Методическая разработка "Охрана детского певческого голоса на музыкальных занятиях в детском саду"
методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка для музыкальных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_detskogo_pevcheskogogolosa_v_dou.docx | 21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Актуальность
Одним из древнейших видов музыкального исполнительства является пение, призванное передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкальных произведений.
На протяжении многих веков изучался голосовой аппарат человека и его возможности, совершенствовались школы, методы и принципы исполнения.
Одной из традиций русской вокальной школы является исключительное внимание к процессу развития детского голоса. В настоящее время очень популярным стал детский вокал. Множество детей и взрослых пробуют свои силы в этом виде искусства.
Человеческий голос - это инструмент, требующий большого труда и
максимального количества занятий для его развития. Однако, чтобы добиться достойных результатов в обучении детей пению, каждому педагогу по вокалу необходимо иметь сведения о его строении и понимать, как он работает.
Строение и функции голосового аппарата и механизмы голосообразования рассматривали ученые разных специальностей: логопеды, медики, физиологи, педагоги.
Особенности детского голоса. Меры по его охране.
Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.
Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Голосовой аппарат состоит из трех составных частей: дыхательной системы (лёгкие, мышцы диафрагмы, живота, спины и верхняя часть грудной клетки)гортани, артикуляционного аппарата.
У детей: От 3 до 14 лет (периода мутации) ее развитие происходит медленно, постепенно. В период мутации рост гортани становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере: у мальчиков увеличивается на 2/3, а у девочек - на 1/2 в год.
Голосовой аппарат - комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.
Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса, надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.
Для характеристики голоса крайне важны резонаторы.
Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка.
Голос каждого человека индивидуален.
Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.
Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.
Тембр - сложное качество звука.Его составляют: основной тон (колебания поверхностей голосовых складок, который обуславливает высоту звучания и обертоны.
Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.
При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные.
У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Характеристики голоса выражено зависят от деятельности желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).
Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит, острый насморк (ринит, воспаление глотки (фарингит, гортани (ларингит, трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм.
Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса.
Охрана голоса детей.
Пение не только не вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. В детском хоре следует совершенно исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Петь следует с предельной осторожностью. Некоторые ребята ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это не совсем так, даже если оставить в стороне выразительность пения.Песня должна исполняться в точном соответствии с указаниями композитора и интерпретацией дирижера: где-то громче, где-то тише. Все это зависит от смысла, от содержания, настроения пения. А все время петь громко - и нелепо, и некрасиво. Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук, он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью - только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос. Известно, что дети любят покричать. Особенно это свойственно мальчишкам. Все замечали, какой шум и гул стоит во время детских игр в футбол, хоккей, волейбол. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппарата ребенок поет неправильно, причем создается ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как важно бережно относиться к своему голосу.
Важно помнить, что у детей короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких, неширокий диапазон.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.
Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. (как правило, до трех лет - звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2).
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.
Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. И мы, взрослые, должны беречь этот бесценный дар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Охрана детского певческого голоса и соблюдение певческой установки в процессе творческой деятельности и обучения»
Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада, это одна из самых сложных задач, требующих от педагогов высокого профессионализма. Музыкально-педагогическая...
«Детский певческий голос и его охрана в дошкольном детстве»
Материал полезен всем категориям пед.работников ДОУ...
Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Охрана детского певческого голоса.
В данной статье освещаются возрастные физиологические особенности строения голосового аппарата детей. Задачи педагога по вокалу. Правила по охране детского певческого голоса...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)...
Технология певческого дыхания как основа правильного звукообразования детского голоса на музыкальном занятии в детском саду
В этой статье описана методика подготовки певческого дыхания детей дошкольного возраста...
"Как сохранить детский певческий голос" (02.11.2021)
Консультация для родителей...
Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»
Методическая разработка«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»...