Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "Зимушка хрустальная"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Представленное занятие для старшего дошкольного возраста включает в себя "Систему обучения игре на детских музыкальных инструментах"К.Орфа. Занятие доминантное, игра на детских музыкальных инструментах включается в каждую из частей занятия. Занятие проводится в зимний период, предполагается как итоговое, после накопления определённого изченного детьми материала. К занятию прилагается анализ, который включает в себя методы и приёмы, используемые педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие Зимушка хрстальная подготовительная группа | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект доминантного занятия
«Зимушка хрустальная»
(подготовительная к школе группа)
Музыкальный руководитель:
Буробина Елена Александровна
детский сад №6
2017год
Программное содержание:
- формировать у детей интерес к творческим импровизациям в различных видах музыкальной деятельности;
- продолжать воспитывать культуру слушателя, исполнителя, импровизатора;
- воспитывать эстетический вкус детей, избирательное отношение к окружающим звукам;
- воспитывать культуру речи детей в подборе описательных характеристик музыкальных произведений, звуковых импровизаций, художественных образов;
- привлекать внимание детей к красоте звучания стеклянных звуков: познакомить детей с динамическими оттенками звучания предметов, музыкальных инструментов: ff ,f , p, pp, а также с постепенным усилением и ослаблением силы звука;
- закрепить выразительное, эмоциональное исполнение песни: обращать внимание на слаженность в исполнении, динамические оттенки, певческую дикцию;
- формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым;
- содействовать яркой выразительности исполнения движений в процессе взаимодействия музыкально-игровых образов в хороводе, музыкально-ритмическом движении, игре;
- развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение;
- развивать представление о различных жанрах музыки, в том числе театрально-драматических.
Подготовленность детей:
- детям знакомы музыкальные инструменты, приемы игры на них;
- сформированы первичные навыки песенных, игровых, танцевальных и инструментальных импровизаций.
Подготовка педагога:
- составление конспекта занятия на основе методики, предложенной
- подбор музыкального репертуара, музыкальных инструментов, звучащих предметов, дидактического и наглядного материала для занятия, атрибутов.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, вы любите путешествия? Почему? Я хочу пригласить вас в чудесное волшебное ледяное царство Зимушки-Зимы, в ее хрустальный замок, ледяные, зеркальные покои.
-Тихо, тихо, не шумите, зимы звуки не спугните,
В этом зале, здесь, сейчас музыка звучит для вас.
Звучит «Танец феи Драже» (П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»)
Дети змейкой идут по залу, выполняют импровизационные движения в соответствии с содержанием текста, характером музыки.
-Провела зима над нами ледяными рукавами,
И посыпались снежинки, словно белые пушинки.
-Вьюга, вьюга закружила, и пурга заворошила.
Педагог предлагает использовать атрибуты для выразительности импровизаций.
Все успокоилось, и вот – зима в гости вас зовет.
Дети проходят на стулья.
Рассказ о стеклянных, хрустальных музыкальных предметах, приемах игры на них, использовании динамических оттенков:p, Pp.
Педагог предлагает совместную инструментальную импровизацию прослушанного музыкального произведения.
Проводит анализ творческой деятельности детей:
- Какие музыкальные инструменты помогли изобразить музыку зимы?
- Какой силы должны быть ледяные звуки?
- Как вы считаете, у всех ли получилась музыка зимы?
Педагог говорит о том, что звуки зимы можно передать и голосом.
Звуковые имитации – «Иней», «Сосульки».
Распевка с элементами импровизации «Голоса зимы»:
Метель гудит, в трубе шумит.
Очень страшно одному,
А метель все ……. «У-У-У».
Педагог предлагает детям исполнить хоровод «Зимняя песенка» ( Е.Тиличеевой)
Предлагает для импровизации во время вступления нескольким детям на выбор музыкальные инструменты.
-Дети, скажите, как музыкальное сопровождение помогало в исполнении хоровода?
Теперь Зимушка с нами поиграет, музыкальные загадки загадает.
Проводится игра «Угадай, на чем играю».
Анализ игры.
- Скажите, какие еще зимние песни вызнаете и можете исполнить в ледяном царстве?
