Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности «Маленькие волшебники» (для детей 3-7 лет)
рабочая программа

Азарова Екатерина Сергеевна

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направлены на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_dop_obrazovaniya_malenkie_volshebniki.docx169.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Незабудка»

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности

«Маленькие волшебники» (для детей 3-7 лет)

Автор: Азарова Е.С.

г. Смоленск 2020 год.

Пояснительная записка

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направлены на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. Авторы программ нового поколения предлагают через раздел художественно – эстетического воспитания знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Однако же изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Человек должен быть личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Тенденции современного мира таковы, что общество остро нуждается не только в здоровом и крепком поколении, но и инициативном, думающем, творческим, способным достойно выйти из любой жизненной ситуации. А это возможно, если человек обладает нестандартным, творческим мышлением.

Как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.Статистика свидетельствует, что дети в 5-летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, в 7-летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.

Программа «Маленькие волшебники» разработана в силу актуальности проблемы формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через использование различных нетрадиционных форм творческой деятельности. Поэтому и основой программы является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства.

Программа «Маленькие волшебники» направлена на развитие художественно-эстетического, эмоционального, духовно- нравственного творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности с помощью современных доступных средств, технологий, материалов и предназначена для образования детей 3—7 лет.

Через реализацию данной программы педагог раскрывает содержание категорий добра, красоты и истины в окружающем мире и сфере человеческих отношений, эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценку и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа. Это относится как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество играют важную роль в решении образовательных и воспитательных задач.

Во-первых, рисование, аппликация, лепка оказывают влияние на мыслительную деятельность: готовая работа, по сути, представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды окружающей человека, в соответствии с представлениями о добре и красоте.

Во-вторых, волшебное возникновение изображения под кистью, работа с помощью ножниц или пластилина доставляют удовольствие, вызывают положительные эмоция, вносят во внутренний мир ребенка, радость и бодрость.

В-третьих, очень важно, что ребенок видят результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

В-четвертых, детская работа (особенно рисунок) может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.

В-пятых, рисование — это возможность экспериментировать, по-новому осмыслять реальную действительность.

Первоначальной задачей рисования для детей является освоение свойств различных предметов и средств изобразительной деятельности (материалов: краски, тесто, пластилин, карандаши и т. д.), затем дело доходит до примитивного

изобразительного рисования, но и это могут быть игра с цветовым красочным пятном, линией, точкой, рисование пальчиками, ладошками, обеими руками одновременно, наклеивание клочков ваты, ткани, крупы и использование любых других

«инструментов».

В целом можно отметить, что рисование на протяжении дошкольного возраста развивается от предметной формы и сюжетного содержания к сюжетной форме и содержанию; от неустойчивости замысла и его зависимости от «полевых» условий к устойчивости; от овладения и завоевания не только пространства листа, но и настоящего трехмерного пространства; от индивидуального изображения к коллективному.

Таким образом, воображение как новообразование ребенка дошкольного возраста развивается не только в игре, но и в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, конструировании и т.д.).

Одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и многое другое – вот факты, которые помогают не допустить в детскую изодеятельность однообразие и скуку, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Очень важно предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности, научить создавать своими руками рисунок, поделку, аппликацию.

Все это подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы и ставит задачу создания таких условий обучения, в которых возможно не только эффективное усвоение знаний детьми, но и организацию и развитие поисковой деятельности детей, т.е. достижение наибольшего воспитательного эффекта.

Цель и задачи

Программы художественно-эстетического направления развития детей 3-7 лет

«Маленькие волшебники»

Цель программы — познакомить детей с наиболее полным спектром видов изобразительного искусства с помощью различных нетрадиционных техник, развитие у детей художественно-эстетического, эмоционального, духовно- нравственного, творческого потенциала в процессе приобщения их к изобразительному, декоративно-прикладному и другим продуктивным видам деятельности; разностороннее и целостное развитие творчески-активной личности, способной к самореализации и саморазвитию.

Достижение данной цели невозможно без обучения дошкольников навыкам обращения с разнообразными художественными материалами как средствами креативной выразительности.

Основные задачи данной программы:

  • развитие индивидуальных, личностных качеств дошкольника, положительной мотивации, устойчивого интереса к творческой деятельности;
  • развитие творческого воображения, образного и логического мышления;
  • знакомство с новыми нетрадиционными приемами работы с изобразительными материалами;
  • обучение основам построения композиции и изобразительной грамотности;
  • воспитание способности к самореализации и саморазвитию;
  • воспитание чувства сотрудничества в совместной творческой работе;
  • удовлетворение потребностей ребенка в эмоционально-насыщенных творческих переживаниях,        обеспечение свободы выражения своих чувств в разных продуктивных видах деятельности;

На практике эти задачи реализуются через занятия студии «Маленькие волшебники». В рамках студийных занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Занятия не носят форму

«изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку дается возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Дидактические принципы построения и реализации программы

«Маленькие волшебники»

Приобщая ребенка к искусству, творчеству, педагог культивирует условия для разностороннего целостного развития личности, проявления и развития индивидуальных творческих способностей ребенка, гуманизации его личности, для дальнейшего творческого созидания в жизни красоты, истины, добра.

Достижение поставленных целей в данной программе наиболее полно сможет реализоваться с использованием нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Доступность использования различных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 7 лет из расчета 1 занятие в неделю. Продолжительность занятия: 15 мин – младшая группа, 20 мин – средняя группа, 25 мин – старшая группа, 30 мин – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год – 36.

Занятия проводятся во второй половине дня, в специально оборудованном помещении, в игровой форме.

Разработанная программа предполагает работу с детьми в виде игровых занятий, совместной работы детей с воспитателем, а также самостоятельной художественной деятельности детей. Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике. Это необычное учебное занятие, на котором дети не просто чему-то учатся, чего-то узнают, это художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, поделку, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен. Каждое занятие – это по существу творческая работа и творческая игра одновременно. А если это игра, то значит – это и интенсивное ощущение радости жизни. А радость дает возможность полнее раскрыться творческим способностям. Основная задача педагога – через поиск новых методических приемов содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей.

Занятия могут посещать все желающие. Однако, продуманная отборочная работа поможет увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка и наметить путь его творческого развития.

