Дополнительная образовательная программа развивающих занятий «Капельки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста
рабочая программа по музыке (подготовительная группа)

Макурина Светлана Таллгатовна

Программа дополнительного образования «Капельки» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для занятий педагога с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  Программа направлена на развитие музыкальности, интеллектуальное и мотивационно-волевое развитие дошкольников и младших школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kapelki.docx80.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей центр детского творчества «Горизонт»

Утверждена        решением

 Педагогического         совета

№  __от ________201__года

Председатель  ПС директор

      __________М.А.Кириллова

«__» __________201     года

Дополнительная образовательная программа

развивающих занятий «Капельки»

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор     программы –

педагог дополнительного  

 образования :

                                                Макурина Светлана Таллгатовна

г. Ярославль, 2015 г.


«Целью всякого воспитания должнобыть создание

                                деятельной личности в лучших идеала хобщественной жизни,

                                                                      в идеалах истины, добра и красоты».

В. Бехтерев

Пояснительная записка.

Направленность

Программа дополнительного образования «Капельки» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для занятий педагога с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  Программа направлена на развитие музыкальности, интеллектуальное и мотивационно-волевое развитие дошкольников и младших школьников.

Актуальность

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она является одним из прекрасных и очень сильных средств развития и воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку так, как мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Кроме того, именно через музыку, ребенок учится выражать свои чувства. Музыкальное искусство также влияет на различные психические процессы – мышление, воображение, - на познавательные способности. В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в  детстве положительно влияют   на  формирование физиологических и  анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном  развитии. Также, исследователями отмечено заметное влияние музыкальных занятий на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации,  и способности концентрировать  внимание.

Программа существует уже 15 лет. За это время в нее внесено немало дополнений и изменений, начиная с названия. Последние изменения произошли в 2014 году.

Педагогическая целесообразность

В настоящее время проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные -  употребление  родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша, но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет  бытовые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора и компьютера: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность  к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредотачиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес  к творческой игре.

Мы убеждены, что развитие музыкальных способностей ребенка должно быть обязательной составляющей общей системы развития и воспитания ребенка. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности. В данном случае дошкольный и младший школьный период  развития ребенка  очень важен, так как именно в это время у него формируются социальные мотивы поведения, его духовный мир. Таким образом, развитие личности ребенка, его характера и интеллекта зависит от того, как будет выстроен воспитательный процесс в целом, какие жанры искусства и какие методы будут при этом использованы. Желание творить – внутренняя потребность ребенка. Соприкосновение с музыкальным искусством в практической деятельности приносит ребенку радость сотворчества и познания мира.  В творчестве же наиболее активно формируются многие психологические процессы, которые в будущем обеспечат ребенку успешное обучение в школе.

Отличительные особенности  программы

Программа разрабатывалась с учетом основных положений образовательных программ детских дошкольных учреждений («Детство», «Ладушки», «Радуга»), а также авторских программ таких педагогов, как Т.А.Рокитянская, Т.Э.Тютюнникова, И.Домогацкая, А.И.Буренина, О.П.Радынова, С. и Е.Железновы, В.А.Петрова, С.Лазарев, фонопедический метод развития голоса В.Емельянова, Т.Боровик.

В программе «Капельки» предусматривается прохождение ребенком двух образовательных ступеней: «Будем с музыкой дружить» и «Музыкальная мозаика».  Ступени взаимосвязаны между собой, т.к. подразумевают поэтапное усложнение,  расширение  знаний в соответствии  с возрастом ребенка.  В зависимости от индивидуальных возможностей и желания родителей ребенок может заниматься по данной программе в течение нескольких лет  или ограничится одной ступенью.

Главный акцент ступени «Будем с музыкой дружить»,сделан на то, что дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом.

Ступень «Музыкальная мозаика» ориентирована не  только  на получение новых знаний и  умений,  но и актуализацию уже имеющихся,  на формирование способности применять эти знания в смоделированных учебных ситуациях.  Так как в возрасте от 5 до 10 лет происходят координация слуха и голоса, музыки и движений, практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, складывается эстетическое отношение к пению и музыке вообще.

Цель программы

развивать музыкальные способности и  реализовать творческий потенциал детей. Помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Основные задачи программы:

  • бережно ввести ребенка в мир музыкального искусства, сделав этот ввод интересным, желанным, занимательным, личностно окрашенным и значимым;
  • воспитание интереса и любви к музицированию;
  • развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и воспринимать музыку;
  • приобщение детей к русской народной традиционной и мировой музыкальной культуре;
  • освоение приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
  • развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
  • формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения, лидерских качеств.

Возраст детей

Программа «Капельки» рассчитана на детей 5-10 лет. Формирование групп осуществляется по возрастному признаку, т.е. отдельно группы детей 5-7 лет, 7-8 лет, и 9-10 лет.

Сроки реализации

Обучение состоит из 64х занятий, 2 раза в неделю в течение десяти месяцев (сентябрь-май)

Формы и режим занятий

Продолжительность занятия с детьми  – 45 мин, с обязательным переключением видов активности детей.

Ожидаемые результаты

Результативность программы определяется по окончании прохождения цикла занятий с помощью психологических диагностических методик оценки музыкального развития ребенка (И.Е.Домогацкая), которые включаются фронтально в структуру последних занятий. Ожидаемыми результатами являются:

  • Позитивная динамика развития ребенка относительно начала обучения  в группе;
  • Повышение уверенности в своих возможностях и формирование адекватной самооценки;
  • Позитивная динамика в развитии навыков внимания и  произвольности (увеличение интервалов устойчивого внимания, соблюдение групповых правил и норм  поведения).
  • Проявление эмоционально-волевых, эмоионально-выразительных знаний, умений и навыков.
  • Проявление сенсорно-двигательных умений и навыков.
  • Владение певческими умениями и навыками.
  • Интерес к игре на детских музыкальных инструментах, техничность исполнения.

Критерии оценки

Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для ее успешного осуществления. Центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку. Ядро музыкальности составляют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Ладовое чувство проявляется у детей при восприятии музыки как  эмоциональное переживание. В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является любовь и интерес к музыке. Музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху (голосом или на музыкальном инструменте). Эта способность включает в себя память и воображение. Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку (по О.П.Радыновой).

Критерии оценки уровня развития музыкальности детей в процессе занятий по программе представляют собой следующую систему. Эмоциональная отзывчивость является показателем развития интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности, выразительности исполнения. Она может быть оценена по внешним проявлениям детей во время слушания музыки – продолжительности слушания, моторно-двигательным реакциям. Развитие музыкального мышления является одновременно показателем интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, музыкально-образовательных знаний, эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности. Это могут быть высказывания детей  о характере музыки, смене настроений в частях произведений; определение жанров, средств музыкальной выразительности, оценочные суждения о красоте музыки, предпочтения, оригинальность творческих проявлений. Музыкально-образовательные знания детей определяются по ответам на систему вопросов о музыкальных инструментах, о композиторах, самой музыке, жанрах, средствах выразительности. Проявление воображения можно проследить на примере образности высказываний о характере музыки, по степени оригинальности и выразительности исполнения творческих импровизаций в различных видах музыкальной деятельности – пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

Сформированность музыкально-слуховых представлений определяется, прежде всего, в процессе исполнения вокальных музыкальных произведений и упражнений. Учитываются чистота интонирования, использование правильного певческого дыхания, четкая дикция, артикуляция, эмоциональная передача образа. Кроме того, важно освоение детьми комплексов дыхательной и артикуляционной гимнастики и точное выполнение фонопедических и логоритмических упражнений.

