Педагогическая технология "Развитие вокально-хоровых умений у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке

Шатохина Мария Васильевна

Давно замечено, что в  детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства .Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. 

Голос ребѐнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нѐбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребѐнка требует особого внимания и бережного отношения. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. 

Цель:  Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации в условиях образования ДОУ:

Задачи: 

1. Развивать художественный вкус у воспитанников, способствовать обогащению знаний детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

 2. Способствовать развитию у детей вокальных навыков  и певческих умений.

3. Развить музыкальные способности детей: Ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления.

4. Способствовать пробуждению творческой активности детей;

5. Приобщать детей к концертной деятельности, привить навык сценического поведения.

6.Охранять, беречь голос детей. Научить бережному отношению к своему здоровью, охране голоса.

7. Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.

совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Ведущие теоретические идеи,  и принцыпы данной технологии

-Принцип адекватности, доступности муз. материала:   содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.

 

-Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения . От простого к сложному. В начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

 

-Принцип соразмерности вокально-речевой нагрузки - уровню и состоянию здоровья ребенка. Принцип сохранения здоровья ребенка.

 

-Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.  гармоничного воспитания личности.

-Принцип сотрудничества с воспитателями и логопедом.

-Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

-В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий, развивают двигательные способности, помогают ребенку почувствовать себя в системе "Телесных координат", развивают музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, музыкальный слух.

-Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова также принят  как один из основополагающих. Его фонопедические упражнения имеют положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров. 

- Д. Б. Кабалевский- В своей авторской программе описал использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально – эстетического воздействия. Подчеркивал особую роль активного восприятия музыки, что является «основой музыкально – эстетического воспитания в целом и всех его звеньев».

-Н. А. Ветлугина, Е.Н. Тиличеева - Педагоги- музыканты, практики, последователи идей Д.Б. Кабалевского. Разработали циклы песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребенка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха). Представленный материал внес вклад в овладение элементарными певческими навыками, достижение непринужденности и лёгкости звучания.

- Г.А. Струве - Художественный руководитель.Основоположник хорового движения в России. В своей практической деятельности раскрыл направления детского хорового пения. Авторы разработал  систему ручных знаков, облегчающих процесс вокального развития.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "ЖАРКИ"

Педагогическая технология в развитии вокально – хоровых умений детей старшего дошкольного возраста

Шатохина Мария Васильевна. Музыкальный руководитель- первая квалификационная категория.

1. Целевой раздел:

1.1.Пояснительная записка.

1.2.Цель и задачи технологии  по развитию вокально-хоровых умений.

1.3.Основные принципы обучению пению.

1.4. Планируемые результаты при использовании данной технологии.

2. Содержательный раздел:

2.1.Основные термины и понятия вокально-педагогической технологии.

2.2. Этапы вокально-педагогической технологии. Формы и методы по реализации основных задач технологии.

2.3.Приёмы обучения пению

3. Организационный раздел:

3.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 6 до 7 лет.

3.2. Организация режима вокально-хоровой работы в детском саду.

3.3. План  культурно-досуговых мероприятий .

3.4 Особенности музыкально- развивающей среды (Материально-техническая база)

1. Целевой раздел:

1.1.Пояснительная записка

 Что такое педагогическая технология?

• Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада, эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности (Гогобиридзе А.Г., Деркунская В.А.);

Давно замечено, что в  детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Голос ребѐнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нѐбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребѐнка требует особого внимания и бережного отношения. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению.  Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.

Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое  физическое и психическое здоровье.

Технология по развитию вокально-хоровых умений ориентирована на детей разных возрастных групп, начиная с 1 младшей группы и достигая старшего дошкольного возраста Но в данной работе я остановлюсь более подробно на  старшем дошкольном возрасте.

При разработке данной технологии мной были использованы материалы из разных программ по развитию голоса, а также музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Среди них такие программы и методики:

 1. «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева)

2."Ладушки" (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева)

3."Хоровое Сольфеджио" (автор Г. А Струве)

4. "Дыхательная гимнастика" (автор А.Н Стрельникова)

5. "Учим петь детей"(Автор С. И Мерзлякова)

6."Вокально -хоровая работа в детском саду" (автор М.Ю. Картушина)

7. "Пой, играй, танцуй. Введение в Орф педагогику" Даг Гудкин

1.2.Цель и задачи педагогической технологии

Цель – Формирование эстетической культуры дошкольника посредством приобщения учащихся к вокальному искусству. Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации в условиях образования ДОУ.

Задачи:

  • Способствовать обогащению знаний детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Формирование устойчивого интереса к пению.
  • Обучить детей вокальным навыкам;
  • Развитие слуха и голоса детей.
  • Формирование голосового аппарата детей.
  •   Развить музыкальные способности детей : Ладового чувства, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений , эмоциональную отзывчивость;
  • Охранять, беречь голос детей. Научить бережному отношению к своему здоровью, охране голоса.
  • Приобщать к концертной деятельности (участие в детских мюзиклах, музыкальных концертах, конкурсах.) Привить навыки сценического поведения;
  • Способствовать пробуждению творческой активности детей;
  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
  • Создать комфортный психологический климат для формирования ситуации успеха.

1.3 Основными принципами педагогической технологии развития вокально – хоровых умений детей старшего дошкольного возраста являются :

Принцип адекватности, доступности муз. материала:   содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.

Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения . От простого к сложному. В начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

Принцип соразмерности вокально-речевой нагрузки - уровню и состоянию здоровья ребенка. Принцип сохранения здоровья ребенка.

Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.  гармоничного воспитания личности.

Принцип сотрудничества с воспитателями и логопедом.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи

1.4.Планируемые результаты.

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству .Стремятся к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках)

Поют естественным голосом, протяжно. Произносят отчетливо слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах своевременно начинают и заканчивают песню. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре 1 октавы-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.

Внимательно слушают  музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения;

• Выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

ДИАГНОСТИКА уровня развития певческих умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка

н

с

в

1.

Особенности тембра голоса

В голосе слышен сип и хрип, голос тусклый не выразительный

Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно

В- голос звонкий, яркий

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Неумение пропеть незнакомую мелодию после многократного ее прослушивания

Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 просл.

Пение мало знакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний

3.

Певческий диапазон

Диапазан в пределах 3 звуков

Диапазон в пределах октавы

Диапазон шире по сравнению с нормой.

4.

Различие звуков по высоте

Не различает звуки по высоте

Различение звуки по высоте в пределах октавы

Различение звуков в пределах квинты, сексты

5.

Навыки выразительной дикции

 Имеет затрудн. с произношением 5-10 звуков.

Имеет затруднение с четким произнесением некоторых звук.

 Ясно, четко произносит согласные и гласные звуки.

Новизна технологии  заключается в следующем: она имеет интегрированный характер и основана на модульном обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать содержание установленной образовательной программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе технологии используются инновационные подходы: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.

  • Актуальность предлагаемой технологии заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
  • Педагогическая целесообразность данной технологии обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. 
  •  Данная технология предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.
  • Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии

В технологии используются принципы музыкальной педагогики следующих авторов:

  • Карла Орф - ценность его принципов заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

  •  А. Е. Варламов - Композитор, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что «если ребѐнка учить петь с детства, при соблюдении определённой осторожности, его голос приобретает гибкость и силу, которая взрослым достаются с трудом». Эти идеи так же отражены в работах И. И. Левидова, В. А. Багадурова, Е. А. Аркина, Е. И. Алмазова, В.П. Морозова и др.
  •  Н.А. Метлов- Советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук в своей методике определил особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп. Описал требования к песенному репертуару детского сада.
  •  Д. Б. Кабалевский- В своей авторской программе описал использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально – эстетического воздействия. Подчеркивал особую роль активного восприятия музыки, что является «основой музыкально – эстетического воспитания в целом и всех его звеньев».
  • Н. А. Ветлугина, Е.Н. Тиличеева - Педагоги- музыканты, практики, последователи идей Д.Б. Кабалевского. Разработали циклы песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребенка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха). Представленный материал внес вклад в овладение элементарными певческими навыками, достижение непринужденности и лёгкости звучания.
  •  Г.А. Струве, В. Емельянов - Художественные руководители музыкальных школ. Данные авторы в своей практической деятельности раскрыли направления детского академического пения. Авторы разработали систему мер по охране и защите детского голос, а также систему ручных знаков, облегчающих процесс развития
  • звуковысотного слуха детей.

Собрав данные методики, я использую их для выполнения поставленных мной задач. Они позволяют научить дошкольников слышать и слушать себя, осозновать и контролировать свой голос, овладеть методами и приёмами, снимающими мышечные и психологические зажимы.

Содержательный раздел:

2.1 Основные термины и понятия употребляемые в педагогической технологии.

1. Певческая дикция – умение правильно произносить в процессе пения слова и звуковые сочетания. Развитие данного умения связано с чётким пропеванием текста песен, выделением слов, имеющим смысловую нагрузку

2. Дыхание – один из важнейших певческих навыков, так как является основным фактором голосообразования, благо даря которому возникают чистота интонирования, напевность, лёгкость пения.

3. Ритм – соотношение длительностей звуков в их последовательности. Длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Темп – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей, тесно связан с характером, стилем, жанром. Исполнение песни в едином темпе, слаженно – важная задача для детей дошкольного возраста. Выразительность – яркое исполнение песни, колоритно передающее его содержание. Динамика – совокупность явлений, связанных с громкостью – силой звучания. Динамика в музыкальных произведениях отмечается нюансами.

4. Чистота интонирования – умение интонационно точного воспроизведения мелодии песни. Развитие данного умения во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на его устойчивые ступени

5. Звукообразование – умение, связанное с извлечением речевого или певческого звуков, определённого качества, отвечающих вокальным требованиям: лёгкости, мягкости, напевности.

2.2. Этапы педагогической технологии

1 этап (Чувствуем и познаем)

Данный этап направлен на способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном детстве. Даем возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности.

2 этап (Певучесть и интонирование)

Данный этап направлен на развитие певческой интонации, здесь очень важно применять игровые способы формирования слуха и певческого голоса.

3 этап (певческие умения)

Данный этап направлен на работу над песней, является длительным процессом. Для поддержания интереса на данном этапе, также используются игровые задания и методы.

 

1 этап

Основные целевые ориентиры:

1. Легко и незаметно подготовить голоса детей к пению.

2. Привести мышцы речевого и дыхательного аппарата в готовность, "разогреть " их, обострить интонационнный слух.

3.Сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

4. Обеспечить воспитателей группы комплексом артикуляционных, дыхательных  и ритмических упражнений для использования их в группе.

