ПРИЛОЖЕНИЕ 37. Фестиваль инновационных педагогических идей Тема Использование системы элементарного музицирования Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ
материал

Межевых Наталья Витальевна

Использование системы элементарного музицирования  Карла Орфа на музыкальных занятиях в ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская СОШ им. А.И. Скурлатова» структурное подразделение Налобихинский детский сад.

Фестиваль инновационных педагогических идей

Тема

Использование системы элементарного музицирования  Карла Орфа

на музыкальных занятиях в ДОУ.

Подготовила и провела

Музыкальный руководитель

Межевых Н. В.

1 квалификационная категория.

                                                 Налобиха 2017г

Цель: Познакомить педагогов с использоваиние методов и принципов системы элементарного музицирования  Карла Орфа для раскрытия творческого потенциала детей на музыкальных занятиях.

Задачи:

  • знакомство с историей возникновения системы элементарного музицирования.
  • Раскрыть понятие креативной педагогики.
  • Познакомить с основными принципами Орф-педагогики.
  • Основные задачи Орф-педагогики.
  • Примеры использования методов и технологий на музыкальном занятии

     «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление... »

                                            Карл Орф

        (Слайд№ 1)Цель моего выступления познакомить вас с системой К. Орфа  и рассказать о её применении на музыкальных занятиях в ДОУ. Эпиграфом я взяла слова К. Орфа,  мне кажется они отражают не только сущность  данной системы, но и наверное, всей педагогики.

           (Слайд№2)    Орф Карл немецкий  педагог,  музыкант,  композитор, новатор.  Очень талантливый и разносторонний человек. Его музыка востребована и актуальна и в наше время. Но более ценной является его концепция музыкального воспитания детей.

       (Слайд №3)Созданный Орфом в 1962 году Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал на сегодняшний день крупнейшим интернациональным центром подготовки преподавателей музыки для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Система Орфа распространилась во многих европейских странах, в США, Латинской Америке, Канаде, Японии, в некоторых странах Африки.   В России также существует педагогическое  общество К. Орфа ещё с 80-х годов прошлого века.

      Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе. В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа.  Далее  в 80-х годах Лев Аронович  Баренбойм  продолжил внедрение системы Орфа в СССР.

           (Слайд №4) Опираясь на идею синтеза музыки и движения в системе музыкально-ритмического воспитания  Э.Жака-Далькроза и заимствуя у  И.Г. Песталоцци идею элементарного в педагогике К. Орф создаёт систему элементарного музыкального воспитания, которая нацеливает на активные действия, сотворчество педагога и ребёнка. К. Орф  опирается на  основной педагогический принцип: «Всё для ребенка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка».  

        Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Поместил их в сборник под названием «Шульверк»  - музыка для детей.

            (Слайд №5) Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе.

Музыка, которую можно играть сразу, без обучения.

Дети играют со звуком как с любой другой игрушкой.

Они являются  деятелями, а не сторонними наблюдателями

или слушателями. Они  внутри музыки, а не  снаружи.

      (Слайд№6)  В основе  системы  лежит идея творческого музицирования, как коллективной синкретической деятельности:

пение, ритмизованная речь, игра на детских                        

музыкальных инструментах, танец,  импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок,

 потешек, считалок, пальчиковые игры,  

театрализация.

 (Слайд №7) Преимуществам методика  Карла Орфа:

 • для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;

 • система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

 • учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

 •  закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

(Слайд № 8) Озвучивание песенки «Игра с лошадкой» муз. И. Кишко, сл. Н. Кукловской. 1 младшая группа.

(Слайд №9) Пять  ведущих  линий Орф-педагогики

*        От простого - к сложному 

*        От подражания – к творчеству.

*        От тела –  к инструменту. Наш первый инструмент – это наше собственное тело и голос. Хлопы, топы, шлепы, щелчки помогают нам исследовать ритм, тембр и динамику, т.е. средства музыкальной выразительности, данные нам природой и всегда имеющиеся с собой. И в то же время, через звучащие жесты мы получаем технику игры и тембровую взаимосвязь с музыкальными инструментами: щелчки переходят в пальчиковые тарелочки, топы – в барабанные удары.