Чувство ритма диагностируется в музыкально-ритмических движениях и элементарном музицировании на детских музыкальных инструментах. Учитываются характерно обоснованный выбор инструмента для оркестровки конкретного произведения, способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его, синхронно с музыкой и в соответствии с текстом выполнять импровизационные, либо указанные педагогом движения.

Развитие речевых навыков прослеживается в ходе бесед с детьми, обращается внимание на умение задавать вопросы и отвечать на них, умение пересказать небольшой текст, использование словаря эстетических эмоций, на правильное построение предложений, на объем словарного запаса. Также прослеживается сформированность навыков правильного произношения звуков, чистоты речи, дикции.

Дети за активное участие в занятии или выполнение определенных заданий по темам, предложенным педагогом, демонстрацию сформированных знаний, умений и навыков  получают в свою «Музыкальную копилку» (небольшой альбом, либо тетрадь) цветной штамп в виде сердечка, солнышка, улыбающейся рожицы и т.п. В зависимости от количества штампов (2-3, 4-6, 7-8) ребенок получает в конце каждого учебного месяца на обложку «Музыкальной копилки» цветную наклейку определенного рисунка . Соответственно, педагог по обложке дневника может проследить на каком уровне находится развитие каждого ребенка по каждой теме.


Содержание программы и структура проведения занятия.

Изложение содержания программы представлено нами в виде двух ступеней. Работа с детьми над содержанием, которое обозначено в первой ступени может занимать, по опыту, разное количество времени, которое зависит от состава группы, условий занятий, возраста детей. Предполагается, что переход ко второй и третьей ступени целесообразен и возможен лишь после практического и полного усвоения содержания первой ступени. Педагог сам принимает решение о переходе на вторую ступень обучения, в зависимости от готовности к этому детей.

Все виды деятельности, используемые на занятиях, способствуют формированию у детей музыкальной культуры, стойкого интереса к музыке, положительного отношения к основным музыкальным видам деятельности, активному участию в них. Познавательный, развивающий материал подается в игровой форме. На занятиях используются такие виды музыкальной деятельности как импровизация (инструментальная, пластическая, художественная, ритмическая); вокальная мелодекламация и импровизация, пение; слушание и анализ музыкальных произведений; игра на музыкальных инструментах; слушание и пересказ познавательного материала (рассказы, сказки) с опорой на музыкальное сопровождение, подвижные музыкальные игры. Также постоянной составляющей любого занятия является гимнастика (дыхательная,  пальчиковая, артикуляционная, фонопедические упражнения по методу В.Емельянова).

Учитывая возрастные особенности детей, изучая музыкально образовательный материал, знакомя с музыкальными произведениями, мы предлагаем опираться на близкие и понятные детям темы – природа (животные, птицы, растения, насекомые), времена года, календарные праздники, семья, любимые игрушки. Это дает возможность расширить представления ребенка об окружающем мире, развить речь, сформировать умение классифицировать, обобщать и анализировать. В планировании музыкальных занятий по разделам изучаемых ежегодно тем (лады в музыке, средства музыкальной выразительности, времена года в музыке, музыкальные инструменты, жанры) мы использовали принцип концентрического наращивания материала. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. В то же время, используя близкие и доступные образы и предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни, становится легче и естественней общение с искусством. Основная цель занятий музыкой - развить музыкальные способности детей и приобщить  к миру музыкального искусства через овладение всеми доступными им видами музыкальной деятельности; а также реализовать в процессе занятий творческий потенциал детей, расширить их знания об окружающем мире. В процессе работы над различными упражнениями, в овладении новыми видами музыкальной деятельности на занятиях по музыке у детей развиваются музыкальный и ритмический слух, голосовой аппарат, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, мышление, речь, интеллект. Использование элементов импровизации развивает воображение и творческие способности ребенка.

Занятие носит комплексный характер, т.е. в нем  представлены задания на развитие  всех перечисленных выше направлений.


Схема построения занятия.

  1. Процедура «настройки», вхождения в занятие, вводная песенка игра.
  2. Музыкальное приветствие, песенка-игра с колокольчиками.
  3. «Время новостей» - беседа с детьми о том, что произошло в их жизни за неделю.
  4.  Ритмическая слуховая игра, фонопедические, дыхательные, вокальные, артикуляционные, логоритмические упражнения.
  5. Основная тема занятия, введение новой информации. Музыкальная игра, закрепляющая новый материал.
  6. Работа над репертуаром (пение, танец, игра на детских муз.инструментах в оркестре).
  7. Песенка-игра с движениями на развитие крупной и мелкой моторики.
  8. Подведение итогов занятия, песенка-прощание в кругу.

Содержание всех видов заданий на занятии по возможности объединено обсуждаемой темой, что делает все занятие целостным и способствует лучшему усвоению материала.

Исходя из  целей программы и ее содержания, предусматривается решение следующих задач:

  • формирование стойкого интереса и положительного отношения к различным видам музыкальным  видам деятельности (слушание музыки, музицирование, пение и т.д.);
  • побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
  • развивать музыкальный слух, ритм, память, пластику, восприятие;
  • развивать музыкальное мышление, творческую активность и воображение;
  • развивать память, внимание, мышление детей;
  • развивать речь детей, пополнять и активизировать словарь;
  • развивать голосовой аппарат, формировать правильную дикцию, артикуляцию; способствовать оптимизации развития и охране детского голоса, профилактике простудных заболеваний и заболеваний органов дыхательной системы;
  • формировать начальные вокальные навыки,
  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания и нервной системы;
  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • развивать исполнительское и актерское мастерство, желание участвовать в концертной деятельности;
  • осуществить поэтапное освоение детьми различных видов музыкальной деятельности по возрастным группам.


Общие задачи: вовлечь детей в стихию музицирования, пения и танца с использованием звучащих жестов, пения, импровизированного движения, пантомимы и инструментов, подвижных музыкальных и пальчиковых игр, сказок-шумелок, ритмических танцев. Заинтересовать их этой деятельностью. Пробуждать двигательные реакции на музыку как основы ее эмоционального переживания. Развивать стабильное чувство равномерной метрической пульсации. Формировать элементарные навыки взаимодействия в группе. Импровизировать в доладовых и доритмических формах: «поиграй как хочешь на этом инструменте», «сыграй свою музыку».

Музыкальный материал: русский народный потешный, игровой, календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, гавот, марш, экосез и т.п.)

Средства обучения: музыка, пение, речь, движение, театрализованная игра.