Основные направления работы на данном этапе:

-Певческая установка,

-Артикуляционная гимнастика

-Игры и упражнения развивающие речевое дыхание

- Развивающие игры с голосом

-Речевые ритмо –интонационные игры и ритмодекламация

Певческая установка

Задачи: В начале необходимо привести осанку ребенка в правильное положение перед началом пения. Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонѐнной вперѐд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

 Для понимания и закрепления правильной певческой установки  я использую стихотворения с яркими образными сравнениями:

"Старый дед, ему сто лет"

"Если хочешь звонко петь, не сиди ты как медведь"

"Баба Яга"

Данные стихотворения напоминают о правильном положении туловища во время пения в разных позах, стоя или сидя.

Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространѐн брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рѐбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания: 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

 2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжѐнную свечу).

 С приѐмами дыхания я знакомлю детей без пения, по своему показу. Певческий вдох формируется естественно, непринуждѐнно. С помощью дыхательных упражнений я учу  детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даѐт ребѐнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работая над экономным и более или менее продолжительным выдохом, достигается протяжѐнность дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжѐнному выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

Дыхательные упражнения под музыку

Цель:- Помочь детям овладеть приемами певческого дыхания. Способствовать оздоровлению всей дыхательной системы.

Упражнения:

- «Воздушный шар», "Пузырь"

-"Месим тесто"

-"Ветер", "Листики", "Паровоз" (Музыка и слова М. Картушиной)

Артикуляционная работа.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлѐнным и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлѐнности звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнѐн по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Я использую в работе над «и» приѐмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинаю работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даѐт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:

а) Добиваться округлѐнности звука, его высокой позиции;

 б) Использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нѐбо и во рту создаѐтся ощущение присутствия небольшого яблока;

 в) Для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; 

г) Тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для меня  - научить детей связному и отчѐтливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.

Чѐткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нѐба. Чѐткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нѐба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нѐба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твѐрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д»

Артикуляционная гимнастика

Упражнения

 -"Язык-языкович встречает друзей"

-" Ежик на прогулке"

- "Грустная и веселая лошадка"

-"Сердитая кошка"

- "Собачка"

Для повышения интереса детей рекомендуем использовать сказку С.А. Коротаева и стихотворные формы артикуляционной гимнастики О. В. Кацер и М. Картушиной, данные формы нет требуют специальной логопедической подготовки.

Выработка подвижности голоса. . Расширение певческого диапазона детей.

Для меня важно научить детей свободно владеть своим голосом как в низком, среднем, так и в высоком регистре. Этому хорошо способствуют подражательные упражнения, направленные на непринужденное перемещение голоса из низкого в высокий регистр. А также постепенное перемещение голоса, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребѐнком, В своей работе я стараюсь избегать такого пения.

Развивающие игры с голосом (подражание звукам окружающего мира)

Игры на интонации различной высоты (куковать, мяукать, тикать, капать).

-" Ветер- ветерок", "Игра в снежки",

- "Кошка как тебя зовут?",

-"Нарисуем динозавра",  

-"Скрип дремучего леса",

-"У жирафа есть вопрос",

-"Кто там бродит по болоту?

Данные игры дают возможность послушать и почувствовать свой голос.

Позволяют расширить диапазон певческого голоса

Снимают усталость и напряжение голоса. Используются как, динамические паузы.

Готовят ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией и дикцией.

Речевые ритмо – интонационные игры и ритмодекламация

Данный вид деятельности очень полезен для детей с недостаточной координацией слуха и голоса. Игры:

- «Здравствуйте»,

-"Привет, привет, я всем говорю"

 -«Имена»,

-"Шлет привет всем барабан"

-"Бом, бом, барабан"

Ритмо-интонационные игры и ритмодекламация способствуют:

- развитию речевого и музыкального слуха,

- чувства ритма, темпа, тембра;

 - раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса;

- формируют естественное звучание голоса;

 - развивают дикцию и выразительность голоса.

 Тексты речевых игр не надо заучивать с детьми, они запоминается в процессе игры. Почти все тексты можно сопровождать движениями рук, ног или всего тела («Воробей» М. Картушиной») Все упражнения и игры речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению.

2 этап

Основные Целевые ориентиры:

1) Развитие певческой интонации, певческого голоса.

2) Формирование координации слуха и голоса, благодаря которой возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

Основные направления работы 2 этапа:

- Вокально-артикуляционные пальчиковые игры.

- Темповые и динамические игры

-Вокально-двигательная гимнастика и игры с пением.

-Музыкально-дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства.

Вокально-артикуляционная работа.

Вокально – артикуляционные упражнения и пальчиковые игры

 Целью вокально – артикуляционных упражнений является:

- Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко пропевая согласные звуки

- Развитие способности петь слово интонационно чисто.

Вокально – артикуляционные упражнения я предлагаю детям в виде песенок – игр, в которых я пою  запев, а дети отвечают за персонажа. (Возможно использование сборника «Логопедические распевки» автор Т. С. Овчинникова) Также  я  использую пропевание скороговорок в различном темпе, ритме, характере.

Этот вид деятельности я провожу не только сидя на стульях, но и стоя  в кругу с передачей какого- либо предмета, игрушки, или жеста.

(Музыкальные скороговорки можно найти в сборнике «Весёлый разговор» составитель М. М. Погребенская).

Работа над чистотой интонации.

Музыкальные игры и упражнения на развитие звуковысотного и ритмического слуха 

Начинать работу над точностью интонирования определённых звуков и интервалов необходимо с понятия высоты звука. Хорошей основой является  технология ручных знаков из программы Г Струве "Хоровое сольфеджио", а также«Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, в котором представлены короткие песенки на каждый интервал. Дети очень любят интанационные игры-повторялки, которые помогают сначала услышать правильное звучание, затем самим повторить его.

Часто, для закрепления чистой интонации я использую пение без сопровождения, либо применяю упрощѐнный аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии использую тихое пение.

 Работу над трудно вокализуемыми местами решаю с помощью специальных тренировочных упражнений. Использую пропевание мелодии в форме легато и стоккато.

Для наиболее эффективной работы можно использовать наглядные пособия, в которых движущиеся детали показывают изменения высоты звука. (Картушина М.Ю. Вокально – хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. Добиться чистоты интонирования помогут:

 Игры – повторялки. Дети повторяют за педагогом попевки по фразам:

1) "Эхо, отзовись, чисто петь научись"

2) "А я по лугу"

3)"Шла веселая собака"

- Упражнения с солистами. (Дети поют распевку, а солист исполняет партию персонажа песни.)

-Ритмические игры по подгруппам, с солистами, с педагогом.

-Пение по ритмическим картинкам

-Инсценирование песен с солистами, исполняющими ритмическую партию.

Музыкально – дидактические игры и упражнения на развитие ладового чувства 

Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада. Важно научить детей ощущать тонику и находить её самостоятельно, для этого используются:

1) Музыкальные приветствия («Здравствуйте», «Кто как кричит» Музыка и слова М. Картушиной)

2) Игры - добавлялки, где дети допевают слова, основанные на четкой тонической опоре.

3) Певческие импровизации – очень эффективный метод развития ладового чувства.

Темповые и динамические игры

-Почувствовать единение с товарищами помогут игры, основанные на движении. Скорость движения музыки дети лучше всего поймут, если прочувствуют её своим телом (Игры «Вот мы в автобусе сидим" (Е Железновой) «Поезд» (Красева), «Шла веселая собака» и т д.). Исполнение песни в одном темпе, слаженно - непростая задача для дошкольников. Особенно в младшем возрасте, когда малыши ещё не умеют петь, прислушиваться к пению товарищей, дети могут петь с отставанием от общего хора до одного-двух тактов.

-Вся вокальная работа в дошкольном возрасте должна строиться на негромкой динамике. Недопустимо, что бы дети кричали, что чаще всего происходит, когда дети поют forte. Крик с осторожностью допустим только в речевых играх. Основой воспитания детского голоса должна быть выработка активного piano. Причём при работе над тихим звучанием надо руководствоваться принципом « piano – это тихое forte. Это значит, что дыхание, и звукообразование должны быть также активны, как при пении forte. Для работы над динамикой очень хорошо подходят игры по принципу «Эхо».

Вокально – двигательная гимнастика и игры с пением 

Цель: развитие координации движений с пением и пропеванием различных фонем, слогов, слов; снятие статического напряжения.

- Вокально-двигательная гимнастика « На птичьем дворе», «В Детском садике», «Русские народные инструменты» (муз и слова М. Картушиной).

- Игры с пением очень любимы детьми и используются для завершения занятия и создания у детей приподнятого настроения. Повторялки («Домовой»). Игры-ловишки "Ой некуда зайчику выпрыгнуть", Гуси-гуси, га-га-га". Игры замиралки  "Ледяные фигуры", "Цветы"

3 этап

Основные целевые ориентиры:

1. Научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом

 2. Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух.

Основные направления работы:

- Знакомство с песней.

-Разучивание песни.

-Закрепление песни.

3. Формирование чувства ансамбля

4. Формирование сценической культуры

Знакомство с песней

Очень важно выразительное исполнение песни педагогом.

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;

-Я часто использую при знакомстве с новой песней музыкальные инструменты. Дети могут организовать изобразительный фон ,либо остинатные ритмы имеющие изобразительный характер.

Проигрывание педагогом мелодии песни на флейтах, кнопочных колокольчиках, для более яркого ее эмоционального восприятия.

Использование игровых методов О.В. Кацер (О.В. Кацер "Игровая методика обучения детей пению") Использование образных движений, театрализаций.

Использование мультимедии  для лучшего понимания образов песни. Просмотр иллюстраций художников, художественных фотографий и видео сюжетов.

Разучивание песни

Приемы для эффективного запоминания мелодии  и правильного произношения текста:

1. Разучивание без музыкального сопровождения, по небольшим мелодическим фразам.

2. Пение приемом"Эхо" . Фразу начинает педагог, затем повторяют дети.

3. Проговаривание текста песни с разными интонациями : обиженно, боязливо, радостно, зловеще и т.д.

4. Игра в "Замри". Пение с остановкой на сложном месте.

5. "Передвижная песенка". (Педагог передает игрушку по очереди детям. Текст песни говорит только ребенок с игрушкой в руках. Дети подхватывают текст песни с того места, на котором остановился предыдущий ребенок с игрушкой в руках.)

6. Пение песни на определенный слог.

7. Пение песни с полузакрытым ртом.

8. Произношение слов шёпотом в ритме песни.

9. Анализ направления мелодии.

10. Разучивание детьми мелодии песни на кнопочных колокольчиках или флейтах , для лучшего ее интонационного закрепления.

Развитие навыка эмоционально — выразительного исполнения

Данный навык отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

•Просмотр на мультимедийном оборудовании выступления певцов, детских хоров.

Закрепление песни

1. Игра "Дирижер"  (Использование элементов дирижирования. В роли дирижера могут быть дети или педагог.)

2.Игра "Чей ансамбль лучше?" (Исполнение песни группами)

3. Игра «Волшебная палочка». Кого коснётся «волшебная» палочка, тот поёт один, на взмах педагога поют все.

4. Игра « Я артист». Пение песни от лица разных персонажей, для лучшего понимания художественного образа, или инсценирование песни группой детей.

Почти все игры сочетают пение с какими либо движениями, но это не вызывает у детей сложности, так как на первом и втором этапе дети познакомились с такими видами деятельности в стихах или распевках.

Формирование чувства ансамбля

В хоровом исполнении я учу детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучаю к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитываю путѐм одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

Формирование сценической культуры. 

Я стараюсь подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным возможностям. При необходимости выступления на большой сцене, учу детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой (микрофоном), правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений , мы развиваем с детьми их артистические способности .

Учимся двигаться одновременно с пением, выполнять элементарные танцевальные движения.

Результаты освоения педагогической технологии детьми.

• Дети поют естественным, голосом, владеют приёмами звуковедения, правильно используют своё дыхание;

 • При исполнении мелодии точно её интонируют и исполняют ритмически верно;

 • Дикция детей чёткая и правильная;

 • Песни выученные в течение года могут исполнить выразительно, эмоционально передав её содержание;

• Бережно относятся к своему голосу, правильно его использую

• Исполняют песни в повседневной жизни в детском саду, семье;

•Дети, параллельно с пением обучаются элементарному музицированию , игре на музыкальных инструментах.

3. Организационный раздел:

Характеристика возрастных и индивидуальных особенности слуха и голоса детей 6 – 7 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

3.2. Организация режима вокально-хоровой работы в детском саду.

Реализация технологии  по развитию певческих способностей дошкольников в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Индивидуальная и ансамблевая работа формируется с учѐтом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков.

График учебного времени

Продолжительность группового занятия

Продолжительность занятия по ансамблям

Периодичность В неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

30 минут

Понедельник- Среда

15.45- 16. 15 группа "Знайки"

16.30- 17.00

Группа "Капитаны чудес"

30 минут

Вторник- пятница

10.15-10.45

11.00-11.30

Ансамбли группы "Знайки"

15.30-16.00

16.10-16.45

Ансамбли группы "Капитаны чудес"

2 раза

2 часа

72 часа

Непосредственно вокально-хоровая деятельность проводится 4 раза в неделю в первую и во вторую половину дня, продолжительностью 30 минут. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

3.3. Примерный план культурно-досуговых мероприятий

Сентябрь- октябрь:

- Хоровое и сольные выступление на празднике "День знаний"

- Сольные выступления  на осеннем празднике "Ярмарочные гуляния"

Ноябрь-декабрь:

- Сольные и ансамблевые выступления на празднике посвященном "Дню матери"

-Подготовка сольных и хоровых номером к фольклорному конкурсу "Становись народ в развеселый хоровод"

- Сольные и ансамблевые выступления в концерте "Гостинная Деда Мороза"

- Показ музыкального спектакля "Щелкунчик"

Январь -февраль:

- Выступление на фольклорном празднике "Святки-колядки"

- Участие в фольклорном фестивале-конкурсе "Становись народ, в развеселый хоровод"

-хоровые и ансамблевые выступления на музыкальном развлечении "Прощание с ёлочкой"

-Участие вокальных ансамблей и солистов в празднике посвященном "Дню защитника отечества"

Март -апрель:

- Подготовка и исполнение мюзикла к дню 8 марта "Традиции на 8 марта"

-Выступление солистов и ансамблей на театрализованном представлении "Музыка-волшебная страна"

- Подготовка сольных и ансамблевых номеров к участию в конкурсе "Мы вместе"

-Выступление ансамблей и солистов на весеннем празднике "Весна-красна идёт!"

Май-июнь:

- Выступление солистов и ансамблей на празднике "Салют Победа!

-Сольные и ансамблевые выступления на выпускном празднике "Волшебник Изумрудного города"

- Постановка мюзикла "За солнышком"

3.4. Особенности музыкально- развивающей среды (Материально-техническая база)

Для  реализации педагогической технологии в ДОУ создана музыкально- развивающая среда:

•   Имеется музыкально- театральныйзал, в котором проходят общие и индивидуальные занятия.

•   Изостудия, для проведения занятий по художественному творчеству.

• Музыкальный кабинет для индивидуальных занятий.

Имеются  музыкальные, мелодические инструменты:

 - Кнопочные колокольчики

- Ксилофоны

- Глокеншпили

- Металлофоны

- Индивидуальные мелодические колокольчики

- Бумвейкеры

•  Шумовые музыкальные инструменты:

- Клавесы

-Тарелочки

-Треугольники

- Кастаньеты

-Тамбурины

-Деревянные ложки

Технические средства:

-Компьютер

-Принтер

-Ксерокс

-Мультимедийный проектор

-Экран

-Музыкальный центр в зале, а также магнитофоны в группах

-Флеш носители в каждой группе и в музыкальном зале.

-Созданы подборки аудио и видео материалов

-фонотека

- Костюмы

-Атрибуты для танцев (Цветные полотна, разноцветные махалки, цветы, осенние веточки и др)

- Имеются методические пособия, программы и музыкальные журналы.

Перспективный план использования Вокальной технологии в совместной музыкальной деятельности дошкольников 5-7 лет.

Сентябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный

материал

1.Певческая установка

2.Артикуляционная гимнастика

3.Дыхательные упражнения

4.Игровое распевание

5.Пение

Пальчиковые игры с пением

Певческая установка, Артикуляционная гимнастика.

Упражнения  на  развитие

Дыхания

Игровое распевание

Пение

Пальчиковые игры с пением

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на развитие дыхания.

Распевание. Фонопедические упражнения.

