Логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
В данном материале представлено логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "В гостях у Лесовичка" на материале лексической темы "Осень. Деревья. Лес". В конспекте представлен разнообразный материал по закреплению грамматическиз категорий (образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), подвижные и пальчиковые игры, музыкальные попевки, чистоговорки, стихотворения с движениями. Кроме того занятие имеет экологическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_lesovichka_-_derevya_les.doc | 59.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
В гостях у Лесовичка
Цель: закрепление умения образовывать относительные прилагательные, умения выполнять двигательные упражнения в соответствии с текстом песни и стихотворения.
Коррекционно-образовательные задачи
1. Пополнять и активировать словарь детей по теме «Осень. Деревья. Лес».
2. Учить детей образовывать относительные прилагательные.
3. Учить точно выполнять движения в соответствии с текстом, слушать песню.
4. Учить по образцу отхлопывать ритм.
5. Развивать правильное физиологическое и речевое дыхание.
Коррекционно-развивающие задачи
- Развивать у детей слуховое внимание, общую и мелкую моторику, артикуляционную моторику, чувство ритма.
- Развивать речевые навыки, координацию речи, движения и музыки.
Коррекционно-воспитательные задачи
- Воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Воспитывать интерес и любовь к живой природе.
Оборудование: разноцветные листья с разных деревьев (березовые, кленовые, дубовые, рябиновые), осенние деревья (имитация), шапочка Лесовичка, письмо от Лесовичка, фонограмма пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», вальса А. Джойса «Осенний сон», звука шуршания лестьев, дождя и ветра, стук дятла, металлофон.
Ход ООД
- Организационный момент
Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» П.И.Чайковского.
- Основная часть
1. Беседа об осени
Логопед: По лесным тропинкам
Ходит-бродит осень
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен
И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой!
Логопед: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Сейчас осень.
Логопед: А какие приметы осени вы знаете?
1 ребенок: Солнышко светит и греет меньше.
2 ребенок: По утрам стало холодно.
3 ребенок: Листья на деревьях желтеют, вянут и опадают.
4 ребенок: Осенью идут холодные, долгие, сильные или моросящие дожди.
5 ребенок: Осенью дуют сильные холодные ветра.
6 ребенок: Дни стали короче, а ночи длиннее.
Логопед: Ребята, а вы знаете названия осенних месяцев?
Дети: Да. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Логопед: Во все эти месяцы осень одинаковая или разная?
Дети: Разная.
Логопед: В сентябре какая осень?
Ребенок: Ранняя. Ранней осенью еще тепло, как летом, много цветов, трава зеленая, листья на деревьях только начинают кое-где желтеть.
2. Чистоговорка «Л-Л'»
Ла-ла-ла –осень к нам пришла. Дети хлопают в ладоши
Ул-ул-ул – ветерок подул . ритмично вытягивают руки вперед и
прижимают их к груди
Или-или-или – листья в воздухе кружили .вращают кистями поднятых
вверх рук
Али-али-али – все мы осень ждали. делают скользящие хлопки
(«тарелочки»)
3. Песня «Осень наступила»
Муз. руководитель: Ребята, а вам нравится осень? (да) Давайте про нее споем песню.
Логопед показывает детям кленовый листочек.
Логопед: Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что стучится к нам в окно? (рассматривает листочек)
Это на осеннем листочке лесной гном Лесовичок прислал нам приглашение в гости. Давайте к нему пойдем.
4. Двигательные упражнения «Прогулка в лес»
В лес отправимся гулять, дети маршируют
Будем весело шагать.
По тропиночке потом ходят «змейкой» между «кочками»
Друг за дружкою пойдем.
На носочки встали бегут на носках
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки»
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке маршируют
Мы весело шагаем.
5. Пальчиковая игра «Здравствуй»
- Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всем поздороваться!
Здравствуй, солнце золотое! Дети пальцами правой руки по очереди
Здравствуй, небо голубое! «здороваются» с пальцами левой руки,
Здравствуй, вольный ветерок! похлопывая друг друга кончиками,
Здравствуй, маленький дубок! начиная с больших пальцев
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! Переплетают пальцы «замочком» и поднимают
руки над головой
6. Двигательные упражнения «В гости к Лесовичку» (с разной модуляцией голоса).
В гости к гному мы идем, Дети маршируют.
Громко песенку поем:
«Тра-ля-ля…»
В гости к гному мы идем, Ходят на носках.
Тихо песенку поем:
«Тра-ля-ля…»
Логопед надевает шапочку Лесовичка.
7. Знакомство с Лесовичком
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я – Лесовичок. Я живу в лесу, в котором знаю каждое деревце, каждый листочек и ягодку. А вы письмо мое получили? (Да) Приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу. В моем лесу деревьев видимо-невидимо. А вы какие деревья знаете?
Дети: Березу, дуб, клен, елку, рябину.
- Какие бывают деревья? (лиственные и хвойные)
- Какой лес, когда в нем растут и лиственные, и хвойные деревья? (смешанный)
- Хорошо. Вижу, знаете вы деревья. А еще вы должны знать правила поведения в лесу, чтобы не причинять вреда его обитателям. (…)
- Правильно. И запомните еще несколько правил:
* нельзя подходить близко к гнездам. По вашим следам их могут отыскать и разорить хищники.
* не разоряй птичьих гнезд
* не трогай в лесу паутину и не убивай пауков
* не рви в лесу и на лугу цветы
* в лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!
Лес – наше богатство. Мы должны беречь и охранять лес, не нарушать правила леса.
- А что происходит осенью с листочками на деревьях?
8. Фонопедическое упражнение «Осенние листья»
Тишина в лесу стоит. дети поднимают руки вверх и произносят
Еле слышно лист шуршит. тихо звук [ш], встряхивая кистями рук
Ш-ш-ш…
Ветер дунет посильней, произносят звук [ш] громко, на продолжи-
Листик зашуршит смелей. тельном и ровном выдохе
Ш-ш-ш!..
Снова ветер налетит, мягкими точными движениями опускают
Листик с веточки слетит. руки и коротко и энергично произносят звук [п]
П-п-п…
Потанцует, попоет вращают кистями рук .
И на землю упадет.
А-а-а… поднимают руки и опускают их вниз, произнося
глиссандо звук [а] от самого верхнего до самого
нижнего звука.
9. Дыхательное упражнение «Листопад»
Логопед: Ребята, а когда листья с деревьев опадают и кружатся на ветру, как это
явление называется?
Дети: Это листопад.
Муз. руководитель: Давайте поиграем с вами с листочками и устроим в нашем зале листопад.
Детям раздаются осенние листья на ниточках.
Муз. руководитель: Сначала набираем воздух через нос, а потом через «трубочку» дуем на листочек, чтобы он подлетел вверх. (3-4 раза).
10. Динамическая игра «Наряди дерево»
Выставляются 3 фланелеграфа, на каждом из которых изображены деревья без листьев. Лесовичок предлагает детям нарядить украсить эти деревья.
Лесовичок: Ребята, а какие деревья здесь изображены?
Дети: Дуб, клен и береза.
Лесовичок: Подул сильный ветер и с деревьев нападало много листочков.
(разбрасывает листочки по залу) Давайте с ними поиграем. Пока будет играть музыка, вы двое будете собирать листочки с березы, другие двое – листочки с дуба, а вы – листочки с клена. А затем украсите ваше дерево.
Дети собирают и украшают деревья.
11. Образование относительных прилагательных
Лесовичок: Посмотрите, ребята. Какие красивые у вас получились деревья.
Давайте подойдем к березе. С какого дерева вы собирали листочки?
Дети: С березы.
Лесовичок: Значит они какие?
Дети: Березовые.
Лесовичок: С какого дерева вы собирали листочки?
Дети: С дуба.
Лесовичок: Значит это листочки какие?
Дети: Дубовые.
Лесовичок: С какого дерева вы собирали листочки?
Дети: С клена.
Лесовичок: Значит они какие?
Дети: Кленовые.
Аналогично проводится работа со словами «рябиновые», «осиновые».