Детьми используются, в основном, шумовые и ударные инструменты. Мелодические ударные (ксилофоны), металлофоны включаются лишь изредка и элементарно (выдержанный басовый звук, глиссандо, спонтанная творческая игра звуками)

Ступень «Будем с музыкой дружить» (5-7 лет)

Цели и задачи года:

развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации (в музыке умеренного темпа), формировать телесные ощущения выразительных средств музыки через движение и игру: музыкальных темпов (быстро-медленно), контрастной динамики (громко-тихо), контрастной звуковысотности (высоко-низко), контрастных ладов (мажор-минор). Развивать основы интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами, пении; тембрового слуха в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. Формирование эмоционально-радостных ощущений от  активного участия в музыкальной деятельности. Формировать правильную дикцию, артикуляцию.

формировать устойчивое ощущение равномерной метроритмической пульсации, ощущение музыки как временного процесса. Выделять акцент (сильную долю) и играть базовую партитуру (сильная доля на фоне пульса). Пение и подпевание простых детских песенок с голоса и с аккомпанементом. Начальный этап отделения ритма от слова с помощью звучащих жестов. Формирование интуитивных представлений о связи музыки с жизнью через омузыкаленное слово и жест. Освоение ритмических танцев. Формирование начальных вокальных навыков. Звукоподражания на инструментах, пение с инструментальным сопровождением. Тембр, темп, динамика как важнейшие средства выразительности, доступные детям данного возраста. Игры звуками как первая ступень к муз.импровизации. Свободные импровизации на инструментах.

Ступень «Музыкальная мозаика» (7-10 лет)

Цели и задачи года:

Формировать устойчивый навык игры базовой партитуры в двухдольном и трехдольном размерах. Работа над более сложными ритмическими рисунками с использованием четвертных, восьмых и пауз; наложение ритмических рисунков на звучащую пульсацию. Телесно-двигательное и слуховое освоение трехдольности в музыке. Развивать ассоциативность мышления и фантазию. Формирование вокальных навыков. Разучивать облегченные варианты танцев на музыку народов мира как средство обогащения слуховых впечатлений. Исполнять структурно-оформленные сольные импровизации на фоне звучащей музыки (рондо). Импровизировать ритмические последовательности из звучащих жестов в игре «эхо» (ребенок-ведущий). Подводить детей к созданию выразительного образа в вокальных произведениях,  музыкальных драматизациях, в инструментальных и пластических импровизациях.

Общие задачи: всемерно поощрять желание детей самостоятельно музицировать, петь и слушать музыку вне занятий, развивать стремление детей к  самостоятельным музыкальным действиям - участие в концертной деятельности, желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Продолжать изучать элементы музыки в практике творческого музицирования, разучивания вокальных произведений. Использовать разнообразие тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущего к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации. Развивать навыки импровизации: импровизировать и исполнять ритмические остинато как аккомпанемент к песням и речевым пьесам (речь, инструменты, движение, пение). Исполнять ритмический и вокальный канон. Различать на слух размеры две и три четверти: тактировать их, двигаться импровизированно под музыку. Разыгрывать сюжетные и игровые песни. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании музыкально-художественного образа, используя для этой цели инструментальные, песенные и танцевальные импровизации;

Музыкальный материал: русский народный детский и календарный фольклор, фольклор народов мира, танцы народов мира, современная танцевальная музыка; программные авторские миниатюры различного характера («Детские альбомы», части программных сюит). Рондо.

Средства обучения: музыка, пение, речь, движение, театрализованная игра.


Календарно-тематический план на 2015-2016г.г. по программе

«Капельки»

Ступень «Будем с музыкой дружить» (5-7 лет) Занятия 4 часа в неделю

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Инструктаж по технике безопасности

2

1

1

Вводное занятие

2

1

1

Волшебный сундучок Осени

6

3

3

Мир, в котором мы живем

2

1

1

Певческая постановка, посадка, дыхание

2

1

1

Работа  изведением «Паучок», разучивание вокальных упражнений

2

1

1

Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками

4

1

3

Звуки высокие, средние, низкие

2

1

1

Как отражается в музыке наша жизнь

4

1

3

Работа над произведением «Хомячок»

2

1

1

Работа с инструментами шумового оркестра

2

1

1

Работа над дикцией и артикуляцией

2

1

1

Настроение в музыке. Мажор и минор

4

2

2

Работа над унисоном

2

1

1

Работа над произведением «Два утенка»

2

2

Работа над произведением «До чего же грустно!»

2

2

Как беречь голос

2

1

1

Цепное дыхание. Работа над музыкальной фразировкой

2

1

1

Работа над произведением «Снежная песенка»

2

2

Озвучиваем стихи. «Зимнее рондо»

2

2

Музыкально-ритмическое упражнение «Снеговики»

2

1

1

Новогодние чудеса

8

1

3

Где живут в музыке мажор и минор. Выразительные возможности ладов

4

2

4

Волшебный сундучок Зимы

6

2

6

Зимняя музыкальная гостиная

2

2

Мелодия. Виды мелодических линий

6

2

4

Работа над произведением «Человек хороший»

2

2

Интонация

6

2

4

Работа над произведением «Песенка Кащея»

2

2

Динамика – средство выразительности в музыке

6

2

4

Озвучиваем стихи «Тень и тишина»

2

2

Тембр, гармония, регистр – средства выразительности

8

3

5

Птичьи голоса. Работа над произведением «Сосулька и свистулька»

8

3

5

Волшебный сундучок Весны

6

1

5

Весенняя музыкальная гостиная

2

2

Метр и ритм

6

2

4

Жанры в музыке.

2

1

1

Работа над произведением «Прекрасен мир поющий!»

2

2

Темп – средство выразительности в музыке

6

2

4

Работа над произведением «Летний дождик»

2

2

Волшебный сундучок Лета

6

2

4

Музыкальная гостиная «Встречаем лето!»

2

2

Итого

144 часа

45 часов

99 часов


Ступень «Будем с музыкой дружить» (5-7 лет) Занятия 2 часа в неделю

№п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Инструктаж по технике безопасности

1

0,5

0,5

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Волшебный сундучок Осени

3

1

2

Мир, в котором мы живем

2

1

1

Работа  произведением «Паучок», разучивание вокальных упражнений

1

1

Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками

2

1

1

Звуки высокие, средние, низкие

1

0,5

0,5

Как отражается в музыке наша жизнь

2

1

1

Работа над произведением «Хомячок»

1

1

Работа над дикцией и артикуляцией

2

1

1

Настроение в музыке. Мажор и минор

2

1

1

Работа над унисоном

2

1

1

Работа над произведением «Два утенка»

1

1

Работа над произведением «До чего же грустно!»

1

1

Как беречь голос

1

0,5

0,5

Цепное дыхание. Работа над музыкальной фразировкой

1

0,5

0,5

Работа над произведением «Снежная песенка»

1

0,5

0,5

Озвучиваем стихи. «Зимнее рондо»

1

0,5

0,5

Музыкально-ритмическое упражнение «Снеговики»

1

0,5

0,5

Новогодние чудеса

2

1

1

Где живут в музыке мажор и минор. Выразительные возможности ладов

4

2

2

Волшебный сундучок Зимы

4

1

3

Зимняя музыкальная гостиная

1

1

Мелодия. Виды мелодических линий

4

1

3

Работа над произведением «Человек хороший»

1

1

Интонация

3

1

2

Работа над произведением «Песенка Кащея»

1

1

Динамика – средство выразительности в музыке

4

1

3

Озвучиваем стихи «Тень и тишина»

1

1

Тембр, гармония, регистр – средства выразительности

3

1

2

Птичьи голоса. Работа над произведением «Сосулька и свистулька»

1

1

Волшебный сундучок Весны

3

1

2

Весенняя музыкальная гостиная

1

1

Метр и ритм

2

1

1

Жанры в музыке.

1

1

Работа над произведением «Прекрасен мир поющий!»

1

1

Темп – средство выразительности в музыке

2

1

1

Работа над произведением «Летний дождик»

1

1

Волшебный сундучок Лета

4

1

3

Музыкальная гостиная «Встречаем лето!»

1

Итого

72 часа

23 часа

49 часов


Учебно-тематический план

Ступень «Будем с музыкой дружить» (5-7 лет)

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практика

  1. 1

 Волшебный сундучок Осени

4

1

3

  1. \

Мир, в котором мы живем

5

1

4

Новогодние чудеса

4

1

3

Волшебный сундучок Зимы

5

1

4

Транспорт

4

1

3

Птичьи голоса

4

1

3

Волшебный сундучок Весны

5

1

4

Волшебный сундучок Лета

3

1

2

Итого

36 часов

8 часов

24 часа

Ступень «Музыкальная мозаика» (8-10 лет)

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практика

1

Музыка Осени

4

1

3

Есть на свете чудесные страны

6

2

4

Новогодние сюрпризы

4

1

3

Музыка Зимы

6

1

4

Откуда песенка берет начало?

4

1

3

Экзотические животные

4

1

3

Музыка Весны

6

2

4

Музыка Лета

3

1

2

Итого

36 часов

10 часов

26 часов

Содержание разделов   в приложении 1.

Для обобщения полученных знаний и для формирования исполнительских навыков, один раз в сезон по программе проводится открытое занятие для родителей и всех желающих тематическая «Музыкальная гостиная».

Формы работы с родителями

  1. Беседы по окончании учебного занятия.
  2. Индивидуальные приглашения на занятия; обратная связь.


Ступень «Музыкальная мозаика» (8-10 лет)

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практика

1

Музыка Осени

12

5

7

Есть на свете чудесные страны

10

4

6

Новогодние сюрпризы

4

1

3

Музыка Зимы

12

5

7

Откуда песенка берет начало?

6

1

5

Экзотические животные

7

3

4

Музыка Весны

12

5

7

Музыка Лета

9

3

6

Итого

72 часа

27 часов

45 часов

Содержание разделов   в приложении 1.

Для обобщения полученных знаний и для формирования исполнительских навыков, один раз в сезон по программе проводится открытое занятие для родителей и всех желающих тематическая «Музыкальная гостиная».

Формы работы с родителями

  1. Беседы по окончании учебного занятия.
  2. Индивидуальные приглашения на занятия; обратная связь.


Методы и приемы педагогической деятельности

Программа предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, в игровой форме побуждают детей к проявлениям творческой активности в различных видах музыкальной деятельности, в своей совокупности  способствуют развитию музыкальных способностей ребенка, активизируя тем самым, его память, внимание, мышление, речь и другие  познавательные способности, необходимые для последующего успешного обучения.

В процессе занятий по программе широко используются три основных метода – наглядный, словесный и практический. Все три метода тесно взаимосвязаны между собой.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности – наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Основным здесь, безусловно, является наглядно-слуховой метод. Для того, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, сопереживание музыке, необходимо предлагать материал для прослушивания либо в техничном, качественном исполнении педагога, либо использовать на занятиях комплекты аудиопособий. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении соответствующие образы, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Очень эффективен прием цветомузыкальных ассоциаций, когда,  либо общий характер музыкального произведения, либо отдельные средства музыкальной выразительности (лад, темп, тембр) отождествляются с цветными карточками. Дети сами выбирают соответствующие цвета и поясняют, какими ассоциациями обусловлен их выбор. Этот прием помогает ребенку осмыслить особенности музыкального языка конкретного произведения, общее настроение, в процессе пояснений выбора дети активно используют и расширяют словарь эмоций. При изучении длительностей и составлении ритмических рисунков может применяться следующий  прием: детям раздаются карты с изображением нотоносца и необходимое количество пуговиц черного и белого цвета. Дети поют знакомую песенку (лучше выбирать песенки на 1-2х звуках), затем прохлопывают ее ритмический рисунок (он должен быть несложным) и выкладывают пуговицами на  нотоносце, затем прохлопывают еще раз по своим карточкам. Далее, со старшими детьми можно усложнить прием, выкладывая не только ритмический, но и звуковысотный рисунок песенки. При запоминании интервалов на слух можно использовать карточки с рисунками, которые помогают закрепить в памяти звучание интервала. Например, при запоминании кварты используется рисунок петуха.

Словесный метод применяется для углубления восприятия музыки детьми, помогает сделать его эмоционально-осознанным. В то же время словесный метод широко используется для работы по формированию представлений об окружающем мире в рамках тематических разделов программы, способствует расширению кругозора детей, развитию речи. С помощью умело проведенной беседы, подкрепляемой наглядным материалом, педагог не только прививает детям любовь, интерес к музыке, расширяет представление о некоторых явлениях действительности, но и обогащает их внутренний мир, чувства, формирует нравственные качества, интересы. После прослушивания музыкального произведения очень важно начинать беседу с главного – определения эмоционально-образного содержания музыки. Не нужно навязывать  ребенку представление о музыке как о звуковой иллюстрации каких-либо явлений. Музыка должна отражать, а не иллюстрировать их в преставлении ребенка. Неслучайно в тематическом содержании программы музыкально-образовательная работа тесно взаимосвязана с тематическими разделами по окружающему миру. Близкие и понятные предметы, образы и явления раскрываются перед ребенком с новой стороны и представления ребенка о них находят отклик в музыкальной деятельности на занятиях. Так, например, представление о высоких и низких звуках в музыке дается детям на основе тематического материала о диких животных  и птицах.

Практический метод также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями.

Каждый из вышеперечисленных методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление (воспроизводящие и импровизационные упражнения), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способности к  элементарным суждениям и оценкам, развивают творческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке. Кроме традиционных, в обучении по программе, применяются методы ведущих педагогов-специалистов музыкальной педагогики. Метод контрастных сопоставлений произведений (автор О.П.Радынова) позволяет заинтересовать детей, развивает музыкальный слух, восприятие, память, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного воображения. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), пьесы с одинаковым названием (например, два разных дождика), контрастные произведения в пределах одного настроения и др.

Важную роль в развитии музыкальных способностей играет использование метода уподобления характеру звучания музыки (автор О.В. Радынова). Этот метод предполагает активизацию разнообразных творческих действий. На занятиях применяются различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-двигательное, словесное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, полихудожественное.