«Почему медведь зимой спит? ( Л.Книппер – А.Коваленко).
Дети, я предлагаю устроить для зимушки музыкальный театр. Вы поддерживаете мою идею? Что же нам для этого необходимо?
Ребята, я предлагаю с помощью музыкальных инструментов изобразить характер, настроение героев песни.
- Какие инструменты, на ваш взгляд нам подойдут?
- Что похоже на шаги медведя?
- Как можно изобразить стук дятла?
- С помощью чего можно показать шум леса?
Музыкальный театр.
Анализ детской деятельности:
- Скажите, с помощью чего мы создали музыкальный театр?
- Удалась ли нам наша затея?
- Что можно изменить в следующий раз?
Дети, зиме так понравился наш ледяной театр, что она тоже захотела с нами поиграть в « Театр ледяных фигур».
Анализ игры.
Ребята, ваш веселый смех, музыкальные звуки разбудили солнышко от зимнего сна.
Солнце просыпается, лучами заливается,
Природу будит ото сна, в гости к нам идет … (весна).
- Скажите, как можно зазвать весну в наше зимнее царство?
- Какая по характеру «Веснянка»?
- Какие музыкальные приемы использовал композитор для создания весеннего настроения?
Исполняется песня «Веснянка» (Н.Никитина)
Анализ:
- Дети, сегодня мы с вами побывали в удивительном путешествии – в мире звуков, которые были и в ледяном царстве зимы, и в лучах солнышка, и в звуках леса и его обитателей.
- Что вам запомнилось больше всего? Почему?
- Какие новые знания вы почерпнули из нашего путешествия, чему научились?
- Чем вам особенно понравилось заниматься?
- Для чего нужны музыкальные инструменты?
- Почему люди учатся играть на музыкальных инструментах?
- Где вам пригодятся эти умения?
Самоанализ доминантного занятия для детей подготовительной к школе группы
«Зимушка хрустальная»
Данное занятие составлено на основе пособия Скопинцевой О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий». Выбор доминантного занятия – а доминанта - творческая деятельность проходила через все части занятия, был обусловлен тем, что творческая деятельность дает педагогу уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активную личность. Занимаясь творческой деятельностью, ребенок научится принимать нестандартные решения, творчески мыслить. При составлении занятия были использованы элементы проблемного обучения, а также приемы и методы, развивающие творческий потенциал старших дошкольников, музыкальные и общие способности: оригинальное образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Программное содержание занятия включает в себя три вида задач: воспитательные-
- формировать у детей интерес к творческим импровизациям в различных видах музыкальной деятельности;
- продолжать воспитывать культуру слушателя, исполнителя, импровизатора;
- воспитывать эстетический вкус детей, избирательное отношение к окружающим звукам;
- воспитывать культуру речи детей в подборе описательных характеристик музыкальных произведений, звуковых импровизаций, художественных образов;
образовательные-
- привлекать внимание детей к красоте звучания стеклянных звуков: познакомить детей с динамическими оттенками звучания предметов, музыкальных инструментов: ff ,f , p, pp, а также с постепенным усилением и ослаблением силы звука;
- закрепить выразительное, эмоциональное исполнение песни: обращать внимание на слаженность в исполнении, динамические оттенки, певческую дикцию;
- формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым;
- содействовать яркой выразительности исполнения движений в процессе взаимодействия музыкально-игровых образов в хороводе, музыкально-ритмическом движении, игре;
развивающие-
- развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение;
- развивать представление о различных жанрах музыки, в том числе театрально-драматических.
Структура занятия выстраивалась следующим образом:
В вводной части был использован прием погружения в игровую атмосферу, ему предшествовали вопросы, определяющие интерес и желание детей к участию в игре-путешествию. Мне кажется, что данные приемы способствовали настрою и вниманию детей. Вопросы способствовали мотивации к развитию игровой ситуации с детьми. Интерес детей к теме занятия поддерживался оформлением зала (иллюстрации зимних пейзажей, декорации ледяного царства, атрибуты).
Художественное слово, используемое в течение всего занятия, помогало детскому восприятию языка музыки, самовыражению детей в ритмических, инструментальных и песенных импровизациях.
