Методическая разработка «Русская ярмарка»
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая группа)

Ильина Наталья Николаевна

Формировать и обобщать у детей знания о русской ярмарке.

Учить анализировать прослушанную музыку, обращать внимание на динамику произведения.

Уточнять и систематизировать у детей знания о композиторской и народной музыке посредством использования репродукций картин с сюжетами ярмарки, яркого образца оперного искусства, элементов русского фольклора.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Русская ярмарка»

Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

 Задачи:

Образовательные:

Формировать и обобщать у детей знания о русской ярмарке.

Учить анализировать прослушанную музыку, обращать внимание на динамику произведения.

Уточнять и систематизировать у детей знания о композиторской и народной музыке посредством использования репродукций картин с сюжетами ярмарки, яркого образца оперного искусства, элементов русского фольклора.

Развивающие:

Развивать музыкальные способности детей через разные виды музыкальной деятельности.
Развивать познавательные интересы и словесно-логическое мышление у детей; наблюдательность.

Активизация и расширение словаря по теме; совершенствование навыка ведения диалога.

Развивать интерес к народному искусству через народное творчество; знакомство с богатыми старинными обычаями.

Развивать   умение входить в воображаемую ситуацию.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к русской истории и культуре; трудолюбие, умение работать и веселиться от души.

Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни посредством здоровье-сберегающих технологий.

Программное содержание:

Вид деятельности

Программное содержание

Музыкальный материал

Методы и приемы

Музыкально – ритмическое упражнение

Зайти в зал в характере музыки. Осваивать легкий танцевальный шаг, учить ходить с носка на пятку, сложив руки перед грудью; следить за осанкой, чёткостью выполнения шага.

Песня «Золотая ярмарка»

Словесный метод: показ, объяснение, указание

Слушание

Воспринимать произведение веселого характера, обращать внимание на динамические изменения, учить характеризовать прослушанную музыку.

Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» М.П.Мусоргский

Игровой метод: введение в игровую ситуацию. Словесный метод: рассказ, беседа, указания, вопросы

Дыхательная гимнастика

Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох, длинный выдох)

А.Н.Стрельникова «Ежик по лесу гулял»

Показ  

Артикуляционная гимнастика

Развивать мышцы речевого аппарата детей, закрепить у детей знание органов артикуляции.

«Прогулка»

Показ

Пение

Правильно интонировать, петь подвижным легким звуком, слаженно, дружно; точно передавать ритмический рисунок хлопками. Вступать по сигналу педагога

«Веселые матрешки» Ю.Слонов

Словесный метод: беседа, указания

Музыкально-ритмические движения

Учить ходить «змейкой» по залу.  Правильно передавать игровой образ в хороводе, согласовывать движения с текстом песни. Исполнять сольные движения, двигаться и петь одновременно; ровно сужать и расширять круг.

Р.н.п. «Летал воробей»

Словесный метод: рассказ, загадки, показ, указания.

Игровой метод.

Игра на детских музыкальных инструментах

Учить детей четко и ритмично играть на детских музыкальных инструментах под музыку, правильно вступать в свою партию (после показа сигнальной карточки).

Р.н.п. «Полька - кадриль»

Словесный метод: показ, указания.


Материал: куклы: скоморох Тимошка, Петрушка, купец, матрешки. Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубен, колокольчики, ксилофон, карточки с изображением музыкальных инструментов.

1. Вводная часть. 

Добрый день вам, добры молодцы да красны девицы. Сегодня в музыкальном зале вас ждет увлекательное приключение.

Дети входят в зал под песню «Золотая ярмарка», проходят круг, останавливаются. Исполняется песенка - распевка О.Н.Арсеневской «Доброе утро».

В старину на Руси к девушкам и юношам именно так и обращались. Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку в прошлое, в результате которой вы узнаете, как называется большое уличное гуляние. Как вы думаете, куда мы с вами совершим прогулку? Музыка наверняка вам тоже подсказала! На ярмарку. Прямо сейчас мы с вами туда и отправимся.  На ярмарку люди шли веселые и нарядные. Мы с вами тоже нарядные. Осталось создать хорошее настроение, а для этого мы улыбнемся и отправимся.

Под песню «Золотая ярмарка» дети движутся змейкой до остановки фрагмента.

Внимание! Внимание!

Всех на ярмарочные гуляния!

Все, что надо покупайте!

Ничего не забывайте!

2.  Слушание. Русская ярмарка имела большое значение для культуры народа. Художники, поэты и композиторы отразили это в своем творчестве. Художники рисовали картины с сюжетами ярмарки, писатели писали об этом гулянии рассказы, сказки, а композиторы сочиняли музыку, которая своим характером и настроением изображала этот праздник. Сейчас я предлагаю вам послушать произведение, которое называется гопак из оперы русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Писатель Николай Васильевич Гоголь много лет назад написал повесть «Сорочинская ярмарка» о веселой ярмарке в г.Сорочинец, а композитору этот сюжет понравился, и он написал оперу. Опера – это такое театральное представление, где люди все свои слова, мысли, разговоры произносят с помощью пения. В действие оперы некоторые композиторы вставляли танцевальные номера для того, чтобы подчеркнуть настроение той или иной сцены. Например, гопак - это танец, который в опере «Сорочинская ярмарка» сразу же погружает нас в атмосферу большого уличного гуляния. Послушайте эту музыку внимательно и постарайтесь подобрать правильные слова для того, чтобы точно описать ее характер и настроение. Вспомните правила слушания музыки.

М.Мусоргский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».  Понравилась вам, ребята, эта музыка? Какая она по характеру? По настроению? Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Лови не лови».  С помощью этой игры вы узнаете еще больше слов, которые более точно характеризуют прослушанную музыку. Давайте вспомним правила игры: если вы отвечает да, то ловите мяч, а если нет, то не ловите. Готовы? Ну, тогда начинаем!

- Эта музыка нежная и спокойная? Нет.

- Эта музыка радостная? Да.

- Эта музыка танцевальная? Да.

- Эта музыка яркая и солнечная? Да.

- Эта музыка грустная и плаксивая? Нет.

- Эта музыка подвижная и энергичная? Да.

- Эта музыка тяжелая и мрачная? Нет.

- Эта музыка светлая и легкая? Да.

- Эта музыка ликующая и праздничная? Да.

- Эта музыка шутливая и веселая? Да.

Вы молодцы и очень хорошо справились с заданием.

Я приглашаю вас продолжить прогулку по ярмарке.  

Под песню «Золотая ярмарка» дети движутся змейкой до остановки фрагмента.

3. Пение. 

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости мы   пришли к матрешкам!

Игрушки деревянные, матрешечки румяные!

Друг в дружке живут, дружно песенки поют.

- Как вы думаете, что нам предложат у этого лотка?

Верно, нам предлагают спеть песню, но сначала давайте выполним дыхательное упражнение для наших носиков.

Дыхательное упражнение «Ежик по лесу гулял».

Чтобы слова звучали четче и понятнее, чтобы хорошо, правильно и слаженно петь, нам нужно выполнить гимнастику для лица и спеть распевку.

Упражнение «Музыкальное эхо».

Ребята, я предлагаю вам исполнить песню «Матрешки»: радостно, дружно, слаженно, четко пропевая слова. Напоминаю вам, что во время проигрыша мы выполняем ритмический рисунок хлопками: два долгих, три коротких.

В круг вставайте поскорей

Песню спойте веселей!

Песня «Матрешки».

Молодцы, спели хорошо, продолжаем двигаться дальше.

Двигаются «змейкой» под музыку «Золотая ярмарка».

4. Музыкально-ритмические движения (лоток с Петрушкой).

У таких лотков собирались зрители, чтобы посмотреть представление, разыгрывались сценки из народной жизни.

А какая же ярмарка без веселого Петрушки,

У него колпак на макушке,

Из него фонтаном слова,

У него затей полная голова!

Под р.н.м. «Светит месяц» на передвижной ширме появляется Петрушка:

Я – Петрушка,

Веселая игрушка!

Ноги дубовые,

Кудри шелковые,

Сам хожу – брожу, шевелюсь.

Никого в мире не боюсь.

Доброго здравия вам, ребята (кланяется), здравствуйте!

Сколько ребят собралось — умных да смышленых. Сейчас я вам загадки загадаю про товары, что на ярмарку купцы привезли.

1. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали - косы отрывали. (Морковь).

2. Стоит Антошка на одной ножке.

Кто ни пройдёт - всяк поклонится! (Гриб).

3. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, слезы проливает. (Лук).

Петрушка:

Все вы загадки отгадали, уважили Петрушку. А это кто к нам явился, такой важный и серьезный? (в другой руке появляется кукла купец).

Купец: Я купец, в торговых делах удалец.

Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец: Торговать.

Петрушка: Воровать?

Купец: Да не воровать, а торговать.

Петрушка: А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду

Купец: Ладно, пировать, так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.

Купец: Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка: Да не гонял я голубей.

Купец: Не смеши, Петрушка, людей.

Петрушка: Просишь меня, побей? С удовольствием.

(Петрушка берет палку и бьет купца и приговаривает)

Пей, купец, чай,

Головой не качай,

Над деньгами не трясись,

А с Петрушкою делись!  (Купец убегает).

Нехорошо, Петрушка драться и ругаться! Лучше вместо этого поиграй с нами!  

Я, ребята, знаю веселый хоровод:

Воробей молодой в нем живет,

Полетел тот воробей за синее море

Во широком просторе.

Увидал воробей, как мальчишки да девчонки ходят,

Как дедушки да бабушки ходят, да как ребята пляшут!

Собирайся, народ, во широкий хоровод,

Много песен, много шуток,

И веселых прибауток!

Игра-хоровод «Летал воробей».

Петрушка хлопает в ладоши, благодарит, прощается.

5. Лоток со скоморохом: игра на ДМИ. 

Находят скомороха с балалайкой (музыка на балалайке), в сундучке ДМИ.

- Ох, ох, ох, ох,

Здесь веселый скоморох!

К вам на праздник по дорожке

Прибежал скоморох Тимошка!

Он любит песни распевать,

Да на веселой балалайке играть!

Подходите, подходите,

На товары поглядите!

Подходят к лотку, открывают сундучок, находят детские музыкальные инструменты.

Привезли издалека,

Мы не ситец, не шелка,

И не кольца, и не брошки,

Расписные чудо - ложки!

До чего ж товар хорош,

Тут уж мимо не пройдешь! (стучит ложками).

Предлагаю на них поиграть:

                  Музыканты, подходите,

                  Инструменты разберите.

                  И сыграйте для гостей,

                  Чтобы стало веселей.

Проводится игра «Оркестр»: дети стоят полукругом. У каждого ребенка в руках один из музыкальных инструментов: трещотка, ложки, бубен, колокольчики. В центре круга стоит дирижер. Дети играют на инструментах, следуя ритму мелодии. Каждая группа ДМИ вступает по показу сигнальной карточки с изображением этих инструментов.

«Полька-кадриль» с детскими музыкальными инструментами.

За такое веселье — наше вам почтенье!

И ждет нас вкусное угощенье!

Скоморох дарит детям сундук с угощением.

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Мы возвращаемся в музыкальный зал.

Возвращаются змейкой под музыку на свои места, закрепляют:

- Вам понравилась прогулка по русской ярмарке? Что нового вы узнали? Какие персонажи нас встречали, чем мы занимались? Кому понравилось общаться с матрешкой? Что еще понравилось, какое настроение?

Спросить у каждого ребенка.

Что бывало – миновало,

Отшумела старина.

Нынче песенки иные

И иные времена

Песни, пляски и хороводы

Никогда не выходят из моды!

Развеселый вышел пляс

На занятии у нас!

Дети прощаются, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Русская народная игрушка - Матрешка".

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творчес...

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...

Методическая разработка "Осенняя ярмарка"

Методическая разработка "Осенняя ярмарка" для детей старшего возраста...

Методическая разработка "Осенняя ярмарка"

Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей ГБДОУ...

Методическая разработка "Выставка - ярмарка "Путешествие на воздушном лайнере"

Данная разработка показана на РМО старших воспитателей. На ярмарке педагоги делятся своим педагогическим опытом....

Методическая разработка "Русский хоровод как жанр русского народного танца"

История русского хоровода, орнаментные и игровые хороводы, фигуры хороводов....