Моторно-двигательное уподобление звучанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо-пластика, образные и танцевальные движения) помогает ребенку передать характер музыки, удовлетворяет его потребности в движении и является универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого изображения. Этот метод способствует развитию чувства ритма, дифференцировке восприятия. Для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки можно использовать бубны, барабаны, а нежный характер – колокольчикки и маракасы.

Словесное уподобление звучанию музыки может использоваться в виде сказки, которую педагог рассказывает под определенную подобранную музыку, иллюстрирующую сюжетную линию литературного произведения. В этом случае дети вместе с педагогом отмечают изменения в характере музыки, изобразительность инструментальных тембров, выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Можно использовать музыкальное произведение, написанное на определенный сюжет (например, сказка «Золушка» - фрагменты музыки к балету «Золушка» Прокофьева) либо подбирать музыкальное произведение близкое по характеру сюжету литературного произведения. Также можно применять этот метод в работе фрагментарно, то есть выбирать не целое произведение, а наиболее яркие образные фрагменты из знакомых детям книг. Этот метод особенно эффективен при изучении средств музыкальной выразительности. Темброво-инструментальное уподобление звучанию музыки в младшем возрасте (дети 3 лет) представляет собой обсуждение и выбор инструментов, соответствующих характеру произведения с последующей совместной с педагогом инструментальной импровизацией. Дети 4-6 лет выбирают инструменты для оркестровки, меняют их в соответствии с изменениями характера музыки, совместно с педагогом придумывают инструментальные импровизации. Интонационное уподобление звучанию музыки очень важно на занятиях с детьми младшего возраста. Пассивный и активный словарь ребенка 3-4 лет находится в стадии развития. Выразительная интонация пояснений, сходная с переданными в музыке настроениями, является для ребенка эмоциональным ориентиром, способствует пониманию значений слов, осознанию выразительного смысла музыкальной речи. Полихудожественное уподобление характеру музыки позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка разных искусств. Музыкальное произведение может сравниваться с картиной, со стихотворением, в контексте музыкального произведения могут быть использованы различные инсценировки и театрализованные игры, ритмо-пластические импровизации.

Приемы и методы развития музыкальных способностей необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с движением, инсценировкой, вокальным исполнением ит.п.

В музыкально-речевой и музыкально-ритмической деятельности на занятиях, кроме вышеперечисленных методов и приемов, используются также элементы фонопедического метода развития голоса В.Емельянова; упражнения для развития абсолютного музыкального слуха, «сказочки-шумелки», жестовые, подражательные игры и подвижные игры с песенками по методу Е. и С.Железновых; комплексы логоритмической, пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики по методике М.Ю.Картушиной. 


Информационные ресурсы

  1. М.А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей»
  2. Н.Ветлугина «Музыкальный букварь», «Музыкальное развитие ребенка»
  3. О.П.Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников», «Музыкальные шедевры», «Слушаем музыку»
  4. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»
  5. Г.П.Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников»
  6. Н.В.Зарецкая «Календарные музыкальные праздники» для детей раннего и младшего дошкольного возраста, «С танцами и песней встретим праздник вместе» сценарии музыкальных сказок для дошкольников»
  7. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»
  8. О.А.Новиковская «Логоритмика» игры и упражнения в детском саду»
  9. «Воспитание музыкой» из опыта работы педагогов
  10. А.Кленов «Там, где музыка живет»
  11. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду
  12. С.Н.Захарова «Праздники в детском саду»
  13. И.Домогацкая «Первые уроки музыки»
  14. Е.Поплянова «А мы на уроках играем», «Жили-были Трали-вали»
  15. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Музыка и чудеса» музыкально-двигательные фнтазии
  16. Е.А.Гомонова «Веселые песенки для малышей круглый год», «Музыкальный фейерверк» песни для детей 2-8 лет
  17. И.В.Кошмина «Музыкальный букварь» для детей от 5 до 8 лет
  18. А.Пинегин, А.Усачев «Мы играли в паповоз» песни для детей
  19. О.А.Вайнфельд «Музыка, движение, фантазия»
  20. С.Е.Юдина «Мы друзей зовем на праздник» музыкальные сценарии и песни для малышей
  21. Н.А.Михайлова, Н.В.Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»
  22. И.Арсеев «Песни-игры и раскраски для маленьких»
  23. Г.Ф.Вихарева «Песенка, звени!»
  24. Сборник «Музыка для малышей»
  25. Кононова Н.Г «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
  26. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» занятия, игры
  27. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
  28. «Шла коза по мостику» детские игровые песни для детей 4-8 лет
  29. Н.Н.Алпарова, В.А.Николаев, И.П.Сусидко «Музыкально-игровой материал для дошкольников и школьников. Осень золотая» в двух частях.


Приложение 1

Ступень «Будем с музыкой дружить» (5-7 лет)

Тематический раздел  «Волшебный сундучок Осени»

Ввести детей в мир музыкального искусства, познакомить с отражением природы, времен года в музыке. Расширить знания детей об окружающем мире на основе материалов об изменениях происходящих осенью в природе, в жизни людей  и  животных. Дать первые представления и впечатления о том, как музыка отражает различные явления действительности – плохую и хорошую погоду,  шум ветра, прощальное пение птиц, улетающих в теплые края;  познакомить  с  изобразительностью в музыке – какие инструменты и какими звуками могут изобразить дождь, шорох падающих листьев, стук поспевающих фруктов, падающих на землю и т.п.

Формировать певческие навыки, умение эмоционально передавать образы, характеры голосом, интонациями, мимикой, навыки выразительных движений, творческие умения, речевые навыки. Развивать умения ритмично и выразительно играть на музыкальных инструментах, слыша и передавая характер музыки.

Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, ритм, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство.

Тематический раздел «Мир, в котором мы живем»

«Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками. Звуки высокие, средние и низкие».

Данные тематические разделы знакомят детей с понятием звуковысотности, регистров, выразительностью и изобразительностью высоких, средних и низких звуков, на основе материала о жизни и повадках диких животных. Дети знакомятся с видами диких животных, местах их обитания, запоминают, кто чем питается и какие имеет особенности; особое внимание уделяется формированию бережного отношения к природе. Вместе с тем,  используется обширный музыкальный материал, на основе которого закрепляются знания об изобразительных и выразительных возможностях разных регистров. Дети закрепляют умение различать на  слух шумовые и музыкальные звуки, осознают взаимосвязь высоких звуков с чем-либо маленьким, изящным, нежным, низких звуков с чем-либо большим, грубым, толстым, средних звуков с изображением человека и выражением его чувств, настроений; самостоятельно обосновывают использование того или иного регистра, в контексте конкретно взятого произведения,, в соответствии с характером произведения подбирают инструменты для оркестровок.

Данный тематический раздел расширяет и закрепляет знания детей о выразительности и изобразительности в музыке, на основе материалов о жизни самих детей, об их радостях и горестях, праздниках и интересных событиях. Дети учатся применять полученные знания на примере простейшего анализа музыкального произведения: определяют настроение (мажор-минор), использования регистров, динамики, определяют на слух, какие преобладали звуки – длинные или короткие, делятся своими ассоциациями по поводу услышанного, рассказывают о своих впечатлениях, о том в какие моменты их жизни могла бы прозвучать та или иная музыка.

