Методическая разработка на тему «Музыкально - ритмическое занятие»
методическая разработка по музыке (младшая группа)
Движения под музыку имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. Музыка, движения-это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движеия выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмические движеия, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот период формируется детская психика, развивиается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx | 24.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему
«Музыкально - ритмическое занятие»
Основываясь на опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности. Поэтому, в своей работе, мы используем различные игры и игровые приёмы, как в музыкальном зале, так и в группе. В занимательной, игровой ситуации ребёнок выполняет движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, он не стесняется сделать движение неправильно, так как захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз.
Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.
Во время разучивания музыкально-ритмических движений мы используем различные методы и приёмы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Так как, ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие, то в начале работы применяли наглядно – слуховой метод. В процессе прослушивания мелодии напоминали, что надо слушать очень внимательно музыку, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию.
После прослушивания проводили обсуждение: какой характер у музыки, какой темп, сколько частей в этом произведении и какой характер каждой части. Затем включали повторно эту же музыку и предлагали двигаться на свое усмотрение. Наша задача заключалась в том, чтобы снять с ребенка напряжение, мы использовали элементы психогимнастики и аутотренинга.
Основной акцент в психогимнастике был сделан на обучение элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались передаче эмоций – выразительными и разнообразными движениями («Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Тепло – холодно»).
Дополнительно проводили специальные игры с наглядными пособиями, например, «Определи настроение». Очень нравились игры на координацию движения «Тень», «Зеркало». Давали упражнение на расслабление рук, ног: «Легкие и тяжелые руки» и т. п. Элементы психогимнастики и аутотренинга успешно использовались как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах и совместной деятельности. В ходе работы было отмечено, что детям стало проще выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.
Игры – превращения помогали детям освоить выразительность образа, оживить фантазию и воображение, например, «Деревянные и тряпочные куклы» помогали наладить координацию движений, научить детей ориентироваться в пространстве. Игры «Веревочки», «Стряхнем воду с локоточков» помогали после занятий расслабить мышцы. Упражнения «Пружинки», «Качание рук с лентами», «Рисуем на песке» помогали ребятам улучшать качество движений, развивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа.
Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов. Этюд – это набросок, импровизация. Во время исполнения детьми этюда следили за качеством исполнения движений.
Нередко дети чувствовали характер музыки, но не могли или не умели передать его в движении. В таком случае использовались вспомогательные упражнения: «Стряхивать воду с пальцев» и т. п., напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами.
Если следовать формуле, что «учиться нужно весело», то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные игры и сюжетные танцы ничего не придумаешь! Они не только просты, но и веселы, что обусловлено созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца. Особенности сюжетного танца и коммуникативных игр создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей
Перед разучиванием сюжетных игр, в группе с воспитателями, проводился ряд упражнений, помогающий детям войти в образ. Например, к игре “Звероловы и звери” (муз. Е. Тиличеевой, детям предлагалось выполнить прыжки волка, поступь медведя, шаги звероловов. Вначале рассказывалось содержание (сюжет) игры, затем предлагалось детям играть. В процессе игры велось наблюдение за детским исполнением, не прерывая игры. После проводился общий анализ игровых действий детей, предлагались упражнения, уточняющие игровые действия.
Очень большое значение в развитии танцевальных навыков детей всей группы имеет показ танцев, которые являлись результатом индивидуальной работы. Когда дети на празднике видят танец, который разучивался на индивидуальном занятии, у них появляется желание танцевать. Для детей такие сюрпризы играют только положительную роль, развивают интерес к танцам, стремление к лучшему исполнительскому творчеству. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.
Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики М.Монтеля: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
Музыкально - ритмическое развлечение в младшей группе: «Игрушки».
Оборудование: мишка, бычок, лошадка, самолет, мячик, барабан, зайчик, резиновая кукла, слон, кот, машина; погремушки; флажки.
(Зал оформлен в виде магазина игрушек. Дети заходят в украшенный зал и присаживаются.)
Ведущая: Дети любят все игрушки – так все говорят.
Ну, а разве игрушки не любят ребят.
Конечно, любят игрушки ребят. И сегодня мы пойдем в магазин игрушек. Мы нашим любимым игрушкам стихи почитаем, а они вместе с нами поиграют. Вставайте, ребята, пойдемте в магазин игрушек.
Дети встают полукругом, поют песню: «Вот как мы умеем».
Ребенок: Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Игра «Пальчики и мишка»
Вот как пляшут пальчики у девочек и мальчиков.
Подошел к нам мишка, мишка косолапый,
Пальчики потрогать хочет у ребяток,
А мы пальцы спрятали, спрятали, спрятали,
Не заденешь лапою, лапою мохнатою.
Ребенок: Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, дощечка кончается,
Сейчас я упаду.
Ведущая: Не упадешь, бычок, мы тебя поймаем. Ребятки, давайте бычка, повеселим – сыграем для него на погремушках и песенку споем.
Песня «Погремушки»
Ведущая: А про лошадку стихотворение расскажу я.
Пахнет варежка лошадкой
Я в нее уткнусь украдкой
И припомню, как с лошадкой
Поделилась шоколадкой –
Сладкой,маленькой и хрупкой:
На, пожалуйста, похрумкай!
Чем я угостила лошадку?
А давайте про нее споем песенку.
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Ведущая: А вот это самолет так и просится в полет.
Ребенок: Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Игра «Самолеты».
Ребенок:Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка,не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Упражнение «Мячики»
Раз, два, прыгай мячик.
Раз, два, и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Девочки и мальчики.
Ребенок: Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Ведущий: Давайте зайку пожалеем,
Задорной пляской согреем.
Как без дудки, вот беда,
Ходят ноги не туда.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
(Дети идут в разных направлениях, притопывая ногами)
Ведущий показывает детям резиновую куклу.
Ребенок: Резиновую Зину
Купили в магазине
Резиновую Зину
В корзине принесли
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Что нужно сделать, если куколка испачкалась? Правильно, нужно ее умыть.
Ребенок: Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
Ведущий: Ребята, а мы свами покатаемся на машине, как положено, не будем ее бросать и опрокидывать.
Песня «Машина»
Ребенок: Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать,
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Ведущий: Магазин наш закрывается, покупатели по домам отправляются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."
Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...
Методическая разработка на тему :"Музыкальные инструменты своими руками"
Музыкальные инструменты из упаковки...
Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»
Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....
Методическая разработка. Конспект ООД: «Музыкально – ритмические упражнения с лентами. Танцевальный этюд «Радуга».
laquo;Музыкально – ритмические упражнения с лентами. Танцевальный этюд «Радуга»....
Методическая разработка воспитательного мероприятия: Музыкально-тематическое занятие для дошкольников «Остров дружбы»
Разработка мероприятия по развитию коммуникативных навыков и сплочение детского дошкольного коллектива....
Учебно-методические материалы по теме : " Музыкально-ритмические движения".
Виды музыкально-ритмических движений....
Методическая разработка по теме "Музыкально-дидактические игры в ДОУ"
Цель: Развивать устойчивость слухового внимания, закреплять знание музыкальных инструментов, умения различать инструмент на слух по тембру звучания, формировать музыкально - ритмические, творческие сп...