Музыкальные инструменты в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Музыкально-слуховое развтие с использованием образовательной технологии ТРИЗ-педагогика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. | 23.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург
Музыкальный руководитель: Босенко С. М.
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Музыкальные инструменты в симфонической сказке
С. С. Прокофьева «Петя и волк»
Музыкально-слуховое развитие
Подготовительная группа
(с использованием образовательной технологии
ТРИЗ-педагогика)
ЦЕЛИ:
- обогащение знаний детей об инструментах симфонического оркестра;
- обогащение музыкально-слуховых представлений.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
- повторить уже известные и познакомить детей с новыми инструментами симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта, фагот);
- учить различать инструменты по внешнему виду, тембру, высоте звучания (скрипка, флейта, фагот);
- учить узнавать героев сказки (Петя, Дедушка, Птичка) по характеру музыки.
Развивающие задачи:
- развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный слух, тембровый слух);
- развивать творческие способности, умение обосновывать свой выбор и анализировать музыкальные образы.
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию культуры слушания симфонической музыки.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Плакат «Инструменты симфонического оркестра», мини-плакат с портретом С.С.Прокофьева, модели миниатюр из коллекции «Музыкальные инструменты» (скрипка, виолончель, контрабас, фагот, флейта), фонограмма с музыкальными темами героев сказки (Петя, Дедушка, Птичка), плакаты пособий ТРИЗ-педагогики (Круги Луллия, Морфологическая таблица), карточки-магниты с изображением музыкальных инструментов и героев сказки, магнитная доска.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Познакомить детей с инструментами струнно-смычковой группы симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Продолжать учить пользоваться пособиями ТРИЗ-педагогики («Круги Луллия», «Морфологическая таблица»). Выучить полное имя автора музыкальной сказки (Сергей Сергеевич Прокофьев).
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В музыкальном зале заранее подготовить два демонстрационных стола: на первом выложены миниатюрные модели музыкальных инструментов, второй стол пустой.
Дети входят в музыкальный зал под музыку (звучит тема Пети из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.
ПЕДАГОГ – На прошлом занятии мы начали знакомиться с музыкой замечательного русского композитора. Назовите, пожалуйста, его полное имя.
Демонстрируется мини-плакат с портретом композитора.
ДЕТИ – Сергей Сергеевич Прокофьев… Когда мы входили в зал, звучала музыка Сергея Сергеевича Прокофьева…
ПЕДАГОГ – Вам удобно было шагать под такую музыку?
ДЕТИ – Удобно, потому что звучал МАРШ… Звучал марш Пети…
ПЕДАГОГ – Почему композитор Сергей Сергеевич Прокофьев сочинил для мальчика Пети специальный марш?
ДЕТИ – Потому что Петя главный герой музыкальной сказки «Петя и волк».
ПЕДАГОГ – Но сам композитор Сергей Сергеевич Прокофьев назвал свою сказку симфонической. Почему?
ДЕТИ – Потому что сказку «Петя и волк» исполняет симфонический оркестр.
ПЕДАГОГ – Верно, сказка «Петя и волк» музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Сергей Сергеевич Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Демонстрируется плакат «Инструменты симфонического оркестра».
ПЕДАГОГ -- У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент. Музыкальную тему главного героя – мальчика Пети – исполняют инструменты струнно-смычковой группы оркестра. Почему эти инструменты назвали струнно-смычковыми?
ДЕТИ – Потому что у всех инструментов есть металлические струны, как у балалайки… Только на балалайке играют просто руками, а на этих инструментах играют с помощью смычка…
Желающие называют и показывают инструменты – скрипку, альт, виолончель, контрабас – на плакате; затем другие дети находят на демонстрационном столе и приносят на второй стол миниатюры инструментов – скрипка, виолончель, контрабас.
ПЕДАГОГ – Основную мелодию темы Пети исполняют скрипки, остальные инструменты дополняют её новыми музыкальными красками. Когда несколько инструментов объединяются в общем звучании, получаются очень красивые сочетания. Каким словом музыканты назвали разнообразные музыкальные краски?