Сладкая греза, новая кукла, первая утрата, мама, бабушкина сказка, прогулка, и т.п.

Три подружки Д.Кабалевский

Тематический раздел «Настроение в музыке. Мажор и минор».

Данный тематический раздел знакомит детей с понятием «настроение» в музыке, с ладовой выразительностью и изобразительностью, на основе материалов об изменениях происходящих осенью в природе, в жизни людей  и  животных. Дети получают первые представления и впечатления о том, как музыка отражает различные явления действительности – плохую и хорошую погоду,  шум ветра, прощальное пение птиц, улетающих в теплые края;  знакомятся с  изобразительностью в музыке – какие инструменты и какими звуками могут изобразить дождь, шорох падающих листьев, стук поспевающих фруктов, падающих на землю и т.п. Дети учатся различать на слух мажорный и минорный лад, делают первые попытки обосновать использование лада в контексте конкретно взятого произведения.        

Тематический раздел «Новогодние чудеса»

Долгие и короткие звуки. Простые ритмические рисунки.

Данный тематический раздел знакомит детей с длительностями музыкальных звуков (половинная и четверть), на основе материалов об изменениях происходящих весной в природе, в жизни людей  и  животных. Дети получают первые представления о том, что музыкальные звуки различны по длине, и благодаря этому могут отображать различные музыкальные образы;  впечатления о том, как музыка отражает различные явления действительности – плохую и хорошую погоду,  пробуждение природы, таяние льдов, журчание ручья, цветение первых весенних цветов; продолжают знакомиться с  изобразительностью в музыке – какие инструменты и какими звуками, могут изобразить щебет птиц, весеннюю капель и т.п. Дети учатся различать на слух длинные и короткие музыкальные звуки, делают первые попытки обосновать использование музыкальных звуков различной высоты в контексте конкретно взятого произведения. Знакомство с понятием простейшего ритмического рисунка, формирование умения точно воспроизводить тот или иной ритмический рисунок хлопками или на музыкальном инструменте. Теоретический материал отрабатывается на практике на примере музыкальных и логоритмических произведений, связанных по тематике с Новым годом и Рождеством.

Тематический раздел «Где живут в музыке мажор и минор. Выразительные возможности ладов»

Дать представление о настроении в музыке, о ладовой выразительности и изобразительности на основе музыкальных образов и характеров из жизни самих детей, их радостях и горестях, праздниках и интересных событиях. Формировать умение определяют настроение, характер музыки, делиться своими ассоциациями по поводу услышанного, рассказывать о своих впечатлениях, о том в какие моменты их жизни могла бы прозвучать та или иная музыка.

Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, ритм, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство; формировать певческие навыки.

Развивать умение, слушая и исполняя музыку, сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в пьесах и песнях.

Формировать навыки различать на слух мажорный и минорный лад, самостоятельно обосновывать использование того или иного лада в контексте конкретно взятого произведения, в соответствии с характером произведения подбирать инструменты для оркестровок.

Тематический раздел «Волшебный сундучок Зимы»

Расширить знания детей об окружающем мире на основе материалов об изменениях происходящих весной в природе, в жизни людей  и  животных.

Дать представления о том, как в музыке отражается зима – плохую и хорошую погоду,  завывание бури, снегопад, продолжать знакомство с  изобразительностью в музыке – какие инструменты и какими звуками, могут изобразить катание на санях с горы, кружение снежинок, скольжение по льду на коньках и т.п.

Развивать музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Формировать певческие умения и навыки, учить исполнительскому и актерскому мастерству, развивать желание участвовать в концертной деятельности на материале новогодних и рождественских праздников.

Тематический раздел «Мелодия. Виды мелодических линий»

Знакомство с мелодией как средством музыкальной выразительности. Зависимось мелодической линии от передаваемого образа. Знакомство с плавной, скачкообразной мелодической линией.

Тематический раздел «Интонация»

Знакомство с понятием интонации. Интонация в речи и в музыке.

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, пение птиц, шорох листьев, порывы ветра), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Раскрывать возможности отдельных выразительных средств в создании образа.

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой).

Расширять знания о временах года, о природе (животных, птицах, растениях, насекомых). Развивать образную речь в поисках и применении метафор, эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, живописи, поэзии.

Побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

Обучать детей вокально-хоровым навыкам и умениям (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования). Побуждать детей к творчеству, применяя систему творческих заданий. Обучать детей навыкам музыкально-ритмических движений, развивать пластику, выразительность элементарных танцевальных и образных движений. Развивать чувство ритма. Побуждать детей к танцевальному творчеству, применяя систему творческих заданий.

Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, обучая игре на музыкальных инструментах.

3.Жанры в музыке. Вальс и полька. Марш.

Данный тематический раздел знакомит детей с основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш) и особенностями их музыкального языка (ритмопластические движения, особенности мелодии, звуковедения, на основе материалов о жизни самих детей, о традициях проведения новогодних и рождественских праздников. Дети получают первые представления о том, что музыкальные произведения представляют собой тот или иной жанр, и благодаря этому музыка может отображать различные музыкальные образы.   Вместе с тем,  используется обширный музыкальный материал, на основе которого дети могут закрепить знания об особенностях жанров. Дети знакомятся с контрастными по характеру танцами: вальсом и полькой, изучают разновидности маршей; учатся различать музыкальные произведения по жанрам, отмечают особенно яркие проявления жанровости (ритмический рисунок, мелодическая линия и т.д.). В оркестровках подбирают соответствующие музыкальные инструменты и учатся подчеркивать характер музыки, в ритмопластических играх и этюдах учатся передавать характер музыки образными движениями.

4.Тематический раздел «Волшебный сундучок Зимы»

Жанры в музыке. Песня. Композиторские и народные песни.

Данный тематический раздел знакомит детей с музыкальным жанром песни, с отличительными особенностями песни композиторской и народной и особенностями их музыкального языка, на основе материала об изменениях происходящих зимой в природе, в жизни людей  и  животных. В основном используется композиторский песенный материал, разновидности народных песен даются в ознакомительном порядке с привязкой к календарному празднику Масленицы. В музыкально-ритмической деятельности дети сочиняют оркестровки к разучиваемым произведениям, украшая их. Сами подбирают инструменты и фантазируют в плане двигательных импровизаций.

5.Тематический раздел «Транспорт»

Первые представления о динамических оттенках.

Данный тематический раздел знакомит детей с динамическими оттенками в музыке, на основе материалов об изменениях происходящих летом в природе, в жизни людей  и  животных. Дети получают первые представления о том, что музыкальные звуки могут быть различными по силе, и благодаря этому могут отображать различные музыкальные образы;  впечатления о том, как музыка отражает различные явления действительности – плохую и хорошую погоду,  цветение садов, восход и закат солнца; продолжают знакомиться с  изобразительностью в музыке – какие инструменты и какими звуками, могут изобразить щебет птиц, радугу, жужжание насекомых, кваканье лягушки, стук дятла, писк комара и т.п. (звукоподражание звукам природы активно используется в вокальных упражнениях). Вместе с тем,  используется обширный музыкальный материал, на основе которого дети могут закрепить знания об изобразительных и выразительных возможностях динамики. Дети учатся различать на слух громкую и тихую музыку, делают первые попытки обосновать использование музыкальных звуков различных по динамике в контексте конкретно взятого произведения. В оркестровках определяют на слух динамически разные части и исполняют оркестровку с соответствующими динамическими оттенками. После прослушивания музыкального произведения (совместно с педагогом) дети анализируют его с точки зрения настроения,  использования регистров, динамики, определяют на слух какие преобладали звуки – длинные или короткие.

Звуки короткие и длинные. Длительности: половинная, четверть и восьмая.

Данный тематический раздел расширяет и углубляет представления детей о длительностях музыкальных звуков (половинная, четверть и восьмая), на основе материалов об окружающем мире – городе, в котором мы живем, видах транспорта, встречающихся на улицах города. Дети закрепляют знания о том, что музыкальные звуки различны по длине, и благодаря этому могут отображать различные музыкальные образы;  впечатления о том, как музыка отражает различные явления действительности; продолжают знакомиться с  изобразительностью в музыке – какие инструменты и какими звуками, могут изобразить гудки парохода, сигнал автомобиля, шорох шин, перестук колес поезда и т.п. Дети учатся различать на слух длинные и короткие музыкальные звуки, обосновывают использование музыкальных звуков различной длительности в контексте конкретно взятого произведения, продолжают составлять и  воспроизводить простые ритмические рисунки, благодаря чему формируется умение точно исполнить тот или иной ритмический рисунок хлопками или на музыкальном инструменте.

6. Тематический раздел «Птичьи голоса».

Динамические оттенки форте и пиано. Их изобразительность и выразительность.

Данный тематический раздел расширяет и углубляет представления детей о  динамических оттенках в музыке, на основе материалов о птицах, их разновидностях, местах обитания, особенностях поведения.и  животных. Дети знакомятся с терминами форте и пиано, изучают выразительные и изобразительные возможности динамики в процессе создания музыкального образа. Дети закрепляют умение различать на слух громкую и тихую музыку, обосновывают использование различной динамики в контексте конкретно взятого произведения. В оркестровках определяют на слух динамически разные части и исполняют оркестровку с соответствующими динамическими оттенками, сочиняют сказки-шумелки с использованием контрастных динамических оттенков.

После прослушивания музыкального произведения (совместно с педагогом) дети анализируют его с точки зрения настроения,  использования регистров, динамики, определяют на слух какие преобладали звуки – длинные или короткие.

7. Тематический раздел «Волшебный сундучок Весны»

Быстрый и медленный темп.

Данный тематический раздел знакомит детей с различными темпами (быстро, медленно, неторопливо) в музыке, на основе материалов об изменениях происходящих весной в природе, в жизни людей  и  животных. Дети получают представление о том, что музыка может быть быстрой и медленной, либо неторопливой в зависимости от музыкального образа, характера, настроения музыкального произведения. Формируются представления об изобразительных возможностях темпа: быстрая музыка ассоциируется с движением, активностью, весельем, взволнованностью; медленная – с покоем, созерцательностью, грустью. В процессе занятий  используется обширный музыкальный материал, на основе которого дети могут закрепить знания об изобразительных и выразительных возможностях темпов. Дети учатся различать на слух быструю и медленную музыку, обосновывают использование различных темпов в контексте конкретно взятого произведения. В оркестровках определяют на слух разные по темпу части и исполняют оркестровку в соответствующем темпе. После прослушивания музыкального произведения (совместно с педагогом) дети анализируют его с точки зрения настроения (мажор-минор),  использования регистров, динамики, темпа.

8. Тематический раздел «Волшебный сундучок Лета»

Как музыка рассказывает? Обобщение знаний о средствах музыкальной выразительности и музыкальных жанрах.

Данный тематический раздел обобщает и закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности ( лад, темп, динамика, регистр) и музыкальных жанрах и их особенностях. Дети закрепляют полученные знания, умения и навыки в процессе работы над вокальным репертуаром, анализируя прослушанные музыкальные произведения, в творческих заданиях в виде инструментальных, вокальных, двигательных, цветовых импровизациях.

», «Волшебный  сундучок Весны», «Волшебный сундучок Лета»

Ступень «Музыкальная мозаика» (8-10лет)

1.Тематический раздел «Музыка Осени».

Данный тематический раздел углубляет и закрепляет знания детей о понятии «настроение» в музыке, знакомит с терминами «мажор» и «минор», с ладовой выразительностью и изобразительностью, на основе материалов об изменениях происходящих осенью в природе, в жизни людей  и  животных. Дети учатся различать на слух мажорный и минорный лад, используя цветомузыкальные ассоциации, рассуждают об обосновании использования мажора или минора в контексте конкретно взятого произведения.        

Певческая постановка и посадка. Певческое дыхание.

Используя материал по развитию речи, связанный с расширением представлений  об осени как времени года, в данном тематическом разделе обобщаются и закрепляются знания, умения и навыки, связанные с певческой постановкой, посадкой и певческим дыханием. Также в этом разделе уделяется большое внимание осознанию детьми важности овладения правильной дикцией и артикуляцией, формирования правильного, красивого певческого звука и чистоты интонирования.

2. Тематический раздел «Есть на свете чудесные страны».

Танцы. Старинные танцы: менуэт, полонез, мазурка. Танцы народов мира.

Используя материал по развитию речи, связанный с расширением представлений  о разных странах мира и их музыкальной культуре, в данном тематическом разделе дети знакомятся со старинными танцами – менуэтом, полонезом и мазуркой, осваивают особенности их музыкального языка, основные движения. Сравнивают их сизученными ранее, вальсом и полькой, находят сходство и различия. В ознакомительном порядке изучают особенности нескольких танцев разных стран (испанский, русский, восточный). Продолжается работа по закреплению знаний, умений и навыков, связанных с певческой постановкой, посадкой, певческим дыханием, правильной дикцией и артикуляцией, формированием правильного, красивого певческого звука и чистоты интонирования.

3.Тематический раздел «Новогодние сюрпризы».

Мелодия. Штрихи легато и стаккато. Их изобразительные и выразительные возможности.

Используя материал по развитию речи, связанный с тематикой новогодних праздников, разучивая песни и музыкальные игры, слушая музыку, связанную с новогодними и рождественскими праздниками, в данном тематическом разделе дети знакомятся с понятием мелодия, штрихами легато и стаккато (плавная и отрывистая мелодия). В  вокальный материал занятий включаются упражнения и произведения, формирующие навыки исполнения мелодии на легато и стаккато. Закрепление нового материала также проходит в процессе слушания музыки, когда дети знакомятся с  изобразительными и выразительными возможностями легато и стаккато, учатся различать их на слух, обосновывают использование различных штрихов в контексте конкретно взятого произведения.

4.Тематический раздел «Зимние забавы»

Темп. Его выразительные и изобразительные возможности.

