ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
статья (младшая, средняя, старшая группа)
Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kommunikativnyh_igr_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 26.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Л.С. Телюкина
Музыкальный руководитель
ГАДОУ Детский сад №15 Колпинского района СПб
(Санкт-Петербург, Россия)
Проблема общения детей в современном обществе актуальна. Понятие «общение» тесно связано с понятием коммуникация. Коммуникация является одним из ведущих направлений в процессе формирования личности. Поэтому в программе дошкольного воспитания по ФГОС уделяется большое внимание этому направлению.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Через игру мы решаем все задачи по развитию ребенка. Одной из задач, стоящих перед педагогами, - это помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, формировать и развивать навыки общения, помочь адаптироваться в социуме. Поэтому развивать эти функции нужно с раннего возраста. Развитие таких коммуникативных взаимоотношений в дальнейшем поможет предотвратить такие проблемы, как конфликты и одиночество. Дошкольный возраст является важным периодом для формирования личности ребенка, коммуникативного общения.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга, умение взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Главной целью является развитие навыков общения, формирование доброжелательного отношения между детьми.
Развивать коммуникативные навыки начинаю с раннего возраста. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно оказывает влияние на становление личности детей. Поэтому только путем организованного обучения можно достичь успехов и результатов в развитии общения.
На музыкальных занятиях в младшем возрасте использую приветствие, например: «Ладошечка».
Цель: способствовать установлению теплых, доверительных отношений между педагогом и детьми.
- ай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
2. На ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошеке.
Музыкальный руководитель предлагает показать свои ладошки, дети протягивают их. Музыкальный руководитель на 1 куплет гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки, дети гладят ладошки педагога.
«Здравствуйте, ладошки».
Здравствуйте, ладошки - хлоп, хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки - плюх, плюх, плюх.
Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки (чмокают)
Здравствуйте зубки (стучат)
Здравствуй мой носик - би-би-би
Здравствуйте. Малышки.
Всем: «Привет!»
Дети младшего возраста любят играть в игры. Использую такие игры, как «Разноцветные клубочки», «Флажки» на развитие коммуникативных навыков.
«Разноцветные клубочки»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:
Разноцветные клубочки
Укатились от ребят. – высыпает клубочки
Будем мы сейчас клубочки
Все в корзину собирать.
Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку.
И в корзину положи- обращается к каждому ребенку.
Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разных цветных клубочков».
В младшем возрасте использую коммуникативные танцы. Например: танец «Ты с дружочком становись» (мл. возраст)
1."Ты с дружком становись,
И с дружком покружись
Ля - ля - ля, ля - ля - ля,
И с дружком покружись.
А теперь мы ножкой топнем,
И в ладошки громко хлопнем
Раз, два, три, раз, два, три
На дружочка посмотри!
3.А теперь возьмем друг друга
И пойдем с тобой по кругу
Мы по кругу погуляли
Свою пару потеряли
Раз, два, три ты дружка себе найди. (Дети должны очень быстро поменять партнера).
Обязательно детей нужно похвалить, дать положительную оценку.
В среднем и старшем возрасте использую коммуникативные танцы. Такие как, «Мы с дружочком танцевал», « Я от тебя убегу», «Поссорились - помирились», «Бим-Бам-Бом» а также танцы со сменой партнера: «Побежали парами скорей», «Ищи», «Приглашение».
В старшем возрасте использую коммуникативные игры:
«Зашагали ножки».
1.Зашагали ножки весело по кругу.
Приведут нас ножку по дорожке к другу.
1-2-3 «Здравствуй, говори!»
1-2-3 руку мне пожми.
2.Побежали ножки весело по кругу
Приведут нас ножку по дорожке к другу.
1-2-3 Головкой поклонись
1-2-3 мило улыбнись!
2.Поскакали ножки весело по кругу
Приведут нас ножки по дорогу к другу.
1-2-3 Хлопай веселей.
1-2-3. Обними скорей.
«Улыбка»
( Дети идут по кругу. В центре Фея с волшебной палочкой. )
Фея в гости к нам пришла,
Всем улыбку принесла.
Рот ладошкою прикрыла
И улыбку подарила!
(дети закрывают рот ладошкой, фея взмахивает палочкой, дети отводят руки в сторону и улыбаются)
К нам волшебник приходил,
Всем улыбку приносил.
Рот ладошкою прикрыл –
И улыбку подарил.
( Волшебник или Фея подходит к ребенку с волшебной палочкой, дотрагивается до него).
(Имя ребенка), улыбнись! Всем ребятам поклонись!
Дети любят играть в парах. Это игра «Ладонь в ладонь», «Дрозды», «Ссора»
«Ладонь в ладонь»
(Авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек. Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся парами, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по залу, обходя различные препятствия.
«Дрозды»
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
«Ссора»
(Дети стоят парами, выполняют движения по тексту.)
Два кота сегодня в ссоре-
Когти точат на заборе.
Дыбом шерсть, фырчат, шипят, и царапаться хотят.
Успокойтесь, не сердитесь
И с друг другом помиритесь -
Чем побитыми ходить, лучше в мире добром жить!
(Дети меняются парами)
Применяю на занятиях коммуникативные массажи. Такие как «Таря - Маря», «Хозяин дома?» и др. Так играя, мы, педагоги, помогаем детям раскрепоститься, научиться общаться между сверстниками, со взрослыми.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
Список литературы.
- Агапова Ю. И. Музыкальные коммуникативные игры как средство развития творческих и коммуникативных способностей дошкольников [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://skazka11.ucoz.ru/razrabotki/agapova_tezisy.pdf.
- Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей (Учеб. пособие). — Спб.: Музыкальная палитра, 2004. — 36 с.
- Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях в ДОУ "
Материал предназначен для музыкальных руководителей,воспитателей и родителей дошкольников....
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах
Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...
Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"
Статья познакомит с ролью ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста....
Использование коммуникативных игр в музыкальном воспитании дошкольников
Успешная социализация дошкольника – проблема наиболее актуальная в настоящее время. В работе с дошкольниками мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у д...
Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....
Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях
Использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях...