя у И.Г. Песталоцци идею элементарного в педагогике К. Орф создаёт систему элементарного музыкального воспитания, которая нацеливает на активные действия, сотворчество педагога и ребёнка. К. Орф опирается на основной педагогический принцип: «Всё для ребенка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка».
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Поместил их в сборник под названием «Шульверк» - музыка для детей.
(Слайд №5) Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе.
Музыка, которую можно играть сразу, без обучения.
Дети играют со звуком как с любой другой игрушкой.
Они являются деятелями, а не сторонними наблюдателями
или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи.
(Слайд№6) В основе системы лежит идея творческого музицирования, как коллективной синкретической деятельности:
пение, ритмизованная речь, игра на детских
музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок,
потешек, считалок, пальчиковые игры,
театрализация.
(Слайд №7) Преимуществам методика Карла Орфа:
• для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;
• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
• учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;
• закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.
(Слайд № 8) Озвучивание песенки «Игра с лошадкой» муз. И. Кишко, сл. Н. Кукловской. 1 младшая группа.
(Слайд №9) Пять ведущих линий Орф-педагогики
* От простого - к сложному
* От подражания – к творчеству.
* От тела – к инструменту. Наш первый инструмент – это наше собственное тело и голос. Хлопы, топы, шлепы, щелчки помогают нам исследовать ритм, тембр и динамику, т.е. средства музыкальной выразительности, данные нам природой и всегда имеющиеся с собой. И в то же время, через звучащие жесты мы получаем технику игры и тембровую взаимосвязь с музыкальными инструментами: щелчки переходят в пальчиковые тарелочки, топы – в барабанные удары.
* От опыта – к цели. Маленький ребенок прежде должен увидеть (потрогать и понюхать) цветок до того, как познакомится с названием этого цветка и вообще категорией «цветы».
* От унисона – к оркестру. Когда мы разучиваем что-либо в группе, то группа тут же становится учителем для каждого из нас: каждый слышит своего соседа и учится от него тоже. Но вдруг группа разучивает две части или более (канон, полиритмия) и тогда мы находимся внутри звучащего оркестра (поем, играем свою партию и одновременно слышим другую).
(Слайд № 10) Задачи:
● умение договариваться, согласовывать свои действия
● развитие чувства ответственности, умение «взять инициативу на себя»
● воспитание умения слушать и слышать друг друга и себя
● развитие способности радоваться успеху другого ребёнка, помогать другому ребёнку.
● овладение основными приемами игры на детских музыкальных инструментах.
● приобретение навыков игры в ансамбле, оркестре
● знание и понимание дирижерского жеста
● формирование способности ощущения музыкальной формы,
(Слайд №11) Конечно же нужны инструменты. В первую очередь это инструменты орф-оркестра. Многие инструменты разработал и создал сам К. Орф. В настоящее время при Зальцбургском университете есть мастерская «Студия 49», которая выпускает инструменты Орф – оркестра. В Россиии в Омске тоже есть такая студия, но так как инструменты дорогостоящие, то их изготавливают по заказу. Также используются самодельные инструменты и инструменты разных народов мира. В качестве инструментов можно использовать любые предметы издающие звук.
(Слайд № 12) Наши инструменты. То, чем мы пользуемся на занятиях.
(Слайд № 13) Разыгрывая какую-нибудь потешку, считалку или сказку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его.
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека, сказочного персонажа.
(Слайд № 14) Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт с помощью деревянных ложек, кубиков, орехов; волшебные капельки с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов. На ударных- шум приближающегося и удаляющегося поезда.
Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки,(лошадка может скакать весело, бодро, стремительно, решительно; поезд может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться).
(Слайд №15) В старшем возрасте задания усложняются. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:
* контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей);
* контраст в пределах одного названия (птичка поет весело и грустно);
* контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое-торжественное и веселое- нежное; светлая грусть и грусть-жалоба.
Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание(например, шум дождя) можно передать по-разному: волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли
сильного ливня с ветром и громом.
(слайд №16) Подготовительная группа Полька «Трик-трак» Й. Штрауса.
Готовясь к занятию, я опираюсь на программы и методики, разработанные в соответствии системой Карла Орфа. Такие как «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Т.Э,Тютюнниковой. М. 2004г.;
«Орфей» авторская программа И. Г. Галянт Челябинск 2004г. «Волшебная дудочка» Амалия Оулдфилд М. 2007. «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ
МУЗИЦИРОВАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ» Шестопалова И. П. Новосибирск 2008г.
(Слайд № 17) Элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки. Способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует навыки самовыражения в музыкальном творчестве. Происходит как бы упорядочение, приведение в равновесие психофизиологии ребёнка.
Поэтому система Карла Орфа широко используется и в
музыкальной терапии, которая в настоящее время очень
активно развивается.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».
Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...
Приложение к собственному инновационному педагогическому опыту по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»
Приложение наглядно - методического материала к собственному инновационному педагогическому опыту по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности пе...
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,способностей...
Инновационный педагогический проект "Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"
В данном проекте разработан материал по применению ИКТ на музыкальных занятиях а детском саду...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Статья "Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях"
Статья "Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях" включает в себя мое видние того, как может проходить занятие-игра по концепции К. Орфа. Использование инструментов в приветств...
«Использование элементов системы обучения Карла Орфа на музыкальных занятиях»
На своих занятиях я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкаль...