Мастер-класс "Инновационные технологии в развитии ритма у дошкольников".
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Вера Аркадьевна Суркова

Материал для педагогов, в данную статью входят ритмопластика, пальчиковые игры, ритмические упражнения с использованием звучащих жестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида

Мастер-класс

«Игровые технологии развития чувства ритма у дошкольников».

                                                                                                                                       Составила:                  Музыкальный руководитель

                                                                                                                      Суркова В.А.

г.Борисоглебск 2020г.

Цель: научить педагогов развивать чувство ритма у детей в процессе ритмических игр, с помощью звучащих жестов, а также, используя музыкальные инструменты.

Задачи:

• раскрыть содержание мастер-класса посредством активного практического участия педагогов ;

• убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Материально-техническая база: музыкальный зал, фортепиано, муз. центр, детские музыкальные шумовые инструменты: ложки, деревянные палочки, бубны, треугольники, маракасы, фонограммы музыкальных произведений.

Продолжительность проведения: 25-30 минут.

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей в процессе игры на музыкальных инструментах.

Участники: педагоги ДОУ.

Структура мастер-класса:

• вступительное слово по теме: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»;

• практическая часть – занятие с педагогами по развитию чувства ритма;

• рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования ритмических игр, звучащих жестов для развития чувства ритма у детей.

Сегодня я хочу познакомить вас с темой моего мастер-класса «Игровые технологии  развития чувства ритма у дошкольников».

Одним из выразительных средств музыки, как базовый компонент, является метроритмическое чувство. Метроритмическое чувство – это часть биологического наследия, вся наша жизнь устроена на двухчастном размере, на двудольности: открыл глаза, закрыл глаза, открыл дверь, закрыл дверь, ночь, день, солнце встало, зашло, эта дуальность, ритм присутствует в нашей жизни, так малыш, едва встав на ножки в своей кроватке уже ритмично приседает и встает, это связано с биологическими процессами, которые происходят в организме, бьется сердце, пульс. Эту пульсацию использую в работе над метром со старшими дошкольниками, слушаем как бьется сердце, отстукиваем этот ритм по коленкам. Затем говорю, что в музыке присутствует своя пульсация, это метр, играю любую полечку, дети исполняют ее на инструментах. Работа над метроритмом проходит постоянно на протяжении двух, трех лет в младших и средних группах, чтобы детям не было скучно, использую различные шумовые инструменты:

Показываю слайды из презентации. Знакомлю с ритмами: прохлопываем слова, ритмослоги и т.д. Слайды презентации.

В своей работе использую ритмодекламацию, это синтез музыки и поэзии.

Базой для ритмодекламации служат потешки, дразнилки, считалки, детский фольклор. Можно использовать стихи Агнии Барто, Самуила Маршака.

Например, детская потешка.

 

Тра-та-та, тра-та-та! Вышла кошка за кота!

За Кота-котовича? За Петра-Петровича.

Он усат, полосат, в ушах кисточки висят,

Ну, не кот, а просто – клад!

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют

Хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками притопами воспроизводят ритмический рисунок.

Капли  Г.Вихаревой

Капля – раз! Капля – два!                            половинные доли на слова- «раз». «два»,

Капли медленно сперва.четвертными

Стали капать ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом                                  восьмыми

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!                               шестнадцатыми

Побежим скорей домой. Ипподром. О.Арсеневская

Кони выходят на старт!                          шлепки по коленям

Внимание! Марш!                                   более частые шлепки

Барьер!                                                     один хлопок

Двойной барьер!                                     два хлопка

Бежим по мостовой!                               попеременно хлопать по ключицам

Бежим по траве!                                      трение ладонь о ладонь

По болоту!                                                указательными пальцами к уголкам рта, всасывают воздух

Вот видна трибуна!                                 кричат: «Эге- гей!»

Скоро финиш!                                          темп шлепков ускоряется

Финиш!                                                     Кричат: «Ура!» и «вытирают пот».

Дети выполняют движения по тексту, развиваются быстрота реакции и чувство темпа.

Работу над ритмом начинаю проводить с младших групп, видео «Розовые Щечки», логоритмические игры: «заводили крокодила», «наши яркие цветы»

( в средней группе-видео).

С младших групп использую шумовае инструменты, а также ложки.

( видео)

Пальчиковые игры: 

• развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
• «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
• повышают общий уровень организации ребёнка;
• направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи,

выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Исследователи давно установили прямую связь между движениями пальцев рук и произнесением слов. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого.

«Мы игрушками играли, мячик весело катали, пирамидку собирали,

Грузовик мы все катали».  

В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково - речевой театр.

Пальчиковая игра: «Девочки и мальчики, где же ваши пальчики…»

Звучащие жесты- это первые инструменты человека. Инструменты, которые всегда под рукой, инструменты которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких либо музыкальных инструментов. Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента - огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма и пониманию музыки. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетман, соавтору «Шульверка» Карла Орфа. Звучащие жесты –это ритмическая игра звуками своего тела, есть четыре базовых жеста: хлопки, шлепки, притопы ногами, щелчки пальцами, дополнительно можно стучать по груди, по щечкам, различные щелчки, хлопки. Игра не является здесь вспомогательным средством, но определяет сам характер музыкальной  деятельности, в процессе игры происходит творческое освоение элементарных элементов музыкального языка, она создает условия для детей творить свою музыку. Цель такого занятия составляет более создание условий для собственных импровизационных проявлений детей. Игры со звуками – это ничем не ограниченный полет детской фантазии, свобода самовыражения, скорейшее пробуждение и развития креативности у детей.

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма»

(стучат палочками или кубиками в ритм стихам)

Дятел сел на толстый сук –

Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг –

Тук да тук.

Телеграммы срочно шлёт –

Тук да тук.

Что весна уже идёт –

Тук да тук.

Что растаял снег вокруг –

Тук да тук.

Что подснежники цветут –

Тук да тук.

Вызываю простучать ритм детской песенки, 8 человек, садимся в 2 ряда в шахматном порядке

Песенка «Скачут, скачут две лошадки»

Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!

Мчаться, мчаться без оглядки, но, но, но!

Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!

Вы, лошадки, нас возьмите, да, да, да!

Быстро в город нас домчите, да, да, да!Эй, лошадки, на пригорок, гоп, гоп, гоп!Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!

Песня с ложками и ведерками « Бум-бум, лама» по показу педагоги повторяют с движением.

А сейчас поиграем в музыкальную игру «Оркестр».

Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и говорят, выполняя движения по тексту.

Шли мы, шли, потом устали, (маршируют)

Инструменты в руки взяли.

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. (поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение марша)

(Кладут инструменты на пол и бегут по кругу)

      Побежали, побежали

      И немножко мы устали,

      Инструменты в руки взяли,

     На них полечку сыграли (поднимают инструменты и играют ритмическое сопровождение польки)

(Кладём инструменты и ходим на всей ступне)

      По дорожке мы пошли,

      Инструменты мы нашли.

      Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. (поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу)

По дорожке поскакали, (кладем инструменты и скачем поскоками по кругу)

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли (поднимаем инструменты и играем ритмическое сопровождение плясовой)

Музыкальный руководитель: Мы с вами убедились, что игра на инструментах способствует развитию слухового внимания, чувства ритма и темпа, умения различать музыкальные жанры, организует, повышает чувство ответственности. Все получили положительные эмоции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"

laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"...

Игры и упражнения для развития ритма у дошкольников с ТНР на логопедических занятиях

Игры на развитие чувства ритма создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, развивают правильное ровное дыхание, способствуют формированию правильной слоговой структуры, подготавл...

Игры для развития ритма у дошкольников на логопедических занятиях

Игры для развития ритма у дошкольников на логопедических занятиях...