План по самообразованию на 2019- 2020 учебный год
учебно-методический материал по музыке

Новикова (Ганжала) Светлана Петровна

План по самообразованию на 2019- 2020 учебный год

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Начало изучения темы - сентябрь 2019г.

Окончание изучения темы - май 2020г.        

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

       Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах. Для того, чтобы дошкольники могли воспринять музыкальную классику, у них должны быть сформированы интерес к музыке и умение ее слушать. К сожалению, практика показывает, что работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении обеспечить проведение очередного праздника музыкальный руководитель старается за счет слушания «выкроить» на занятии дополнительное время для повторения песен, танцев и т.д. В результате, слушание музыки проводится от случая к случаю, и у детей не происходит накопления музыкальных впечатлений и знаний, не формируется культура слушания, необходимая для восприятия музыкальной классики.

Актуальность этой темы определяется ролью искусства в воспитании личности ребенка. Искусство развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, которое является «универсальной человеческой способностью... и реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (О.В. Ильенков). Среди всех видов искусств музыка занимает особое место, поскольку она обращена непосредственно к чувствам человека и предоставляет возможности для развития его эмоциональной сферы в наиболее восприимчивом из всех возрастов – детстве (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина,  О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова, К.А. Тарсова  и др.).

Искусство является одним из способов интеграции человека в социум, по словам Л.С. Выготского,  являя собой «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе». Именно оно есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни»  [4, с. 187]. Искусство как некий ценностный критерий  осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности.

 Классическая музыка - это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени.

         Определяя  основные  подходы к организации музыкального воспитания детей до школы, как помощь ребенку в понимании музыкальной интонации, обучение восприятию музыкального языка, создание условий для проживания разнообразных впечатлений и переживаний;  иначе говоря, помощь в  понимании и восприятии музыки, я убеждена, что наша задача – раскрыть детям язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека. 

         В ряде исследований последних лет (О. П. Радынова, Е. В. Боякова, И. В. Груздова, С. А. Фадеева) показана возможность музыкального развития детей дошкольников на произведениях классического наследия и в условиях организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми. Исследователи отмечают, что при создании игровой ситуации и определенном педагогическом руководстве процессом восприятия музыки дошкольники способны эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание.

       Среда детского сада – это то место, где для процесса развития творческих  способностей детей созданы все условия. Во-первых, в центре педагогического процесса всегда имеются подлинные музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон  и пр. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства детей. В детском саду информация приобретает наглядность,  образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

        Именно на базе дошкольных учреждений возможно организовать содержательное общение детей с носителями музыкальной культуры: профессиональными исполнителями классической музыки: инструменталистами, вокалистами, артистами балета и др., преподавателями  и учащимися  музыкальных учебных заведений, учащимися и преподавателями учреждений дополнительного образования: детских музыкальных школ, домов и студий детского творчества.  Это возможно осуществить в рамках проекта  «Классическая музыка в детском саду».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель: Художественно - эстетическое воспитание   дошкольников через восприятие классической  музыки.
Задачи:  1. Составить фонотеку к режимным моментам МДОУ.
               2. Разработать  конспекты НОД  по данной теме.

                3. Составить каталог аудио и видеоматериалов по слушанию музыки для детей дошкольного возраста.

1.Основные вопросы, намеченные для изучения

Этапы разработки:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме. Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы

2.Разработать  конспекты НОД по данной теме.

3. Пополнить  консультационный материал по  данной теме для родителей и педагогов.

4.Составить аудио и видеотеку по слушанию музыки.

Литература по теме:

  • «Радуга» Программа воспитания и развития детей от 2-х до 7-и лет в условиях детского сада. С.Г.Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, - М. «Просвещение», 2014 г.
  •  «Музыкальные шедевры»  Авторская программа и методические рекомендации, О.П. Радынова- М.,2000г.
  •  «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» Учебник для педагогических вузов. Радынова  О.П., Комиссарова Л.Н. -М., 2011г.
  • «Танцевальная ритмика для детей» Учебное пособие выпуск 1-3. Суворова Т.  – С/Пб Музыкальная палитра, 2005г.
  •  «Синтез» Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. и др. - М., 1999г.
  • «Дети слушают музыку» Тарасова К.В., Рубан Т.Г.  – М., 2001г.
  • Журналы для музыкальных руководителей.

Творческое сотрудничество по теме самообразования -  педагоги, и родители МБДОУ “Детский сад № 22 “Лучик”.

Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) – выступить с опытом по данной теме на педагогическом совете, обобщить  опыт работы и представить в виде методических рекомендаций, игрового материала.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2019 -2020    УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы

самообразования

Содержание работы

Сроки

выполнения

1 этап

2 этап

Составить перспективный план, который включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Восприятие классической музыки осуществлять через: музыкальное творчество, слушание музыкальных произведений, художественно творчество под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмическую деятельность.

      Подбор музыкально-дидактического материала для образовательной деятельности. Изготовление  музыкально-дидактических игр: музыкально-дидактическая игра на восприятие музыки «Ромашки  настроения», «Цветик-семицветик», «Что звучит, а что шумит?», «Угадай настроение», «Весело-грустно»,  пигтограммы «Эмоции»; игра для развития тембрового слуха «Новый дом», игра для знакомства с инструментами симфонического оркестра «Угадай, что играет», «Собери инструменты по группам».

      Составление картотеки портретов композиторов,  аудио и видеоматериалов по слушанию  музыки композиторов классиков.

     Разработка консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ.

    Проведение семинара-практикума «Музыкальный калейдоскоп» (по творчеству композиторов ).

Сентябрь

В течение учебного  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога...

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: «Роль подвижных игр»

Здесь вы сможете познакомиться с планом по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр"...

Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Тема:  «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...

план по самообразованию на 2019/2020 учебный год

где представлен мой план работы на учебный год по теме самообразования "Влияние художественной литературы на развитие речи детей"...

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год....

план по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»Цель: « Развитие речи и коммуникативных навыков у д...

Индивидуальный план по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и ...