Используя материал по развитию речи, связанный с расширением представлений  о зиме, как о времени года, данный тематический раздел расширяет и углубляет представления детей о темпах (быстро, медленно, неторопливо) в музыке. Дети получают представление о том, что музыка может быть быстрой или  медленной, либо неторопливой в зависимости от музыкального образа, характера, настроения музыкального произведения; что на протяжении одного и того же произведения темп может изменяться несколько раз, постепенно ускоряясь или замедляясь в зависимости от сюжетной линии или развития образа. Закрепляются представления об изобразительных возможностях темпа: быстрая музыка ассоциируется с движением, активностью, весельем, взволнованностью; медленная – с покоем, созерцательностью, грустью. В процессе занятий  используется обширный музыкальный материал, на основе которого дети могут закрепить знания об изобразительных и выразительных возможностях темпов. Дети учатся различать на слух быструю и медленную музыку, ускорение или замедление темпа, обосновывают использование различных темпов в контексте конкретно взятого произведения. В оркестровках определяют на слух разные по темпу части и исполняют оркестровку в соответствующем темпе. После прослушивания музыкального произведения (совместно с педагогом) дети анализируют его с точки зрения настроения (мажор-минор),  использования регистров, динамики, темпа, штрихов.

5. Тематический раздел «Откуда песенка берет начало?»

Жанр песни. Песня народная и композиторская. Колыбельные, обрядовые, плясовые песни.

Тематический раздел расширяет и углубляет знания детей о жанре песни, знакомит с ее разновидностями - колыбельные, обрядовые, плясовые песни. Рассматриваются истоки возникновения народных песен, их взаимосвязь с календарными праздниками. В  вокальный материал занятий включаются упражнения и произведения, представляющие собой различные виды песен, дети получают знания о том, какие песни к каким календарным праздникам были придуманы, каковы особенности их музыкального языка. Продолжается работа по закреплению знаний, умений и навыков, связанных с певческой постановкой, посадкой, певческим дыханием, правильной дикцией и артикуляцией, формированием правильного, красивого певческого звука и чистоты интонирования.

6.Тематический раздел «Экзотические животные»

Что такое симфонический оркестр. Тембр.

Сен-Санс «Карнавал животных».

Используя материал по развитию речи, связанный с расширением представлений  о местах обитания, повадках и особенностях экзотических животных, данный тематический раздел знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. В ознакомительном порядке дети получают знания о тембрах, их выразительности и изобразительности. В  вокальный материал занятий включаются упражнения и произведения, представляющие собой звукоподражание тембрам различных музыкальных инструментов. В пластические импровизации включаются игры, направленные на подражание игре на музыкальных инструментах. Дети учатся различать на слух различные тембры в музыке, обосновывают использование разных тембров в контексте конкретно взятого произведения.

7. Тематический раздел «Весенняя капель».

Динамические нюансы: крещендо и диминуэндо.

Используя материал по развитию речи, связанный с расширением представлений  о зиме как времени года, данный тематический раздел расширяет и углубляет представления детей о динамических оттенках в музыке. Дети знакомятся с динамическими нюансамикрещендо и диминуэндо; закрепляют представления о том, что музыка может звучать громко или  медленно, в зависимости от музыкального образа, характера, настроения музыкального произведения; что на протяжении одного и того же произведения сила музыки  может изменяться несколько раз, постепенно становясь громче или затихая,  в зависимости от сюжетной линии или развития образа.Закрепляются представления об изобразительных возможностях динамики: громкая музыка ассоциируется с активностью, весельем, уверенностью, торжественностью, взволнованностью; тихая – с покоем, созерцательностью, грустью. В процессе занятий  используется обширный музыкальный материал, на основе которого дети могут закрепить знания об изобразительных и выразительных возможностях темпов. Дети учатся различать на слух быструю и медленную музыку, ускорение или замедление темпа, обосновывают использование различных темпов в контексте конкретно взятого произведения. В оркестровках определяют на слух разные по темпу части и исполняют оркестровку в соответствующем темпе. После прослушивания музыкального произведения (совместно с педагогом) дети анализируют его с точки зрения настроения (мажор-минор),  использования регистров, динамики, темпа, штрихов.Дети закрепляют знания о форте и пиано, о выразительных и изобразительных возможностях динамики в процессе создания музыкального образа, закрепляют умение различать на слух громкую и тихую музыку, обосновывают использование различной динамики в контексте конкретно взятого произведения. В оркестровках определяют на слух динамически разные части и исполняют оркестровку с соответствующими динамическими оттенками, сочиняют сказки-шумелки с использованием контрастных динамических оттенков.

После прослушивания музыкального произведения (совместно с педагогом) дети анализируют его с точки зрения настроения,  использования регистров, динамики, определяют на слух какие преобладали звуки – длинные или короткие.

8. Тематический раздел «Цветик-семицветик»

Музыкальная речь. Обобщение знаний о средствах музыкальной выразительности (лад, динамика, темп, тембр, регистр).

Данный тематический раздел знакомит детей с понятием музыкальной речи, как объединяющего центра, в который входят изученные детьми средства музыкальной выразительности. Педагог может предложить  на занятии творческую ситуацию-поиск, в которой детям предлагается стать композиторами. Дети, рассуждая совместно с педагогом, о чем будет произведение, какой выбрать лад, темп, динамику, регистр, тембры каких инструментов, из известных им элементов музыкальной речи «выращивают» этот «цветик-семицветик» и имя ему – музыкальная речь. Закрепление материала по данному разделу включает в себя разноплановые творческие задания (досочинить мелодию, придумать образные движения, сравнить две разные пьесы с одним названием и т.п.), музицирование с опорой на знания о музыкальной речи. Также немаловажно обсудить с детьми роль исполнителя музыкального произведения, ведь от того, насколько точно и ярко он исполнит произведения, насколько верно передаст музыкальную речь, настолько достоверно воспримет слушатель определенное произведение, поймет и услышит в нем то, что хотел донести до слушателя автор – композитор. Именно  поэтому, в рамках этой темы большое внимание уделяется осознанной работе детей над актерским мастерством, исполнительскими навыками, эмоциональности исполнения произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЫПУСКНОЙ 2014» «ВЕСЁЛЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОРОТЫШЕК В ЦВЕТОЧНОМ ГОРОДКЕ», конкурсно – игровая программа с элементами театрализации для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Конкурсно – игровая программа с элементами театрализации для детей дошкольного и младшего школьного возрастаЦЕЛЬ: создать положительный эмоциональный настрой дошкольников (младших школьников) и и...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис

Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....

Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Выпускная квалификационная работа по специальности "Менеджмент организации")

Современное социально-открытое образовательное пространство требует от учреждений социального назначения, муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее вну...

Коррекционная программа "Коррекция проблем общения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов"

Цель:Установление взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми на основе партнёрства и сотрудничества, выравнивание социально-психологической структуры группы.Задачи:1.Приобретение навыков игро...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

Презентация постерного доклада на межрегиональном методическом марафоне "Образовательные инициативы: современные технологии математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Развитие  познавательных способностей  детей дошкольного возраста – эта одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Для решения этой задачи особенно важным является формиров...