Лесовичок: Посмотрите, правильно собрали листочки? (да)
12. Двигательное упражнение «Прогулка»
- Давайте пойдем дальше по лесу.
Раз-два-три, раз-два-три маршируют
По дорожке мы пошли.
Петлять тропинка начала ходьба «змейкой»
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко
Головушку подняв.
Вот мы кочки увидали, прыжки с продвижением вперед
Через них мы прыгать стали.
Впереди течет ручей, ходьба на носках, руки – в стороны
Подходите поскорей.
13. Решение проблемной ситуации «Очисть ручей»
- Ребята, что случилось с ручьем? (отдыхающие оставили много мусора и ручей стал грязным) Как же быть? Что же делать? Давайте мы его очистим?
14. Слушание фонограммы «Журчание ручья»
- Молодцы, ребята. Вы сделали доброе дело.
15. Работа над ритмом. Развитие слухового внимания
Дети слушают фонограмму «Стук дятла»
- Ребята, что это за звуки?
Дети: Это дятел.
- Как называют дятла? ( лесной доктор) Почему?
Долбит дятел в лесу сук,
Раздается: тук-тук-тук!
Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.
16. Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой
- А вот и дождик пошел (дети слушают фонограмму дождя)
Дождик бегает по крыше – дети встают друг за другом «паровозиком»
По веселой звонкой крыше – постукивают пальчиками
Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите, - покалачивают кулачками
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, - растирают ребрами ладоней
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте – кладут ладони на плечи и большими
Бом! Бом! Бом! пальцами растирают плечи круговыми
движениями
А уйду – тогда гуляйте… поглаживают ладонями
Бом… Бом… Бом…
Н. Пикулева
17. Подвижная игра «Лужа»
Звучит фонограмма звука дождя.
Лесовичок: Вот и дождь прошел.. Пора вам, ребята, возвращаться домой. И мне домой пора. Лес – наше богатство. И мы его должны беречь, не нарушать правила леса. Какие правила поведения в лесу вы запомнили? (ходить только по тропинкам, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не убивать животных, насекомых, не мусорить, не шуметь)
Лесовичок: Вот что, ребята, еще вам скажу:
Лишь с теми, кто любит природу, дружу!
Музыкальный руководитель: Природа жить сможет без людей, сама,
А человеку без природы, без леса – беда!
Логопед уходит за ширму и снимает шапочку.
Муз. руководитель: Ребята пора возвращаться в детский сад. Только идите аккуратно, не промочите ноги. Я вам в этом помогу. Если услышите удар тарелок, делайте прыжок на двух ногах вперед.
Дети легко бегут друг за другом, на удар тарелок делают прыжок на 2 ногах вперед («перепрыгивают через лужу»).
III Подведение итогов
Появляется логопед.
Логопед: Ребята, где же вы были, куда ходили?
Дети: Мы ходили в гости к Лесовичку.
Логопед: А что вы там видели и что делали?
Дети: Мы видели много деревьев, помогли очистить ручей от мусора, поиграли с дятлом.
Логопед: Вам понравилось путешествие? (Да). Вы много ходили, устали, пора отдохнуть.
Релаксация
Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза и звучит вальс А. Джойса «Осенний сон».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (IIIуровень)
Цель занятия: закрепить правильное произношение звука "Ч" в словах и связном тексте....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, IIIур.
Итоговое занятие по теме "Практическое усвоение связи слов в предложении"...
Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе "Как найти дорожку".
14 сентября Международный день защиты пчёл. Ежегодно к этому дню мы с педагогами группы проводим праздничное занятие. Дети участвуют в конкурсе рисунков, проводимых компанией "Тенориум", изготавливают...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Строим дом дружбы"
Взаимодействие воспитателя и педагога по конструированию....
Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленно-сти. Тема: «Зоопарк».
Конспект занятия «Зоопарк», направлен на коррекцию и предупреждение речевых нарушений путем развития и воспитания у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, поэтому его мо...
Логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой...
Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе «Волшебные часики»
Занятие с разнообразными логоритмическими заданиями для детей подготовительной к школе группы....