Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»
статья по физкультуре по теме
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx11.docx | 144.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»
Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталостью) – одна из наиболее многочисленных категорий детей, которые имеют отклонения в своем развитии.
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое психическое недоразвитие, обусловленное, прежде всего органической недостаточностью головного мозга [6, 118]
У детей с умственной отсталостью страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания, имеется общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения, низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор [8, 59]
Для большинства детей с нарушением интеллекта наблюдаются диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие, нарушение опорно-двигательного аппарата, сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т.д., низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Детям с нарушением интеллекта присуща быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем. Имеются нарушения в развитии таких физических качеств как ловкость, скорость, мышечная сила, выносливость [4, 4]
Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.
В связи с тем, что у дошкольников с нарушением интеллекта наблюдаются столь многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, приоритетной проблемой в специальном дошкольном образовательном учреждении является сохранение и укрепление здоровья детей, как психического, так и физического. И это вполне обосновано, учитывая тот факт, что хорошее состояние ребенка дошкольного возраста, уровень его физического развития в целом и совершенство двигательных функций в частности создают необходимые условия для его успешного психического развития [4, 5]
Современные здоровьесберегающие технологии оказывают наиболее значительное влияние среди всех известных технологий.
Под здоровьесберегающей технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (Петров О. В.)
Формы, методы и технологии работы с детьми, направленные на оздоравливание самые разнообразные.
Физкультурно- оздоровительная работа ведется нами систематически. Все мероприятия выстроены последовательно и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
В своей коррекционно- оздоровительной работе мы используем следующие методики и технологии оздоравливания:
1. Методика Овчинниковой Т.С, Потапчук А.А., с коррекционными мячами фитболами, которые в первую очередь способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития, а также притягивают к себе, стимулируют фантазию и двигательное творчество. Что особенно важно для детей с нарушением интеллекта.
На основе коррекционной методики организуется «Двигательный игротренинг с фитболами» с детьми старшей и подготовительной группы. Игротренинг проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Для детей старшей группы структура комплексов игротренинга состоит из трёх частей.
Подготовительная часть - создание положительного эмоционального настроя и разогревание организма.
Основная часть- физическая нагрузка , в которую входят игровые упражнения с фитболами:
-для развития чувства равновесия, координации движений;
- для коррекции различных видов нарушений осанки;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины;
- для укрепления мышц тазового дна;
- для укрепления мышц плечевого пояса и рук;
- для увеличения подвижности позвоночника и суставов;
- сюжетные и бессюжетные игры с фитболом.
Заключительная часть – игры малой подвижности, расслабление мышц тела.
2. В работе с детьми подготовительной группы проводится двигательная сказкотерапия с мячами фитболами.
Здесь используются схемы (мнемотаблицы), показывая которые, рассказывается сюжет сказки, дети сопровождают её выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.
Психокоррекционная направленность сказок подчёркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. («Как воробей с карасиком дружил», «Кто поможет воробью», «Невоспитанный мышонок» и др.) [ 7, 68]
Необходимо отметить, что элементы фитбол - гимнастики и сказкотерапии активно используются во всём воспитательно- образовательном, коррекционно- развивающем процессе (на всех видах НОД, во всех режимных процессах).
3. Арттерапия- лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)
4. Музыкотерапия - один из методов, под которым подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности [3, 123]
5. В своей коррекционно-педагогической работе мы используем нетрадиционный Су- Джок метод. Этот метод эффективен, безопасен и прост в применении.
Су-Джок терапия проводится с помощью массажёров типа «каштан». Внутри этих шариков – «каштанов», находятся два металлических колечка, сделанных из проволоки, которые легко растягиваются и свободно перемещаются по пальцу вниз и вверх, при этом оказывают массажный эффект.
Сами шарики так же используются для массажа ладоне, так как они колкие на ощупь, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное воздействие на весь организм, повышает иммунитет, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь.
Также, «Су – Джок» терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
«Каштаны» используются при пальчиковой гимнастике, как на занятиях, так и в свободное от занятий время , все упражнения сопровождаются стихами и сказками.
6. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой - комплекс упражнений позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Задачи:
-способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;
-содействовать снижению утомляемости и повышению концентрации внимания;
-способствовать повышению иммунитета.
7. Игровой массаж по А. Уманской, К. Динейко- это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иным и словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.
Задачи:
-воздействовать через биоактивные точки на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости;
-способствовать повышению функциональных возможностей организма;
-способствовать снижает утомление и быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок.
8. Психогимнастика по методике М. Чистяковой - это специальные этюды, игры и упражнения, направление на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка , как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы [2, 1 ]
Задачи:
- преодоление барьеров в общении;
- развитие лучшего понимания себя и других;
- снятие психического напряжения.
- коррекция эмоционально - волевой сферы.
9. Гимнастика после сна. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения включается музыкальное сопровождение. Выполняется ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по дорожкам с различными поверхностями. Оказывает закаливающий эффект.
10. Корригирующая гимнастика- это такие упражнения, способствующие развитию дыхания, координации движений, ритма и пространственной организации движений и т. п. [4, 5]
Задачи:
-укрепление всех мышечных групп;
-формирование правильной осанки ;
-развитие координации движений, ориентировки в пространстве;
-коррекция интеллектуальных функций ( речи, внимания, восприятия) ;
-воспитание гармоничного физического развития детей.
11. Гимнастика для глаз – это упражнения для предотвращения снижения зрения и снятия усталости глаз («Поморгаем глазками, как метёлками», «Глазки смотрят в глазки», «Расскажи, что далеко, что близко», «Филин»)
Задачи:
-улучшать кровоснабжение глазных яблок;
-нормализовать тонус глазодвигательных мышц;
-способствует быстрому снятию зрительного утомления.
12. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка, каких либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.
Задачи:
-способствовать развитию речи, творческого мышления;
-активизировать моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрироваться.
13. “Дорожки здоровья”- представляет собой коврики с различными поверхностями, при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребёнка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Коврики и элементы на них красочные и яркие, детям доставляет огромное удовольствие хождение по таким дорожкам здоровья.
Задачи:
-развитие координации движений, равновесия;
- осуществление профилактики плоскостопия.
В заключение хотелось бы сказать, что применение современных здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта способствует развитию у детей координации движений, ориентировки в пространстве. Также развивается внимание, моторика, улучшается настроение, повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.
Литература
1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».- Волгоград: Учитель,2007.-151с.
2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88с.
3. Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-256с.
4. Зарин А. П, Ложко Е.Л. Музыка и движение в коррекционно- воспитательной работе в специальном детском саду для детей нарушением интеллекта.- СПб., 1994.- с. 3-11.
5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов ин- тов по спец. №211 “Дефектология”.- М.: Просвещение, 1988.- с. 71-75.
6. Носкова Л. П., Соколова Н. Д. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя .-М.: Просвещение, 1993.-224 с.
7. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротреннинг для дошкольников. СПб.- Издательство “Речь”, 2003.-176 с.
8. Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В .-М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...
Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".
В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...
Коррекционная работа с дошкольниками , имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительной деятельности.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительеой деятельности....
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ
консультация для воспитателей...
"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"
Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...
Статья:"Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх "
Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх Воображение является неот...
Статья " Роль родителей в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с нарушением интеллекта легкой степени"
Формирование и совершенствование речи дошкольников (с незначительными отклонениями в развитии) было и остаётся из перспективных психолого-педагогическихпроблем. В с...