ДЕТИ – Это ТЕМБР.
Детям предлагается ещё раз послушать тему Пети. Затем (повторение) определяют характер музыки и выкладывают карточки-магниты, пользуясь пособием «Круги Луллия» (плакат с изображением трёх концентрических кругов):
- музыка бодрая, задорная, потому что Петя шагает; мелодия светлая, радостная, лёгкая, потому что Петя, наверное, что-то поёт; музыка озорная, потому что Петя весёлый мальчик;
- мелодия звучит в среднем регистре (в 1 круге выкладывается карточка с изображением поющих детей);
- музыка шагающая – это марш (во 2 круге выкладывается карточка с изображением шагающего ребёнка);
- музыка звучит неторопливо, даже спокойно: Петя никуда не спешит (в 3 круге выкладывается карточка с изображением волнистой линии, определяющей умеренный темп).
ПЕДАГОГ – Спасибо, всё верно. Сегодня мы познакомимся ещё с двумя героями симфонической сказки Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк». Итак, Петя вышел из дома и отправился на прогулку, а по дороге повстречал знакомую Птичку.
Детям предлагается послушать тему Птички.
ПЕДАГОГ – Какое настроение у Птички?
ДЕТИ – Настроение весёлое, радостное… Птичка обрадовалась, что встретила Петю…
ПЕДАГОГ – Какие звуки мы слышим, когда Птичка поёт свою приветственную песню: средние, высокие или низкие?
ДЕТИ – Птичка поёт на высоких звуках… Мелодия лёгкая, звучит в высоком регистре…
Далее на плакате выкладываются новые карточки-магниты.
В 1 круге пособия «Круги Луллия» желающий выкладывает карточку с изображением комарика (изображение соответствует высокому регистру).
ПЕДАГОГ – Как бы вы определили ЖАНР музыки услышанного фрагмента?
ДЕТИ – Птичка порхает, перепрыгивает с ветки на ветку… Она щебечет, исполняет песню… Это жанр – ПЕСНЯ.
Во 2 круге желающий выкладывает карточку с изображением поющего ребёнка.
ПЕДАГОГ – В каком ТЕМПЕ Птичка поёт свою песню?
ДЕТИ – Птичка поёт в быстром темпе… Она весело чирикает…
В 3 круге желающий выкладывает карточку с изображением частой волнистой линии, соответствующей быстрому темпу.
ПЕДАГОГ – Верно. Послушайте тему Птички ещё раз, определите и покажите инструмент, на котором музыкант исполняет мелодию.
Повторное слушание. Желающий выбирает подходящий, по его мнению, инструмент для исполнения темы Птички среди моделей миниатюр; остальные участники имитируют движения исполнителя.
ПЕДАГОГ – Почему вы именно такими движениями изобразили музыканта-исполнителя?.. Почему вы выбрали этот инструмент?
ДЕТИ – Слышно как музыкант дует – значит, это духовой инструмент… Мелодия звучит в высоком регистре – значит, трубочка инструмента должна быть тоненькой как у органа…
Далее дети находят похожий инструмент на плакате «Инструменты симфонического оркестра».
ПЕДАГОГ – Роль Птички Сергей Сергеевич Прокофьев действительно поручил духовому инструменту. Характер мелодии светлый, приятный, тёплый, потому что инструмент изготовлен из дерева. Называется инструмент – флейта. Флейта – деревянный духовой инструмент. Что вы запомнили и можете сказать о флейте?
ДЕТИ – Флейта – это деревянный духовой инструмент… У флейты приятный светлый, тёплый голос… У флейты мягкий, приятный тембр…
ПЕДАГОГ – Верно. Итак, Петя вышел из дома в прекрасном расположении духа и отправился на прогулку,… а следом за ним вышел Дедушка… Какое у Дедушки настроение мы узнаем, когда послушаем музыку.
Детям предлагается послушать тему Дедушки.
ДЕТИ – Настроение у Дедушки плохое… Дедушка очень строгий… Он сердится и ругается на Петю… В мелодии слышно, как Дедушка ходит и ворчит…
ПЕДАГОГ – Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?...» Какие звуки мы слышим, когда звучит тема Дедушки: высокие, средние или низкие?
ДЕТИ – Слышны низкие звуки…
Далее на плакате выкладываются новые карточки-магниты.
В 1 круге пособия «Круги Луллия» желающий выкладывает карточку с изображением медведя (изображение соответствует низкому регистру).
ПЕДАГОГ – Верно, у Дедушки низкий голос – бас. Как бы вы определили жанр музыки услышанного фрагмента?
ДЕТИ – Дедушка идёт следом за Петей… Он шагает -- это марш…
Во 2 круге желающий выкладывает карточку с изображением шагающего ребёнка.
ПЕДАГОГ – В каком темпе шагает Дедушка?
ДЕТИ – Дедушка шагает неторопливо… Он очень старенький, поэтому шагает медленно, еле-еле, переваливается…
В 3 круге желающий выкладывает карточку с изображением волнистой линии, соответствующей медленному темпу.
ПЕДАГОГ – Верно. Послушайте тему Дедушки ещё раз, определите инструмент, на котором музыкант исполняет мелодию.
Повторное слушание. Дети имитируют движения музыканта-исполнителя.
ПЕДАГОГ – Почему вы именно такими движениями изобразили музыканта-исполнителя?..
ДЕТИ – Он дует, как будто надувает щёки и даже бубнит… Значит инструмент, на котором исполняется тема Дедушки – духовой… Этот инструмент из дерева, потому что у него тёплый звук…
ПЕДАГОГ – Верно. На нашем демонстрационном столе осталась последняя модель. Этот деревянный духовой инструмент называется фагот. Сергей Сергеевич Прокофьев, «поручив» роль Дедушки фаготу, точно и выразительно передал его настроение и характер: сердитый, недовольный.
Далее дети находят похожий инструмент на плакате «Инструменты симфонического оркестра».
ПЕДАГОГ -- Какой голос или тембр у этого инструмента?
ДЕТИ – Низкий голос… Сердитый, ворчливый тембр…
ПЕДАГОГ – Можно ещё добавить густой, вязкий. Фагот – это самый низкий деревянный духовой инструмент.
Проведём игру «Узнай музыкальный инструмент».
Демонстрируется пособие «Морфологическая таблица»: на верхнем крае таблицы (по одной в каждой ячейке) выкладываются карточки-магниты с изображением Пети, Птички, Дедушки; на левом крае таблицы (по одной в каждой ячейке) выкладываются карточки-магниты с изображением музыкальных инструментов скрипки, фагота, флейты.
Детям предлагается прослушать музыкальные темы и определить: какому герою принадлежит тема, какой инструмент является ведущим при исполнении музыки.
Желающие каждый раз в соответствующей клетке таблицы, на пересечении горизонтали и вертикали, прикрепляют магнит.
Можно ещё добавить к какой группе инструментов относятся скрипка, флейта, фагот.
В заключении все участники игры благодарят друг друга и прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказке С.Прокофьева "Петя и волк"
На этом материале очень доступно можно преподнести музыкальные инструменты и их возможности. Мультфильм в котором показаны интруметы их звучание ,дает возможность беседыватьс ребятами и не...
Тематическое занятие по слушанию музыки симфонической сказки С. Прокофьева "Петя и волк".
Знакомство с тембрами музыкальных инструментов симфонического орекстра...
Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк"
Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по...
«Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк»
Познавательное и творческое развитие детей посредством получения знаний о композиторе С.Прокофьеве, о его жизни и творчестве...
Перспективный план работы по ознакомлению детей с симфонической сказкой С.Прокофьева "Петя и волк".
Для детей 6 - 7 лет....
Конспект открытого занятия. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальных произведений при помощи музыкальных инструментов. (мои любимые сказки С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского)
Открытое музыкальное занятие на тему" Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальныхпроизведений при помощи музыкальных инструментов. (мои лю...
Доклад на тему: «Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
laquo;Петя и волк»Это симфоническая сказка, в которой музыкальное оформление переплетается с рассказом чтеца.Главное действующее лицо – пионер Петя. Он спасает птичку от кошачьих лап и по...