Формы и методы работы с детьми определяются особенностями данного предмета и включают как формы и методы, принятые в педагогике, так и адаптированные психологические методы: групповую беседу, анализ конкретных жизненных ситуаций, художественных текстов; проблемные ситуации; элементы наблюдения, самонаблюдения, опыта и эксперимента; игры (сюжетно-ролевые, имитационные, драматизация) тестирование и другие диагностические процедуры; решение задач (творческих, репродуктивных, практических).

На занятиях используются:

  • дидактические игры;
  • игровые приемы и ситуации;
  • пальчиковые игры, физминутки;
  • графические, живописные упражнения;
  • музыкальное сопровождение
  • психогимнастика, релаксационные упражнения.

Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.

Основные принципы работы с детьми:

  • активизация познавательной, коммуникативной и практической деятельности детей на репродуктивном и творческом уровнях, основанная на использовании разнообразных форм работы с детьми;
  • диалогизация процесса обучения, равноправный диалог педагога с ребенком, учет интересов и потребностей детей, обратная связь;
  • активизация внутренней позиции, эмоционально-личностное отношение к изучаемому материалу;
  • создание ситуаций успешности детей, подкрепление достижений детей, успехов в деятельности; практическая направленность занятий с обязательным обсуждением того, где и как можно применять новые знания и умения;
  • учет индивидуальных темпов развития ребенка.

Организация изодеятельности детей осуществляется с помощью индивидуального подхода с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Ожидаемые результаты.

Программа «Маленькие волшебники» содержит не только практические задачи, но и воспитательно

  • образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. В ходе занятий дети

получат знания, умения, навыки, познакомятся с миром разных предметов в процессе знакомства и использования нетрадиционных техник, расширятся возможности изобразительной деятельности детей.

К концу программы:

  • Дошкольники должны быть знакомы с категориями добра, красоты в окружающем мире и сфере человеческих отношений. Они должны в течение реализации программы впитать основы общечеловеческих, эмоционально-нравственных ориентаций, основы разнообразия изобразительного жанра искусства. Увидеть огромную сферу возможностей для развития и реализация их творческого потенциала, загореться желанием стать творцами чего-то нового, ранее не существовавшего.
  • Дошкольник должен испытывать эмоционально-эстетические чувства по отношению ко всему красивому в разнообразных предметах и явлениях природного, социального, личного характера. Ребенок должен почувствовать вкус искусства, уметь оценивать различные явления искусства и формулировать собственные суждения, познакомиться с традиционной и нетрадиционной техникой выполнения заданий.
  • Иметь представление о различных средствах воплощения художественного замысла (композиции, формы, цвета, пятна, линии, ритма и т. п.).
  • Уметь использовать для рисования различные материалы (краски, фломастеры, маркеры, пастель, уголь, тушь, восковые мелки, масляные и флуоресцентные карандаши, акриловые краски, темперу, пр.)        • В различных формах продуктивной деятельности уметь использовать природный материал (сухие листья, шишки и др.), бросовый материал (пенопласт, опилки и др.), пластический материал (соленое тесто, пластилин).
  • Освоить цветовую палитру. Самостоятельно экспериментировать с цветом.
  • Дошкольник должен овладеть элементарными навыками аппликации в соответствия с возрастными возможностями. Овладеть навыками художественного труда, нетрадиционной техникой (способами разрывной аппликации, обрывания, скатывания, граттажа и т.д.)

Содержание работы

Мир искусства богатый и разнообразный, помогающий человеку развить свои чувства, обогатить душу. Каждый человек интересуется разными видами искусства и поэтому должен ознакомиться со всеми, прислушаться к своим интересам, определить какой вид искусства особенно близок и понятен. Искусством можно любоваться, восхищаться, но его можно и создавать, т.е. рисовать, лепить, делать поделки и т.д. Для этого надо много учиться.

  1. Рисование с использованием нетрадиционных техник.

Цель: познакомить детей с различными изобразительными материалами – пастель, уголь, тушь, восковые мелки, масляные и флуоресцентные карандаши, акриловые краски, темпера и т.д. и различными видами нетрадиционных техник рисования:

  • свеча + акварель (восковые мелки + акварель);
  • граттаж;
  • монотипия (рисование по «мокрому»);
  • оттиск печатками, смятой бумагой;
  • отпечатки (пальчиковое рисование, рисование ладошками);
  • кляксография;
  • рисование по восковому подмалевку;
  • печать фалангами пальцев;
  • рисование масляными карандашами на х/б ткани;
  • батик;
  • рисование и оттиск на стекле;
  • рисование мыльными пузырями;
  • «цветные ниточки».

  1. Лепка с использованием пластилина и соленого теста.

Цель: научить детей нетрадиционным приемам лепки из соленого теста и пластилина и применять их применять их при изготовлении поделок:

  • барельефная лепка;
  • пластилинография;
  • пластилиновая живопись.

  1. Объемная аппликация.

Цель: познакомить детей с приемами объемной аппликации: обрывание, комкование, тычкование, бумагокручение (бумажная филигрань) и использовать их при изготовлении различных изображений объектов окружающего мира

  1. Флористика, поделки из бросового материала.

Цель: показать детям красоту, сложность и многообразие природных форм, научить создавать небольшие композиции, используя различный природный и бросовый материал. Учить изготавливать поделки конструктивным способом.

Занятия сгруппированы по циклам. Для циклов выбрано такое содержание, которое интересно детям, вызывает положительный эмоциональный отклик, позволяет варьировать формы и методы организации работы с детьми. Объединение разных видов изодеятельности одним тематическим содержанием дает возможность для творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности.

Учебно – тематический план

Первый цикл занятий (сентябрь-ноябрь) «Я и природа» - 12 часов Второй цикл (декабрь-февраль) «В мире прекрасного» - 11 часов Третий цикл (март – май) «Я – волшебник» - 12 часов

Учебно–методическое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимы специально оборудованное помещение, специальная литература, материальная база, канцелярские товары и бросовый материал т. д.

Предметно- развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности. Эстетическая развивающая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.

Занятия разнообразными видами художественно-продуктивной деятельности лучше проводить в специально оборудованном помещении.

В студии рекомендуется иметь: музыкальный центр, видеомагнитофон с видеоматериалами, мультимедийный проектор, открытки, альбомы для детского художественного творчества, таблицы, демонстрационный материал, плакаты, картины, технологические карты по лепке, аппликации, атрибуты к играм, музыкально-дидактические игры, костюмы и декорации для театрализованной деятельности, подлинные образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методические пособия.

В доступном для детей месте должны находиться различные предметы декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, бумажные силуэты, карандаши, краски, баночки, кисти, клей, пластилин, глина, стеки, ножницы, салфетки, бумага. Для анализа детских работ можно использовать круглый стол, мольберты, панно и т.д. Предметная среда не должна быть перегружена обилием разностильных и разномаштабных вещей. Пособия должны отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

Для реализации данной программы необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

  • бумага (должна быть плотной и немного шероховатой);
  • простые карандаши (круглый карандаш средней мягкости «ТМ», «НВ»);
  • цветные карандаши (мягкие карандаши: 2М-4М)
  • восковые, масляные, флуорересцентные карандаши;
  • восковые мелки;
  • пастель;
  • фломастеры;
  • уголь;
  • ластик (мягкий, упругий и желательно белого цвета);
  • акварель (желательно полумягкая 12-24 цветов);
  • гуашевые краски;
  • акриловые краски;
  • темпера;
  • палитры;
  • кисти (разных размеров, формы (круглые, плоские))
  • баночки для воды;
  • салфетки;
  • подставки для кисти;
  • глина;
  • пластилин;
  • каркасы для лепки;
  • стеки;
  • доски для лепки;
  • станки с поворотным диском;
  • печатки для украшения лепных работ;
  • ангоб;
  • бумага разной фактуры
  • картон;
  • клей;
  • ножницы;
  • стекло с обработанными скотчем краями;
  • ткань х/б;
  • цветные нитки;
  • разнообразный бросовый материал.

Младший дошкольный возраст (3-4 г.)

Цикл: «Я и природа»

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


СЕНТЯБРЬ


Программное содержание

  1. Рисование

пальчиками

Рисование в

  1. технике

«по воску»

Рисование

  1. Оттиск печатками

из картофеля


«Мой любимый дождик»

«Дождливые капли»

«Где ты, где ты солнышко?»


Познакомить        с        нетрадиционной изобразительной                техникой        рисования пальчиками.   Учить   наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги; Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования в технике «по воску».

Развивать эстетическое восприятие.

Упражнять в технике печатания используя печатки из картофеля. Закрепить понятие

«лучик». Учить рисовать тучки, применяя технику        печатания.        Развивать цветовосприятие.

Подводить   детей   в    процессе    лепки    к

  1. Барельефная

лепка


«Ветка рябины»        изображению    реальных    предметов    (ягод

рябины); продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями; работать в коллективе

Неде- ля


Вид деятельности


Название Занятия


ОКТЯБРЬ


Программное содержание

  1. Рисование в технике

примакивания

Рисование с

  1. использованием приема

примакивания

  1. Барельефная

лепка

Рисование

  1.         пальчиками, оттиск пробкой

«Золотые листочки»

«Дерево с разноцветными листьями»

«Осенние деревья»

«Что нам осень принесла?»


Учить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Учить узнавать и правильно называть желтый цвет. Развивать эстетическое восприятие.

Продолжать знакомить детей с техникой примакивания. Учить наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность дерева (кроны).

Учить детей создавать барельефное изображение осеннего дерева; закрепить прием раскатывание пластилина круговыми движениями; учить приему сплющивания пластилина между ладонями; развивать эстетическое восприятие.

Познакомить с техникой печатания пробкой. Показать прием получения отпечатка. Учить использовать контраст размера. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


НОЯБРЬ


Программное содержание

Вызвать интерес к созданию коллективной

  1. Аппликация

обрывная (коллективная композиция)

Рисование

  1. Оттиск печатками

из картофеля


«Листопад, листопад – листья по ветру летят»

«Где ты, где ты солнышко?»


композиции «Листопад». Учить раскладывать готовые формы (листочки) разного размера и цвета на голубом фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Познакомить с техникой обрывной аппликации. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

Упражнять в технике печатания, используя печатки из картофеля. Закрепить понятие

«лучик». Учить рисовать тучки, применяя технику        печатания.        Развивать цветовосприятие.

  1. Аппликация

обрывная


«Выросла репка – большая- пребольшая»


Учить детей создавать образ репки в технике обрывной аппликации: разрывать полоски бумаги на кусочки и приклеивать мозаично на готовый силуэт или в пределах заданного контура. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

  1. Рисование

пальчика ми


«Кто здесь прошел?»


Учить рисовать следы зайчика, продолжать знакомство с цветом, учить рисовать одновременно двумя пальцами; воспитывать аккуратность, смелость при рисовании пальцами.

Цикл «В мире прекрасного»

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ДЕКАБРЬ


Программное содержание

  1.         Рисование с использованием нетрадиционной

техники

  1. Бумажная пластика

(лепка и аппликация)

  1. Барельефная

лепка

  1.         Рисование пальчиками или в технике печатания

«Непогода – вьюга»

«Лямба»

(по мотивам сказки- крошки)

«Дед Мороз»

«Вот она нарядная, на праздник к нам пришла»


Продолжать учить рисовать деревья. Учить использовать зубную щетку при рисовании вьюги.

Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа. Показать сходство пластических образов, созданных из комка бумаги и соленого теста. Развивать образное мышление, творческое воображение.

Учить детей выполнять техникой барельефной лепки элементы одежды Деда Мороза (опушку у тулупа); закреплять приемы отщипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями; развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, использовать окрашенные пальчики для «украшения» елки шариками, огоньками. Упражнять в технике печатания (картошка в виде геометрических фигур, для создания        гирлянды).        Развивать цветовосприятие и чувство композиции.

Неде- ля


Вид деятельности


Название Занятия


ЯНВАРЬ


Программное содержание

Продолжать знакомить детей с новой техникой

  1. Рисование в технике

«по воску»

  1. Барельефная

лепка

Рисование

  1. Оттиск печатками

из картофеля.

Пробкой, рисование пальчиками


«Елочки в лесу»

«Филимоновская лошадка»

«Мои рукавички»


рисования акварелью по восковым мелкам. Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путем нанесения размашистых мазков.

Познакомить детей с филимоновской росписью; закрепить приемы отщипывания, раскатывания        пластилина прямыми движениями рук, получая «столбик»; учить детей располагать «столбик» на ограниченной поверхности (изображение лошадки); работать вместе, создавая коллективную работу

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ФЕВРАЛЬ


Программное содержание

  1.         Рисование в нетрадиционной

технике (сахарными мелками) Рисование с

  1.         использование нетрадиционной

техники (использование ступни в качестве шаблона)

  1.         Рисование сангиной, углем (по желанию)

  1. Рисование с помощью пуговиц

«Морозные узоры»

«Подарок папе» (кораблики в море)

«Мое любимое дерево»

«Снегирь»


Познакомить детей с новым способом рисования сахарными мелками. Развивать умение создавать прекрасные морозные узоры своими руками.

Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона ступню. Развивать воображение. Учить обводить свою ступню

Развивать у детей умение рисовать деревья сангиной или углем. Упражнять в рисовании прямых        линий                со                средним                нажатием        на палочку сангины или угля (чтобы линия была видна хорошо, и чтобы мелок не сломался) Научить                рисовать        птицу        нетрадиционным способом – с помощью разных пуговиц. Учить дорисовывать        недостающие                детали        (уши, хвостик, лапки, мордочку). Учить штриховать.

Цикл: «Я – волшебник»

Недел я


Вид деятельности


Название Занятия


МАРТ


Программное содержание

Учить детей создавать техникой барельефной

  1. Лепка на плоскости

  1.         Рисование с использование

приема тампонирования

  1. Рисование

гуашью по восковым мелкам

  1. Художественный

труд

Создание коллажа


«Мимоза»

«Солнечные зайчики»

«Нарисуем воду в озере с

рыбками»

«Аквариум»


лепки изображение цветов мимозы; закрепить приемы отщипывания и кругового раскатывания; развивать эстетическое восприятие, умение находить место своей работе на общем фоне

Познакомить с техникой печатания паралоновым тампоном. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать интерес к отображению впечатлений о красивых картинках (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Познакомить детей с новой техникой рисования гуашью по восковым мелкам. Упраженять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путем нанесения размашистых мазков.

Вызвать интерес к созданию коллажа. Учить раскладывать готовые формы (рыбок) разного цвета и размера на голубом фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать, использовать технику рисования пальчиками, для оформления аквариума (камешки, пузыри)

Неде- ля


Вид деятельности


Название Занятия


АПРЕЛЬ


Программное содержание

Познакомить        детей        с        техникой        рисование

  1.         Рисование тычком жесткой полусухой кистью

  1. Рисование ладошкой

«Кто же в гости к нам пришел?»

(любимое животное из сказок)

«Солнышко»


тычком жесткой полусухой кистью. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.

  1. Барельефная

лепка


«Сирень»


Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение цветов сирени; закрепить приемы отщипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями; воспитывать любовь к мамам и бабушкам.

Познакомить с техникой рисования свечой

  1. Рисование свечой        «Волшебные картинки»        (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать

лист жидкой краской.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


МАЙ


Программное содержание

Продолжать учить использовать ладонь, как

  1. Рисование

ладошкой

  1. Лепка

Пластилинография


«Жили у бабуси два веселых гуся»

«Верба»


изобразительное средство, окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в стороны) Закреплять умение дополнять изображение деталями.

Учить детей создавать техникой барельефной лепки почки вербы, наносить стекой насечки для придания работе выразительность; закрепить приемы отщипывания, кругового раскатывания; развивать у детей интерес к природе.

  1. Рисование с использов

анием соли

  1. Лепка на

«Звездное небо»        Учить детей создавать зернистую поверхность

используя        крупную        соль,        развивать воображение, кругозор, творческий потенциал.

Продолжать учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение сережек и

горизонтальной поверхности


«Ветка березы с сережками»


листьев березы; закрепить приемы прямого и кругового раскатывания, сплющивания; воспитывать интерес к природе.

Средний дошкольный возраст (4-5 л.)

Цикл: «Я и природа»

Недел я


Вид деятельности


Название занятия


СЕНТЯБРЬ


Программное содержание

  1. Рисование

пальчиками


«Веселые мухоморы»


Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки

(создание элементарного коллажа)

  1. Рисование

пальчиками

  1. Рисование

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины)

  1. Барельефная

лепка


«Ветка рябины»

«Ягоды и яблочки»

«Виноград»


на всю поверхность бумаги; украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.

Учить техники пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета.

Продолжать учить детей создавать изображения предметов (винограда) техникой барельефной лепки, работать вместе; закрепить приемы отщипывания и кругового раскатывания между ладонями.

Неде- ля


Вид деятельности


Название Занятия


ОКТЯБРЬ


Программное содержание

  1.         Рисование с использованием

крупы

  1. Рисование набрызгом

  1. Барельефная

лепка

  1. Рисование

пальчиками, оттиск пробкой


Рисунки из круп и зерен

«Дерево с разноцветными листьями»

«Ветка дуба с желудями»

Птички клюют ягоды


Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования с использование нестандартных материалов: различных круп. Развивать творческое воображение.

Познакомить детей с новым способом рисования набрызгом. Показать детям красоту осенней природы и вызвать желание изобразить ее.

Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение листьев дуба и желудей, находить место своей работе на общем фоне; познакомить с новым техническим приемом «размазывание из столбика»; закрепить приемы прямого и кругового раскатывания.

Учить рисовать веточки, украшать в технике рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод различной величины и цвета). Развивать чувство композиции.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


НОЯБРЬ


Программное содержание

Познакомить детей с техникой рисования по

  1. Рисование по мокрому

«И поплыли по небу облака»        мокрой        бумаге.        Развивать        чувство        цвета,

формы и композиции.

  1. Рисование

штампо м

  1. Барельефная

лепка

  1. Аппликация из

фантико в


«Белоснежная зима»

«Ветка ели с шишками»

«Лоскутное одеяло»


Продолжать знакомить детей с новым способом рисования штампом, учить распределять штампы по всему листу (снежинки), развивать мелкую моторику рук.

Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение «хвоинок» и «шишек», раскатывать       пластилин        круговыми движениями кончиками пальцев; закрепить прием прямого раскатывания пластилина между ладонями; развивать глазомер, эстетическое восприятие.

Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»

Цикл: «В мире прекрасного»

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ДЕКАБРЬ


Программное содержание

  1. Рисование

тычок жесткой полусухой кистью


«Веселый снеговик»


Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Рисование

  1.         масляными карандашами на

х/б ткани


«Создаем салфетки»        Познакомить с техникой рисования масляными

карандашами на х/б ткани

Развивать        эстетические        чувства        передачей

  1.         Аппликация в нетрадиционной

технике (обрывания бумаги)

  1.         Лепка с элементами аппликации

«Встреча с колобком»

«Новогодняя елка»


художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жесткости.

Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение «пушистой елочки», техническому приему «размазывание из столбика»; закрепить приемы прямого и кругового        раскатывания;        развивать эстетического                восприятие,                чувство композиции.

Неде- ля


Вид деятельности


Название Занятия


ЯНВАРЬ


Программное содержание

  1.         Лепка на горизонтальной

поверхности

Рисование с

  1. использованием нетрадиционных техник (зубной

щеткой, пластиковой бутылочкой обмотанной бельевой веревкой) Рисование с

  1. элементами лепки


«Зимний лес»

«Морская синева»»

«Рисунок на тесте»


Продолжать учить детей выполнять техникой барельефной лепки «пушистые елки», работать в коллективе; закрепит прием «размазывание из столбика», прямого раскатывание пластилина между ладонями.

Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования используя зубную щетку, пластиковую бутылочку, обмотанную тонкой бельевой веревкой. Учить создавать с их помощью морскую рябь, причудливые волны. Воспитывать аккуратность.

Продолжать учить детей работать с пластическим материалом: соленое тесто. Развивать творческое воображение.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ФЕВРАЛЬ


Программное содержание

  1.         Рисование в нетрадиционной

технике

  1. Барельефная

лепка

  1. Аппликация с элемент

ами рисован ия

  1. Лепка

Пластилинограф

ия


«Морозные узоры»

«Голосистый петушок»

«Снежинки – сестрички»

«Корзина с розами»


Познакомить детей с новым способом рисования ниточкой с использованием краски. Развивать умение создавать прекрасные морозные узоры своими руками.

Учить детей выполнять техникой барельефной лепки хвост и крылья петуха, подбирать сочетания цветов, развивать эстетическое восприятие; закрепить с детьми приемы прямого раскатывания пластилина между ладонями, «размазывание из столбика»

Учить детей наклеивать полоски бумаги в форме снежинки на основе готового круга или шестиугольника. Побуждать к дополнению апплекативного     образа        декоративными элементами (штрихами, пятнышками, мазками), нарисованными красками или фломастерами.

Учить детей техникой барельефной лепки выполнять «розы»; познакомить с новым техническим приемом лепки «сворачивание столбика в спираль»; закрепить приемы прямого и кругового раскатывания, прищипывания; воспитывать любовь к маме, бабушке.

Цикл: «Я – волшебник»

Неде- ля


Вид деятельности


Название Занятия


МАРТ


Программное содержание

Научить детей лепить рельефные картины в

  1. Лепка

рельефная

  1. Рисование

акварелью по восковому подмалевку


«Цветы-сердечки»

«Девочка чумазая»


подарок близким людям – мамам и бабушкам, показать варианты изображения цветов с элементами – сердечками, вызвать интерес к обрамлению лепных картин, развивать чувство формы и ритма.

Познакомить детей с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью черного цвета. Развивать воображение и цветовосприятие.

Аппликация с

  1. использ

ованием фантико в

  1. Рисование

тычком


«Мозаика из фантиков»        Вызвать   интерес        к        созданию        образа        из

красивых        фантиков.        Развивать        творческое воображение.

Закреплять умение детей рисовать способом

«Грачи прилетели»        тычка,        развивать        воображение,        чувство

композиции.        Совершенствовать        навыки        и умения при дополнении рисунка.

Неде- ля


Вид деятельности


Название Занятия


АПРЕЛЬ


Программное содержание

Познакомить детей с новым нетрадиционным

  1. Рисование с использ ованием масла

  1. Аппликация с использ ованием бумажн

ых салфето к

  1. Барельефная

лепка

Рисование


«Ожившие картинки»

«Бумажные фантазии»

«Лук на окне»


способом рисования маслом (детским или растительным). Учить наносить маслом рисунок на лист, а затем, прислонив лист к стеклу (можно покрыть лист акварелью) рассмотреть полученную картинку. Картинка невидимая - оживет!

Учить детей создавать изображения (картины) используя цветные бумажные салфетки. Продолжать учить обрывать бумагу разной фактуры и приклеивать оборванными краями вверх.

Учить детей техникой барельефной лепки выполнять «лучи солнца и проросший лук», создавать коллективную работу; закрепить приемы прямого и кругового раскатывания.

Учить фантазировать, самостоятельно рисовать

  1. Кляксография        «Клякса в гостях у ребят»        фигуры из кляксы.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


МАЙ


Программное содержание

Продолжать        знакомить        детей        с

  1.         Рисование в нетрадиционной

технике (с использованием пены)

  1. Лепка

рельефн ая

  1. Модульное

рисован ие


Окрашивание бумаги пеной

«Ландыши»

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»


нетрадиционными техниками рисования используя нестандартные материалы: мыльной пеной. Развивать воображение, творчество

Учить детей техникой барельефной лепки выполнять цветы ландыша; закрепить приемы кругового раскатывания и прищипывания; развивать интерес к растениям.

Учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможность модульного рисования – создавать образы одуванчиков приемом «примакивания» (ватными палочками, тряпочками)

Продолжать        знакомить        детей         с

  1. Рисуем клеем        «Рисунок на картоне»          нетрадиционными     техниками     рисования

используя нестандартные материалы: клей ПВА. Развивать воображение, творческий потенциал

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цикл: «Я и природа»

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


СЕНТЯБРЬ


Программное Содержание

  1. Рисование и аппликация

Рисование

  1.         сюжетное в технике граттаж.

I занятие – изготовление основы.


«Богатства осени»

«Рыженькая осень» (1 часть)


Закрепить знакомство с жанром живописи – натюрмортом; учить рисовать овощи и фрукты        разными        изобразительными материалами:                восковыми        мелками, фломастерами, маркерами. Закреплять умение аккуратного вырезывания и наклеивания, находить место на большом листе бумаги для своего рисунка, работать в коллективе.

Ознакомить с техникой граттажа, учить делать основу.

Рисование

  1.         сюжетное в технике граттаж

II занятие - процарапывание.

Рисование

  1.         Печатаем листьями по

бумаге


«Рыженькая осень» (2 часть)

Удивительные отпечатки


Учить выполнять несложную композицию методом процарапывания, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Познакомить с техникой печатания используя листья деревьев. Обогащать и развивать внутренний мир ребенка, дать возможность проявить творческое воображение.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ОКТЯБРЬ


Программное содержание

  1. Рисование в технике «по мокрому» Аппликация

«Деревья смотрят в озеро»


Ознакомить детей с новой техникой, рисование акварелью двойных зеркально-симметричных изображений.

Учить делать фрукты   из   мятой   бумаги,

  1.         объемная        «Осенние угощения» Рисование

придавая объем, работать над композицией. Учить создавать композицию на листе бумаги,

  1. сюжетное в технике

«восковыми мелками + акварель» Лепка в нетрадиционной

  1.         технике - пластилинография

Красота природы

«Красавица – осень»

«Живые яблочки на веточках»


раскрашивать рисунок карандашами, накладывать фон акварелью.

Учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно- изобразительной деятельности посредством пластилинографии: создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


НОЯБРЬ


Программное содержание

Воспитывать желание передавать в рисунке

  1. Рисование на ткани

«Клумба из осенних цветов»


свои впечатления; учить создавать коллективную работу на ткани; учить изображать цветы разной формы, разных цветов и оттенков, используя приёмы примакивания, рисования всей кистью и её концом; учить располагать рисунки на общем полотне, создавая композицию.

Закреплять умение вырезать симметричное

  1. Аппликация        «Разноцветный полет»        изображение бабочки из бумаги, сложенной

вдвое,        симметрично        располагать        узор        на

крыльях. Поощрять оригинальный подход к работе. Развивать интерес к коллективной

работе.

  1. Лепка рельефная

из пластилина


«В лес по ягоды»


Продолжать учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение северных ягод (морошка, черника, брусника).

  1.         Лепка из соленого теста

«Веточка рябины»        Продолжать учить технике налепа.

Цикл: «В мире прекрасного»

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ДЕКАБРЬ


Программное содержание

Рисование

  1.         Гуашевое волшебство. Отпечатки.

Рисование с

  1. использованием нетрадиционной

техники изображения: печать по трафарету, набрызг.

Аппликация из

  1. фольги и фантиков

«Белочки – подружки»

«Звездное небо»

«Звездочки танцуют»


Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире.

Научить упражняться в комбинировании различных техник изображения, развивать чувство композиции и колорита.

Вырезание звездочек из фольги и красивых, сложенных дважды по диагонали, фантиков, освоение прорезного декора.

Рисование

  1. Кляксография        «Что за чудо – эта клякса»

Развивать        глазомер,        координацию        и        силу движений, фантазию и воображение.

Неде- ля


Вид деятельности Рисование с


Название занятия


ЯНВАРЬ


Программное содержание

Познакомить        детей        с        нетрадиционной

  1. использованием нетрадиционной

техники изображения (свеча и акварель)


«Морозные узоры на окнах»


техникой рисования парафином. Научить выполнять работу в определенной последовательности, развивать воображение, воспитывать эстетическое отношение к морозным узорам.

Рисование

  1.         Гуашевое волшебство. Отпечатки.

Аппликация в

  1. технике

«декупаж»


«Злючки – кусачки»

«Коробочка для секретиков»


Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире, учить выплеску накопившейся негативной энергии и расслаблению.

Познакомить    детей    с     новой     техникой

«декупаж».        Развивать        усидчивость, аккуратность, воображение.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ФЕВРАЛЬ


Программное содержание

Рисование по

  1.         восковому подмалевку Рисование в
  2. технике

«набрызг»


«Заиндевелое дерево»

«Зашумела, разгулялась в поле непогода»


Учить накладывать краску на поверхность, на которую до этого нанесли «рисунок» воском

Учить рисовать пейзаж с помощью нетрадиционной        техники,        развивать воображение, аккуратность.

  1. Рельефная лепка

Аппликация с

  1. элементами рисования

«Снеговик»        Вызвать у детей положительные эмоции.

Закреплять        навыки        раскатывания, сплющивания.

Стимулировать        интерес        к экспериментированию в работе, включать в оформление «бросовый материал» для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Создание выразительного образа заснеженного

«Заснеженный дом»        дома, творческое применение разных техник

аппликации.

Цикл: «Я – волшебник»

Неде- ля

1.


Вид деятельности Рисование свободный батик – по сырому фону Рисование


Название занятия

«Вальс цветов»


МАРТ


Программное содержание

Познакомить детей с техникой батик – закреплять последовательность выполнения с помощью элементов моделирования.

Продолжать знакомить детей с техникой батик.

  1. узелковый батик        «Чудо салфетки»        Показать способ создания рисунка на ткани с

помощью поролоновых тампонов, узлов.

Дать        возможность        поэкспериментировать с

  1. Рисование на стекле

Путешествие волшебной капли


растекающейся каплей, учить создавать причудливые рисунки, развивать фантазию и воображение.

Лепка

  1. Пластилиновая живопись

«Я рисую пластилином»


Познакомить детей с новым способом создания картины на стекле с помощью пластилина.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


АПРЕЛЬ


Программное содержание

Продолжать        знакомить        с        христианской

  1. Аппликация        «Праздничная верба»        традицией        через        изображение        вербы.

Закрепить        умение        скатывания        шариков        из салфеток.

Познакомить с христианской традицией через художественно-образное восприятие и роспись

  1. Рисование и роспись яиц

Рисование


«Пасхальные яйца»»         пасхального яйца. Учить украшать пасхальные

яйца, формировать навыки пасхальной росписи яйца, развивать цветовосприятие, чувство ритма.

Способствовать развитию мелкой моторики

3.

4.

Неде- ля


Гуашевое волшебство. Отпечатки.

Лепка в нетрадиционной технике- пластилинография

Вид деятельности


«Лебедь по морю плывет»

«Лебеди»

МАЙ

Название занятия


руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии

Программное содержание

  1. Аппликация на тарелке

Рисование

  1. сюжетное в технике

«флуоресцентным и карандашами + акварель» Рисование с использованием

  1. нетрадиционной техники «печать

фалангами пальцев» Рисование с

  1. использованием соли

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

«Золотая рыбка»

«Морские коньки»

«Морской пейзаж»


Учить создавать рельефную поверхность при помощи ткани.

Учить создавать композицию на листе бумаги, раскрашивать рисунок карандашами, накладывать фон акварелью.

Учить использовать технику «печать фалангами пальцев» для изображения предмета, состоящего из нескольких частей. Продолжать формировать умение рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу.

Продолжать          знакомить          детей        с нетрадиционными видами рисования, используя нестандартные материалы. Развивать творчество, воображение.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Цикл: «Я и природа»

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


СЕНТЯБРЬ


Программное содержание

  1. Рисование

печать листьев

  1.         Аппликация из природного материала

  1. Рисование

методом тычка

4.


«Осень на опушке краски разводила»

«Осенний цветок»

«Черемуха»


Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений».

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; развивать        чувства        композиции, цветовосприятия.

Научить пропорциональному расположению деталей цветка. Развивать интерес к природным материалам. Воспитывать аккуратность.

Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток.

Продолжать знакомить с техникой рисования тычком.

Учить    детей     составлять    сюжетную

Аппликация        Настроение осени.        аппликацию,     отражать     в     ней     природу

«золотой» осени, учить использовать разные способы изображения – вырезывание и обрывание.        Формировать        умение договариваться об общей композиции.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ОКТЯБРЬ


Программное содержание

  1. Рисование

смешивание цветов


«Цветик – разноцветик»


Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хромотическими (основными) и ахроматическими цветами.

Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

Развивать        чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

  1. Пластилино- графия


«Фрукты в вазе»        Обобщать представления детей о фруктах, об

их характерных особенностях.

Развивать композиционные умения, правильно, со вкусом располагать предметы.

Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета,

  1. Рисование

монотипия

  1.         Лепка из соленого теста

«Пейзаж у озера»

«Листья танцуют и превращаются в деревья»


величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятия о симметрии.

Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натры, а придумать его самому.

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Продолжать знакомство с рельефной лепкой. Закреплять умение наносить декор (рельефные        налепы,        прорезание, процарапывание стекой, кистевая роспись).

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


НОЯБРЬ


Программное содержание

Воспитывать у детей интерес к природе разных

  1. Рисование

расчесывание краски

Аппликация –

  1. бумагокручение (бумажная филигрань)

  1.         Рисование и аппликация из бумаги (коллаж)

  1. Рисование

поролоном


«Верблюд в пустыне»

«Сладкий горошек»

«Лес, точно терем расписной»

«Плюшевый медвежонок»


климатических зон. Расширять представление о пустыни, развивать умение передавать свои впечатления в рисунке.

Познакомить с новым приемом рисования –

«расчесывание» краски.

Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепить умение передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.

Познакомить с новым видом творчества – бумажная филигрань или бумагокручение.

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый        объект,        характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистность).

Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

Цикл: «В мире прекрасного»

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ДЕКАБРЬ


Программное содержание

  1. Рисование

нитками

  1. Ленточная

аппликация

  1. Рисование

(мозаичное панно)


«Красивые картинки из разноцветных ниток»

«Веселый хоровод снеговиков»

«Зимние забавы»


Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользовать клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

Вызвать желание сделать открытку с сюрпризом своими руками.

Закреплять ленточный способ вырезания сложной формы по нарисованному контуру. Уточнять ее специфику и раскрыть символику (дружба) .

Совершенствовать технику создания панорамных открыток с объемными элементами.

Побуждать к декоративному оформлению созданного образа (ведра на голове, шарики, пуговки). Учить детей при создании композиции понимать и передавать пространственные отношения (над, под, слева, справа, сбоку).

Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Развивать творческие способности детей.

Закреплять умение передавать в рисунке своё отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему. Учить планировать работу и объединять рисунки в мозаичное панно по содержанию. Воспитывать чувство        открытости,        коллективизма, сотрудничества.

Научить     новому      приему      оформления

  1. Рисование солью        «Дед Мороз»        изображения: присыпание солью по мокрой

краске для создания объемности изображения. Закрепить                умение                рисовать                фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей,        их                расположение,        относительную величину.                Закрепить        навыки        рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более

светлого оттенка. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ЯНВАРЬ


Программное содержание

Вызвать интерес к зимним явлениям природы.

  1. Рисование свечой

– фотокопия

  1.         Техника выполнения витражей –

клеевые картинки

  1. Аппликация

обрывная


«Морозные узоры»

«Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы»

«Зимний день»


Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное        в        своем        творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном                экспериментировании        с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.

Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить навык смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.

Закреплять навыки симметричного вырезывания (фигурки людей, домики), использования приёма обрывания (деревья, снеговик); учить создавать коллективную работу; развивать творчество детей. Воспитывать умение создавать общую картину и понимание того, что от работы каждого зависит общий результат.

Неде- ля


Вид деятельности


Название занятия


ФЕВРАЛЬ


Программное содержание

  1. Рисование

тычок жесткой кистью

Лепка в

  1. нетрадиционной

технике- пластилинография

  1. Рисование и

художеств.


«Филин»

«Совушка-сова – большая голова»

«Ой, как весело зимой!»


Воспитывать эстетическое восприятие животных через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного.

Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина

Уточнить и обобщить знания о зиме; учить создавать рисунок с помощью клея, манной крупы, риса, сахара на голубом фоне; развивать эстетический вкус. Воспитывать

труд        умение создавать общую картину, работать в коллективе.

  1. Продолжать        знакомить        детей        с        жанром

Рисование

пластилином


«Зимний сад»        изобразительного искусства «пейзаж»

Учить детей работать в подгруппе. Продолжать учить рисовать пластилином.

Цикл: «Я – волшебник»

Неде- ля


Вид деятельности Художественный


Название занятия


МАРТ


Программное содержание

Учить        работать        с        бросовым        материалом:

  1. труд

Изготовление фоторамок в технике

«бумагопластика»

Художественный

  1. труд

Изготовление вазы в технике

«декупаж»

  1. Пластилиновая

живопись

  1. Рисование

батик


«Подарок для мамы»

«Ваза»

«Замок доброго волшебника»

«Березка»


набирать массу из салфеток, смоченным обойным клеем, выкладывать эту массу на рамки из гофрированного картона.

Продолжать развивать умение декорировать различные готовые изделия, подбирать нужные цветовые соотношения, пользоваться клеем в качестве покрытия. Поощрять желание участвовать в выставке, показывать свои работы, умение рассказывать о них друзьям и родителям.

Дать детям представление об архитектуре старинных зданий.

Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости.

Учить украшать сказочное здание башенками, окошками, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами

Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками. Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

Нед е-ля


Вид деятельности


Название занятия


АПРЕЛЬ


Программное содержание

  1.         Лепка из бумажной массы

Рисование

  1. по восковому подмалевку

  1. Рисование

веревочкой

  1.         Лепка из пластилиновой массы (пластик)

«Птицы»

«Звездное небо»

«Одуванчики»

«Маки»


Формировать способности удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира, постигать тайны его красоты «духовным зрением». Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества, в том числе декоративно-оформительского. Учить изготавливать птиц из бумажной массы (папье-маше), украшать их. Формировать умение составлять композицию из нескольких предметов.

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений; добиваться четкого и аккуратного изображения.

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего        мира,        формировать реалистические представления о природе.

Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения.

Побуждать детей передавать разнообразие природных форм различных цветов.

Нед е-ля


Вид деятельности


Название занятия


МАЙ


Программное содержание

Продолжать        знакомить        детей        с        понятием

  1. Художественный

труд выполнения витражей –

клеевые картинки

Художественный

  1. труд

Декорирование горшков для комнатных цветов

  1. Рисование

песком


«Витражи для терема Лета»

«Горшочек для цветов»

«Красивый пейзаж»


«витраж», техникой ее выполнения. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона.

Учить украшать готовые формы элементами. Поощрять желание помогать, горы, реки с помощью друг другу песка.

Продолжать знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем; учить рисовать деревья, кусты

  1. Художественный

труд


Выполнение сувениров        Предоставить        детям        самим        выбирать

различные        виды        техник.        Развивать

воображение, творчество.

Диагностика

Основные требования к уровню подготовки детей 3-7 лет по программе

Возраст

Дети должны знать

Дети должны уметь

3-4 года

  • материалы, которыми можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры...), и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка...;
  • цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).
  • правильно работать карандашом, фломастером, кистью;
  • владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, рисование по воску, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой;
  • ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;
  • изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;
  • владеть простейшими приемами барельефной лепки;
  • создавать простейшие коллажи;
  • владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);
  • создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;
  • творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.

4-5 лет

  • новые цвета и их оттенки (розовый, светло-зелёный);
  • свойства акварели и её отличия от гуашевых красок;
  • характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.
  • изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;
  • владеть приёмами нетрадиционных техник: резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому, рисование сангиной, углем, тычкование полусухой жёсткой кистью;
  • использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;
  • комбинировать разные способы изображения и изоматериалы;
  • передавать строение предметов, соотнося их части по величине;

  • создавать несложные сюжетные композиции;
  • создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по цвету и форме;
  • создавать несложные лепные картины;
  • творить в команде детей.

5-7 лет

  • виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);
  • теплые и холодные оттенки спектра;
  • особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.
  • различать виды изоискусства;
  • владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика);
  • смешивать краски для получения новых оттенков;
  • передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;
  • сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;
  • рисовать самостоятельно;
  • создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.

Высокий уровень

  1. Ребенок проявляет постоянный и устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
  2. Знает и умело использует в работе разнообразные художественные техники (соответственно возрасту).
  3. Использует широкий спектр материалов, любит действовать с ним, охотно экспериментирует. 4.Использует разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания

выразительного образа.

  1. Применяет средства выразительности, навыки и умения в самостоятельной художественной деятельности: дополняет свое произведение деталями или создает новое, используя знакомые материалы.
  2. Проявляет творчество в совместной с воспитателем и детьми изодеятельности, выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами.

Средний уровень

  1. Ребенок проявляет незначительный интерес к изобразительной деятельности.
  2. Знает приемы нетрадиционных техник, требуется помощь в деятельности.
  3. Использует в работе не весь спектр материалов.
  4. Не всегда принимает активное участие в процессе занятия, с вопросами к взрослому обращается редко.
  5. Самостоятельно занимается художественной деятельности только по предложению воспитателя.

Низкий уровень

  1. Ребенок проявляет слабый интерес к изобразительной деятельности.
  2. Не знает нетрадиционные техники.
  3. Чаще всего на занятии пассивен, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами к взрослому не обращается.
  4. Не проявляет интереса к самостоятельной художественной деятельности

Список используемой литературы:

  1. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;
  2. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребенок»
  3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность детей в детском саду»
  4. Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» Мини – хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. – М.: «Чистые пруды» 2009.
  5. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
  6. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 1 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
  7. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 2 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
  8. Журналы: «Воспитатель ДОУ» - №1/2008; «Дошкольная педагогика» - № 2/2008;        «Обруч» -

№ 1/2007

  1. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». - М.: «Просвещение», 1992.
  2. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками». – М.:        OOO «Творческий центр «Сфера»» 2009.
  3. Компанцева Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей у детей». – М.: «Владос», 2002
  4. Кожохина С.К., Панова Е.А.        «Сделаем жизнь наших малышей ярче». – Ярославль: ПК «Химический завод «Луч»» 2007
  5. .Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с». – СПб.: «Издательство «Каро»» 2010.
  6. Предшкольная подготовка ребенка в дополнительном образовании. Учебно-методическое пособие / Авторский коллектив, научная редакция А.А.Майер. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС»», 2009.
  7. Петрова И.М. «Объемная аппликация». – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  8. Туфкрео Р., Кудейко М. «Коллекция идей». – М.: «Линка – Пресс» 2004.

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок  жесткой  полусухой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия  предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое

мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с  трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия  пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный комочек»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный комочек»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Говорящие пальчики» по художественно – эстетическому направлению.

Пояснительная запискаУченые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому и физическому развитию "Zumba Kids"

    Программа Зумба Кидс направлена на достижение общего оздоровительного эффекта, формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, стремление к активным занятиям физической к...