Программа вокального кружка "Капельки"
рабочая программа по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Якуненко Нинель Анатольевна

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. (2016г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalnogo_kruzhka_kapelki.docx88.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа

вокального кружка«КАПЕЛЬКИ»

Срок реализации программы 3 года

Музыкальный руководитель Якуненко Н. А.

2016г

Пояснительная записка

                                                                                                                                                             «Музыка начинается с пения…»

Курт Закс (немецкий музыковед)

    Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.  

Программа- проект вокального кружка «Капельки» разработана  на основе программы Э.П. Костиной «Камертон»  и программы  по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). 

Организация и проведение занятий

Занятия вокального кружка «Капельки»  проводятся с сентября по май  2 раза в неделю в  определённые дни.

Продолжительность занятия:

  • 20 мин. – группа детей с 4 до 5 лет;
  • 25 мин. -  группа детей от 5 до 6 лет;
  • 30 мин. -  группа детей с 6 до 7 лет.

Оптимальное количество детей в группе 8 –10 человек.Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника;

развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей вокальным навыкам; 

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; 

 Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;

 Коррекционные:

  • Создать условия для пополнения словарного запаса;
  • Создать условия для успешной социализации дошкольников.

Основополагающие принципы программы:

  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
  • Принцип деятельностного подхода;
  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип системности;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип гуманизации;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).

Артикуляция.

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навыкартикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкамможно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполненияотражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание.

Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикцииполезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласныхв конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни.

Структура занятия:

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Капельки»

Всего (В) количество занятий в год 72, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П)               

Темы занятий  

Содержание

Форма проведения

Т

П

В

1

Вводное занятие

Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.

беседа,

прослушивание музыкальных произведений.

2

2

Музыкальная подготовка

1

Развитие музыкального слуха

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).

Практическая, дидактические игры.

2

6

8

2

Развитие музыкальной памяти

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).

Практическая, дидактические игры.

2

6

8

3

Развитие чувства ритма

Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).

Практическая, дидактические игры.

2

6

8

Вокальная работа

1

Прослушивание голосов

Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.

Индивидуальная работа.

2

2

2

Певческая установка. Дыхание

Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.

Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

1

10

11

3

Распевание

Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.

Фронтальная, практическая, игровая.

1

10

11

4

Дикция

Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.

1

10

11

5

Работа с ансамблем над репертуаром

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.

Коллективная.

1

10

11

ИТОГО:

12

60

72

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

примечание

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное

2

2

 «Музыкальная подготовка»

2

Развитие музыкального слуха

8

2

6

3

Развитие музыкальной памяти

8

2

6

4

Развитие чувства ритма

8

2

6

«Вокальная работа»

1

Прослушивание голосов

2

2

2

Певческая  усановка.Дыхание.

11

1

10

3

Распевание

11

1

10

4

Дикция

11

1

10

5

Работа с ансамблем  над репертуаром

11

1

10

Итого часов

72

12

60

Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет.

На пятом году жизни дети имеют некоторый музыкальный опыт. У них уже окреп голос, увеличился голосовой диапазон, дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.  Дети отличаются большой слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты, слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого). У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция.

Характеристика возрастных возможностей певческих навыковдетей от 4 до 5 лет:

- происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;

- певческий диапазон в пределах ре – ля, ре – си;

- поют  слитно короткие фразы;

- используют различные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное);

- мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе;

- певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная;

- отсутствие отдельных звуков в речи;

- не могут следить за чистотой певческой интонации;

- поют мелодию не всегда верно;

- отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на аудитории.

Задачи:

1. Развивать музыкальные способности ребенка.

2. Развивать певческие навыки.

3. Через музыкальную деятельность развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

4. Учить преодолевать робость и стеснение, снимать напряженность и зажатость.

Перспективно- календарный план

работы кружка «Капельки» (дети 4-5 лет)

Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области «Музыка» по программе  «Камертон» Э.П.Костиной.

Период

Содержание работы

Упражнения

Песни

Игры

Сентябрь. Фольклор

Упражнения на артикуляцию. Скороговорка.

Распевки – прибаутки:

  • «Кукареку, петушок»;
  • «Зайка Егорка» РНП

«Со вьюном я хожу»,

«Ах, вы сени»,

«На зеленом лугу»

Упражнения на развитие музыкальных

способностей, импровизации голоса:

«Как кричит кукушка?»

«Вопрос – ответ»«Как твое имя»;

Музыкальная игра «Угадай, чей голосок?»

Музыкальная игра «Прогулка»

Октябрь

Фольклор

Упражнения на артикуляцию. Скороговорка.

Распевки – прибаутки:

  • «Василек»;
  • «Божья коровка».

«Гуси мои, гуси»

«Петушок»

Упражнения на развитие музыкальных

способностей, импровизации голоса:

«В огороде заинька».

«Вопрос – ответ»«Как твое имя»;

Музыкальная игра «Чья очередь?»

«Зайцы» музыкальная загадка.

Ноябрь.

Детские эстрадные песни

Упражнения на артикуляцию. Скороговорка.

Распевки-прибаутки:

  • «Тили-бом» РНП;
  • «Белые гуси» муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.     

«Три веселых зайчика»;

«Серенькая кошечка»

Упражнение на развитие музыкальных способностей: ритм, сила голоса, музыкальную память.

Музыкальная игра (фольклор) «Капуста»;

Музыкальная игра «Слушай хлопки».

Декабрь.

Детские эстрадные песни

Упражнения на артикуляцию. Скороговорка.

Распевки-прибаутки:

  • «Гармошка» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова;
  • «Спите, куклы» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

«Танец около елки» муз. Ю. Слонова, сл. И. Михайловой;

«Есть у солнышка друзья» муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой.

Упражнение на развитие музыкальных способностей: ритм, сила голоса, музыкальную память.

Музыкальная игра «Кот Васька»;

Музыкальная игра-загадка «Чья очередь?»

Январь.

Детские песни

советских и современных композиторов

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки-прибаутки:

  • «Ехали-ехали»
  • «Ай, чу, чу, чу»

«Новый дом»муз. Р. Бойко, сл. Л. Дербенева;

«Наш самолет» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;

«Саночки» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Музыкальная игра «Тень-тень»;

Музыкальная игра «Лесенка-чудесенка».

Февраль.

Детские песни

советских и современных композиторов

Упражнения на артикуляцию. Скороговорка.

Распевки-потешки:

  • «Ехали-ехали»
  • «Ай, чу, чу, чу

«Мне уже четыре года» муз. Ю. Слонова, сл. В. Малков;

«Воробей» муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова.

Музыкальная игра «Научи матрешек танцевать»;

Музыкальная игра «К нам пришли гости».

Март.

Песни из мультфильмов

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки - потешки:

  • «Ежик и бычок»;
  • «Андрей-воробей»

«Белые кораблики» из м/ф «Тили-трямдия, здравствуйте!»;

«Жучок» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;

Упражнение на развитие музыкальных способностей: ритм, сила голоса, музыкальную память.

Музыкальная игра (фольклор) «Капуста»;

Апрель.

Песни из мультфильмов

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки - потешки:

  • «Ежик и бычок»;
  • «Андрей-воробей» РНП.

«Антошка» из м/ф «Антошка»;

«В траве сидел кузнечик» муз. М. Шаинского.

Упражнения на развитие музыкальных

способностей, импровизации голоса:

«Как кричит кукушка?»

Вопрос – ответ«Как твое имя»;

Музыкальная игра «Кот Васька».

Май.

Песни из мультфильмов

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Повторение пройденного.

(Потешки, прибаутки, небылицы).

«Голубой вагон» из м/ф «Чебурашка»; «Паровозик» из м/ф «Паровозик из Ромашково». Повторение репертуара.

Игровые задания для развития импровизации

в песенном творчестве;

Музыкальная игра «Отгадай, кто мы?»

Предполагаемый результат

Ребенок умеет:

* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.

* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля.

* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.

* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.

* достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.

* импровизировать голосом короткую фразу.

* достаточно эмоционально передать содержание песни, уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.

Особенности слуха и голоса детей 5- 7 лет.

На шестом - седьмом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т. д.)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.
  • пение по нотам.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Перспективно- календарный план

работы кружка «Капельки» (дети 5-6 лет)

Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области «Музыка» по программе  «Камертон» Э.П.Костиной.

Период

Содержание работы

Упражнения

Песни

Игры

Сентябрь. Фольклор

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки - прибаутки:

  •  «Гармошка»;
  • «Бабочка и корова»

Распевки:

«Музыкальная лесенка»

Распевки на гласные звуки.

Русские народные песни:

  • «На горе-то калина»,
  • «Возле речки, возле мосту»;
  • «Ходила младешенька»

Упражнения на развитие музыкальных

способностей, импровизации голоса:

«Как твое имя»;

Музыкальная игра «Угадай, чей голосок?»

Игры с хороводами и напевами «Золотые ворота».

Октябрь

Фольклор

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки - прибаутки:

  •  «Бабочка и корова»
  •  «Овца»

Распевки:  «Коза»

Распевки на гласные звуки.

Русские народные песни:

  •  «А я по лугу»;
  • «Гори, гори ясно»;
  • «Жил у бабушки черный баран»

Упражнения на развитие музыкальных

способностей, импровизации голоса:

Пропеть знакомую песенку от лица знакомого животного (кошки или собаки и т.д.)

Игры с хороводами и напевами «Сова», «Капуста».

Ноябрь.

Детские эстрадные песни

Постановка речевого дыхания.

 Фонетическая ритмика.

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки - прибаутки

  • «Андрей-воробей»;
  •  «Лучина, лучина»

Детские эстрадные песни:

  • «Смешной человечек»;
  • «Это мамочка моя»

Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса. «Слушай хлопки».

Музыкальная игра «Где был Иванушка?».

Игры с напевами и хороводами

«Со вьюном я хожу».

Декабрь.

Детские эстрадные песни

Постановка речевого дыхания  (стр. 240-255) Т.М. Власова Фонетическая ритмика;

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки - прибаутки

  •  «Зайка белый»;
  • Распевки на гласные звуки.

Детские эстрадные песни:

  •  «В новогоднем лесу»;
  • « Тик-так»  

Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса. «Чья очередь».

Музыкальная игра «Тень-тень».

Игры с напевами и хороводами  «Горелки».

Январь.

 Детские песни

советских и современных композиторов

Постановка речевого дыхания.

 Фонетическая ритмика.

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки-прибаутки

  • «Трах, трах, тарарах»;
  • «Тетка- богатка»

Песни:

  • «Рыжий кот»;
  • «Ветерок»

Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса.

Музыкальная игра «Прогулка».

Игры с напевами и хороводами «Баба Яга»

Февраль.

Детские песни

советских и современных композиторов

Постановка речевого дыхания.

 Фонетическая ритмика.

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки - прибаутки

  •  «Ульяна,  Ульяна»
  • «Валяй, валяй каравай»
  • Распевки на гласные звуки.

Песни:

  •  «Ветерок»;
  • «Мамина песня»

Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса.

Музыкальная игра «Отгадай, кто мы?».

Игры с напевами и хороводами «Заря-заряница».

Март.

 Песни из мультфильмов

Постановка речевого дыхания.

 Фонетическая ритмика.

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки - прибаутки

  •  «Каравай, каравай»
  • Распевки на гласные звуки.

Песни:

  • «Неприятность эту мы переживем»;
  • «Песня мамонтенка». 

Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса.

Музыкальная игра «Угадай, чей голосок?»

Игры с напевами и хороводами «А мы просо сеяли».

Апрель.

Песни из мультфильмов

Постановка речевого дыхания.

 Фонетическая ритмика.

Упражнения на артикуляцию. Скороговорки.

Распевки - прибаутки

  • Распевки на гласные звуки

Песни:

  •  «Песня мамонтенка»;
  •  «Настоящий друг».

Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса.

Музыкальная игра «Колечко».

Игры с напевами и хороводами «Игра в горшки».

Май.

Песни из мультфильмов

Повторение пройденного. (Потешки, прибаутки, небылицы).

Песни:

  • «Колыбельная медведицы».

Повторение знакомых песен

Повторение музыкальных игр  и игр с напевами и хороводами за пройденный период.

Предполагаемый результат

Ребенок умеет:

* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.

* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си.

* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.

* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы.

* уверенно прохлопать ритм простейших песен.

* импровизировать голосом короткую фразу.

* достаточно эмоционально передать содержание песни.

* выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета).

* достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете.

* выступать на сцене с другими участника коллектива.

Перспективно- календарный план

работы кружка «Капельки» (дети 6-7 лет)

Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области «Музыка» по программе  «Камертон» Э.П.Костиной.

Октябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра - приветствие.

2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

 Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе  и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Побуждать детей исполнять песниа капелла

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» М. Картушина.

1. «Прогулка» (Занятие-игра).

2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

  1. «Говорил попугай попугаю».
  2. «Тигры».
  3. «Вёз корабль карамель».
  4. «Кит-рыба».

1. «Котенок и бабочка»

2. «Птичка и Лиса»

3. «Машенька и Медведь» А. Евтодьевой.

«Плакала березка» муз.и сл. И.Осокиной

«Белые кораблики» муз.и сл. К.Костина

Количество занятий - 8

Ноябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5 Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского голоса, точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

3. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения: 1. «В гости».

                        2. «Здравствуйте». М. Картушина.        

Упражнения:

  1. «Обезьянки».
  2. «Весёлый язычок».

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

Игра со звуком: «Волшебная коробочка».

  1. Няня мылом мыла Милу…»
  2. «Сорок сорок ели сырок…»
  3. «Шла Саша…»
  4. Знакомый материал.

  1. «Фокус-покус».
  2.  «Чудо-лесенка».
  3. «Храбрый портняжка» А. Евтодьевой

«Капризная песенка» муз.и сл. И. Горбиной.

«Ябеда-корябеда» Б.Савельева

Количество занятий - 8

Декабрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.  Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Упражнять детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Побуждать детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

      «Приветствие»

       Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности

Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик.

(Восход и заход солнца; парад планет - унисон).

«По волнам», «Качели», «По кочкам».

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Храбрый портняжка»,

«Золушка и сестры» А. Евтодьевой,

«Гроза»

Знакомый репертуар.

«Дед Мороз-художник» муз.и сл. Л. Еремеевой

«Веселый Дед Мороз» муз.и сл. А.Варламова

Количество занятий - 8

Январь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4. Скороговорки.

    Стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Побуждать детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Упражнять детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала

 1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

3. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

4. Совершенствовать исполнительское мастерство.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».

«Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу»  (А – у).

«Крик чайки»  (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

«Король на корону копейку копил».

Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.

1. «Волк и красная шапочка»

2. «По щучьему веленью» А. Евтодьевой.

«Дело  было в январе»  В. Шаинского.

Повторение знакомых песен

Количество занятий - 8

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Упражнять детей долго тянуть звук –У -  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей  во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» М. Картушина.

1. «Прогулка» (Занятие-игра).

2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

1. «Три медведя» А. Евтодьевой.

Знакомые распевки.

1.«Песенка про папу» В. Шаинского.

2. «Модницы» И.Ростовцева

Количество занятий - 8

Март

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой  Следить за правильной певческой артикуляцией.

Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

Расширять диапазон детского голоса. Упражнять детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Упражнять связывать звуки в «легато».

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Упражнение:  «В гости».

                         «Здравствуйте».

                         Картушина.                    

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

«Лягушка и кукушка»

Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

1. «Теремок» Л. Олифировой.

2. «Вот такая чепуха» И. Рыбкиной.

«Мамочка моя» А.Ермолаева»

«Пешки-ложки»  Ю. Турнянского

Количество занятий -8

Апрель

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5. Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте»  М. Картушина.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Я хороший»,

«Да и нет» В.Н.Петрушина.

1. «Стрекоза и рыбка»

2. «Кот и петух» А. Евтодьевой

1. «Лошадка» (амер. нар.песня)

2. «Что  такое семья?» Е. Гомоновой

Количество занятий - 8

Май

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Закреплять работу по развитию  певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость..  Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.

Совершенствовать вокальные навыки:

  1. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
  2. Петьа капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;
  3. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
  4. Самостоятельно попадать в тонику;
  5. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

1. «Приветствие»Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» М. Картушина.

 «Прогулка» М. Лазарев.

Голосовая разминка: «Весна»,

Модель Т.Боровик

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

«Только смеяться»,Я хороший»,

Знакомый репертуар.

1. «Любимый детский сад» К.Костина

«В самый первый раз» Н.Разуваевой.

Количество занятий - 8

План выступлений вокального кружка «Капельки»

Осенний праздник

Ноябрь

Новогодний праздник

Декабрь

Выступление для детей младших групп

Январь

Концерт для пап

Февраль

Выступление на утреннике «Мамина радость»

Март

Выступление для детей младших групп

Апрель

Выступление на выпускном утреннике

Май

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

          Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

О

Н

С

В

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

                                                           О - не справляется с заданием

Н (низкий) - справляется с помощью педагога

С  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

В (высокий) - справляется самостоятельно

Перечень программно-методического обеспечения

  1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен
  2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
  3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Программы, сценарии концертов.
  6. Сборники песен, попевок.
  7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски -  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
  8. Ноутбук - презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.


Список литературы

Абелян Л.М. «Как рыжик научился петь». - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  4. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
  6. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  7. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  8. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  9. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.

Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

 Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.

Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..

Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.

Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.

Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....

Программа вокального кружка "Домисолька"

Программа вокального кружка....

Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"

Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......

Программа вокального кружка «Звездочки».

Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед)  Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....

Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"

Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...