Статья. Применения музыкально-дидактических игр и упражнений.
статья по музыке (подготовительная группа)

Кондаурова Валерия Михайловна

Применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx18.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья. Применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений.

 Музыка – это  движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и  минорном). Их различение  в  отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

 В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей  детей  уделяется  мало  внимания. А  между  тем  исследования таких  известных  педагогов, как  Выготский Л.С.Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей  у  всех  детей  без  исключения.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно    в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.  Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те, и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувств, т. е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры  произведения.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями.

 Так что же такое музыкально-дидактическая игра, какова цель ее применения?

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается  в  использовании  музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать  музыкальные способности, углублять представления детей о средствах  музыкальной  выразительности.

Музыкально-дидактические  игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются, в основном,  на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

 Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление  с  новой  игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале, воспитатель является  инициатором  проведения  игры  в  группе, на прогулке или в другие режимные  процессы. Впоследствии, дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Различение  свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

 Музыкальные  игры и пособия  можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования  свойств  музыкальных  звуков  помогает воспроизведению их  детьми.

 Музыкальные способности детей - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других - позже. Определённую сложность представляет развитие музыкально -слуховых представлений -воспроизведение и точное интонирование мелодии, подбор по слуху на музыкальном инструменте, в связи с этим рекомендуется уже с 3 лет развивать ребёнка музыкально. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно  богатые  музыкальные  впечатления.

 Занятия музыкой в дальнейшем помогут ребёнку в школе при изучении фонетики русского и иностранных языков, они полезны для формирования   интеллектуальной   грамотности, развития  артикуляционного  аппарата, повышения  скорости  и техники  чтения.

Также,  на  занятиях  с  использованием  музыкально-дидактических игр, уделяется внимание развитию сценического творчества детей посредством театральной деятельности, в частности: овладение навыками образной   выразительности (мимика, пантомимика), песенное и танцевальное творчество.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа  щедро  наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования  интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на "вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства".

 Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

 Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

 Ладовое  чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма  составляют  три  основные  музыкальные  способности, которые образуют ядро музыкальности.

  Ладовое  чувство – это  эмоциональное  переживание, эмоциональная способность. Кроме  того, в ладовом чувстве обнаруживается  единство эмоциональной  и  слуховой  сторон  музыкальности. Имеют  свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство - это различение  не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными  и  требующими  завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями  развитости  ладового чувства  являются  любовь  и  интерес  к  музыке.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо  иметь  слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний  слух – это  не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

 Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

 Как  свидетельствуют  наблюдения, и  многочисленные  эксперименты, во время восприятия  музыки  человек  совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые  движения  речевого, дыхательного  аппаратов.  Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить  эти движения приводят к тому, что  либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма  имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание.

Чувство ритма – это  способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

 Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность  интонации.

 Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных  музыкальных  инструментах.

 Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих  по  характеру  эмоциональной окраске музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

«Применение  здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»...

Статья "Применение современных технологий в работе с родителями"

Данный материал рассчитан для педагогов: специалистов и воспитателей. Представлены современные образовательные технологии и практический опыт работы с родителями....

Статья "Применение нестандартного оборудования на занятиях по плаванию в ДОУ"

Применение нестандартного оборудования на занятиях по плаванию в условиях ДОУ...

Статья"Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста в детском саду."

Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности. Потребность в движении - одно из общебиологических свойств развития организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и формировании...

Статья "Применение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников"

Статья "Применение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников"...