Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Вокальная студия»
рабочая программа по музыке
Рабочая программа музыкального руководителя для дополнительной платной услуги в ДОУ "Вокальная студия" для детей от 4-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 272 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Принято Утверждено
На педагогическом И.о.заведующегоМАДОУ
совете МАДОУ «Детский сад №242»
«Детский сад №242» _____М.Н.Генрих
Протокол № _____
«___»_________20__г. «__»__________20__г.
Программа дополнительного образования
детей дошкольного возраста
«Вокальная студия»
Развитие творческих способностей
(Возраст обучающихся: 4 - 7 лет
Срок реализации 1 год)
Разработала:
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №267»
Гранкова Александра Юрьевна
Барнаул 2019
Содержание
Содержание……………………………………………………………2
- Пояснительная записка………………………………………………..3
- Особенности слуха и голоса детей……………………………………6
- Структура занятий…………………………………………………….10
- Календарно - тематическое планирование…………………………..29
- Диагностика певческих навыков ребенка ……….………………………..37
- Перечень программно-методического обеспечения………………..38
Список литературы……………………………………………………39
Приложение ……………………………………………………………40
- Пояснительная записка
Программа «Вокальная студия» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» (автор - Э.П.Костина). Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Планируемый результат:
- Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
- Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
- Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
- Основаны этические нормы на основе праздников.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
Основополагающие принципы программы:
- Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
- Принцип деятельностного подхода;
- Принцип культуросообразности;
- Принцип последовательности;
- Принцип системности;
- Принцип интеграции;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип гуманизации;
- Принцип сотрудничества;
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
Организация и проведение занятий
Программа вокального кружка «Вокальная студия» предназначена для детей 4 – 7 лет. Занятия проводятся с октября по май, два раза в неделю.
Продолжительность занятия 25 минут.
Программа рассчитана на усвоение материала в количестве 61 часов.
- Особенности слуха и голоса детей
Возраст 4-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возраст 6-7лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Вводная часть
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
- пение песни с полузакрытым ртом;
- пение песни на определенный слог;
- проговаривание согласных в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
- настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
- остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
- анализ направления мелодии;
- использование элементов дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- оценка качества исполнение песни
- Структура занятий
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
1. «Котенок и бабочка» 2. «Птичка и Лиса» 3. «Машенька и Медведь» «Звонкие голоса» муз. и сл. К.Костина, р.н.п. «Ходила младешенька» |
Количество занятий – 9 |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина.
Упражнения:
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
«Звонкие голоса» русский текст О. Петерсон, муз. Р. Паулса, «Лягушачий джаз» Г.Струве. |
Количество занятий - 7 |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Гроза» Знакомый репертуар.
«Бим Бом» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова «Мы вместе» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина |
Количество занятий – 9 |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4. Скороговорки. Стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). Чтение текста песен. Знакомый репертуар. 1. «Волк и красная шапочка» 2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой
«Белый кот», «Бабушка моя» Повторение знакомых песен |
Количество занятий – 6 |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал» 1. «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомые распевки. 1. «Бим Бом» 2. «Лягушачий джаз» 3. «Белый кот» 4. «Бабушка моя» |
Количество занятий – 7 |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Упражнение: «В гости». «Здравствуйте». Картушина. Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. 1. «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной «Сапожник» «Танцуй со мной» М. Пляцковский |
Количество занятий - 8 |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евтодьевой 1. укр.н.п «Веснянка» 2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой |
Количество занятий - 9 |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки:
| 1.«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2.«Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» М. Лазарев. Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар. 1. «Скакалка» 2. «Мир ребенка» |
Количество занятий – 6 |
- Календарно - тематическое планирование
Группа 1,2
Октябрь
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Вводное занятие. Знакомство с упражнением «В гости», «Здравствуйте» | |
2 | Разные интонации (удивление, повествование, вопрос, восклицание), «Обезьянки», «Веселый язычок» | |
3 | Разные темпы (пение с ускорением и замедлением, не повышая голоса), Няня мылом мы-ла Милу…», «Сорок сорок ели сырок…» | |
4 | Закрепление разных темпов (пение с ускорением и замедлением, не повышая голоса), Няня мылом мы-ла Милу…», «Сорок сорок ели сырок…» | |
5 | Упражнение «Чудо-Лесенка» | |
6 | Пение на одном звуке. Знакомство с песней «Звонкие голоса». | |
7 | Разучивание песни «Звонкие голоса». | |
8 | Работа над песней «Звонкие голоса». | |
9 | Проучивание песни «Звонкие голоса». | |
Количество занятий - 9 |
Ноябрь
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Проучивание песни «Звонкие голоса». | |
2 | Проучивание песени «Звонкие голоса». | |
3 | Знакомство с песней «Лягушачий джаз» А.Евтодьевой Повторение и закрепление песни «Звонкие голоса» | |
4 | Проучивание песни «Лягушачий джаз» Повторение и закрепление песни «Звонкие голоса» | |
5 | Проучивание песни «Лягушачий джаз» Проучивание движений в песне «Звонкие голоса» | |
6 | Проучивание песни «Лягушачий джаз» Проучивание движений в песне «Звонкие голоса» | |
7 | Отработка ньюансов, разучивание и закрепление движений в песнях: «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз» | |
Количество занятий - 7 |
Декабрь
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Читаем движение рук. «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз» | |
2 | Что такое образ? Знакомство с песней «Бим Бом» русский текст О. Петерсон, муз. Р. Паулса. | |
3 | Развитие мимики, эмоциональной отзывчивости. Разучивание песни «Бим Бом», закрепление песен: «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз». Знакомство с песней «Мы вместе» Г.Струве | |
4 | Что такое характер пения? Закрепеление песен. Проучивание «Мы вместе» Г.Струве. | |
5 | Поем грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Проучивание упражнений: «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт». | |
6 | Перенос согласных. Отрабатывание ньюансов в песнях: «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз», «Мы вместе», «Бим Бом». | |
7 | Тянем звук как ниточку. Упражнения «По волнам», «Качели», «По кочкам». | |
8 | Пение под минусовую фонограмму. Проучивание движений в песнях: «Мы вместе», «Бим Бом». | |
9 | Пение под минусовую фонограмму. Проучивание движений в песнях: «Бим Бом», «Мы вместе». | |
Количество занятий - 9 |
Январь
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Читаем движение рук. Мини-концерт, пропевание выученных песен «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз», ««Бим Бом», «Мы вместе». | |
2 | Сценический образ. Знакомство с песней «Белый кот» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова | |
3 | Развитие мимики, эмоциональной отзывчивости. Разучивание песни «Белый кот». | |
4 | Работа над характер пения. Закрепеление, проучивание песен. Знакомство с песней «Бабушка моя» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина | |
5 | Закрепление песен «Белый кот», «Бабушка моя» Пение под минусовую фонограмму. | |
6 | Отчетный концерт | |
Количество занятий - 6 |
Февраль
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Читаем движение рук. Мини-концерт, пропевание выученных песен «Звонкие голоса», «Лягушачий джаз», «Мы вместе», «Бим Бом». | |
2 | Сценический образ. Знакомство с песней «Белый кот» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова | |
3 | Развитие мимики, эмоциональной отзывчивости. Разучивание песни «Белый кот» | |
4 | Работа над характер пения. Закрепеление, проучивание песен. Знакомство с песней «Бабушка моя» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина | |
5 | Учимся петь с микрафоном. Пение песен: «Белый кот», «Бабушка моя» | |
6 | Закрепление песен «Белый кот», «Бабушка моя». Пение под минусовую фонограмму. | |
7 | Мини-концерт. Пение изученных песен. | |
Количество занятий - 7 |
Март
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Работа с микрофоном. Знакомство с песней «Сапожник» Картушина. | |
2 | Сценический образ. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». Разучивание песни песней «Сапожник» Картушина. | |
3 | Развитие мимики, эмоциональной отзывчивости. Упражнения: «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). | |
4 | Работа над характером пения. Продолжение проучивания песени песней «Сапожник» Картушина.. Знакомство с песней «Танцуй со мной» | |
5 | Что такое микрафон. Пение песен: песней «Сапожник» Картушина, «Танцуй со мной». | |
6 | Отрабатывание ньюансов в песнях: «Танцуй со мной» Картушина, песней «Сапожник» | |
7 | Закрепление песен песней «Сапожник» Картушина, «Танцуй со мной». Пение под минусовую фонограмму. | |
8 | Мини-концерт. Пение изученных песен. | |
Количество занятий - 8 |
Апрель
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Освоение пространства. Глиссандо снизу вверх и сверху вниз. Разучивание упражнения «Самолёт летит» М. Картушиной. Знакомство с песнями «Маленькие мышки» «Ди-ги, ди-ги дай» | |
2 | Глубокое дыхание. Разучивание песен: «Маленькие мышки, «Ди-ги, ди-ги дай» | |
3 | Динамические оттенки. Проучивание песен: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай». Знакомство с песнями: «День за днем» Дунаевский, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина муз. Д. Тухманова | |
4 | Работа над характером пения. Продолжение проучивания песен: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «День за днем» Дунаевский, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова. | |
5 | Что такое шнуровой микрафон. Пение песен: «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай», ««Маленькие мышки» Дунаевский, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина муз. Д. Тухманова | |
6 | Отрабатывание ньюансов в песнях: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «День за днем» Дунаевский, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова | |
7 | Закрепление песен: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «День за днем» Дунаевский, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова. Пение под минусовую фонограмму. | |
8 | Закрепление песен: «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «День за днем» Дунаевский, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова. Пение под минусовую фонограмму. | |
9 | Пение под минусовую фонограмму всех песен | |
Количество занятий - 9 |
Май
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Знакомство с песнями: «Скакалка» Л.Олифировой, «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной | |
2 | Разучивание песен: «Скакалка» Л.Олифировой, «Мир ребенка» И.Рыбкиной | |
3 | Проучивание песен: «Скакалка» Л.Олифировой, «Мир ребенка» И.Рыбкиной | |
4 | Работа над характером пения. Повтор пройденного материала: «Лягушачий джаз», «Маленькие мышки», «Бим бом», «Бабушка моя», «День за днем», «Сапожник», «Маленькие мышки», «Ди-ги, ди-ги дай», «Мы вместе», «Любимый папа»,. «Скакалка», «Мир ребенка». | |
5 | Закрепление песен пройденных песен .Отработка ньюансов. | |
6 | Сводная репетиция | |
Количество занятий - 6 |
- Диагностика певческих навыков ребенка
Ф.И.О _____________________________________№ группы_____Год________Месяц_________
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
- Перечень программно-методического обеспечения
- Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
- Комплекс дыхательной гимнастики Стрельникова – при работе над песней.
- Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
- Артикуляционная гимнастика.
- Программы, сценарии концертов.
- Сборники песен, попевок.
- Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
- Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
Список литературы
1. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
- Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
- Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
- Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
- Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
- Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.
М. Просвещение, 1984г.
- Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
- Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
- Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.
Приложение
Поурочное планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"
Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.
Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Капитошки"(вокально - хоровая студия)
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень ве...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)
Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности «Маленькие волшебники» (для детей 3-7 лет)
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятел...