"Хороводные игры"
консультация по музыке (младшая группа)
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе, об охотнике, ранившим или убившем зверя, об оленихе, потерявшей своих оленят, о весело скачущем воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovodnye_igry_kartoteka.docx | 20.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Хороводные игры
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе, об охотнике, ранившим или убившем зверя, об оленихе, потерявшей своих оленят, о весело скачущем воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни.
Хороводные игры исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко, считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.
Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода.
Для чего нужны игры с пением?
Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.
В основе большинства игр- народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного интонирования.
Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.
Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он запоминается в процессе игрового действия.
Главное – это выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность.
Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Надо сказать, хороводные игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности детей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки, выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.
«Барашек»
Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»
Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Скорее догоняй.
С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.
«Каравай»
Как на Машины именины (дети идут по кругу)
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой
«Солнышко и дождик»
Дети идут по кругу и проговаривают:
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши).
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! (Ритмично притоптывают на месте).
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (Ритмично хлопают в ладоши).
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик.
Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.
«Ходит Ваня»
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
ходит Ваня. ходит Ваня
ищет Ваня, ищет Ваня,
для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
для себя дружочка
Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего игра продолжается.
«Пузырь»
Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.
Раздувайся пузырь
раздувайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся
он летел, летел, летел
Да за веточку задел
ш-ш-ш. лопнул пузырь
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь» . Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш.
«Мы матрешки»
Цель игры. Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас чистые ладошки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые сапожки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые платочки.
мы матрешки, вот какие крошки.
побежали. побежали все мы по дорожке.
Большие и маленькие ножки
Возьмитесь с детьми за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ топ топ то топ,
Топ топ топ то топ
В лесу родилась елочка
Под запись песни «В лесу родилась елочка», поводите с детьми хоровод вокруг ёлки или рядом с ней, выполняя движения по тексту:
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была!
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"
Матрешки
Включите музыку и поводите с детьми хоровод:
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся)
Встали, (встаем)
Себя показали.
Попрыгали, (прыгаем)
Потопали (топаем)
В ладошки мы похлопали (хлопаем).
Снежок
На мотив («как на тоненький ледок»)
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок (идут по кругу)
Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)
Будем весело плясать,
будем ручки согревать (потирают ладони)
Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)
Будем прыгать веселей (пружинки)
Чтобы стало потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем.
«Зайка»
Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.
Зайка, зайка, что с тобой
ты совсем сидишь больной
встань, попрыгай, попляши.
твои ножки хороши.
Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.
«Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
хороводные игры и хороводы в детском саду
Здесь собраны хороводные игры и хороводы всех возрастов...
Хороводная игра
Цель: научить медленно, передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Взрослый начинает игру....
"Хороводные игры"
Игры с детьми дают положительные эмоции, развивают воображение и интеллектуальные способности Они облегчают адаптацию детей в группах.Дети получают новый опыт, развивают социал...
ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...
Семинар ИГРА. Народные, фольклорные, хороводные игры.
Небольшой семинар для родителей, о пользе игр....
Картотека игр. Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Народные - хороводные игры
Игры, направленные на социально-личностноеи социокультурное развитие дошкольниковСТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...
Деловая игра. Тема: "Хороводные игры как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Для воспитателей детского сада....