Тема: "Звуки весны"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Тархаева Евдокия Иннокентьевна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы "Полянка"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_vesny.docx28.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности

 по музыкальному развитию

для детей подготовительной к школе логопедической группы "Полянка"

Тема: "Звуки весны"

 

Музыкальный руководитель: Тархаева Евдокия Иннокентьевна

 

г.Якутск .

Цель: способствовать формированию представлений о весне.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы,  любовь и интерес к музыке, понимание красоты музыкальных произведений.

Развивающие:Развивать ритмический слух детей, артикуляционной и общей моторики, развивать диалогическую и монологическую речь, развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки.

Обучающие:  Через эмоциональное восприятие произведений искусств закрепить и обобщить знания детей о весне и ее признаках.Учить детей ясно проговаривать слова, петь легко, связно, слушать друг друга.

Наглядный материал: Мяч,слайды,( картины на тему «Весна»,иллюстрации подснежников) ,  подбор музыкальных инструментов, деревянные кубики, для игры шарфик, метла, магнитная доска, разрезанные картины, конверт.

Средства ИКТ: Слайды иллюстраций весеннего пейзажа. Microsoft Office Power Point.

Ход НООД:

Этапы

         НООД.

Содержание   НООД

    Интеграция

образовательных

       областей.

Результаты.

1.Вводная часть

Диск 1 трек1.

Игра на ф-но.

Диск1 трек 58.

Диск «Времена года» П.И.Чайковский, трек 4.

Кассета.»голоса птиц».

2.Основная часть.

Игра на ф-но.

Кассета «Полька».

Заключительная часть

Музыкально-

ритмические движения.

Ход занятия.

Звучит «Марш»,

дети входят в зал и с окончанием музыки останавливаются. Музыкальное приветствие.

Дети поют «Здравствуйте!»

Муз.рук-Ребята, почти на каждом музыкальном занятии мы встречаемся в этом зале, но не всегда в этом зале нас ждет столько гостей. Видимо, случилось что-то необычное, волшебное и все собрались в нашем зале, чтобы встретиться с этим волшебством. Давайте мы  и с гостями поздороваемся.

Коммуникативная

Игра«Здравствуйте!» М.Картушиной.

Здравствуйте, ладошки!

(вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп!

(3 хлопка)

Здравствуйте, ножки

(«пружинка»)

Топ-топ-топ!

(топают ногами)

Здравствуйте, щечки!

(гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх!

(3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки!

(круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх!

(3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки!

(качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок!

(3 раза чмокают губами).

Здравствуйте, зубки!

(качают головой вправо-влево)

Щелк-щелк-щелк!

(3 раза щелкают зубами)

Здравствуй мой носик!

(гладят нос ладонью).

Бип-бип-бип!

(3 раза нажимают на нос указательным пальцем).

Здравствуйте, гости!

(протягивают руки вперед, ладонями вверх).

Привет!

Приветственно машут рукой над головой).

Упражнение на перестроение в пространстве.

«Шаг и поскок» муз. Т.Ломовой.

Вновь звучит марш. Дети двигаются по кругу бодро, энергично в соответствии с характером музыки,

По сигналу перестраиваются в две колонны. Продолжают маршировать парами. Затем перестраиваются в одну колонну. С окончанием музыки останавливаются  и прохлопывают ритмический рисунок.

1 часть. Все идут бодрым шагом. Движения рук свободные, размашистые.

2 часть.  На изменение музыки находят себе дружочка  и взявшись за руки скачут  с ноги на ногу легко, ритмично.

Муз.рук.- Все вы очень старались, красиво выполняли движения-подскоки  у многих получились очень ритмические хлопки.

Под марш дети садятся на свои стулья.

Слушание

музыки.

Ребята, кто-то прислал нам письмо, давайте посмотрим, что в нем?! Ой, а здесь кусочки какой-то картины, представляете, они разлетелись по всей лесной поляне. Если их не собрать и не сложить из них картину, Весна не сможет полностью вступить в свои права. А давайте мы соберем картину.

Согласны?

Ответ детей.

Мне очень интересно, какая же картина получится?!

Если вы дружно возьметесь за дело, то обязательно справитесь!

Слайд-шоу «Весна»

Вот мы в весеннем лесу. Посмотрите, ребята, это рама от картины (подходить к магнитной доске).Где же нам искать части картины? Весенний лес полон разных звуков, нужно только внимательно прислушаться  к ним. Хоть и весна пришла, но снег лежит кругом. Не спешит Зима сдаваться. Ребята, поможем весне?

Дети – Да!

Тогда прогоним Зиму.

Игровое фонопедическое упражнение «Голоса вьюги»

Активно и сильно произносить В-в-в-ы,З-з-з-ю.

Недаром вьюга злится.

В-в-в-ю! З-з-з-ы!В-в-в-ы!

Прошла ее пора.

В-в-в-ы! З-з-з-ы! В-в-в-ы!

Весна в окно стучится.

Динь1Динь!Динь!

(коротко и активно)

У-e-e-!(Глиссандо вверх)

Ну, вот в нашем лесу стал таять снег, и появилось чудо.

Появился из-под снега

Увидал кусочек неба

Самый чистый, самый нежный

Чистый маленький?

Ответ детей - подснежник.

Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Подснежник».

Слайд-шоу «Подснежник».

 Так хочется, чтобы мелодия не останавливалась, чтобы продолжалась как можно дольше! Каким замечательным произведением открывается наша встреча с музыкой. Оно называется «Подснежник».

Вслушайтесь в мелодию. И давайте представим себе, что мы подснежники.

Психогимнастическое упражнение «Цветок».

Росток тянулся к солнышку, и вот появился бутон, он нежно раскрыл свои лепестки. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету свои лепестки, поворачивает голову вслед за солнцем.

Скажите, вы сейчас прослушали  и даже изобразили музыку. Какого характера музыка?

Ответ детей - нежная, светлая, изящная, тихая  и.т.д.

Правильно, вот мы нашли на проталинке подснежник. Недаром  в пословице говорится: «Весна красна цветами».

Давайте мы прикрепим на доску. Ну, дальше пойдем искать часть картины.

Звучит запись «Голоса леса».

Прислушайтесь, что это за звуки?

Ответ детей.

Правильно, весной происходят изменения, не только с растениями. Что же еще происходит?

Ответ детей. Птицы возвращаются.

Ребята, а вы каких птиц знаете?

Какие птицы зимуют, остаются зимовать?. Каких перелетных птиц вы знаете? Ответ детей.

Дятел послал птицам в теплые страны телеграмму-морзянку, состоящую из разных комбинаций коротких и длинных звуков, чтобы птицы побыстрее возвращались.

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма».

(Детям нужно дать по два кубика.)

Дятел сел на толстый сук – тук да тук.

Всем друзьям своим на юг – тук да тук

Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук.

Что растаял снег вокруг-туки-тук, туки-тук

Что подснежники вокруг – туки-тук ,туки-тук.

Дятел зиму зимовал –тук да тук.

В жарких странах не бывал –тук да тук.

И понятно. Почему – скучно дятлу одному.

Давайте и мы с вами подпоем птицам : «Чвиль-виль-виль», поютпопевку по голосам, соединяя напевность с четкой дикцией, дети двигаются от средних голосов вниз, затем вверх к высоким.

Чтобы птицам найти дорогу в нашу страну, споем песню. Поможем птицам найти дорогу домой.

Дети поют песню «Песенка чудесенка».

Вот и птицы прилетели и дарят часть картины. Прикрепляем также на доске.

Итак, в природе все оживает, множество лесных звуков сливаются вместе в красочную музыкальную фантазию.

Итак, мы с вами собрали картину.

Что же вы видите на картине.

Ответ детей. Да, это весенний пейзаж.

А теперь внимательно посмотрите  сколько музыкальных инструментов И каждый инструмент прячет свой звук,  давайте озвучим лесные звуки , сначала распределим роли потом каждый выберет свой музыкальный инструмент и мы устроим «лесной оркестр» .

Что такое оркестр? Ответ детей.

Да это когда звучат сразу или поочередно много разных инструментов.

«Лесной оркестр»

Зашумел весенний лес

(маракасы).

Вдруг на большой сосне застучалдятел

(ударный)

У самого болота затянула песню кукушка.

Несколько детей пропевают звуки «ку-ку.»

В траве застрекотал кузнечик.

Инструмент

Высоко в небе запели птицы

Озвучка.

Все это закончим лесным гамом.

Весной просыпаются от зимней спячки животные в лесу.

Расскажите какие?

Ответ детей.

Правильно, медведи. Давайте разбудим медведя. Для этого нужно сыграть на музыкальных инструментах.

Игра на инструментах - речевая игра.

Бум-бум! Трам-там-там!

Застучл барабан!

Туки-туки-тошки!

Заиграли ложки.

Динь-дон! Динь-дон!

Зазвенел металлофон

Бан-бан! Балалан!

Треугольник зазвучал

Дзинь-цы!Дзинь0цы!

Заиграли бубенцы! Или второй вариант игры.

Речевое упражнение импровизация на инструментах.

Вот проснулся ветерок (дудочка)

Закружился листок (шуршунчики)

Зажурчал ручеек(глиссандо на металлофоне.)

И забегал паучок (Ксилофон)

Зашумели поля (шумелки)

И проснулась вся земля

Все инструменты.

Давайте еще раз закрепим приметы весны. Вот вам мяч передаем друг другу и называем приметы весны. «Передай мяч, назови приметы весны»

(Весной ярко светит солнце, появляются первые проталины, с крыш капает капель…)

Давайте послушаем диалог

«Разговор с весной».

Декламируют двое.

-Ну, весна как дела?

-у меня уборка.

-для чего тебе метла?

-снег смести с пригорка.

-для чего тебе ручьи?

-мусор смыть с дорожек.

-для чего тебе лучи?

-для уборки тоже.

-все промою, просушу

-вас на праздник приглашу.

Дети к нам действительно пришла весна и мы не раз будем говорить о ее приметах.

Ритмическая подвижная игра «Гори , гори ясно»

Ребята, а давайте Весну нашу позабавим игрой .

Сначала вспомним слова попевки «Гори, гори ясно».

После нашей игры солнышко стало греть еще ярче.

Весну-красную мы встретили,

Да как занятие  наше  прошло  не заметили.

Под весёлый перепляс

Распрощаемся сейчас.

Танец «Ну и до свидания».

Анализ занятия:

Вот мы с вами побывали в весеннем лесу, где много в нем прекрасных звуков. Вам понравилось? Ответ детей. Какая музыка прозвучала? Как называется произведение?, Кто композитор? Ребята, я вас попрошу в группе или дома нарисовать рисунки к теме «Весна».

Молодцы, на занятии вы были активны, наше занятие закончилось

Нам пора прощаться, давайте споем друг другу: «До свидания!»

Дети под музыку покидают зал.

«Физическая культура »

«Коммуникация»

«Физическая культура»

«Коммуникация»

«Познание»

«Коммуникация»

«Социализация».

«Познание»

«Познание»

«Коммуникация».

«Коммуникация»

«Познание»

«Коммуникация»

«Познание»,

«Коммуникация»

«Коммуникация»

«Социлизация».

Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности

Умение сообщать о своем настроении в процессе совместного исполнительства упражнения.

Формирование двигательных навыков под музыку.

Развивать внимание, координацию движений в соответствии с музыкой.

Учить детей быстро реагировать на изменение характера музыки и передавать его в движении.

Формирование представлений о ранней весне и ее приметах.

Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, развивать навыки совместной деятельности.

Развитие умения поддержать беседу.

Развитие способностей решать интеллектуальные задачи, связанные с экспериментированием с музыкальными звуками.

Определение характера звучащей музыки

Формирование представлений об окружающем мире  музыкального искусства.

Развитие ритмического восприятия, координации слуха.

Умение выразительно исполнить  попевку, совершенствование певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности)

Формирование умения следовать показу и объяснению при разучивании песни «Песенка-чудесенка».

Умение интерпретировать характер музыкальных образов на шумовых инструментах

Развитие активности детей.

Уточнение, расширение

кругозора,

активизация словаря.

Формирование умения соблюдать элементарные правила поведения в коллективной музыкальной деятельности.

Закреплять навык танцевальных движений в соответствии с изменениями характера музыки.

Использованнаяметодическаялитературы

  1. Алюбьева Е.А Занятия по психогимнастике с дошкольниками? Методическое пособие.-Изд.2-е перераб.,доп. –М.:ТЦ Сфера,2008.
  2. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. Ярославль: Академия развития,2005.
  3. АрсеньевскаяО.Н.Система музыкально-оздоровительно работы в детском саду :занятия, игры, упражнения. Волгоград? Учитель,2011.
  4. Щегловитова А.В. Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной к школе группе.// Музыкальный руководитель, №2 , 2008 год, С 21-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [ц]" буква Ц» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [ц], букве Ц.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию. Тема:"Звуки весны"

В данном конспекте представлен вариант экологической игры.Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цвет...

ООД для старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на тему Звуки весны

ООД  для старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на тему  "Звуки весны"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Звук [Л]. Весна"

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха.Тема занятия: Звук [Л]. Весна.Цель занятия: Автоматизация звука [Л] в прямых слогах, в словах, в предложениях. Активиза...