РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 класс
рабочая программа
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Утверждена приказом по школе
№____________
от «___» ___________ 200 __г
Рассмотрена
На заседании научно-методического совета
протокол № ____________
от «___» ____________ 200__ г.
Согласована
Председатель экспертной комиссии
____________ Ф.И.О.
(подпись)
«___» ______________ 200__ г.
Рабочая программа учебного курса
«Музыка» во 3 классе
Учителя:
20__ г.
Пояснительная записка.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки во 3 классе:
- развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);
- утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 час.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
- Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- Метод эмоциональной драматургии;
- Метод создания «композиций»;
- Метод игры;
- Метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | Примечание | ||
Лабора-торные и прак- тические | Контроль- ные и диагности- ческие материалы | Экс- курсии | ||||
I. | №1. “Россия – Родина моя” | 5 ч. | ||||
II. | №2. “День, полный событий” | 4 ч. | 1 ч. Обобщающий урок по теме | |||
III. | №3. “О России петь – что стремиться в храм” | 7 ч. | 1ч. Тестирование | |||
IV. | №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” | 3 ч. | ||||
V. | №5. “В музыкальном театре” | 6 ч. | 1 ч. Обобщающий урок по теме | |||
VI. | №6. “В концертном зале” | 4 ч. | ||||
VII. | №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | 5 ч. | 1ч. Тестирование | |||
Итого | 34 ч. | 4 ч. |
Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений:
№ | Тема урока | Содержание урока Дидактические единицы (курсивом) | Музыкальные произведения | |||
1.1. | Русская профессиональная музыка. | Русская профессиональная музыка. Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ». Выразительность и изобразительность в музыке. Определение характера, выразительных средств музыки. Викторина на узнавание знакомых мелодий, сравнение песенных мелодий лирического характера. | 1.«Музыканты» нем. нар. песня. 2.Чайковский П.И. Мелодия 2-й части «Симфонии № 4». 3. Музыкальная викторина: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Осень» Г. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др. 4.Дубравин, сл. Суслова «Всюду музыка живет». | |||
1.2. | Вокальная музыка. | Образная природа музыкального искусства. Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: женские, мужские - сопрано, баритон. Сравнение музыкальных образов и выразительных средств романсов на основе метода «тождества и контраста». Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. | 1.Романс «Благословляю вас, леса» П. И.Чайковского, стихи А.К.Толстого. 2.Романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова, стихи А.К. Толстого. 3.Романс «Жаворонок» М.И. Глинки, стихи Н. Кукольника. 4.Фрагмент «Романса» Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). | |||
1.3. | Русская народная музыка. | Русская народная музыка. Исполнители – мужской хор (а capella.) Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей. | 1.Кант «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.). 2. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.). 3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды». 4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки». | |||
1.4. | Различные виды музыки: вокальная, хоровая. | Различные виды музыки: вокальная, хоровая. Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». Представление о многообразии форм, 3-х частная форма Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол). Сопоставление картин, определение основной идеи. | 1.«Патриотическая песня» М.И. Глинки. 2.Хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4). 3.Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», фрагмент живописного батального полотна В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». 4.Народные солдатские песни «Славны были наши деды». | |||
1.5. | Представление о многообразии музыкальных жанров - опера. | Представление о многообразии музыкальных жанров опера. Певческие голоса: мужские – бас. Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. | 1.Хор из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…». 2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной». 3.Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной». 4.Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы. | |||
1.6. | Интонация и развитие в музыке. | Интонация и развитие в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации. Имитация дирижерского жеста. Сравнение произведений русских и западноевропейских композиторов, посвященных образам природы. | 1.«Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. 2.Э.Григ. Пьеса «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». 3.Э.Григ «Заход солнца». 4. Главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского и вступления к опере «Хованщина». «Рассвет на Москве-реке». 5.«Добрый день» А. Дубравина, «Утро» А. Парцхаладзе, «Доброе утро» Д. Кабалевского из кантаты «Песни утра, весны и мира». | |||
