Учебно-методические материалы по теме : " Музыкально-ритмические движения".
план-конспект
Виды музыкально-ритмических движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno_-_ritmicheskie_dvizheniya.doc | 108.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Тема: Музыкально – ритмические движения. Значение и задачи музыкально – ритмического воспитания. Виды музыкально – ритмических движений.
Количество часов: 1
Цель: Формирование представлений о музыкально – ритмической деятельности дошкольников.
Теоретический блок.
Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др.
Цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака-Далькроза (начало 20 века). Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения системы Жака-Далькроза. Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Айседора Дункан - знаменитая американская танцовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непринужденности.
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н.А. Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (I960), а в дальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др.
На современном этапе представляет интерес система, разработанная А.И.Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», свое направление она называет РИТМОПЛАСТИКОЙ, которое с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания. Там же указывается, что современный ритмический танец является «результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькроза, и пластического танца А.Дункан.»
Задачи музыкально-ритмических движений:
- учить детей согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях,
2.формировать компоненты музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);
3. развивать музыкальные способности (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);
4. обучать музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнят танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей , инсценировать тексты песен;)
5. формировать элементарные знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др).
6. содействовать физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками. и музыкально-творческих способностей.
7. развивать общие способности ребенка (внимание, волю, дисциплинированность, коммуникативные способности, память, мышление, способность ориентироваться во времени и пространстве, координацию движений, творческую инициативу и др.)
Музыкально – ритмические движения - синтетический вид деятельности. Развивает музыкальный слух, двигательные способности, психофизические и эмоциональные процессы. Тренирует мозг и подвижность нервных процессов. Совершенствуется моторика, координация движения, развивается произвольность движений, развитие слуха, внимания, памяти. Поэтому владение навыками ритмики важно для всех детей, независимо от уровня их общего и музыкального развития и особое значение имеет для детей с задержкой в развитии.
Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Особое значение в музыкально – ритмическом образовании ребенка в процессе занятия ритмикой имеют такие средства музыкально выразительности, как темп, метроритм и динамика.
*Темп определяет скорость движения ребенка в процессе передачи характера музыки.
*Метроритм (организация сильных и слабых долей в музыке) – координацию тех или иных движений с музыкой,
*Динамика определяет амплитуду движений.
Важно также научить ребенка согласовывать свои движения с формой музыкального произведения, менять характер движений в соответствии со сменой его частей.
В процессе организации занятий ритмикой важно учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка, оказывающие влияние на характер его музыкально – ритмической деятельности.
Рассмотрим в таблице динамику развития музыкально – ритмических и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста.
Характер музыки, средства выразительности, движения. | Ранний возраст. 6мес.-1г. | Ранний возраст. 1г. –2 г. | Ранний возраст Первая младшая группа. 2-3 года | Вторая Младшая группа 3-4года | Средняя группа 4-5 лет | Старший возраст |
Общий характер музыки, регистровые изменения. | Откликаться общим оживлением, ритмично двигать руками и ногами. Отвечать на музыку плясового характера; самостоятельно хлопать в ладоши, помахивать руками, приплясывая, ударять по бубну, переступать ногами, держась за руки взрослого, слушая мелодию марша. | Передавать спокойный характер плясовой мелодии: притопывать, переступая с ноги на ногу, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте. | Передавать в движениях бодрый и спокойный характер музыки. | Различать высокое и низкое звучание и соответственно двигаться. Передавать характер танца. | Передавать различные по характеру музыкальные образы. Двигаться в соответствии с бодрым, энергичным, спокойным характером музыки. | Двигаться в соответствии с различным характером музыки: шуточным, веселым, изящным, четким, акцентирован-ным. |
Динамичес-кие оттенки | Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки, подражая взрослому | Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки. | Отмечать в движениях тихое и громкое звучание. | Передавать в движениях динамические оттенки (тихо-громко) | Менять движения с изменением динамики | |
Темповые изменения | Менять характер и направление движений с изменением темпа. | Двигаться в спокойном, небыстром темпе, замедляя темп. Или наоборот ускорять его, в зависимости от музыки. | ||||
Метроритм | Звенеть под музыку погремушкой, под пение взрослого ударять по бубну. | Отмечать в движениях различный равномерный ритм. | Точно менять движения на сильную долю такта, точно выполнять ритмический рисунок из четвертных и восьмых нот. | |||
Форма музыкального произведения | Со сменой частей музыки менять ходьбу на подпрыгивание или бег. | Менять движения в соответственно куплетной форме, чувствовать окончание пьесы, отмечать в движениях двухчастную форму, точно отмечать начало и окончание каждой части. | Менять движения в соответствии с двухчастной формой, музыкальными фразами; точно останавливаться с окончанием пьесы. | Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, делать остановку в конце музыкальных фраз. | ||
Основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки) общеразвивающие упражнения | Передавать ритм ходьбы. Бега, делать ритмичные полуприседания. Ходить с флажком. | Ходить под пение взрослого, ходить и бегать под музыку. Двигаться с предметами – бубном, погремушкой, выполнять упражнения с предметами. | Осваивать ритм ходьбы, бега. Прямой галоп. Маршировать с флажком в руках. | Ритмично ходить, легко бегать, подвижно и ритмично скакать; выполнять плавные приседания и легкие поскоки. Выполнять энергичные и плавные движения с предметами и без. Двигаться топающим шагом, спокойным шагом. | Ритмично ходить, легко бегать, выполнять плавные движения ногами, легкие, ритмические поскоки. Бегать поднимая колени или забрасывая ноги назад. Выполнять прямой и боковой галоп, спокойно останавливаться с концом музыки. Выполнять плавные и энергичные движения рук и кистей. | |
Строевые упражнения, перестроения. | Ходить стайкой за педагогом, выполнять движения в парах | Двигаться по кругу, держась за руки, в парах, в разных направлениях. Уметь становиться в круг. | Маршировать по кругу друг за другом, двигаться и кружиться в парах, строиться в шеренгу, уметь находить пару, двигаться врассыпную. | Двигаться парами легко и свободно, уметь строится друг за другом в колонну, в шеренгу. Двигаться в различных направлениях (вперед—назад, вправо- влево по показу) | Уметь перестраиваться в большой круг и маленькие круги. Чередовать простой и дробный шаги. Двигаться противоходом Строиться в две-три шеренги, колонны, В шахматном порядке. Выполнять «расчесочку» | |
Танец | Хлопать в ладоши, помахивать руками. | Притопывать, переступая ногами, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте, выполнять плясовые движения в парах, полуприседая по показу взрослого. | Выполнять танцевальные движения: хлопки, притопывания, повороты кистей по одному и в парах; передавать характер пляски помахиванием, кружением, полуприседа-нием.. | Притопывать одной ногой, кружиться в парах, точно выставлять ногу на пятку, на носок выполнять элементы движений по показу взрослого. | Выполнять ритмические хлопки – тарелочки, моталочку. Кружиться легко на носочках. Правильно пользоваться атрибутами для танца. | Использовать более сложные движения ног. (выпады, повороты, ковырялочку, приставные шаги и др.) Знать где право – лево выполнять движения синхронно. Координировать движения рук и ног. Уметь использовать сложные атрибуты для танца ( напр. ленты на палочках, дуги, шарфики, сабли и пр.) |
Сюжетно – образные движения | Выполнять игровые действия: петушки, мячик, где же наши ручки?, поиграем с мишкой. | Передавать игровые действия: паровоз, прятки, зайчики и лисичка, котята и кошка, разбудим Таню; выполнять различные движения по тексту песни. | Передавать характерные движения игровых образов: зайчики, мишки, птички и др. | Инсценировать тексты песен, передавать музыкальные образы: котята, поросята, барабанщики, снеговики, куклы и др. | Уметь передавать характер образа Инсценировать сюжеты игр и тексты песен, передавать музыкально – игровые образы. Клоуны, солдаты, богатыри. матрешки, снежинки, сказочные персонажи. и т.п. |
Виды музыкально – ритмических движений
Традиционно выделяются следующие виды музыкально-ритмических движений:
1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения)
а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки);
б) общеразвивающие (с предметами и без них);
в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.)
г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок
д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»)
2. Пляски.
а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки);
- народные пляски с подлинными элементами народного танца;
- характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.)
- хороводы с пением, текст которых связан с выполняемыми движениями («Шел веселый Дед Мороз»)
- современный детский танец;
- детский бальный танец (вальс, полька, мазурка и др.)
б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией);
3. Музыкальные игры с движением.
а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей;
- под пение («По болоту Петр шел», « Дразнилка».
- под инструментальную музыку ( “День и ночь”, “Весело-грустно”, “Зайцы и лиса”)
- игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (“Теремок”, “Колобок”, « Репка»,)
б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроение музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр. («Плетень», « Игра с бубном»)
в) хороводные игры. «Дударь», «Ворон», « Заинька», «Звездочет»
Литература для изучения
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного "и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и дон. --- СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. -120с.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
- Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998
- А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М.
- Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»Издательство: "Сфера, ТЦ Сфера"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по теме "Музыкально ритмические движения в детском саду"
Уебный материал для педагогов и родтелей....
План работы по методической теме "Музыкально-ритмические движения как средство развития творческой активности детей".
План разработан для всех возрастных групп (кроме ясельных)...
Картотека на тему "Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста "
Музыкально-ритмические движения...
Учебно-методическое пособие Картотека игр по Правилам Дорожного Движения для первой младшей группы
Картотека игр по Правилам Дорожного Движения для первой младшей группы...
Опыт работы по теме: «Музыкально-ритмические движения — способ развития творческих способностей дошкольников»
laquo;Самое лучшее, что есть в жизни - это свободное движение под музыку.А. И. Буренина.ВведениеБольшое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Консультация для родителей Тема:"Музыкально-ритмические движения"
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма - это развитие способностей детей в области эмоциональн...