План по самообразованию на 2019- 2020 учебный год
учебно-методический материал по музыке
План по самообразованию на 2019- 2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию на 2019- 2020 учебный год | 20.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Начало изучения темы - сентябрь 2019г.
Окончание изучения темы - май 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах. Для того, чтобы дошкольники могли воспринять музыкальную классику, у них должны быть сформированы интерес к музыке и умение ее слушать. К сожалению, практика показывает, что работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении обеспечить проведение очередного праздника музыкальный руководитель старается за счет слушания «выкроить» на занятии дополнительное время для повторения песен, танцев и т.д. В результате, слушание музыки проводится от случая к случаю, и у детей не происходит накопления музыкальных впечатлений и знаний, не формируется культура слушания, необходимая для восприятия музыкальной классики.
Актуальность этой темы определяется ролью искусства в воспитании личности ребенка. Искусство развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, которое является «универсальной человеческой способностью... и реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (О.В. Ильенков). Среди всех видов искусств музыка занимает особое место, поскольку она обращена непосредственно к чувствам человека и предоставляет возможности для развития его эмоциональной сферы в наиболее восприимчивом из всех возрастов – детстве (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова, К.А. Тарсова и др.).
Искусство является одним из способов интеграции человека в социум, по словам Л.С. Выготского, являя собой «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе». Именно оно есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [4, с. 187]. Искусство как некий ценностный критерий осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности.
Классическая музыка - это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени.
Определяя основные подходы к организации музыкального воспитания детей до школы, как помощь ребенку в понимании музыкальной интонации, обучение восприятию музыкального языка, создание условий для проживания разнообразных впечатлений и переживаний; иначе говоря, помощь в понимании и восприятии музыки, я убеждена, что наша задача – раскрыть детям язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека.
В ряде исследований последних лет (О. П. Радынова, Е. В. Боякова, И. В. Груздова, С. А. Фадеева) показана возможность музыкального развития детей дошкольников на произведениях классического наследия и в условиях организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми. Исследователи отмечают, что при создании игровой ситуации и определенном педагогическом руководстве процессом восприятия музыки дошкольники способны эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание.
Среда детского сада – это то место, где для процесса развития творческих способностей детей созданы все условия. Во-первых, в центре педагогического процесса всегда имеются подлинные музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон и пр. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства детей. В детском саду информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Именно на базе дошкольных учреждений возможно организовать содержательное общение детей с носителями музыкальной культуры: профессиональными исполнителями классической музыки: инструменталистами, вокалистами, артистами балета и др., преподавателями и учащимися музыкальных учебных заведений, учащимися и преподавателями учреждений дополнительного образования: детских музыкальных школ, домов и студий детского творчества. Это возможно осуществить в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду».
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель: Художественно - эстетическое воспитание дошкольников через восприятие классической музыки.
Задачи: 1. Составить фонотеку к режимным моментам МДОУ.
2. Разработать конспекты НОД по данной теме.
3. Составить каталог аудио и видеоматериалов по слушанию музыки для детей дошкольного возраста.
1.Основные вопросы, намеченные для изучения
Этапы разработки:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы
2.Разработать конспекты НОД по данной теме.
3. Пополнить консультационный материал по данной теме для родителей и педагогов.
4.Составить аудио и видеотеку по слушанию музыки.
Литература по теме:
- «Радуга» Программа воспитания и развития детей от 2-х до 7-и лет в условиях детского сада. С.Г.Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, - М. «Просвещение», 2014 г.
- «Музыкальные шедевры» Авторская программа и методические рекомендации, О.П. Радынова- М.,2000г.
- «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» Учебник для педагогических вузов. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. -М., 2011г.
- «Танцевальная ритмика для детей» Учебное пособие выпуск 1-3. Суворова Т. – С/Пб Музыкальная палитра, 2005г.
- «Синтез» Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. и др. - М., 1999г.
- «Дети слушают музыку» Тарасова К.В., Рубан Т.Г. – М., 2001г.
- Журналы для музыкальных руководителей.
Творческое сотрудничество по теме самообразования - педагоги, и родители МБДОУ “Детский сад № 22 “Лучик”.
Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) – выступить с опытом по данной теме на педагогическом совете, обобщить опыт работы и представить в виде методических рекомендаций, игрового материала.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения |
1 этап 2 этап | Составить перспективный план, который включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Восприятие классической музыки осуществлять через: музыкальное творчество, слушание музыкальных произведений, художественно творчество под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмическую деятельность. Подбор музыкально-дидактического материала для образовательной деятельности. Изготовление музыкально-дидактических игр: музыкально-дидактическая игра на восприятие музыки «Ромашки настроения», «Цветик-семицветик», «Что звучит, а что шумит?», «Угадай настроение», «Весело-грустно», пигтограммы «Эмоции»; игра для развития тембрового слуха «Новый дом», игра для знакомства с инструментами симфонического оркестра «Угадай, что играет», «Собери инструменты по группам». Составление картотеки портретов композиторов, аудио и видеоматериалов по слушанию музыки композиторов классиков. Разработка консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ. Проведение семинара-практикума «Музыкальный калейдоскоп» (по творчеству композиторов ). | Сентябрь В течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога...
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: «Роль подвижных игр»
Здесь вы сможете познакомиться с планом по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр"...
Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Тема: «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...
план по самообразованию на 2019/2020 учебный год
где представлен мой план работы на учебный год по теме самообразования "Влияние художественной литературы на развитие речи детей"...
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год....
план по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»Цель: « Развитие речи и коммуникативных навыков у д...
Индивидуальный план по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».
Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и ...