РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 класс
рабочая программа
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- авторская программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2007;
- утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта для 7 класса: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод проектов.
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Учебный план по музыке для 7 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Приме- чание | ||
Лабора- тор- ные и прак- тические | Контроль- ные и диагности- ческие материалы | Экс- курсии | ||||
I. | Тема № 1. «Особенности драматургии сценической музыки» | 16 ч. | 2ч. Обобщающие уроки | |||
II. | Тема № 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 ч. | 1ч. Защита исследователь-ских проектов | |||
Итого | 34 ч. | 3ч. |
Учебно-тематический план по музыке для 7 класса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля |
I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» | 16 час. | ||
1. | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. | 1 ч. | |
2. | Музыкально-театральные жанры (опера) | 1 ч. | |
3. | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки. | 1 ч. | |
4. | Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы | 1 ч. | |
5. | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М. П. Мусоргского. | 1 ч. | |
6. | Музыкально-театральные жанры (балет). | 1 ч. | |
7. | Способы обращения композиторов к народной музыке. | 1 ч. | |
8. | Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. | 1 ч. | |
9. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Дж. Гершвин – симфоджаз. | 1 ч. |
|
10. | Оперный жанр в творчестве композитора xx века Дж. Гершвина. | 1 ч. | |
11. | Оперный жанр в творчестве композитора XIX века Ж.Бизе. | 1 ч. | |
12. | Характерные черты западноевропейской музыки xix века | 1 ч. | |
13. | Знакомство с наиболее яркими произведениям отечественных композиторов академической направленности Р.К.Щедрин. | ||
14. | Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.С. Баха месса. Духовная музыка русских композиторов: С Рахманинова. Всенощная, Литургия. | 1 ч. | |
15. | Разнообразие музыкально – театральных жанров. | 1 ч. | |
16-17. | Знакомство с наиболее яркими произведениям отечественных композиторов академической направленности А.Г.Шнитке. | 2 ч. | |
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 час. | ||
17. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | 1 ч. | |
18. | Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. | 1 ч. | |
19. | Жанры светской музыки: камерная. Этюд. | 1 ч. | |
20. | Исполнение музыки как искусство интерпретации. | 1 ч. | |
21. | Жанры светской музыки: камерная инструментальная- концерт. | 1 ч. | |
22. | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности - А.Г.Шнитке | 1 ч. | |
23. | Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах сонатно-симфонического цикла. | 1 ч. | |
24. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | 1 ч. | |
25. | Симфоническая музыка. Особенности венской классической школы И. Гайдн, В.-А. Моцарт. | 1 ч. | |
26. | Особенности венской классической школы Л. В. Бетховен. | 1 ч. | |
27. | Отличительные черты творчества композитора романтика - Ф. Шуберта. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности - С.С. Прокофьев. | 1 ч. | |
28. | Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки | 1 ч. | |
29. | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечествен- ных композиторов академической направленности Д.Д.Шостакович. | 1 ч. | |
30. | Знакомство с наиболее ярким произведением зарубежных композиторов - К.Дебюсси. | 1 ч. | |
31. | Знакомство с наиболее ярким произведением отечественных композиторов академической направленности А.И.Хачатурян. | 1 ч. | |
32. | Симфоджаз Дж. Гершвин. | 1 ч. | |
33. | Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. | 1 ч. | |
34. | Обобщающий урок. | 1 ч. |
Поурочное планирование по музыке для 7 класса
I полугодия «Особенности драматургии сценической музыки»
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание урока Дидактические единицы | Материал урока |
1. | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». | 1. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». 2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». 3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт». 4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки». 5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». | |
2. | Музыкально-театральные жанры (опера) | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. | 1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2. Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко». 3. Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин». 4. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». | |
3. | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки. | Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. | 1. Песня Вани «как мать убили» из I действия. 2. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия. 3. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия. 4. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия. 5. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. 6. Хор «Славься» из эпилога оперы. 7. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». | |
4. | Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. | 1. Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога. 2. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия. 3. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». | |
5. | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М. П. Мусоргского. | Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных Народов. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. | 1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия. 2. «Половецкие пляски» из II действия. 3. «Плач Ярославны» из IV действия оперы. 4. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». | |
6. | Музыкально-театральные жанры (балет). | Музыкальная культура XIX-XX веков. Образ Родины, ее история и современность в творчестве русских композиторов-классиков. Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. | 1. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С. 2. Вступление к первому действию. 3. Хор «Стон русской земли» из I действия. 4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы». 5. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». | |
7. | Способы обращения композиторов к народной музыке. | Способы обращения композиторов к народной музыке. Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П. | 1. «Плач Ярославны». 2. «Молитва». 3. Б.Окуджава «Молитва». 4. Крылатов Е. «Будь со мной». 5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». | |
8. | Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому». | 1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П. 2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А. 3. Кант «Виват». 4. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. 5. Хор «Славься» из эпилога оперы. 6. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». | |
9. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Дж. Гершвин – симфоджаз. | Представления о музыкальной жизни России и других стран. Всемирно известные театры оперы и балета: Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк). Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. | 1. Гершвин Д. «Хлопай в такт». 2. Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз». 3. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс». 4. Гершвин Д. «Колыбельная Клары». 5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». | |
10 | Оперный жанр в творчестве композитора xx века Дж. Гершвина. | Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. | 1. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс». 2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк». 3. Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена». 4. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть». 5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память». | |
11. | Оперный жанр в творчестве композитора XIX века Ж.Бизе. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Представления о музыкальной жизни России и других стран. Всемирно известные театры оперы и балета: Гранд-опера (Франция, Париж) Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. | 1. Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен». 2. Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен». 3. Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен». 4. Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен». 5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память». | |
12. | Характерные черты западноевропейской музыки xix века. | Интонация как носитель смысла в музыке. Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо. | 1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия. 2. Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…». 3. Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия. 4. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний». | |
13. | Знакомство с наиболее яркими произведениям отечественных композиторов академической направленности Р.К.Щедрин. | Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва). Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. | 1. Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита». 2. Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания». 3. Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио». 4. Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро». 5. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний». | |
14. | Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.С.Баха месса Духовная музыка русских композиторов: С Рахманинова всенощная, литургия. | Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.-С.Баха месса Духовная музыка русских композиторов: всенощная, литургия. Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной. | 1. Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2». 2. Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира». 3. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei». 4. Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся». 5. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». | |
15. | Разнообразие музыкально – театральных жанров. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия Всемирно известные театры оперы и балета: Ковент - Гарден (Англия, Лондон) Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. | 1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя. 2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». | |
16. 17. | Знакомство с наиболее яркими произведениям отечественных композиторов академической направленности А.Г.Шнитке. | Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики. | По выбору учителя:
4. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». |
Поурочное планирование по музыке для 7 класса
II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание урока | Музыкальный материал урока |
17. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | 1. Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские. 2. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». 3. Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель». 4. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». | |
18. | Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. | Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. | 1. Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А. 2. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости». 3. Шуберт Ф. «Аве, Мария». 4. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2». 5. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». | |
19. | Жанры светской музыки: камерная. Этюд. | Жанры светской музыки: камерная. Этюд. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. | 1. Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка. 2. Мендельсон Б. «Песня без слов». 3. Рахманинов С.В. «Прелюдия». 4. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». 5. Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства». 6. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». | |
20. | Исполнение музыки как искусство интерпретации. | Исполнение музыки как искусство интерпретации. Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. | 1. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок». 2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь». 3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24». 4. Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло. 5. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика». | |
21. | Жанры светской музыки: камерная инструментальная - концерт. | Жанры светской музыки: камерная инструментальная концерт; Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. | 1.Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso». 2. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика». | |
22. | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности - А.Г.Шнитке | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности - А.Г.Шнитке Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. | 1. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима». 2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы». | |
23. | Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах сонатно-симфонического цикла. | Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах сонатно-симфонического цикла. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М., | 1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)». 3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». 4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы». | |
24. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах сонатно-симфонического цикла. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А. | По выбору учителя: 1. Прокофьев C.C. «Соната №2». 2. Моцарт В.А. «Соната № 11». 3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе». | |
25. | Симфоническая музыка. Особенности венской классической школы И.Гайдн, В.-А. Моцарт. | Особенности венской классической школы (И.Гайдн, В.-А. Моцарт. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. | По выбору учителя: 1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»). 2. Моцарт В.-А. «Симфония №40». 3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе». | |
26. | Особенности венской классической школы Л. В. Бетховен. | Особенности венской классической школы Л. В. Бетховен). Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. | 1. Бетховен Л. «Симфония №5». 2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». | |
27. | Отличительные черты творчества композитора романтика -Ф.Шуберта. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности - С.С.Прокофьев. | Отличительные черты творчества композитора романтика -Ф.Шуберта. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности - С.С.Прокофьев. Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С. Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф. | По выбору учителя: 1. Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»). 2. Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»). 3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». | |
28. | Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. | По выбору учителя: 1. Чайковский П.И. «Симфония №5». 2. Калиников В. Симфония №1. 3. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». | |
29. | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечествен- ных композиторов академической направленности Д.Д.Шостакович. | Возможности воплощения музыкального образа и его развития. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. | 1. Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть. 2. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». 3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». | |
30. | Знакомство с наиболее ярким произведением зарубежных композиторов- К.Дебюсси. | Стилевое многообразие музыки импрессионизм. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. | 1. Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества». 2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго». | |
31. | Знакомство с наиболее ярким произведением отечественных композиторов академической направленности А.И.Хачатурян. | Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. | 1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром. 2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго». | |
32. | Симфоджаз Дж. Гершвин. | Симфоджаз (Дж. Гершвин). Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д. | 1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». 2. Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается». | |
33. | Фольклор как часть об- щей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. | Фольклор как часть об- щей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Музыка по выбору учителя и обучающихся.. | |
34. | Обобщающий урок. | Обобщение по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» Урок - концерт | Любимые мелодии на уроке. |
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса:
Знать/понимать:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1-4 классы
В документе представлена рабочая программа по музыке 1-4 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс...