Предупреждение и разрешение возможных коммуникативных трудностей на музыкальных занятиях
статья по музыке

Абкаюмова Татьяна Васильевна

в статье описываются приёмы работы для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между детьми на музыкальных занятиях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предупреждение и разрешение возможных   коммуникативных трудностей на музыкальных занятиях.

Согласно современному психолого-педагогическому подходу, работа с детскими конфликтами предполагает:

1.их предупреждение

2.снижение их агрессивной направленности

3. конструктивное разрешение конфликта на основе сотрудничества, солидарности, взаимопонимания

В связи с этим, я руководствуюсь правилом, что конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Считаю, что наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: ссоры между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание. Педагог должен внимательно следить за подобными проявлениями дисбаланса в детском коллективе и реагировать на них во время и с адекватным усилием.

Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций между детьми дошкольного возраста возможно при условии организации соответствующей деятельности – например, это может быть игровая деятельность, как одна из самых эффективных в разрешении конфликта.

В играх со сверстниками дети учатся сообща и творчески управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности, в частности обучающего процесса.

С точки зрения психолога Даниила Борисовича Эльконина, игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе.

Эльконин, отмечал, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры.

Считаю, что игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Для регулирования отношений между собой, детьми используются различные игровые жанры детского фольклора: жеребьевки и считалки, скороговорки, небылицы-перевертыши, дразнилки. В конфликтных ситуациях дети используют свои «прощалки», «мирилки», например:

«Слева друг и справа друг, очень дружный, общий круг. Все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!» или «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись! А если будешь драться, то я буду кусаться! А кусаться нам нельзя, потому, что мы друзья!»

Так же в своей педагогической практике я использую метод  «Я - сообщение», который подразумевает информационный посыл к ребенку, нарушающему дисциплину, примером может служить фраза: «Мне не нравится, когда на музыкальном занятии ребята ссорятся!». После чего, я перехожу к спокойному обсуждение проблемы вместе с детьми, которое, как правило, приводит к мирному её решению. И здесь мне важно следить за тем, чтобы в процессе обсуждения своих мнений и желаний, дети по средствам педагога, смогли найти решение, конфликтной ситуации.

Учитывая, что музыкальный-педагог, ведет свою профессиональную деятельность на поле музыкального и шире эстетического воспитания детей  его занятия по определению представляют собой менее конфликтогенное поле, на котором у ребенка остается меньше возможности на рассеивание внимания, что зачастую может провоцировать конфликты, и тем не менее такие случаи возникают, поэтому профессиональная позиция педагога-музыканта состоит в том, что бы взять на себя инициативу разрешения конфликта для правильного проведения музыкального занятия и удержания внимания ребенка на восприятии музыки, как инструмента нравственного воспитания.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях в ДОУ "

Материал предназначен для музыкальных руководителей,воспитателей и родителей дошкольников....

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"

Статья познакомит с ролью ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста....

Социально – коммуникативная деятельность на музыкальном занятии . «Веселые нотки здоровья»

Социально – коммуникативная деятельностьна музыкальном занятии     «Веселые нотки здоровья»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста....

Развитие коммуникативных навыков на музыкальных занятиях

В данной статье описаны коммуникативные навыки дошкольников на музыкальных занятиях. Как и с помощью чего можно развить эти навыки у детей....

«Трудности детей на занятиях: возможные механизмы возникновения и коррекционные игры»

Используйте таблицу в работе с детьми подготовительных групп. В таблице – список коррекционных игр по речевым трудностям, с которыми сталкиваются дети на занятиях. Также в ней – ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях

Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях...