Методическая разработка коммуникативных упражнений и игр для музыкальных занятий с дошкольниками.
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка коммуникативных упражнений и игр для музыкальных занятий с дошкольниками.
Составила Гордиенко Н.С., музыкальный руководитель
(г. Барнаул, Россия, структурное подразделение
МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова
«Детский сад №259»)
Пояснительная записка.
Для чего нужны коммуникативные игры-танцы; упражнения.
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
- значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Коммуникативные игры-танцы для детей младшего возраста:
1.Игра-танец «Поссорились-помирились»
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений.
2."Где же ручки"
Перед игрой можно попросить малышей показать ручки, ножки,самих себя(хлопки по груди).Потренировать "пляски", которые будут использоваться в процессе игры.
1 куплет:
Дети стоят, спрятав ручки за спину. На слова "Вот ручки..."-выполняют движение "фонарики"(можно чередовать с хлопками в ладоши).
2 куплет:
Дети закрывают ноги руками (или приседают, обхватывая колени).
На слова "Вот ножки..."-шлёпают по коленочкам (можно чередовать с топанием ножек).
3 куплет:
Прячутся сами детки (закрывая лицо ладошками).На слова "Вот детки"-хлопают себя по груди, "Пляшут, пляшут наши детки"-совершают танцевальные движения-выставляют ножку на каблучок, прыгают, кружатся.
Коммуникативные игры-танцы для детей среднего возраста:
1.ТАНЕЦ-ИГРА С ИГРУШКАМИ
Музыкальное сопровождение — белорусская полька «Янка»
Реквизит: 5-6 крупных игрушек — куклы, медведи и др., которые удобно держать в руках и можно было бы ритмично «топать ногами» игрушек о пол.
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.
И. п. Все дети сидят на стульчиках. Ведущая перед началом игры обходит детей и раздает нескольким из них большие игрушки (куклы).
На вступление (три аккорда) дети с игрушками выходят в центр круга.
Музыка А
1-2-я фразы — дети бегут с игрушками в руках врассыпную или по небольшому кругу.
Повторение музыки А
3-я фраза — останавливаются и кружатся на месте вправо, высоко подняв игрушку.
4-я фраза — то же влево.
Музыка В
1-2-я фразы - дети поворачиваются лицом к зрителям (либо лицом к центру круга) и, наклонившись, стучат ножками игрушки о пол («Куклы топают»).
Повторение музыки В
3-я фраза — бегут и отдают игрушки другим детям.
4-я фраза - дети, отдавшие игрушки, садятся на стульчики, машут рукой (жест «до свидания»). Те, кто получил игрушку, выбегают в центр зала.
Коммуникативные игры-танцы для детей старшего возраста:
1.«СВЕТИТ МЕСЯЦ» (Россия)
Задачи:
- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;
- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;
- воспитание коммуникативных навык
И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».
1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
3-4 такты — то же влево.
5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.
8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.
Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).
2.ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ
Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.
И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.
Вступление
- фраза — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала. (Рис. 1).
2 фраза — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.
К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.
Коммуникативные игры-танцы для детей подготовительного возраста:
1.«РУЧЕЕК» (Россия)
Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»
Задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
-формирование навыков ориентировки в пространстве;
-развитие чувства ритма.
И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».
Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.
пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.
2.АЙ-ДА САПОЖНИКИ!
Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»
Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.
Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.
Вступление
Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.
Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.
Музыка А
Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.
Музыка В
И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).
фраза — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.
фраза — то же левой ногой.
фраза — кружатся шагом.
фраза — девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).
2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры
7 фигура
Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка коммуникативных упражнений и игр для музыкальных занятий с дошкольниками.
Составила Гордиенко Н.С., музыкальный руководитель
(г. Барнаул, Россия, структурное подразделение
МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова
«Детский сад №259»)
Пояснительная записка.
Для чего нужны коммуникативные игры-танцы; упражнения.
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
- значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Коммуникативные игры-танцы для детей младшего возраста:
1.Игра-танец «Поссорились-помирились»
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений.
