Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе на тему: «Россия – Родина моя»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Гриценко Римма Александровна

Данное занятие было представлено на аттестации на высшую квалификационную категорию в 2015 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zanyatie_v_starshem_vozraste.docx58.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 9

Непосредственно-образовательная деятельность

в подготовительной группе на тему:

«Россия – Родина моя»

Подготовила: музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Гриценко Римма Александровна

г. Петровск-Забайкальский

2015 г.

Цель: развитие изобразительных и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, воспитание основ национального самосознания, чувства гордости, уважения и любви к родному краю посредством восприятия музыки.

Образовательные задачи:

 

  • Ввести ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику;
  • Закреплять знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах.

Развивающие задачи:

  • Развивать способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства.
  • Развивать чувство ансамблевой игры, чувство ритма;
  • Развивать в детях способность изображать графически рисунок танца.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать музыкально-эстетический вкус;
  • Учить уважать старших, уважать историю своих предков;
  • Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

Предварительная работа:

  • Беседа о казаках, знакомство с творчеством «Ансамбля песни и пляски Дома Офицеров» г. Чита Забайкальского края
  • Разучивание женских и мужских движений русской пляски;
  • Разучивание песни – пляски «Казачата Забайкалья» П. Перминова;
  • Разучивание потешки «Божья коровка» с музыкально-ритмическими движениями. Беседа о понятии «канон»;
  • Презентация «Русские женские головные уборы»;
  • Презентация «Русские мужские головные уборы»;
  • Индивидуальная работа с девочками «Узор для кокошника»

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Вход детей. Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуйте!

Музыкальный руководитель. Поздороваемся с гостями.

Вместе. Здравствуйте, гости! (гости отвечают на приветствие)

Музыкальный руководитель. Поздоровались песенкой. А как поздороваться языком танца? (ответы детей) Как русский народ всегда приветствовал гостей из дальних волостей? (если затрудняются)

Музыкальный руководитель. Правильно, русским поклоном. На Руси было принято раскланиваться при встрече. Поклоны были разные: низкий, до земли, поясной поклон и жестами. Жест «от сердца к земле», жест «от сердца к солнцу» (демонстрирует). Поклон в русском танце соединяет эти два жеста: «от сердца к солнцу, затем к земле». Давайте поприветствуем наших гостей русским поклоном.

(дети выполняют русский поклон)

Музыкальный руководитель. Молодцы, занимайте свои места.

(дети садятся)

Музыкальный руководитель. Ребята, на нашей планете много стран, каждая страна имеет свои символы, историю, традиции. Как и человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (ответы детей)

Музыкальный руководитель. А как называют людей, живущих в нашей стране? (ответы детей)

Музыкальный руководитель. Правильно, россияне. Россия страна большая и красивая. Ее необъятные просторы воспеты в стихах, песнях.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

На магнитные доски выставляются три иллюстрации.

Музыкальный руководитель. Давайте рассмотрим иллюстрации. Что в них общего? (ответы детей)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

О какой царице говорится в этой загадке? Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? (ответы детей)

Послушайте стихотворение поэта Афанасия Фета.

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

К какой иллюстрации больше всего подходят эти строки? (ответы детей)

Посмотрите, какая светлая, солнечная картина. Давайте отметим ее значком «солнышко».

Музыкальный руководитель. Наша русская зима, словно сказочная царица в своем царстве. Посмотрите на иллюстрации. Послушайте, как написал о красоте зимнего леса русский поэт Сергей Есенин.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

А под эти строчки стихотворения Сергея Есенина какую картину можно подобрать? (ответы детей)

Картина холодная, снежная. Отметим ее значком «снежинка»

А вот стихотворение русского поэта Ивана Сурикова.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Подберите картину к этому стихотворению. Посмотрите, как деревья укутаны снегом, и как будто лес и вправду дремлет под снежным одеялом.

Отметим эту иллюстрацию значком «елочка».

Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. А композиторы передают красоту природы музыкой. Вы знаете, что у каждого музыкального произведения есть свой характер, он зависит от того, о чем думал композитор, когда писал музыку.

Если вы считаете, что пьеса подходит к этой иллюстрации, то прикрепляйте значок «солнышко», здесь – «снежинку» или «елочку». Внимательно слушайте музыку, а когда прослушаете, можете прикреплять свои значки.

Проигрываются три разнохарактерные пьесы.

Георгий Свиридов «Метель»

Рейнгольд Глиэр «Танец» из балета «Красный цветок»

Леонид Бекман «В лесу родилась елочка»

Дети подбирают и укрепляют значки после прослушивания каждой пьесы.

Физминутка.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег, хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега нам и вам.

Превратились в елочки,

Елочки – иголочки.

Макушка к солнцу потянулась,

Ветки потянулись вниз,

Плечи вниз мы опустили,

Корпус выпрямили весь.

Наши ноги – это корни,

Крепко накрепко в земле,

И друг другу улыбнулись,

Чтобы было веселей.

Музыкальный руководитель. Садитесь, ребята.

Ребята, в каком крае живем мы с вами? (ответы детей)

Да, мы живем в Забайкальском крае. Красив наш родной Забайкальский край в любое время года. Весной – цветущими садами, зимой – белыми, пушистыми снегами. А какое время года больше всего любите вы? (отвечают дети)

Музыкальный руководитель. А хотите прямо сейчас, с вами отправимся в лето? Посмотрим клип на песню Забайкальского композитора Анатолия Васильковского «Забайкальские березки». Анатолий Васильковский (демонстрируется портрет композитора) долгое время работал музыкантом в ансамбле песни и пляски Забайкальского военного округа. Он является автором более 200 музыкальных произведений, большинство его песен – о родном Забайкалье и его людях.

Дети смотрят клип на песню «Забайкальские березки»

Музыкальный руководитель. Ну, вот мы и побывали с вами в летнем лесу с помощью нашего волшебного экрана. А сейчас я предлагаю вам отправиться со мной на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками русских мастериц и мастеров. А что будем покупать на ярмарке, вы отгадаете.

Музыкальный руководитель загадывает загадки, дети отгадывают, из сундучка вынимаются отгадки.

Что за головной убор

Мужчины носят с давних пор,

Даже маленький бутуз

Любит кепочку – картуз.

Наряжаются мальчики.Садятся

Любят девушки носить,

Его лентами расшить.

Нет красивей и роскошней,

Головной убор – кокошник.

Наряжаются девочки. Садятся.

А наши мастерицы, девочки, свои кокошники узорами расписали. Кокошники и картузы – это русские головные уборы. У русского народа также есть и свои национальные танцы. Русский танец – это душа народа, в нем человек отражает свои чувства, настроение. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляску. Поговорим о хороводе.

Музыкальный руководитель изображает рисунок танца графически на доске мелом.

Основным рисунком хоровода является круг, он символизирует солнышко. Так же используются два круга, линии, различного рода змейки, улитки и другие рисунки, более сложные. Посмотрите на мой рисунок. Я изобразила рисунок танца. Что он вам напоминает? (ответы детей)

Посмотрите на кокошники девочек, они украшены узорами, которые тоже состоят из линий, кругов, звездочек.

Сейчас мальчики будут рисовать разные знаки на доске, а девочки попробуют изобразить в танце то, что нарисовали мальчики. А водить хоровод девочки попробуют под песню Анатолия Васильковского «Забайкальские березки».

Музыкальный руководитель передает поочередно мел каждому мальчику и подсказывает, какие фигуры рисовать, а девочки исполняют хоровод.

Мальчики рисуют:

  1. Прямая линия
  2. Круг
  3. Два круга
  4. Круг
  5. Звездочка
  6. Круг
  7. Прямая линия

Музыкальный руководитель (обращается к мальчикам) Справились ли девочки со своей задачей? (обращается к девочкам) Девочки, вам понятно было, что изображали мальчики? (ответы)

Музыкальный руководитель. Вы все молодцы. У нас получился девичий хоровод. А скажите, есть ли в русской пляске движения, которые выполнять могут только мальчики? Какие движения? (ответы детей) Ковырялочку могут танцевать и девочки тоже, а вот присядки – это трудный элемент русского народного танца, требует большой физической подготовки, силы и выносливости. Присядки делятся на два вида: полуприсядки и полные присядки.

Мальчики показывают ковырялочку, полуприсядки и полную присядку. Музыкальный руководитель помогает им.

Музыкальный руководитель. Помните игру осеннюю «Завивайся, капуста», когда мы с вами закручивались по спирали. Вот так рисунок танца можно изобразить графически.

Музыкальный руководитель рисует улитку.

А я вспомнила одну русскую игру, которая тоже выполняется сначала в одном кругу, а затем в двух. Называется она «Божья коровка». В давние времена дети посылали на небо Божью коровку, чтобы хлеб уродился. Давайте ее вспомним, а заодно и распоемся.

Дети выполняют игру-распевку «Божья коровка».

Ребята, а как мы с вами сейчас спели распевку «Божья коровка». Как называется прием запоздалого пения? (Ответы детей) Правильно, канон.

Музыкальный руководитель снова подходит к сундучку.

Эй, честные господа,

Скорей пожалуйте сюда.

Как у нас ли, тары-бары,

Всяки разные товары…

Подходите, подходите,

Выбирайте, оцените!

Музыкальный руководитель загадывает загадки.

За обедом суп едят,

К вечеру заговорят,

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых русских…. (ложках)

Чьи мы слышим перекаты?

Словно гром гремит – раскаты.

В ряд пластинки – будто щетка,

Звучит русская…. (трещотка)

Ребята, как можно назвать одним словом эти предметы? (ответы детей)

Правильно, это русские народные музыкальные инструменты. Девочки, берите их в руки. Вставайте на танец «Казачата Забайкалья».

Дети рассказывают стихотворение.

Распаляется Ярило,

Лица радостью горят!

Пляска головы вскружила

У девчонок и ребят,

Щёки выкрасил румянец –

Тут и удаль, и задор!

Вырисовывает танец

Свой затейливый узор.

Закружились хороводы

Колесом: и вкруг, и вспять!

Пробудился дух народный –

Русской пляски не унять!

Дети исполняют песню-танец «Казачата Забайкалья»

Ребята, большое спасибо за задорный танец и песню.  Что вам сегодня больше всего запомнилось и понравилось? (ответы детей)

Мы сегодня говорили с вами о нашей Родине – России, о малой Родине – Забайкалье, о традициях русского народа. Слушали музыку, стихи русских поэтов о зиме, путешествовали в лето в гости к Забайкальской березке, побывали на ярмарке. А еще научились графически изображать и читать рисунок танца.

А закончить нашу с вами встречу я хочу стихами Сергея Васильева.

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

Попрощайтесь с нашими гостями русским поклоном.

Дети выполняют русский поклон, затем уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Россия – наш общий дом».

Цель занятия : формирование у детей представления о России как родной стране; знакомство с гербом, гимном , флагом ....

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Россия — Родина моя»

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; пробудить интерес и желание, как можно больше знать о Родине, познакомить с гербом, флагом и гимном России.Задачи: обобщить и с...

Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства " Воспитатель года-2016" Конспект непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему" Наша Родина-Россия"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка»   Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2016»  Конс...

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Наша Родина – Россия»

Закрепление знаний детей о государственных символах России;Воспитание чувства любви к своей Родине – России;Развитие интереса к родной стране....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Россия-Родина моя»

Цель: формирование знаний у детей о государственных символах России.Задачи: Обучающие: расширить представления  детей о символах России, познакомить с понятием « символы России», обог...