Занятие "Моя Родина - Ямал!"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Золотая рыбка» комбинированного вида»
Конспект занятия « Моя Родина – Ямал»!
Старший дошкольный возраст.
Гридина Марина Викторовна,
Музыкальный руководитель,
МБДОУ № 17, «Золотая рыбка»
г. Салехард, ЯНАО.
Цель: Закреплять знания о родном крае. Воспитывать любовь к своей малой Родине, ее природе и культуре, уважение к малым народностям Ямала - ненцам, хантам. Формировать художественный вкус, нравственные качества.
Задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к природе своей малой Родине.
- Развивать у детей любознательность, исследовательский интерес к окружающему миру природы.
- Расширять и углублять знания детей о животном и растительном мире родного края.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Предварительная работа:
1) Беседа о названиях улиц и памятных местах.
2) Рассматривания иллюстраций: «Моя Родина», «Наш Ямал», «Животный и растительный мир Севера»
3) Разучивание песен, танцев, игр народов севера.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи с национальной музыкой народов Севера, атрибуты для игр, песен, танцев.
Дети входят в зал под музыку «Гимн Ямала» А. Корнилова и рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались здесь, в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о родном крае, о нашей маленькой Родине, о любимом Ямале.
Сейчас Ямал не снежная пустыня. Здесь добывают нефть и газ. Появились газа и нефтеперерабатывающие станции. Рыба и оленина нравятся всем гостям нашего гостеприимного края. Ямал славится не только на всю страну, но и на весь мир!
На полярном самом круге,
Где следы оленьих нарт,
Ты известен всей округе
Хлебосольный Салехард!
Здесь незримая граница,
Как бы вход в Полярный круг,
Сколько с севера стучится
В этот город диких вьюг.
Главный город на Ямале,
Ты судьбе, конечно, рад,
Обелиск стоит, чтоб знали,
Не простой ты, Салехард.
Нефть и газ тут ищут люди,
Не пугаются преград,
Летом гнус, зимой бураны,
Ну, так это ж Салехард.
Здесь и рыба, и пушнина,
И подземный найден клад,
Говорите: «Холодина»,
Мехом славен Салехард.
Тундра смотрит изумленно –
Города растут подряд,
И народ разноплеменный
Едет через Салехард.
Может жителей Ямала
Станет больше во сто крат,
Время чудное настало
Для тебя, мой Салехард!
Звучит «Песня о Салехарде» И. Корнилов, подпевают дети.
Музыкальный руководитель: А вы, ребята знаете ли какие - нибудь красивые стихи о нашем крае?
Дети.
Я люблю наш не густо обжитый,
Но богатый Ямальский простор,
Гор Уральских седые граниты,
Нити рек и тарелки озер.
Сердцу близки мне реки Полуя,
И оранжевый тундры отлив.
Этот край не любить не могу я,
Он суров, но богат и красив!
На севере крайнем большою семьей
Ребята всех наций живут,
Гордятся своею богатой землей,
О ней свои песни поют.
Песня «В Салехарде мы живем» сл. Л Лапцуя. муз. И.Калиничева
Просмотр иллюстраций достопримечательностей Салехарда
.
Музыкальный руководитель: Много разных народов дружной, единой семьей живут на Ямале, соблюдая традиции, язык своих предков. Это ненцы, ханты, селькупы, зыряне. Их дети учатся в школах, техникумах и институтах. Есть среди них свои писатели, поэты, композиторы, врачи, ученые. Например: поэт – Леонид Васильевич Лапцуй (сейчас его имя носит училище искусств, где он когда-то учился); ученый – педагог Елена Сусой; композитор Семен Николаевич Няруй. Он живет в Салехарде, пишет песни и сам исполняет их.
Посмотрите, какие прекрасные изделия шьют наши мастерицы из меха северных песцов и оленей.
Показать иллюстрации.
