«Вариативные способы развития музыкально – ритмических движений в дошкольном возрасте»
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)
На современном этапе модернизации дошкольного образования идут изменения в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Вследствие этого возникает потребность в инновациях. И именно поэтому в настоящее время особую значимость и остроту приобретает отношение педагога к образовательной деятельности как к инновационному, творческому процессу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnye_sposoby_razvitiya_muzykalno-_ritmicheskih_dvizheniy.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Вариативные способы развития музыкально – ритмических движений в дошкольном возрасте»
На современном этапе модернизации дошкольного образования идут изменения в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Вследствие этого возникает потребность в инновациях. И именно поэтому в настоящее время особую значимость и остроту приобретает отношение педагога к образовательной деятельности как к инновационному, творческому процессу.
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими интересами и педагогическими воззрениями.
Работая над методической темой - «Формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе ритмики, ритмопластики», остановила свой выбор на авторских программах:
В.Г. Шершнева «От ритмики к танцу»,
Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»,
Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши».
А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
На мой взгляд, задачи и педагогические технологии этих программ наиболее соответствуют основному направлению моей работы.
Главные цели программ: развитие музыкально- ритмических движений у детей дошкольного возраста.
Я хочу рассказать, как решается эта проблема в нашем дошкольном учреждении в музыкальной деятельности, а именно на примере формирования музыкально-ритмических навыков, потому что формирование музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО приобретает особую актуальность. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Именно через движение, дети эмоциональней и глубже воспринимают музыку. А по-настоящему раскрыть красоту музыки, дать возможность ее почувствовать возможно с помощью одного из направлений музыкально-ритмического воспитания - ритмопластики.
С помощью ритмопластики формируются у детей правильная осанка, гибкость, выносливость; это также - профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы; приобретение жизненно-необходимых двигательных умений и навыков; выработка привычки заниматься физическими упражнениями; развитие двигательной памяти.
Ритмопластикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Занятия ритмопластикой доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.
В отличие от традиционных занятий ритмикой и другими видами музыкальных движений, основная цель «ритмопластики» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента». Безусловно, развитие музыкальности, пластичности, умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, но «акцент» внимания педагога концентрируется не столько на результате, сколько на процессе развития. Хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим и получить за это замечание воспитателя – основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий ритмопластикой.
Мы в своем дошкольном учреждении также сталкивались с проблемой формирования навыков музыкально-ритмических движений. Занятия проводились в традиционной форме, но они сводились к «муштре» и дети быстро теряли интерес, это не приносило им радость и не давало возможности раскрепоститься и творчески выразить свое «Я». И поэтому мы стали искать другие направления музыкально-ритмической деятельности, которые помогли бы детям сформировать музыкально-ритмические навыки, развить интегративные личностные качества, а главное получить удовольствие от занятий музыкально-ритмической деятельностью в более интересной и доступной для них форме. Коллегиально было принято решение ввести комплекс занятий по ритмопластике.
Но прежде чем использовать комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков на основе ритмопластики мы, опираясь на программу М.А. Васильевой, провели диагностику детей старшего дошкольного возраста, по следующим видам музыкально- ритмических движений:
- упражнения;
-танцы;
- музыкальные игры;
- музыкально-пластические импровизации.
В диагностике использовались следующие критерии оценки сформированности музыкально-ритмических навыков на основе ритмопластики у детей старшего дошкольного возраста:
-умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой, регистрами, темпом; изменять движения в соответствии с 2-х, 3-хчастной формой произведения; строить ровный круг, уменьшать и увеличивать его, передавать игровые образы различного характера;
-в танцевальных движениях уметь поочередно выставлять вперед ноги в прыжке, кружиться шагом, делать приставной шаг с приседанием, плавно опускать и поднимать руки, двигаться парами; исполнять пляски, состоящие из этих элементов;
-умение ритмично выполнять пластические упражнения;
-умение свободно и пластично импровизировать, не подражая друг другу;
- эмоциональность - выразительность мимики, умение передавать в жесте
разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
Диагностика показала, что на начало нашей работы большинство детей имеют уровень сформированности музыкально-ритмических навыков ниже среднего.
При разучивании упражнений у некоторых детей не получалось согласовывать движения с ритмом музыкального произведения. Неумение владеть своим телом, координировать движения делали их тяжеловесными и неуклюжими.
В плясках и танцах вызывали затруднения изменения движений в соответствии с двух- и трех-частной формой музыкального произведения, смена движений в соответствии с музыкальными фразами и темповыми изменениями.
Неумение ориентироваться в пространстве делали движения детей в играх невыразительными и неэмоциональными.
Из-за недостаточно развитой креативности, умения импровизировать и действовать самостоятельно дети затруднялись в выполнении заданий по музыкально-пластической импровизации.
Все это убедило нас в правильности нашего решении провести с детьми старшего дошкольного возраста комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков на основе ритмопластики.
Данные занятия проводились один раз в неделю по 30 минут у детей старшего дошкольного возраста. Систематичность, постепенность и последовательность, а также учет индивидуальных физических возможностей были основными педагогическими принципами данных занятий.
Система упражнений выстраивалась по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, многократность повторения заданий помогала детям успешно усваивать комплекс занятий.
Данный комплекс занятий ритмопластикой включал в себя упражнения, музыкальные игры, танцы, музыкально-пластические импровизации.
Упражнения предназначались для развития гимнастических, танцевальных движений, на этих элементах построены игры, танцы и хороводы.
Упражнения всегда начинались с вводной части, которая включала в себя выполнение упражнений, непосредственно воздействующих на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.
Затем следовали общеразвивающие упражнения: взмахи, повороты, наклоны,
упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем, скакалкой, шарфом).
Продолжала комплекс основная часть – нагрузочная: различные выпады, приседания. После этого выполнялись упражнения в партере (на ковриках) для развития гибкости, укрепления мышц спины, брюшного пресса, мышц ног.
Затем следовали упражнения на расслабление, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.
Так же на занятиях мы много играли, так как музыкальные игры - ведущая форма организации музыкально-ритмической деятельности. В ходе игры дети перевоплощались в различные образы, а музыка придавала им особый эмоциональный настрой.
Наши танцы – строились на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении, состояли из знакомых элементов движений. В первую очередь при разучивании танцев мы учили детей целостному восприятию музыкальных произведений.
Большое значение в нашей деятельности по формированию музыкально-ритмических навыков придавалось музыкально-пластическим импровизациям, так как они формируют умение передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений, умение составлять композиции к танцам, а самое главное, помогли детям раскрепоститься и проявить свое творческое начало.
Мы очень тщательно отбирали музыкальный репертуар. Он соответствовал художественно-педагогическим требованиям: единства содержания и музыкальной формы, доступности восприятия детьми старшего дошкольного возраста.
Таким образом, использование педагогических принципов, учет физических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, правильный подбор музыкального репертуара все это в совокупности должно было обеспечить успешную музыкальную деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков.
После апробации комплекса занятий по формированию музыкально ритмических навыков на основе ритмопластики у детей старшего дошкольного возраста была проведена повторная диагностика уровня сформированности этих навыков.
Для этого, детям были предложены задания по всем видам музыкально-ритмических движений, которые оценивали выразительность движений, ритмичность, правильность выполнения, самостоятельность, умение импровизировать, творческую активность. Диагностика выявила положительную динамику.
Дети стал проявлять интерес и внимание к музыке. Эмоционально реагировали на нее, самостоятельно, творчески подходили к инсценировке сюжета песни. Умели действовать самостоятельно, выполняли движения выразительно, умели импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывали движения, отражающие содержание музыки, активно проявляли инициативу в музыкально-пластических импровизациях.
Следовательно, применение в практике музыкально – воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста выше изложенного комплекса движений по формированию музыкально – ритмических навыков на основе ритмопластики обеспечил новый качественный уровень развития детей.
Использование этого комплекса движений позволило нам значительно расширить программный материал, дополнить его интересным творческим содержанием, формами работы, и повысить, таким образом, уровень формирования музыкально – ритмических навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...
«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...
«Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования –кружок «Танцевальная ритмика»»
Выступление с докладом из опыта работы - участие в межрегиональном семинаре-практикуме:Тема: «Комплексный подход к специфике и...
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема развития музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможность её решения через все виды музыкально...
проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...
Использование инновационных технологий в развитии музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии с...