Конспект занятия НОД «Танцы народов мира в формировании представлений дошкольников о культурных событиях»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Конспект занятия НОД «Танцы народов мира в формировании представлений дошкольников о культурных событиях. Азбука России. Художественно - речевое развитие в театральной деятельности»
Цель:
Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Задачи
Образовательные:
1. Дать элементарные представления о странах: Австрия, Франция, Испания, Китай.
2. Закреплять знания о родной стране.
3. Расширять представления об искусстве, знакомить детей с традициями и обычаями народов других стран мира.
4. Познакомить с понятием «балет». Показать фрагменты балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
5. Разучить с детьми элементы менуэта.
6. Закрепить знания о жанрах музыки.
Развивающие:
7. Совершенствовать умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
8. Развивать навыки танцевальных движений.
9. Развивать представления о танцевальных жанрах, умение различать вальс, менуэт, испанский танец, хоровод.
Воспитательные:
10. Воспитывать толерантность и интерес к людям разных национальностей, их культуре.
11. Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.
12. Воспитывать интерес к танцевальному творчеству.
Предварительная работа: знакомство с понятием «танец», прослушивание танцевальных произведений, беседа о них, разучивание танцев.
Инвентарь и оборудование: глобус, фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, приборы для чайной церемонии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsy_narodov_mira.docx | 30.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия НОД
«Танцы народов мира в формировании представлений дошкольников о культурных событиях. Азбука России. Художественно - речевое развитие в театральной деятельности»
Составитель: Харламова Ольга Герасимовна
Музыкальный руководитель высшей категории
Санкт-Петербург
2020
Конспект занятия НОД «Танцы народов мира в формировании представлений дошкольников о культурных событиях Азбука России. Художественно- речевое развитие в театральной деятельности.»
Цель:
Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Задачи
Образовательные:
1. Дать элементарные представления о странах: Австрия, Франция, Испания, Китай.
2. Закреплять знания о родной стране.
3. Расширять представления об искусстве, знакомить детей с традициями и обычаями народов других стран мира.
4. Познакомить с понятием «балет». Показать фрагменты балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
5. Разучить с детьми элементы менуэта.
6. Закрепить знания о жанрах музыки.
Развивающие:
7. Совершенствовать умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
8. Развивать навыки танцевальных движений.
9. Развивать представления о танцевальных жанрах, умение различать вальс, менуэт, испанский танец, хоровод.
Воспитательные:
10. Воспитывать толерантность и интерес к людям разных национальностей, их культуре.
11. Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.
12. Воспитывать интерес к танцевальному творчеству.
Предварительная работа: знакомство с понятием «танец», прослушивание танцевальных произведений, беседа о них, разучивание танцев.
Инвентарь и оборудование: глобус, фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, приборы для чайной церемонии.
Используемые технологии:
- ИКТ
- Проектная деятельность
- Мнемотехника
Используемые программы:
- «Кукляндия» парциальная авторская программа М.И. Родина
А.И. Буренина.
2. «Театр всевозможного» А.И. Буренина
3. « Ладушки» парциальная авторская программа И.М. Каплунова
4. «Музыкальные шедевры» парциальная авторская программа
О.П. Радынова
5. Авторские разработки.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».
Ход НОД:
Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского. Садятся на стульчики. 1. Организационный момент.
Создание благоприятной атмосферы
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
М. Р: Музыка – удивительная страна, где живут много звуков и мелодий. Композитор Д. Кабалевский говорил о том, что музыка основывается на трех жанрах. Каких жанрах, расскажите мне, пожалуйста?
Дети: Песня, танец, марш.
М. Р. : Правильно, давайте сейчас их вспомним.
Проводится дидактическая игра «Угадай жанр музыки».
М. Р: Сегодня наше занятие посвящено такому прекрасному жанру как танец. Кто из нас не любит танцы! Все любят! Нам нравятся танцы детские и молодёжные, современные бальные и эстрадные. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танцы. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Много веков назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра. В старину без танца не обходился ни один бал. Помните, как Золушка на балу увлеклась танцами? Она даже забыла предупреждение доброй Феи.
Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.
И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по разным странам мира, но не просто так, а чтобы узнать, какие танцы у какого народа.
Наше путешествие мы назовем «Танцы народов мира».
Вот наша карта мира. (Показывает на экране). А это её уменьшенное изображение - волшебный глобус. (Показывает глобус). Он напоминает по форме нашу Землю, здесь обозначены все страны, которые есть на нашей планете. Предлагаю вам узнать, какие танцы танцуют люди в разных странах. Как вы думаете, на чем можно будет быстрее всего добраться до нужного континента?
Дети отвечают.
Конечно, мы полетим на самолете. Давайте произнесём волшебные слова: Глобус, глобус, завертись, путешествие, начнись!
Дети: Глобус, глобус, завертись, путешествие, начнись!
М. Р: Приготовили свои самолётики. Мы полетим в первую страну. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)
Проводится игровое упражнение «Самолеты»
А прилетели мы с вами в Австрию, и нас в национальных костюмах встречают гостеприимные австрийцы. (дети садятся на стульчики)
(на экране изображение бала, где дамы в пышных платьях)
Самый известный танец Австрии - вальс. Изначально танец назывался лендлер, но в начале века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс.
Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. Давайте его станцуем.
Дети исполняют вальс.
А нам пора отправляться дальше. Заводите моторы.
Проводится игровое упражнение «Самолеты»
Прилетели мы в солнечную, знойную Испанию, где нас встречают испанцы. (дети садятся на стульчики)
(на экране изображение испанцев, далее коррида, тореадор.)
В Испании есть традиционное зрелище боя быков, которое называется коррида, что обозначает «бежать». Это опасный спорт, грациозное искусство, сравнимое с балетом, и воплощение многовековых традиций. Тореадор как бы вступает в схватку с опасным животным, маневрируя и ускользая от быка. В этом спорте зародился характер испанцев, который они стали воплощать и в своих танцах.
У этого народа очень много ярких национальных танцев: это фламенко, болеро, пасадобль. Но мы с вами познакомимся с испанским танцем через балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».
(на экране фото фрагмента из балета)
Балет - это спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Всё действие на сцене происходит без слов. Актёры передают сюжет с помощью танца.
Балет «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В ней все события происходят в новогоднюю ночь, в доме девочки Мари, а после праздника ей снится волшебный сон об удивительных приключениях: новогодний праздник, сражение Щелкунчика с мышиным королем, встреча с прекрасным принцем, а затем посещение сказочного города под названием Конфетенбург.
Представьте, что мы с вами оказались перед воротами города Конфетенбурга. И для всеми любимого нами шоколада П. И. Чайковский сочинил «Испанский танец», потому что тогда считалось, что самый лучший шоколад нам привозят из Испании. И сейчас мы посмотрим, как танцуют испанский танец в балете «Щелкунчик».
Видеофрагмент балета «Щелкунчик» - «Испанский танец»
Но вначале давайте подойдем к карте и посмотрим, где мы с вами находимся и куда поедем. (Прокладываем маршрут нашего путешествия на карте стрелочками и магнитами).
- Прошу вас занять свои места в нашем скором поезде (дети садятся).
Итак, страна, в которую мы с вами отправляемся – это Китай, наш сосед. Устраивайтесь по удобнее, поехали (звучит звук поезда).
- Ну, вот мы и в Китае! Посмотрите на экран: как красива и необычна эта страна - какие тут дома (слайд №1, здания с необычными формами крыш (слайд №2, скульптуры (слайд №3, озеро, на котором растут лотосы (слайд №4, символ Китая – дракон (слайд №5, великая Китайская стена (слайд №6) и огромные плантации чайных деревьев (слайд №7, ведь в этой стране очень любят пить чай.
- А сейчас мы посмотрим китайский танец «Птичка».
Китайский танец с веерами «Птичка» .
А мы продолжаем путешествовать.
Видео на экране.
Природа Чехии невероятна богата и разнообразна. Здесь Вы встретите и скалистые горы, и виноградники, и чистейшие озера, и заливные луга.
Костюм, женский, очень богато украшен вышивкой из мелких кораллов и монеток. Накидка была самой роскошной частью костюма. Ее завязывали под мягкой треугольной шапочкой, из – под которой выступала украшенная вышитая лента. Вокруг шеи был „воротник “.
Мужской Костюм был элегантный, верхняя часть выполнена в темно-зеленой или темно-синей гамме Брюки шились из желтой оленьей кожи, обувались в высокие кожаные ботинки.
История возникновения
Когда-то давно в одной чешской деревушке жила девушка Анна. Однажды воскресным днем она то ли слушала, то ли сама пела народную песню о дядюшке, который купил белую лошадь. И так приятно было на душе, что ноги сами понесли ее в пляс. Танцуя, она придумала веселые, быстрые и задорные прыжки. Так появился на свет самый, пожалуй, известный чешский танец – полька.
По одной из версий название произошло от чешского «plka», что означает «половина».
Дети исполняют чешскую польку.
Проводится игровое упражнение «Самолеты»
Посмотрим, куда же мы прилетели? (Дети стоят, смотрят на экран)
(на экране картинка с березовой рощей)
Ребята, мы с вами вернулись домой, в Россию. Издавна на Руси танцевали: это были и быстрые, задорные плясовые, и русские народные лирические танцы, хороводные игры, парные, с различными предметами: с венками, с корзинками, с цветами, а также с платками. Многие из них мы с вами танцевали, и сейчас давайте поиграем в хороводную игру «Кострома».
Хороводная игра «Кострома»(масленичная» (дети садятся на стульчики)
Сейчас мы попадём на самый север нашей страны.
Видео на экране.
У ненецкого народа праздников немного. Они празднуют день оленевода и день рыбака (закрепляем знания детей, кто такие оленеводы и рыбаки, чем они занимаются)
Предлагаем детям узнать, что готовят люди, которые живут на Севере. Эти края богаты рыбой и мясом, там растут полезные ягоды: морошка, клюква, брусника, голубика.
Играем в словесные игры: «Опиши ягоду, а ты найди», «Найди отличия».
Проговариваем, как называется варенье из ягод: морошковое, клюквенное, брусничное.
Для закрепления играем в игру: «Четвёртый лишний».
Рассказываем, что мясо просто замораживают и потом стругают очень тонко, посыпают солью и едят…называется такое блюдо – струганина.
В гости к детям приходит этническая кукла и приносит узоры для ненецкого наряда. Дети рассматривают элементы, проговаривают, что похожи они на снежинки, оленей, травку.
Игра « Перетягивание палки»
Давайте с вами вспомним, где же мы успели побывать и с какими танцами познакомились?
(дети называют)
Считаю, что наше путешествие было очень ярким, запоминающимся, правда, ребята?
(ответы детей) Как-нибудь мы его обязательно повторим. А сейчас давайте пройдём в группу, где попробуем наш китайский чай с русским угощением! (Дети уходят в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интереса дошкольников к культурному наследию народов Хакасии через музейную педагогику.
" Дело каждого в отдельности всех вместе - приумножать добро, хренить традиции......
Конспект развлечения в старшей группе по теме «Формирование представлений у дошкольников о самобытности русского народа в прошлом и настоящем»
закрепление знаний детей о русских народных сказках, быте русского народа...
«ТАНЦУЙ ПЛАНЕТА!» Фестиваль танцев народов мира.
Праздник для детей старших групп детского сада с участием воспитанниц школы искусств....
Конспект открытого занятия по хореографии в старшей группе на тему: «Танцы народов мира».
Путешествие по разным странам мира....
Занятие «Танцы народов мира»
Танец - это вид искусства, в котором человеческие эмоции передаются через ритмичную пластику движений и смену положения человеческого тела.Цель: Знакомство детей с культурой разных народов мира д...
Открытое музыкальное занятие "Танцы народов мира"
Открытое музыкальное занятие "Танцы народов мира" для детей подготоаительной группы...
Конспект тематического занятия "Танцы народов мира"
Конспект тематического занятия "Танцы народов мира"...