*        От опыта – к цели. Маленький ребенок прежде должен увидеть (потрогать и понюхать) цветок до того, как познакомится с названием этого цветка и вообще категорией «цветы».

*     От унисона – к оркестру. Когда мы разучиваем что-либо в группе, то группа тут же становится учителем для каждого из нас: каждый слышит своего соседа и учится от него тоже. Но вдруг группа разучивает две части или более (канон, полиритмия) и тогда мы находимся внутри звучащего оркестра (поем, играем свою партию и одновременно слышим другую).

(Слайд № 10) Задачи:

   ● умение договариваться, согласовывать свои действия

● развитие чувства ответственности, умение «взять инициативу на себя»

● воспитание умения слушать и слышать друг друга и себя

● развитие способности радоваться успеху другого ребёнка, помогать другому ребёнку.

● овладение основными приемами игры на детских музыкальных инструментах.

● приобретение навыков игры в ансамбле,  оркестре

 ● знание и понимание   дирижерского жеста

 ● формирование способности ощущения  музыкальной  формы,

(Слайд №11)      Конечно же нужны инструменты. В первую очередь это инструменты орф-оркестра. Многие инструменты  разработал и создал  сам К. Орф. В настоящее время при Зальцбургском университете есть мастерская  «Студия 49», которая выпускает инструменты Орф – оркестра. В Россиии в Омске тоже есть такая студия, но так как инструменты дорогостоящие, то их изготавливают по заказу. Также используются самодельные инструменты и инструменты разных народов мира.  В качестве инструментов можно использовать любые предметы издающие звук.

           (Слайд № 12) Наши инструменты.  То, чем мы пользуемся на занятиях.

            (Слайд № 13)   Разыгрывая какую-нибудь  потешку, считалку или сказку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его.

        В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека, сказочного персонажа.  

         (Слайд № 14)      Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт с помощью деревянных ложек, кубиков, орехов; волшебные капельки  с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов. На ударных- шум приближающегося и удаляющегося поезда.

      Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки,(лошадка может скакать весело, бодро, стремительно, решительно;  поезд может  ехать  вдалеке, потом  приближаться  и удаляться).                  

            (Слайд №15) В старшем возрасте задания усложняются. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

      *    контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей);

       *    контраст в пределах одного названия  (птичка поет весело и грустно);

       *  контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое-торжественное и веселое- нежное; светлая грусть и грусть-жалоба.

         Важно заострять внимание дошкольников на   том, что даже простое звукоподражание(например, шум дождя) можно передать по-разному: волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли

 сильного ливня с ветром и громом.

            (слайд №16)   Подготовительная группа Полька «Трик-трак» Й. Штрауса.

           Готовясь к занятию,  я опираюсь на программы и методики, разработанные в соответствии системой Карла Орфа.  Такие как «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»            Т.Э,Тютюнниковой.  М. 2004г.;

«Орфей» авторская программа И. Г. Галянт Челябинск 2004г. «Волшебная дудочка» Амалия Оулдфилд М. 2007.  «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ  

МУЗИЦИРОВАНИЕ  И  ДВИЖЕНИЕ» Шестопалова  И.  П. Новосибирск 2008г.

          (Слайд № 17) Элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки. Способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует навыки самовыражения в музыкальном творчестве. Происходит как бы  упорядочение, приведение в равновесие психофизиологии ребёнка.

Поэтому система Карла Орфа широко используется и в

музыкальной  терапии, которая в  настоящее  время очень

активно  развивается.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Приложение к собственному инновационному педагогическому опыту по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»

Приложение наглядно - методического  материала к собственному инновационному педагогическому опыту по теме:  «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности пе...

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»«Без творчества немыслимо познание  человеком своих сил,способностей...

Инновационный педагогический проект "Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

В данном проекте разработан материал по применению ИКТ на музыкальных занятиях а детском саду...

Статья "Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях"

Статья "Использование концепции К. Орфа в музыкальных занятиях" включает в себя мое видние того, как может проходить занятие-игра по концепции К. Орфа. Использование инструментов в приветств...

«Использование элементов системы обучения Карла Орфа на музыкальных занятиях»

На своих занятиях я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкаль...