МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по музыке на тему
В статье рассматривается проблема развития музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможность её решения через все виды музыкальной деятельности. Дан анализ некоторых особенностей музыкально-ритмического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация статьи.
В статье рассматривается проблема развития музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможность её решения через все виды музыкальной деятельности. Дан анализ некоторых особенностей музыкально-ритмического воспитания.
Ключевые слова: ритм, движение, музыкально-ритмические движения
Движение – это жизнь, а жизнь любого живого существа на земле пронизана ритмом. Ритмом пронизана вся жизнь на земле – это ритмичная смена лет, времён года, дня и ночи, покоя и движения. Ритмично дыхание, сердцебиение, речь и движения, например ходьба или бег.
Рассмотрим понятия: движение и ритм и их тесную взаимосвязь.
Движение – это состояние противоположное покою, изменение положения тела или его частей. Но в основе движений лежит ритм.
Ритм – это регулярность и периодичность временных и пространственных величин - чередование каких-либо элементов в определенной последовательности, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец). Его можно рассматривать с различных точек зрения. Мы остановим свое внимание на трех группах этого понятия: ритм речи, музыкальный ритм, ритм в движениях.
Ритм речи является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.). Ритм бытовой речи отличается от литературно-прозаической и, тем более от стихотворной. Чаще речь признаётся ритмичной лишь в стихах, где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных или долгих и кратких, что приводит к отождествлению ритма со стихотворным размером, а в музыке — с тактом, музыкальным метром.
Музыкальный ритм – это закономерное чередование звуков различной длительности в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии (наряду с различной высотой – интервальными соотношениями звуков, составляющих мелодию). Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмически, т.е. обладают определёнными длительностями; чередование звуков вне определённого ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой; подчас он настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать только по обозначению длительностей звуков, без указания их высоты.
Ритм в движении. Ритмичными можно назвать те движения, которые при восприятии вызывают своего рода резонанс, сопереживание, выражающееся в стремлении воспроизводить эти движения. Ритмические переживания непосредственно связаны с мышечными ощущениями, а из внешних ощущений — со звуками, восприятие которых часто сопровождается внутренним воспроизведением. В движении ритм признаётся особым качеством, отличающим ритмичные движения от неритмичных. Ритм всегда подразумевает движение. Он не только помогает развитию движений, но и способствует автоматизации мускульной работы (например, при ходьбе).
Проблемой связи ритма и музыки с непроизвольными движениями занимались многие психологи с 1890-х годов
Одна из глав труда «Психология музыкальных способностей» Бориса Михайловича Теплова (09.10.1896 – 28.09.1965, члена Академии педагогических наук РСФСР, заслуженного деятеля науки РСФСР)
посвящена чувству ритма. Под чувством ритма в музыкальной практике понимают способность, которая лежит в основе всех проявлений музыкальности, связанных с воспроизведением временных отношений в музыке. Чувство ритма нужно отличать от музыкального слуха.
Музыкальный слух – это восприятие и воспроизведение звуковысотных отношений, а чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений.
В основе своей чувство ритма имеет моторную природу.
На основании фундаментальных экспериментально-психологических исследований Т.Л.Болтона (1894 г.), Р.Мак-Доугола (1902 г.), К.Коффка (1909 г.), Ч.Ракмиша (1913 г.), И.Меймана (1894 г.), Р.Хазбенда (1934 г.) было выяснено, что при слушании музыки (вальс, марш) непроизвольных движений гораздо больше, чем в тишине.
На основании этих экспериментов были сделаны следующие выводы:
- восприятие ритма обычно включает те или другие двигательные реакции (видимые движения головы, руки, ноги или даже качание всем телом). Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым: оно всегда является процессом слухо-двигательным;
- большинство людей не осознают этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них. Попытки подавить моторные реакции или приводят к возникновению таких же реакций в других органах, или влекут за собой прекращение ритмических переживаний;
- переживание ритма по существу своему активно. Нельзя просто слышать ритм. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит.
- ритмический акцент выражается в своеобразном переживании активности, чувства деятельности, чего-то энергетического, напряжённого, своего рода внутреннего толчка, причём переживание это связано с более сильными двигательными реакциями.
Из всего вышесказанного Б.М.Теплов сделал вывод: «Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями… восприятие музыки имеет активный слухо-моторный характер».
Прежде всего, чувство музыкального ритма - критерий эмоциональный. Ритм в музыке является выражением эмоционального содержания.
Музыкально-ритмическое чувство характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться.
Музыкально-ритмическое чувство может развиваться только в процессе музыкальной деятельности.
Вопрос музыкально-ритмического воспитания является одним из основных в дошкольной педагогике, так как именно в процессе двигательной деятельности происходит всестороннее развитие ребенка. Музыка – один из ярких эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полней раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувства ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. В слиянии с двигательной сферой дошкольника, данный метод является основным составляющим всей системы дошкольного музыкального воспитания.
В зарубежной и отечественной дошкольной педагогике тема музыкально-ритмического воспитания достаточно хорошо разработана в трудах Ветлугиной Н.А., Кенеман А.В., Метлова Н.А.
Исследование психофизиологических особенностей природы музыкально-ритмических движений представлена в трудах И. П. Павлова,
И. М. Сеченова, Н. А. Бернштейна, Б. М. Теплова, М.О. Гуревича и других.
Вопросы практической организации процесса развития музыкально-ритмических движений изложены в работах и пособиях Бекиной С.Л., Ломовой Т.П., Соковниной Е.Н., Бурениной А.И., Т. Т. Ротерс, И.В. Лифиц, Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкиной, Ж.Е. Фирилевой и др.