У всех народов есть свои пословицы, поговорки, сказки. Есть свои поговорки и у ненецкого народа, которые сложились на основе их труда, жизни, обычаев:
Песец сам в мешок не полезет;
Собирай по ягодке, наберешь кузовок;
Оленя узнаешь по упряжке, человека - на промысле;
С хорошим человеком в чуме тепло;
Из куропачьего мяса сало не вытопишь;
С одной ягоды сыт не будешь
Музыкальный руководитель: В наших лесах много и других ягод, которые очень любят и собирают люди. Их заготавливают на зиму, делают вкусный морс, варенье. Давайте споем песенку про любимую ягоду морошку.
Песня «Ягода морошка» Музыка А. Бердышева, слова М. Пляцковского.
Музыкальный руководитель: А у морошки и голубики есть любимые подружки чернички!
Ну, чернички, выходите, дружно спойте и спляшите!
Песня – танец «Чернички» Слова и музыка Т. Бердышева
Музыкальный руководитель: Много у народов Севера и танцев, в которых они изображают птиц, животных. Сейчас я предлагаю вам под музыку пройти по волшебной тропинке и изобразить разных птиц и животных в движениях, придуманных вами, самими.
Танец - импровизация «Тропинка» (дети самостоятельно изображают в движениях разных птиц и животных Севера)
Музыкальный руководитель: Ребята, у северных народов много интересных игр, связанных с их бытом. Я хочу загадать вам загадку:
Не страшны ему метели и глубокие снега,
Шкуру теплую имеет и ветвистые рога.
На большие расстоянья он кочует без труда,
Да и плавает отлично, не страшна ему вода.
Дети. Олень.
Ребенок.
Я гоняюсь за олешком, я хочу его поймать,
Олененок быстроногий, я хочу его догнать.
Меж кустами серыми прыг, прыг, прыг,
Над снегами белыми скрип, скрип, скрип.
Очень миленький теленок – тонконогий олененок.
Я хочу его догнать.
Подвижная игра «Ловля оленей»
Оленята в тундре жили, головой они крутили-----повороты головы в стороны;
Вот так, вот так, головой они крутили.
Оленята мох искали, снег копытом разгребали.
Вот так, вот так, снег копытом разгребали.-------изображают, как ищут мох;
А потом по тундре белой быстро, быстро побежали----поскоки по залу, руки на пояс,
На слово: «Оленевод идет!» дети разбегаются по залу, у оленевода в руках обруч, которым он пытается заарканить оленей. Кого оленевод заарканил, тот выбывает из игры.
Музыкальный руководитель: А эту загадку вы никогда не отгадаете:
Кушать нечего зимой, потому и очень злой,
В стае мчится по полям, разбегайтесь по кустам.
Дети. Волк!
Волк. Я, Волчок, серый бочок,
Не стойте на дороге, уносите ноги!
Подвижная игра «Волк и песцы»
Все дети - песцы. Они бегают по залу под музыку. На слова: «Волк идет!» песцы разбегаются по залу, а волк пытается их догнать. Кого волк поймал, тот идет в его логово (обруч), Все остальные песцы стараются выручить пойманных. Побеждает тот, кто ни разу не попал к волку в логово.
.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята мне вами сегодня, как и всегда, было очень приятно заниматься. Я знаю, что вы все любите свою Родину, берегите наш красивый Северный край.
Ты живи, Ямал, полуостров вьюг!
Кто тебя узнал, твой навеки друг.
Ты живи, Ямал, древняя земля,
Ты всегда со мной, ты судьба моя!
Спасибо! До свидания!
Дети, прощаясь, выходят из зала под фонограмму песни «Северный край» А. Корнилова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «ЯМАЛ- родина моя»
Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для после...
Сценарий праздника к Дню Матери "Наша родина - Ямал"
Сценарий праздника на День Матери в подготовительной группе....
Презентация-проект на тему: "Моя Родина-Ямал"
Воспитание любви и уважения к родному краю (городу), является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием регионального компонента в старшей группе (5+) Тема: «Моя родина - «Ямал»
Цель: развитие связной речи детей с помощью национально - регионального компонента....
15.12.2020 г Конспект занятия «ЯМАЛ-это наша малая Родина»
Ямал наш край,Ямал- наш дом,Ямал – наша малая родина....
Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".
https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...
Презентация"Моя родина-Ямал"
Расширить представления детей о красоте северного края, музыкальной культуре, быте, фольклоре народов Севера....