1.7. | Выразитель-ность и изобразитель-ность в музыке. | Выразительность и изобразительность в музыке. Соединение изобразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. Викторина, определение характера зерна-интонации. Сравнение музыкальных характеристик, пластические этюды по изображению разных персонажей. | 1.С.С. Прокофьев «Болтунья», «Джульетта-девочка» из балета «Ромео Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк». 2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка». 3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка». 4.«Слон и скрипочка» В. Кикты (слова В. Татаринова), «Лошадки» Ф. Лещинской (слова Н. Кучинской), хор «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля. | |||
1.8. | Различные виды музыки: вокальная, сольная. | Различные виды музыки: вокальная, сольная. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности) Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Сравнительный анализ произведений на основе метода «сходства и различия». Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. | 1.Две песни из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского – «С няней» и «С куклой». 2.«Нянина сказка» П. Чайковского (из «Детского альбома») и «Сказочка» С. Прокофьева (из «Детской музыки»). 3.Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского. | |||
1.9. | Образная природа музыкального искусства. | Образная природа музыкального искусства. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Контраст в музыке. Сравнительный анализ контрастных произведений на основе «метода сходства и различия». Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. | 1.«Утро» и «Заход солнца» Э. Грига. 2.«Утренняя молитва» и «Колыбельная песня» П. Чайковского. 3.«Тюильрийский сад» и «Вечерняя песня» М. Мусоргского. 4.Иллюстрации - «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан. | |||
2.1. | Музыкальные инструменты. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая. Музыкальные инструменты. Знакомство с жанром прелюдии, определение тембра клавесина. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. | 1.«Аве Мария» Ф. Шуберта. 2.«Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. 3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира». 4.«Богородице Дево, радуйся» С.В. Рахманинова. 5. Сопоставление со стихами А.С. Пушкина и иконой «Богоматери с младенцем» В. Васнецова. 6.В. Гаврилин «Мама». 7.Исполнение песен о родном крае, о природе. | |||
2.2. | Музыка народная и профессиональная. | Музыка народная и профессиональная. Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки. Подбор образных характеристики к произведениям духовного искусства. | 1.«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. 2.Икона «Богоматерь Владимирская». 3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. 4.Народное песнопение о Сергии Радонежском. 5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»). 6.В. Гаврилин «Мама». | |||
2.3. | Композитор – исполнитель – слушатель. | Композитор – исполнитель – слушатель Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве. Сравнение содержания, определение эмоционального строя, подбор знакомых произведений, созвучных картинам. | 1.К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми». 2.Ч. Биксио «Мама». 3. В. Гаврилин «Мама». | |||
2.4. | Представление о многообразии музыкальных жанров. | Представление о многообразии музыкальных жанров. Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания. | 1.Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. 2.Якушенко,сл. Петровой «Розовая песенка», Казенин, сл.Лаубе «Песенка солнечных зайчиков». | |||
2.5. | Сочинения профессиональ- ных композиторов. | Сочинения профессиональных композиторов. Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения. Интонационно-образный анализ произведений на основе «метода сходства и различия». | 1.«Вербочки»Гречанинова и Р. Глиэра. 2.Якушенко, сл. Петровой «Розовая песенка», Казенин, сл. Лаубе «Песенка солнечных зайчиков». | |||
2.6. | Песенность – как основное свойство русской музыки разных жанров. | Музыка народная и профессиональная. Различные виды музыки: вокальная, сольная, хоровая. Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства. | 1.Фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева), напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…». 2.Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге. 3.Народное песнопение «Баллада о князе Владимире». 4.«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова | |||
2.7. | Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. | Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. Тестирование учащихся. | Фрагменты этой сказки: инсценировка фрагментов из балета «Золушка» (урок танцев, ссора сестер, вальс Золушки, сцена с часами); исполнение танцев из «Детского альбома» П. Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Камаринская», «Полька», «Мазурка», «Вальс»); пластическое интонирование пьес из сюиты «Картинки с выставки»: «Тюильрийский сад», «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского. | |||
3.1. | Музыкальный фольклор народов России. | Музыкальный фольклор народов России Народные музыкальные традиции родного края. Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин. Исполнение былин a capella, работа над кантиленой, с имитацией игры на гуслях. Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин. Музыкальная имитация тембра гуслей. | 1.«Былина о Добрыне Никитиче». 2.«Былина о Садко и Морском царе». 3.Картина К. Васильева «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В. Брагинского с изображением Садко и Морской царь. 4.«Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» современного композитора В. Кикты. 5.«Былинные напевы» или импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой». 6. Былина «То не белая береза». | |||
3.2. | Представление о многообразии музыкальных жанров – опера. | Представление о многообразии музыкальных жанров - опера. Музыкальные инструменты – арфа – гусли. Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Разучивание главных мелодий песен Садко, определение жанровых особенностей. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. | 1.Песня Баяна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». 2.«Ой ты, темная дубравушка» (протяжная), «Заиграйте, мои гусельки!» (плясовая), «Высота ли, высота поднебесная…»(былинный напев с хором) из оперы Римского-Корсакова «Садко». 3.3 песня Леля из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. 4.Репродукции с лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля». 5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот». | |||
3.3. | Музыкальный фольклор народов России в профессиональной музыке. | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов Представление о многообразии музыкальных жанров – опера. Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Определение характерных интонаций, ладовой окраски, жанровых особенностей масленичных песен. Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями. | 1.Б.Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье». 2.Пение знакомые масленичные песенок, веснянок, исполнение игр и забав, пословиц и поговорок русского народа об этом празднике. Сцена «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. | |||
3.4. | Представление о многообразии музыкальных жанров - опера. | Сочинения профессиональных композиторов. Представление о многообразии музыкальных жанров: (опера). Певческие голоса: детские, женские, мужские. Урок-путешествие в оперный театр. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон. 3-частная форма арии. | 1.«Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». 2.Речитатив и ария Руслана из 2 действия оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». 3.«Каватина Людмилы» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». | |||
3.5. | Представление о многообразии музыкальных форм – рондо. | Представление о многообразии музыкальных форм - рондо. Певческие голоса – мужские. Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо. | 1.Сцены Наины и Фарлафа и «Рондо Фарлафа» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». 2. «Увертюра» к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила». 3.Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» (слова М. Пляцковского), Г. Гладков «Песня-спор» (слова В. Лугового) и др. | |||
3.6. | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад[1]). | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад[2]). Контраст в опере. Определение выразительных средств оперных номеров, сопоставление по контрасту. Знакомство с музыкальной характеристикой Снегурочки. | 1.Фрагменты из оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика»: хор фурий, «Мелодия». 2.Фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить…», сцену таяния Снегурочки. 3.Картина В. Васнецова «Снегурочка». | |||
3.7. | Песенность, танцевальность, маршевость – как основные черты русской музыки. | Песенность, танцевальность, маршевость – как основные черты русской музыки. Сравнение сходных приемов развития музыки для передачи особенностей характеров оперных персонажей (на примере образа царя Берендея). Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.). | 1.Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа». 2.Репродукция с картины В. Васнецова «Палаты Берендея». 3.«Шествие царя Берендея». 4.«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. 5.«Пляска скоморохов». 6.Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило». 7.Песня «Я рисую море» В. Тугаринова (слова Вл. Орлова | |||
3.8. | Интонация и развитие музыки в опере. | Интонация и развитие музыки в опере. Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете. Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки. | 1.Вступление к опере-былине «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. 3.Танец феи Карабос и феи Сирени из балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского. 4.«Вальс» из первого действия балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского. 5.Финал первого действия балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского. | |||
3.9. | Представление о многообразии музыкальных жанров - мюзикл. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; мюзикл,) Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр. Выявление сходных и различных черт между двумя жанрами – детской оперы и мюзикла. Определение характерных черт мюзикла. Разучивание фрагментов, пение под фонограмму. | 1.Песенка о звукоряде и нотах из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса. 2.Главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля. 3.Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова. | |||
3.10. | Инструментальная музыка. | Различные виды музыки: инструментальная; оркестровая. Определение жанра концерта. Музыка народная и профессиональная. Представление о многообразии музыкальных форм (вариации). Вариационное развитие народной темы в жанре концерта. | 1.Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова. 1.Украинская народная песня-закличка «Веснянка». 2.«Концерт № 1» для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. 3.Шуточная песня «Наш оркестр» Е. Адлера (слова В. Семернина) или «Песенка про оркестр» С. Важова (слова М. Яснова). | |||
4.1. | Вокально – симфоническая музыка. | Различные виды музыки: вокальная, сольная, оркестровая. Определение жанра сюиты. Представление о многообразии музыкальных форм вариации. Особенности вариационного развития. Интонация и развитие в музыке. Интонационно-образный анализ пьес и сопоставление трех пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение. | Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига к драме Г. Ибсена. 1.«Утро». 2.«Утро» А. Парцхаладзе, «Добрый день» Я. Дубравина. 3.«В пещере горного короля». 4.«Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг». 5.Шаповаленко, сл. Вратарева «Два веселых маляра». | |||
4.2. | Композитор – исполнитель – слушатель. | Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр симфонии. Песенность, танцевальность, маршевость. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша. | 1.Фрагменты из «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена: 1 и 2 части. 2.«Похороны куклы» П. Чайковского из «Детского альбома», тема 1-й части «Сонаты № 14» («Лунной») Л. Бетховена. 3.«Песня о маленьком трубаче» С. Никитина. 4. Песня «Сурок (русский текст Н. Райского). | |||
4.3. | Образцы симфонической музыки. | Композитор – исполнитель – слушатель. Образцы симфонической музыки. Представление о многообразии музыкальных форм - вариации Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии. | 1.Фрагменты из «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена: финал симфонии. 2.«Контрданс» Бетховен. 3.1-я часть «Сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно», «К Элизе», песня «Сурок». | |||
4.4. | Представление о многообразии музыкальных жанров - мюзикл. | Представление о многообразии музыкальных жанров, мюзикл Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия». Определение характерных элементов джазовой музыки. | 1.«Мы дружим с музыкой» Й. Гайдна (русский текст П. Синявского), «Чудо-музыка» Д. Кабалевского (слова З. Александровой. 2.«Звуки музыки» Р. Роджерса (русский текст М. Цейтлиной) и «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова (слова Ю. Энтина). 3.«Острый ритм» (русский текст А. Струкова) и «Колыбельная Клары» из оперы « Порги и Бесс». | |||
4.5. | Композитор – исполнитель – слушатель. | Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г. Свиридова и С. Прокофьева на основе интонационно-образного анализа. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет». | 1.«Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». 2.«Запевка» (стихи И. Северянина). 3. «Снег идет» – часть из «Маленькой кантаты» (стихи Б. Пастернака) 4. «Шествие солнца», фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий» С.С.Прокофьева. 5.С. Прокофьев («Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка»), М. Мусоргский («Рассвет на Москве-реке») и Э. Григ («Утро»), | |||
4.6. | Композитор – исполнитель – слушатель. | Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация и развитие в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И.Чайковского, В.А.Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера». | 1.Норвежская народная песня «Камертон». 2.«Утро» Э.Грига. 3. «Мелодия» П.И.Чайковского. 4.Главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро», 1-й части «Симфонии № 40» В.А.Моцарта. 5. «Весенняя песня» или «Колыбельная» В.А.Моцарта. 6.4-я часть (финал) «Симфонии № 40» В.А.Моцарта. | |||
4.7. | Маршевость в сочинениях профессиональных композиторов. | Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация и развитие в музыке. Маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад[3]). Определение гимнического характера, сопоставление произведений на основе интонационно-образного анализа. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. | 1.Фрагмент из финала «Симфонии № 9» Л. Бетховена. 2.Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическая песня» М. Глинки. | |||
4.8. | Обобщающий урок. | Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация и развитие в музыке. | «Урок-концерт» из произведений по выбору учащихся. |
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
- Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
- .
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Определять средства музыкальной выразительности;
- Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Тестирование учащихся III класса
Первое полугодие
Звучит ария Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
Вопрос 1: Как называется это произведение?
Вопрос 2: Какой композитор сочинил эту музыку?
Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают
образ защитника Родины? Нужное – подчеркни.
Вопрос 4: Напиши названия знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы защитников Отечества?
Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова.
Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?
Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?
Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.
Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку – русский или зарубежный?
Нужное – подчеркни.
Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?
Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».
Вопрос 9: Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению (1 или 2)?
1. Сонный зимний ветер надо мной поет,
Усыпляет песней, воли не дает,
Пусть заносит снегом, по полю бежит,
Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.
И. Бунин
2. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
И. Никитин
10. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился
на уроках музыки в III классе.
Тест для учащихся III класса
Первое полугодие (200__/200__уч. г.)
Фамилия, имя_____________________________Школа________ Класс______
1. Романс «Жаворонок» Ария Ивана Сусанина Величание
2. Чайковский Прокофьев Мусоргский Глинка
- Медленный темп Напевная мелодия Мажорный лад
Низкий голос (бас)
- _______________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Песня Симфония Романс Кант
6. Взволнованная мелодия Быстрый темп Минорный лад
7. Зарубежный Русский
8. В концертном зале В школе В церкви
9. Первое Второе
10. _______________________________________________________________
________________________________________________________________
Тестирование учащихся III класса
Первое полугодие
- Звучит первая часть «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.
Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?
Вопрос 2: Какой образ создает композитор в этой музыке? Нужное –
подчеркни.
Вопрос 3: Для чего в жизни человека нужна музыка героического
характера? Ответ в свободной форме.
- Звучит песня «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.
Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?
Вопрос 2: К какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.
Вопрос 3: Какие стихи созвучны этому музыкальному произведению?
(подчеркни слова – первое, второе).
- Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать,
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
А. Фет
- Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
Данте
Вопрос 4: Какие средства выразительности создают образ этой музыки?
Нужное – подчеркни.
Задание 5: Запиши слова, которые передают твое отношение к этой
музыке?
- Звучит «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского.
Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку? Нужное – подчеркни.
Вопрос 2: Какие инструменты исполняют это сочинение? Напиши их названия.
Вопрос 3: Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? Нужное – подчеркни.
- Как ты оцениваешь свои певческие умения и навыки? Нужное –
подчеркни. Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить
уровень развития певческой культуры: отлично + ; хорошо + –;
удовлетворительно –. Желательно сопоставить самооценку учащегося и
оценку учителя.
- Назови полюбившиеся тебе произведения, с которым ты познакомился на уроках музыки в 3 классе. Ответ в свободной форме.
Тест для учащихся III класса
Первое полугодие (200__/200__уч. г.)
Второе полугодие 200__/200__ учебного года
Фамилия, имя__________________________Школа______Класс______
I. 1. Название ___________________Композитор___________________
2. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ СКОРБНЫЙ
3. _________________________________________________________
_________________________________________________________
II. 1. Название __________________ Композитор___________________
2. ПЕСНЯ РОМАНС МОЛИТВА
3. Первое Второе
4. Песенность Мажор Голос певца Красота сопровождения
5. _________________________________________________________
III. 1. ГЛИНКА ЧАЙКОВСКИЙ ГРИГ
- Музыкальные инструменты _______________________________
3. В церкви В концертном зале В опере
На народном празднике
IV. Отлично Хорошо Удовлетворительно
V. Мои любимые сочинения:___________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
[2] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
[3] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1-4 классы
В документе представлена рабочая программа по музыке 1-4 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 класс...