Приобщение малышей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.
Дети вначале слушают музыку, у них возникают определённые эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер.
В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения.
Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их чёткость, выразительность. (Бекина С.Л., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение» упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет, Москва, Просвещение 1981г)
Музыкально-ритмическую деятельность можно условно разделить на две группы: восприятие музыки и воспроизведение её выразительных свойств в движении.
Первая группа действий включает в себя целостное восприятие музыки с последующей дифференциацией. Ребёнок выделяет наиболее яркие средства музыкальной выразительности – регистры, динамические, темповые нюансы, метрическую пульсацию, акценты, ритмические фигурации и пытается понять структуру произведения – мотив, фразу, предложение и т.д.
Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения из области физкультурных упражнений (ходьба, бег, поскоки), драматизации (инсценировка игровых образов), танца (доступные элементы народного танца и современного балета).
Добиваясь выразительного качественного выполнения движений детьми, необходимо следить за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного музыкального произведения.
Перед всеми музыкально-ритмическими движениями (упражнения, игры, хороводы, танцы) стоит одна общая задача – добиться единого характера движения и музыки. Но у каждого вида ритмических движений есть свои функции.
Назначение упражнений – развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности, пластичности, поскольку на этих элементах построены игры, хороводы, танцы. Усвоив данные элементы, дети непринуждённее и ярче проявляют себя в более сложных формах движений.
Ежедневная утренняя гимнастика закрепляет навыки размещения в пространстве (построение в круг, колонну, перестроение из одной колонны в несколько), уточняет понятия в ориентировках налево, направо, назад, в сторону и т.д. С помощью утреней гимнастики мы приучаем детей к определённому режиму. Воспитываем у них положительные качества, необходимые в условиях коллективной жизни, - выдержку, дисциплинированность, организованность, умение согласованно действовать в коллективе, чувство индивидуальной и коллективной ответственности. У детей развивается внимание, память, они приучаются осознанно относиться к своим движениям – внимательно слушать и выполнять упражнения самостоятельно.
Утренняя гимнастика способствует и эстетическому воспитанию. У детей развивается художественный вкус, они получают удовлетворение от чёткого, красивого выполнения упражнений, правильного показа их воспитателем и от музыкального сопровождения. Таким образом утренняя гимнастика при правильном подходе к ней и правильном её проведении способствует решению многих задач физического и общего развития.
Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. Они отвечают запросам детей дошкольного возраста. В основе игры лежит чаще всего программная музыка, она подсказывает музыкальную характеристику персонажей, ход действия сюжетной игры. В ходе игры дети представляют себя строителями, создающими космодром, космонавтами, выстроившимися на параде после приземления, а торжественная музыка придаёт особый эмоциональный настрой их действиям. Или они рыбаки, объединённые общим стремлением (точно под музыку) вытянуть сеть, или кавалеристы, едущие на конях, и стремительная, ритмически пунктирная музыка придаёт их движениям активный характер.
Многие музыкальные игры вначале построены на зафиксированной последовательности движений, продиктованных музыкальными средствами, а затем в игре проводятся соревнования в ловкости, быстроте движений, моменты свободной непринуждённой игры.
В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой, дети учатся передавать в движении общий характер музыки (весёлый, бодрый, спокойный) и художественный образ; форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности – скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).
Хороводы чаще всего исполняются под народные песни. Хотя текст песен подсказывает содержание, и последовательность движений дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. В плясках с пением воспитатель всегда показывает движения тем самым обогащая запас плясовых движений у детей.
Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определённой последовательности и построения (пары, круг) – состоят из знакомых элементов движений, которые чаще всего повторяются на припев (что соответствует характеру, структуре музыкальных пьес).
В системе дошкольного воспитания развитие музыкально-ритмических движений является базовым звеном. Их развитие является приоритетной задачей общего музыкального воспитания дошкольников. Безусловно, эффективным направлением совершенствования музыкально-ритмических движений является комплексный подход к их развитию. Вся система музыкального воспитания дошкольников, включающая музыкально-ритмические движения, позволит добиться позитивных результатов во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.
Анализ специальной литературы, теоретическое исследование и опытно-поисковая работа показали, что музыкально-ритмические движения – это вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.
Их цель состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.
Дети дошкольного возраста исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки передают образ; овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях.
Библиография
- Бекина С.Л., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет. – М.: Просвещение, 1981.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966.
- Метлов Н.А. Музыка детям: пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
- Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989. 174 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды.: В 2 т. Т. I.: Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.
- Э.Жак - Далькроз Ритм. – М.: Классика – XXI, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧИМОСТЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вни...
Cтатья: "Значимость развития воображения у детей дошкольного возраста."
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию…» Альберт Эйнштейн...
Фольклорное выступление "Весна - красна" на научно-практическом семинаре "Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством в условиях реализации ФГОС" 2015г.
Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Аленький цветочек»Истринского муниципального района с.Павловская Слобода2015год...
Практические материалы по тестопластике для детей дошкольного возраста "Королество Новогодних колокольчиков"
Конспект развёрнутый занятия по тестопластике для детей среднего дошкольного возраста...
Значимость артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Необходимость артикуляционной гимнастики для детей, имеющих речевые нарушения....
Статья на тему"Значимость графических навыков у детей дошкольного возраста"
.....................................................
Доклад на тему:«Основы безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста»
Безопасное поведение на улице, и на дороге-очень острая проблема. Причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: переход дороги в неположенном месте, игры на проезжей част...