РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ
статья по музыке
Развитие ворчества через танец
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskrytie_tvorcheskoy_lichnosti_rebenka.doc | 68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ
Музыкальный руководитель Гусева А. Ю.
ГБДОУ детский сад № 17 Кировского района Санкт – Петербурга
Санкт – Петербург, Россия
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Так как музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от двух лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В то же время, в возрасте от 2 до 6 лет закладываются основы нравственного и эстетического мироощущения человека.
На музыкальных занятиях детей учат слушать, воспринимать, любить и оценивать музыку. Итогом же ритмических упражнений зачастую становятся хореографические композиции.
Основная направленность предлагаемой вашему вниманию методической разработки, которая, на мой взгляд, является универсальной – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников следует начать, как можно раньше, побуждать их к выполнению творческих заданий. Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Танец является средством нравственного, физического, умственного и эстетического воспитания детей. Так как приучает к нормам культурного общения, учит коллективизму; формирует осанку, учит выразительности, пластичным движениям. А так же, что не маловажно расширяет кругозор, развивает внимание и память, воображение, наблюдательность, творческую активность; развивает эмоциональную восприимчивость, прививает эстетический вкус, чувство прекрасного.
Танцевальное творчество подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Наиболее продуктивно работать над танцем в следующей последовательности:
Первый этап - прослушивание произведения, далее вместе с музыкой пробуем импровизировать.
Второй этап - освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов танцев (положение рук, ног, отработка элементов будущей композиции).
Третий этап - совершенствование полученных знаний, продолжение изучения начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации. Совершенствование своих знаний и умений, активное создание своих «шедевров», совместно с педагогом.
Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.
Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.
Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращаем внимание на выражение лиц движущихся детей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и танцевальное искусство.
Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии. Что касается критериев (применительно к музыкальному оформлению хореографических занятий на первых стадиях обучения), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.
Важно обратить внимание на следующие критерии:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то проговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные.
По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии и интроверсии. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент по типичности или не типичности поведения и т.д.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движений); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, поскоках и в других общеразвивающих видах движений.
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, гимнастика, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного движения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно- творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.
Список литературы
1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.
2. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
3. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раскрытие творческих способностей у детей. ( из опыта работы)
"Образование XXI века - это образование через ощущения; игра - метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии", а "если ребенок не может ни с кем поделиться ...
Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.
Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.С.А.Глебова ...
АРТ- терапия как метод раскрытия творческих способностей детей в системе здоровьесберегающих технологий
Арт-терапия –один из самых мягких и глубоких методов в арсенале психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, мы как будто получаем закодиро...
«Раскрытие творческого потенциала и способностей каждого ребенка путем создания различных игровых ситуаций и заданий»
В работе раскрыт опыт по теме: «Раскрытие творческого потенциала и способностей каждого ребенка путем создания различных игровых ситуаций и заданий»....
Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста» за 2014-15 г.г.воспитателя ГУЦАЛО Е.Н.
Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста»...
Эффективные потребности дошкольного образования в раскрытии потенциала личности ребенка
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания детей дошкольного и ...
Тема доклада: «Игра и танец», как средство мотивации развития творческой личности ребёнка в современных условиях ДОУ.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нрав...