Рабочая программа по музыке 1-4 классы
рабочая программа по музыке
В документе представлена рабочая программа по музыке 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке 1-4 классы | 283.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- Программы. Музыка. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина и др.1-4 класс – М.: Просвещение, 2014 г., УМК «Перспектива».
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
• накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В программе на изучение музыки отводится:
В 1 классе – 33 часа,
Во 2 классе – 34 часа,
В 3 классе – 34 часа,
В 4 классе – 34 часа.
Согласно учебному плану МБОУ Школа № 108 «Взлёт» г.о. Самара на изучение предмета отводится: в 1-4 классах 1ч. в неделю
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Программа. Музыка. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина и др.1-4 класс – М.: Просвещение, 2014 г., УМК «Перспектива».
Учебники:
1. Музыка 1 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2015
2. Музыка 2 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2016
3. Музыка 3 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2017
4. Музыка 4 класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2018
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МУЗЫКА»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека»,
«Основные закономерности музыкального искусства»,
«Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Конкурсное занятие .«И Муза вечная со мной!» | 1 |
2. | Творческое занятие. Хоровод муз | 1 |
3. | Импровизирование. Повсюду музыка слышна | 1 |
4. | Игровое занятие. Душа музыки - мелодия | 1 |
5. | Конкурсное занятие. Музыка осени | 1 |
6. | Творческое занятие. Сочини мелодию | 1 |
7. | Сказочное занятие. «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 |
8. | Конкурсное занятие. Музыкальная азбука | 1 |
9. | Путешествие. Музыкальные инструменты. Народные инструменты | 1 |
10. | Творческое занятие. «Садко». Из русского былинного сказа | 1 |
11. | Конкурсное занятие. Музыкальные инструменты | 1 |
12. | Урок – концерт. Звучащие картины | 1 |
13. | Разыграй песню (закрепление изученного материала; урок-игра) | 1 |
14. | Пришло Рождество, начинается торжество | 1 |
15. | Родной обычай старины | 1 |
16. | Добрый праздник среди зимы | 1 |
17. | Край, в котором ты живешь | 1 |
18. | Поэт, художник, композитор | 1 |
19. | Музыка утра | 1 |
20. | Музыка вечера | 1 |
21. | Музыкальные портреты | 1 |
22. | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка | 1 |
23. | У каждого свой музыкальный инструмент | 1 |
24. | Музы не молчали | 1 |
25. | Музыкальные инструменты | 1 |
26. | Мамин праздник | 1 |
27. | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент | 1 |
28. | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины) | 1 |
29. | Музыка в цирке | 1 |
30. | Дом, который звучит | 1 |
31. | Опера-сказка. | 1 |
32. | «Ничего на свете лучше нету...» | 1 |
33. | Афиша. Программа. | 1 |
2 класс
№ урока | Названия разделов, темы уроков | Кол-во часов |
РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 Ч) | ||
1 | Мелодия. Здравствуй, Родина моя! | 1 |
2 | Моя Россия. | 1 |
3 | Гимн России. | 1 |
ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (6 Ч) | ||
4 | Музыкальные инструменты. | 1 |
5 | Природа и музыка Прогулка. | 1 |
6 | Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. | 1 |
7 | Звучащие картины. | 1 |
8 | Расскажи сказку. | 1 |
9 | Колыбельные. Мама. | 1 |
О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ (5 Ч) | ||
10 | Великий колокольный звон. | 1 |
11 | Звучащие картины | 1 |
12 | Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. | 1 |
13 | Молитва. | 1 |
14 | С Рождеством Христовым! Рождество Христово. | 1 |
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! (7 Ч.) | ||
15 | Русские народные инструменты | 1 |
16 | Плясовые наигрыши. | 1 |
17 | Разыграй песню. | 1 |
18 | Музыка в народном стиле. | 1 |
19 | Сочини песенку | 1 |
20 | Проводы зимы. | 1 |
21 | Встреча весны. | 1 |
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (5 Ч) | ||
22 | Сказка будет впереди. | 1 |
23 | Детский музыкальный театр | 1 |
24 | Театр оперы и балета. | 1 |
25 | Волшебная палочка. | 1 |
26 | Опера «Руслан и Людмила» | 1 |
ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ (8 Ч) | ||
27 | Волшебный цветик - семицветик. | 1 |
28 | Музыкальные инструменты. | 1 |
29 | И всё это – Бах! | 1 |
30 | Всё в движении. | 1 |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 |
32 | Два лада. | 1 |
33 | Первый. | 1 |
34 | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 |
3 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
«Россия – Родина моя!» (5 ч) | ||
1 | Мелодия - душа музыки. | 1 |
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | 1 |
3 | «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
«День, полный событий» (4 ч) | ||
6 | Образы природы в музыке. Утро. | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 |
9 | Обобщающий урок. | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм» (6 ч) | ||
10 | Образ матери. «Богородице Дево, радуйся!» | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 |
12 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | 1 |
13 | Вербное воскресенье. «Вербочки». | 1 |
14 | Святые земли Русской. «Княгиня Ольга. Князь Владимир». | 1 |
15 | Обобщающий урок. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч) | ||
16 | «Настрою гусли на старинный лад» (былины). | 1 |
17 | Певцы русской старины (Баян. Садко). | 1 |
18-19 | Сказочные образы в музыке. | 1 |
20 | Народные традиции и обряды. Масленица. | 1 |
«В музыкальном театре» (6 ч) | ||
21 | Опера «Руслан и Людмила». | 1 |
22 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 |
23 | Опера «Снегурочка». | 1 |
24 | Опера «Садко». | 1 |
25 | Балет «Спящая красавица». | 1 |
26 | В современных ритмах (мюзиклы). | 1 |
«В концертном зале » (3 ч) | ||
27 | Музыкальные инструменты. Флейта. Скрипка. | 1 |
28 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
29 | Мир Бетховена. «Героическая» симфония Бетховена. | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч) | ||
30 | Джаз – музыка ХХ века | 1 |
31-32 | Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. | 2 |
33 | «Прославим радость на земле!» | 1 |
34 | Обобщающий урок | 1 |
4 класс
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов |
Россия-Родина моя (4 ч.) | ||
1 | Мелодия. Что не выразишь словами, звуком на душу навей. | 1 |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 |
3 | Ты откуда, русская, зародилась, музыка | 1 |
4 | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 1 |
День, полный событий (6 ч.) | ||
5 | Приют спокойствия, трудов и вдохновения… | 1 |
6 | Зимнее утро. | 1 |
7 | Зимний вечер. | 1 |
8 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 |
9 | Ярмарочное гулянье. | 1 |
10 | Приют, сияньем муз одетый… | 1 |
В концертном зале (5 ч.) | ||
11 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | 1 |
12 | Старый замок. Счастье в сирени живет… | 1 |
13 | Не молкнет сердце чуткое Шопена.. Танцы, танцы, танцы… | 1 |
14 | Патетическая соната Л. Бетховена. Годы странствий. | 1 |
15 | Царит гармония оркестра. | 1 |
В музыкальном театре (6 ч.) | ||
16 | Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля. | 1 |
17 | За Русь мы все стеной стоим... | 1 |
18 | Опера М.П. Мусоргского «Хованщина». «Исходила младешенька»... | 1 |
19 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 |
20 | Балет Стравинского « Петрушка». | 1 |
21 | Театр музыкальной комедии. | 1 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч.) | ||
22 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 |
23 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. | 1 |
24 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
25 | Музыкальный сказочник. | 1 |
26 | Рассвет на Москве- реке. | 1 |
О России петь – что стремиться в храм (4 ч.) | ||
27 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 |
28 | Кирилл и Мефодий | 1 |
29 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
30 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч.) | ||
31 | Композитор – имя ему народ. | 1 |
32 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
33 | «Музыкант – чародей». О музыке и музыкантах. | 1 |
34 | Народные праздники. Троица. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 класс...