Методическая разработка коммуникативных упражнений и игр для музыкальных занятий с дошкольниками.
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка коммуникативных упражнений и игр для музыкальных занятий с дошкольниками.
Составила Гордиенко Н.С., музыкальный руководитель
(г. Барнаул, Россия, структурное подразделение
МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова
«Детский сад №259»)
Пояснительная записка.
Для чего нужны коммуникативные игры-танцы; упражнения.
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
- значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Коммуникативные игры-танцы для детей младшего возраста:
1.Игра-танец «Поссорились-помирились»
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений.
2."Где же ручки"
Перед игрой можно попросить малышей показать ручки, ножки,самих себя(хлопки по груди).Потренировать "пляски", которые будут использоваться в процессе игры.
1 куплет:
Дети стоят, спрятав ручки за спину. На слова "Вот ручки..."-выполняют движение "фонарики"(можно чередовать с хлопками в ладоши).
2 куплет:
Дети закрывают ноги руками (или приседают, обхватывая колени).
На слова "Вот ножки..."-шлёпают по коленочкам (можно чередовать с топанием ножек).
3 куплет:
Прячутся сами детки (закрывая лицо ладошками).На слова "Вот детки"-хлопают себя по груди, "Пляшут, пляшут наши детки"-совершают танцевальные движения-выставляют ножку на каблучок, прыгают, кружатся.
Коммуникативные игры-танцы для детей среднего возраста:
1.ТАНЕЦ-ИГРА С ИГРУШКАМИ
Музыкальное сопровождение — белорусская полька «Янка»
Реквизит: 5-6 крупных игрушек — куклы, медведи и др., которые удобно держать в руках и можно было бы ритмично «топать ногами» игрушек о пол.
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.
И. п. Все дети сидят на стульчиках. Ведущая перед началом игры обходит детей и раздает нескольким из них большие игрушки (куклы).
На вступление (три аккорда) дети с игрушками выходят в центр круга.
Музыка А
1-2-я фразы — дети бегут с игрушками в руках врассыпную или по небольшому кругу.
Повторение музыки А
3-я фраза — останавливаются и кружатся на месте вправо, высоко подняв игрушку.
4-я фраза — то же влево.
Музыка В
1-2-я фразы - дети поворачиваются лицом к зрителям (либо лицом к центру круга) и, наклонившись, стучат ножками игрушки о пол («Куклы топают»).
Повторение музыки В
3-я фраза — бегут и отдают игрушки другим детям.
4-я фраза - дети, отдавшие игрушки, садятся на стульчики, машут рукой (жест «до свидания»). Те, кто получил игрушку, выбегают в центр зала.
Коммуникативные игры-танцы для детей старшего возраста:
1.«СВЕТИТ МЕСЯЦ» (Россия)
Задачи:
- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;
- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;
- воспитание коммуникативных навык
И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».
1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
3-4 такты — то же влево.
5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.
8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.
Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).
2.ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ
Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.
И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.
Вступление
- фраза — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала. (Рис. 1).
2 фраза — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.
К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.
Коммуникативные игры-танцы для детей подготовительного возраста:
1.«РУЧЕЕК» (Россия)
Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»
Задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
-формирование навыков ориентировки в пространстве;
-развитие чувства ритма.
И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».
Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.
пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.
2.АЙ-ДА САПОЖНИКИ!
Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»
Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.
Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.
Вступление
Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.
Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.
Музыка А
Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.
Музыка В
И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).
фраза — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.
фраза — то же левой ногой.
фраза — кружатся шагом.
фраза — девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).
2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры
7 фигура
Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_madou_259.docx | 86.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка коммуникативных упражнений и игр для музыкальных занятий с дошкольниками.
Составила Гордиенко Н.С., музыкальный руководитель
(г. Барнаул, Россия, структурное подразделение
МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова
«Детский сад №259»)
Пояснительная записка.
Для чего нужны коммуникативные игры-танцы; упражнения.
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
- значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Коммуникативные игры-танцы для детей младшего возраста:
1.Игра-танец «Поссорились-помирились»
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений.
2."Где же ручки"
Перед игрой можно попросить малышей показать ручки, ножки,самих себя(хлопки по груди).Потренировать "пляски", которые будут использоваться в процессе игры.
1 куплет:
Дети стоят, спрятав ручки за спину. На слова "Вот ручки..."-выполняют движение "фонарики"(можно чередовать с хлопками в ладоши).
2 куплет:
Дети закрывают ноги руками (или приседают, обхватывая колени).
На слова "Вот ножки..."-шлёпают по коленочкам (можно чередовать с топанием ножек).
3 куплет:
Прячутся сами детки (закрывая лицо ладошками).На слова "Вот детки"-хлопают себя по груди, "Пляшут, пляшут наши детки"-совершают танцевальные движения-выставляют ножку на каблучок, прыгают, кружатся.
Коммуникативные игры-танцы для детей среднего возраста:
1.ТАНЕЦ-ИГРА С ИГРУШКАМИ
Музыкальное сопровождение — белорусская полька «Янка»
Реквизит: 5-6 крупных игрушек — куклы, медведи и др., которые удобно держать в руках и можно было бы ритмично «топать ногами» игрушек о пол.
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.
И. п. Все дети сидят на стульчиках. Ведущая перед началом игры обходит детей и раздает нескольким из них большие игрушки (куклы).
На вступление (три аккорда) дети с игрушками выходят в центр круга.
Музыка А
1-2-я фразы — дети бегут с игрушками в руках врассыпную или по небольшому кругу.
Повторение музыки А
3-я фраза — останавливаются и кружатся на месте вправо, высоко подняв игрушку.
4-я фраза — то же влево.
Музыка В
1-2-я фразы - дети поворачиваются лицом к зрителям (либо лицом к центру круга) и, наклонившись, стучат ножками игрушки о пол («Куклы топают»).
Повторение музыки В
3-я фраза — бегут и отдают игрушки другим детям.
4-я фраза - дети, отдавшие игрушки, садятся на стульчики, машут рукой (жест «до свидания»). Те, кто получил игрушку, выбегают в центр зала.
Коммуникативные игры-танцы для детей старшего возраста:
1.«СВЕТИТ МЕСЯЦ» (Россия)
Задачи:
- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;
- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;
- воспитание коммуникативных навык
И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».
1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
3-4 такты — то же влево.
5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.
8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.
Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).
2.ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ
Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.
И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.
Вступление
- фраза — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала. (Рис. 1).
2 фраза — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.
К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.
Коммуникативные игры-танцы для детей подготовительного возраста:
1.«РУЧЕЕК» (Россия)
Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»
Задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
-формирование навыков ориентировки в пространстве;
-развитие чувства ритма.
И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».
Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.
пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.
2.АЙ-ДА САПОЖНИКИ!
Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»
Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.
Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.
Вступление
Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.
Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.
Музыка А
Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.
Музыка В
И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).
фраза — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.
фраза — то же левой ногой.
фраза — кружатся шагом.
фраза — девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).
2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры
7 фигура
Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....
Методическая разработка " Использование здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях"
В данной разработке представлена система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями....
Методическая разработка по теме: "Восприятие музыки на музыкальных занятиях в детском саду в старшей группе".
Рекомендации по подготовке музыкального восприятия в детском саду....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ВЫПОЛНЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Данная методическая разработка призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия для достижения максимальной эффективности использования времени пребы...
Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса на музыкальных занятиях в детском саду"
Методическая разработка для музыкальных руководителей...
Методическая разработка "Комплекс упражнений по логоритмике с элементами нейрогимнастики для дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников....
Методическая разработка " Комплекс упражнений по логоритмике с элементами нейрогимнастики для дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голосовые связки, корректировать звукопроизношени...