Восприятие музыки, ритмические движения, импровизации на тему «Танец феи Драже» П.И.Чайковского.
Использование различных атрибутов стимулировало детское творчество, развивало воображение, т.к. перед детьми стояла проблемная ситуация: с помощью каких движений и атрибутов можно наиболее точно и выразительно изобразить: падающие снежинки, вьюжные вихри. Анализ деятельности детей……
При анализе музыкального произведения решалась смежная задача – воспитание культуры речи.
Совместная инструментальная импровизация на музыкальных предметах и инструментах способствовала закреплению знаний о динамике звучания музыкальных предметов pp. В данной части занятия мною детям был предоставлен выбор музыкального предмета или инструмента и способ исполнения. Также каждый из детей был привлечен к анализу деятельности, как самого себя, так и других детей. Таким образом, решались воспитательная, образовательная и развивающая задачи (пример).
Использование игровых технологий К.Орфа, Э.Нотдорфа в разделе Певческая деятельность задействовало механизмы творческого мышления, привело к решению воспитательной задачи – воспитание у детей интереса к процессу сочинительства, чувства собственной значимости, самореализации. Распевки. Музыкально-театральная импровизация «Почему медведь зимой спит». «Веснянка». Анализ деятельности детей…..
Танцевально – игровая деятельность.
Все занятие было объединено общей темой – темой Зимы. Тема являлась как бы носителем игрового образа. Игровые задания я предлагала детям от лица Зимы, что поддерживало игровую ситуацию, интерес детей, увлеченность занятием. Общность темы занятия и сезона времени способствовало более тонкому и понятному восприятию детей материала занятия - изображение ледяных фигур, эмоциональное исполнение хоровода «Зимняя песенка», так как дети могли опираться на собственный опыт и наблюдения. Анализ деятельности детей……
Музыкально-дидактическая игра, игра на детских музыкальных инструментах.
Игра «Угадай, на чем играю» способствовала закреплению названий музыкальных инструментов, приемов игры на них. Включение инструментальных импровизаций в части занятия способствовало формированию исполнительской и творческой компетентности детей.
При проведении занятия учитывался уровень музыкального развития детей и степень их активности. Сочетание этих данных в каждом ребенке качественно своеобразно. Хорошие музыкальные способности далеко не всегда сопровождаются активностью детей. И наоборот, некоторые инициативные дети плохо интонируют, неритмично, невыразительно двигаются. При формировании творчества мне было важно проследить значение для его продуктивности различных особенностей личности ребенка и его музыкальных данных. Для этого я провела данное занятие с подгруппой детей. Во время занятия мною осуществлялась личностно-ориентированную модель общения с каждым из детей, индивидуальный и дифференцированный подход (выбор заданий разной степени сложности).
Анализ занятия способствовал установлению межпредметных связей (- Где вам пригодятся эти умения?)
После каждой части занятия проводился анализ и самоанализ детской деятельности, где дети могли почувствовать значимость каждого из видов, увидеть, проанализировать успехи свои и товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6
Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений. Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...
Конспект музыкального занятия с детьми подготовительной к школе группы.
Конспект тематического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Как хорошо уметь дружить"...
музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы, с использованием говорящей ручки "Знаток"
Цель: способствовать развитию творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Повысить мотивацию к разучивани...
Конспект музыкального досуга для детей подготовительной к школе группы «ПОЮ ТЕБЕ, МОЙ МОНЧЕГОРСК!»
Представлен конспект тематического музыкального досуга для детей подготовительной к школе группы в целях воспитания нравственности, патриотизма и любви к малой родине....
Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы «Точка, точка, запятая»
Открытое музыкальное занятие для подготовительной группы на тему "Танцевально-игровая деятельносить как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"...
Музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в картинную галерею»
Занятие музыкального руководителя первой квалификационной категории МБДОУ детского сада г.Иркутска№74 Бердышевой Наталии Дмитриевны.Музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы.«...
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу!»
Конспект совместного интегрированного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя- логопедадля детей подготовительной к школе группы«Скоро в школу!»Интеграция образовательн...