2."Где же ручки"
Перед игрой можно попросить малышей показать ручки, ножки,самих себя(хлопки по груди).Потренировать "пляски", которые будут использоваться в процессе игры.
1 куплет:
Дети стоят, спрятав ручки за спину. На слова "Вот ручки..."-выполняют движение "фонарики"(можно чередовать с хлопками в ладоши).
2 куплет:
Дети закрывают ноги руками (или приседают, обхватывая колени).
На слова "Вот ножки..."-шлёпают по коленочкам (можно чередовать с топанием ножек).
3 куплет:
Прячутся сами детки (закрывая лицо ладошками).На слова "Вот детки"-хлопают себя по груди, "Пляшут, пляшут наши детки"-совершают танцевальные движения-выставляют ножку на каблучок, прыгают, кружатся.
Коммуникативные игры-танцы для детей среднего возраста:
1.ТАНЕЦ-ИГРА С ИГРУШКАМИ
Музыкальное сопровождение — белорусская полька «Янка»
Реквизит: 5-6 крупных игрушек — куклы, медведи и др., которые удобно держать в руках и можно было бы ритмично «топать ногами» игрушек о пол.
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.
И. п. Все дети сидят на стульчиках. Ведущая перед началом игры обходит детей и раздает нескольким из них большие игрушки (куклы).
На вступление (три аккорда) дети с игрушками выходят в центр круга.
Музыка А
1-2-я фразы — дети бегут с игрушками в руках врассыпную или по небольшому кругу.
Повторение музыки А
3-я фраза — останавливаются и кружатся на месте вправо, высоко подняв игрушку.
4-я фраза — то же влево.
Музыка В
1-2-я фразы - дети поворачиваются лицом к зрителям (либо лицом к центру круга) и, наклонившись, стучат ножками игрушки о пол («Куклы топают»).
Повторение музыки В
3-я фраза — бегут и отдают игрушки другим детям.
4-я фраза - дети, отдавшие игрушки, садятся на стульчики, машут рукой (жест «до свидания»). Те, кто получил игрушку, выбегают в центр зала.
Коммуникативные игры-танцы для детей старшего возраста:
1.«СВЕТИТ МЕСЯЦ» (Россия)
Задачи:
- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;
- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;
- воспитание коммуникативных навык
И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».
1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
3-4 такты — то же влево.
5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.
8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.
Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).
2.ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ
Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.
И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.
Вступление
- фраза — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала. (Рис. 1).
2 фраза — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.
К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.
Коммуникативные игры-танцы для детей подготовительного возраста:
1.«РУЧЕЕК» (Россия)
Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»
Задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
-формирование навыков ориентировки в пространстве;
-развитие чувства ритма.
И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».
Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.
пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.
2.АЙ-ДА САПОЖНИКИ!
Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»
Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.
Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.
Вступление
Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.
Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.
Музыка А
Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.
Музыка В
И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).
фраза — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.
фраза — то же левой ногой.
фраза — кружатся шагом.
фраза — девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).
2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры
7 фигура
Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-594936-1424102298.jpg)
Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-1055296-1536402548.jpg)
Методическая разработка " Использование здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях"
В данной разработке представлена система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541184-1417281266.jpg)
Методическая разработка по теме: "Восприятие музыки на музыкальных занятиях в детском саду в старшей группе".
Рекомендации по подготовке музыкального восприятия в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-567221-1589287742.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ВЫПОЛНЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Данная методическая разработка призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия для достижения максимальной эффективности использования времени пребы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/30/picture-1328147-1619781608.jpg)
Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса на музыкальных занятиях в детском саду"
Методическая разработка для музыкальных руководителей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/13/picture-1198860-1576205845.jpg)
Методическая разработка "Комплекс упражнений по логоритмике с элементами нейрогимнастики для дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/13/picture-1198860-1576205845.jpg)
Методическая разработка " Комплекс упражнений по логоритмике с элементами нейрогимнастики для дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голосовые связки, корректировать звукопроизношени...