Пение

Пальчиковые игры с пением

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на развитие дыхания

Игровое распевание. Фонопедические упражнения

Пение

Пальчиковые игры

Артикуляционная гимнастика

Упражнения  на  развитие

Дыхания

Игровое распевание. Фонопедические упражнения

Пение

Пальчиковые игры. игра на мелодических инструментах

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания

Распевание. Фонопедические упражнения.

Пение

Пальчиковые игры

Игра на мелодических инструментах

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания

Пение

Пальчиковые игры. Игра на мелодических инструментах

Привести осанку ребенка в правильное положение.

Укрепление мягкого неба, расслабление дыхательных

мышц.

Развивать   певческий   голос,   способствовать

правильному звукообразованию, охране и укреплению

здоровья детей.

Помочь детям овладеть приемами певческого дыхания. Способствовать оздоровлению всей дыхательной системы.

1.Развивать образное воображение детей. Учить  детей правильного выбирать голосовой регистра (сред-

ний или высокий)

в связи с озвучиванием знакомых

персонажей .

2.Учить чистому интонированию

3.Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.

Учить  детей  петь  естественным  голосом,  без

напряжения,  правильно  брать  дыхание  между

музыкальными фразами

и перед началом пения;

2.  Учить  детей  исполнять  песни  лёгким  звуком  в

подвижном темпе

и напевно в умеренном;

3. Петь естественным звуком, выразительно, выполнять

логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо

пропевать гласные и согласные в словах.

Песенки-упражнения:

1.Развивают мышечный аппарат, мелкую

моторику, тактильную чувствительность;

2.повышают общий уровень организации

ребёнка.

3. Направлены на развитие чувства ритма,

выразительное исполнение,  координацию движений (совмещение пения с показом)

Октябрь

Учить чувствовать своё тело,  раскрепощать мышцы шеи, туловища. Удобная позиция при пении.

Укрепление гортани. Работа над дикцией

Учить  детей  правильно  распределять

дыхание,  расслаблять  мышцы  диафрагмы,

развивать динамический слух.

Преодоление

дефектов  речи.

Расширять диапазон детского голоса. Учить

точно,попадать на первый звук. Слышать и

передавать  поступенное  и  скачкообразное

движение   мелодии.   Самостоятельно

попадать в тонику.

1.  Продолжать  учить  детей  петь

естественным  голосом,  без  напряжения, правильно   брать   дыхание   между

музыкальными  фразами  и  перед  началом

пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику

не  только  куплета  к  куплету,  но  и  по

музыкальным фразам;

3.  Выполнять  паузы,  точно  передавать

ритмический  рисунок,  делать  логические

(смысловые)  ударения  в  соответствии  с

текстом песен;

4.  Петь  лёгким,  подвижным  звуком,

напевно,   широко,   с   музыкальным

сопровождением и без него

Задачи те же

Ноябрь

Правильное формирование гласных звуков. Раскрепощение голосового аппарата, Учить детей освобождаться его от зажатости и напряжения напряжения.

Учить  детей  правильно  распределять

дыхание,  расслаблять  мышцы  диафрагмы, развивать динамический слух. Преодоление

дефектов  речи.

Расширять диапазон детского голоса. Учить

точно,

попадать на первый звук. Слышать и

передавать  поступенное  и  скачкообразное

движение   мелодии.  

Учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, Добиваться слаженного слаженному

артикулирования.

Задачи те же.

Декабрь

Развивать    певческий    голос,

способствовать правильному

звукообразованию

Укрепление голосовых связок.

Формировать  более  прочный  навык

дыхания,   укреплять   дыхательные

мышцы,  способствовать  появлению

ощущения   опоры   на   дыхании,

тренировать артикуляционный аппарат

Закреплять  у  детей  умение  чисто интонировать   при   поступенном  движении   мелодии,   удерживать

интонацию  на  одном  повторяющемся

звуке;  точно  интонировать  интервалы.

Упражнять   в   точной   передаче

ритмического   рисунка   мелодии

хлопками во время пения.

Побуждать детей к активной вокальной

деятельности. Учить детей петь в унисон,

а капелла, пропевать  звуки,  используя  движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть

звук как ниточку.

Способствовать  развитию  у  детей

выразительного пения, без напряжения,

плавно, напевно.

Формировать  сценическую  культуру

(культуру речи и движения)

Задачи те же

Январь

Подготовить   речевой   аппарат   к

дыхательным и звуковым играм. Развивать

дикцию  и  артикуляцию.  Учить  детей

овладению и использованию

элементов несложного самомассажа.

Продолжать  формировать  более  прочный

навык  дыхания,  укреплять  дыхательные

мышцы,   способствовать   появлению

ощущения опоры на дыхании, тренировать

артикуляционный аппарат.

Продолжать  работу  над  развитием  голоса

детей.

Исполнять легко напевно. Звуки а, я ,петь

округлённее. Учить вокальным штрихам, исполнять плавно и отрывисто.

1.Продолжать  учить  детей  петь

естественным  голосом,  без

напряжения, правильно   брать   дыхание   между

музыкальными  фразами  и  перед  началом пения;

2.  Упражнять  детей  в  чёткой  дикции, формировать хорошую артикуляцию.

3.  Совершенствовать  умение  вовремя начинать  пение  после  музыкального

вступления, точно попадая на первый звук;

4.  Чисто  интонировать  в  заданном диапазоне;

5.  Закреплять  навыки  хорового  и индивидуального  пения  с  музыкальным

сопровождением и без него.

Усилить  интерес  детей  к  певческой деятельности.   Развивать   осознанное

восприятие  и  содержание  песен,  совмещая

пение с игрой на пальцах. Развивать мелкую

моторику, творчество.

Развивать координацию слуха и движений.

Февраль

Развивать  певческий  голос,  способствовать

правильному  звукообразованию,  охране

и укреплению здоровья детей.

Учить  правильно  распределять дыхание,

расслаблять  мышцы  диафрагмы,  развивать динамический слух.

Упражнять  детей во  взятии  глубокого

дыхания. Тренировка короткого вдоха и длинного выдоха.   Развивать   артикуляцию,

прикрытый , округлый звук

Отрабатывать навык  детей  вовремя

Вступать, после  музыкального  вступления,  точно попадая на первый звук; Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Совершенствовать  умение  детей  петь  с

динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

Уметь  самостоятельно  давать  оценку

качеству пения товарищей. Развивать вокальный слух, исполнительское

мастерство,   навыки   эмоциональной

выразительности.

Учить детей работать с микрофоном

Развивать  мелкую  моторику.  Уметь

соотносить  пальчиковую  гимнастику  с

пением

Март

Подготовка   голосового   аппарата   к

дыхательным,  звуковым  играм,  пению. Способствовать правильному звукообразованию,  охране  и укреплению здоровья детей.

Учить  детей  правильно  распределять

дыхание,  расслаблять  мышцы  диафрагмы,

развивать динамический слух. Преодоление

дефектов  речи

Побуждать  детей  к  активной

вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон,

а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать  перенос  согласных,  тянуть звук как ниточку.

Способствовать   развитию   у   детей

выразительного  пения,  без

напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей

Формировать   сценическую   культуру

(культуру речи и движения).

Задачи те же

 Упражнение"Сидит дед-ему сто лет"

-"Язык-языкович встречает друзей"

- "Грустная и веселая лошадка"

-"Сердитая кошка"

Упражнение "Ёжик на прогулке"

"Сердитая кошка"

Емельянова

Игра- приветствие (С кнопочным колокольчиком) "Привет, привет, я всем говорю"

"Здравствуйте зверята"

"Лошадка", Синичка", "Тучка-Сердючка" Олифировой.

Ах,  какая  осень»  З.

Роот

"Осень, осень, осень в гости к нам пришла"

"Пестрый колпачок" Г. Струве

"Савка и Гришка" Б.Н.П.

Железновы "Автобус", "у жирафа пятна",

"Вот этот самый ловкий пальчик у меня"

"Если хочешь чисто петь, не сиди ты, как медведь" И. Мерзляковой.

 "Сидит дед"

М. Картушиной

Скороговорка "Андрей-воробей"

1«Надуваем шарик».

2.«Взлетает самолёт».

3.«Змея».

4.«Кузнечик».

5.«Заводим и летим на вертолёте».

(подготовка  вокалиста  к

Пению)

"Шла веселая собака"

"Эхо- отзовись"

"Тучка -сердючка"

"Лощадка"

"Синичка"

"Пестрый колпачок" Г. Струве

 

"Ах,  какая  осень»  З.

Роот

"Осень, осень, осень в гости к нам пришла"

"Улетает скворушка"

"Где был Иванушка"

Замок",

"За горами, за лесами, теремок"

"У жирафа пятна"

-" Ежик на прогулке"

- "Грустная и веселая лошадка"

-"Сердитая кошка"

- "Собачка"

Разучивание скороговорки с использованием бумквекерсов "Барашеньки-крутороженьки"

«Воздушный шар», "Пузырь"

-"Ветер", "Листики", " (Музыка и слова М. Картушиной)

Упражнения на расширение диапазона"Кто , там бродит по болоту" В. Емельянов

"Эхо", "Шла веселая собака"

"В танце кружатся снежинки"Л.Вахрушина

"Карнавал у ёлки" З.Ротт

"А мама всё поймёт"

"Вот этот самый сильный пальчик у меня"

"Все мы музыканты, вот нас сколько"

"Язык- языкович",

"Веселая и грустная лошадка"

"Уточка", "Лев"

"Шарик мой воздушный"

 "Собачка"

Паровоз" (Музыка и слова М. Картушиной)

"У жирафа есть вопрос"

"Кто там бродит по болоту" В. Емельянов

"Лес скрипит"

Эхо-отзовись"

"Шла веселая собака"

"Зимняя сказка" Усачёв

"В танце кружатся снежинки"Л.Вахрушина

"Карнавал у ёлки" З.Ротт

"Русская зима" Л. Олифирова

Е. Железнова "Автобус"

"Стоит в поле дом"

"Делаем угощение"

Работа   с   губами:

(покусать     зубами

верхнюю  и  нижнюю

губу).

Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь»

 "Язык-языкович"

"Грустная лошадка"

Повтор "Воздушный шар", "Собачка" "Ёжик"

"Море шумит"

Лисёнок и бабочка»

«Лягушка и муравей»

Евдотьева А.А

"Эхо",

 "Рисуем голосом динозавра"

Скороговорка "сидит ворон на дубу"

"По белому снегу идёт Новый год" Э. Васильева

"Белые в декабре" Г. Струве,

"Широкая Масленница"

"Российский Дед Мороз" Р. Панина. А Варламов

Игра на буквекерсах с выделением сильной доли "Барашеньки-крутороженьки"

"Стоит в поле дом"

1.  «Прогулка»  (Занятие-игра).

2. «Паровоз»-Короткий вдох, долгий выдох;

3.«Машина»-вибрация губ.  «Самолёт»

-на  звук «У»   (протяжно,   на

цепном     дыхании,

повышая  и  понижая

голос)

"Подуй на шарик

пушок"стр 12

"Ветер" стр. 19

"Аромат цветов" стр 24 Картушина.  Логоритмика в д.с.

"Море шумит"

Комплекс упр . "Ёжик, собачка, сердитая кошка"

"Шли семеро стариков- говорили про горох"

 (длинный выдох, экономия дыхания)

"У Жирафа"," Рисуем голосом динозаврика",

"Эхо"

"Папа- мой любимый папа" Ю. Энтин д.Тухманов

"Папа может всё что угодно" Шаинский

"Разноцветная игра"

Л. Рубальская, Б.Савельев

"А мама всё простит"

В. Матюшкин

Игра на кнопочных колокольчиках" До, ре, ми- кошка села на такси"

"До- воробушка гнездо"

"Этот пальчик хочет спать"

Упражнения: «Обезьянки».

«Весёлый язычок».

Игры со   звуком:

«Волшебная  коробочка»,

«Волшебные предметы».

Надуваем шарик».

«Взлетает самолёт».

«Змея».«Кузнечик.

Заводим мотоцикл».

(подготовка  вокалиста  к пению)

Вокальный репертуар по февралю.

 "Я мороженое ем"

Н. Первина

"Ветер тучу мельницу кружит во весь дух" Р.Н

"Серенькая кошечка" игра мелодии на ксилофоне.

Артикуляционная

гимнастика

Упражнения  на  развитие

дыхания.

Игровое распевание

Пение.

Пальчиковые игры с пением

Игра на мелодических инструментах

Апрель

Развивать  певческий  голос,  способствовать правильному  звукообразованию,  охране  и

укреплению  здоровья  детей.  Подготовить речевой  аппарат  к  работе  над  развитием

голоса

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять    дыхательные    мышцы,

способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный

аппарат.

Добиваться  более  лёгкого  звучания;

развивать подвижность голоса.

Удерживать   интонацию   на   одном повторяющемся звуке; точно интонировать

интервалы.  Упражнять  в  точной  передаче

ритмического рисунка мелодии хлопками во

время пения.

Повысить  жизненный  тонус,  настроение

детей, уметь раскрепощаться.

Продолжать учить детей

петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание  между  музыкальными  фразами,  и

перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки   хорового   и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру. Обучать  детей  работать  с микрофоном

Развивать  мелкую  моторику,  развивать

творчество,  фантазию.  Развивать  дыхание.

Усиливать   интерес   к   певческой

деятельности

«Путешествие язычка».

Пермякова И.В.

«Лошадка» -

прищёлкивание, язычок;«Паровоз» -

Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»-

вибрация губ.  «Самолёт»-на  звук

«У»   (протяжно,   на

цепном     дыхании,

повышая  и  понижая

голос).

«Ёжик» стр. 162,

«Корова» стр.174

«Шарик» стр.87

«Мыльные  пузыри»

-с действием.

«Я хороший»,

«Да    и    нет»

В.Н.Петрушина.

«На  лесной  полянке»,  

«Грибы»Евдотьева А.А.

"Эхо-отзовись"

"Барашеньки крутороженьки" (С буквекерсами)

"До, ре, ми- кошка на такси " С кнопочными колокольчиками

"Капель" В. Алексеев

"Живёт мой добрый гномик"Т. Киреева

"Ой бежит ручьём вода" Р.Н.П.

"Парад победы"

"Эх, дороги" А Новиков

СД «10 Мышек»

Е.Железнова

«Часы»,  «Улитка»

Игра на Орф инструментаз: Ксилофон, металлофон, Колокольчики"Услышишь ты со всех сторон-Динь, дон, дон" И. Шестопалова

Артикуляционная гимнастика

Игровое распевание

Фонопедические упражнения

Пение

Пальчиковые игры с пением. Игра на мелодических инструментах

Май

Закреплять работу по развитию  певческого

голоса,   способствовать   правильному звукообразованию,  охране  и  укреплению здоровья  детей.  Подготовить  речевой

аппарат к работе над развитием голос.

Повысить  жизненный  тонус,  настроение детей,  эмоциональное  благополучие,  уметь

раскрепощаться.  Закреплять  вокальные навыки детей.

Совершенствовать вокальные навыки:

-Петь естественным звуком без напряжения;

-Чисто интонировать в удобном диапазоне;

-Петь а капелла, под аккомпанемент, под

фонограмму;

-Слышать  и  оценивать  правильное  и

неправильное пение;

-Самостоятельно попадать в тонику;

-Самостоятельно  использовать  навыки

исполнительского  мастерства,  сценической

культуры

Закреплять  певческие  навыки.  Усиливать интерес к певческой деятельности

Совершенствовать  общую  и  мелкую моторику, развивать творчество, фантазию.

«Путешествие  язычка».

Пермякова И.В.

«Прогулка» М. Лазарев

Комплекс упражнений "Лошадка", "Уточка", "Вертолёт взлетает, улетает"

"Шла веселая собака",

"А я по лугу" Р.Н.П.,

"Эхо-отзовись",

"Где же ты кукушечка бывала?"

"У жирафа есть вопрос"

"Рисуем динозаврика"

"Ой бежит ручьём вода" Р.Н.П.

"Парад победы"

"Эх, дороги" А Новиков

"Уплывает наш кораблик" Олифирова

"Звенит звонок" В. Петрова

"Стоит в поле дом" Н. Овсянникова

"Солнышко, поиграй у речки" Картушина

Игра на Орф инструментаз: Ксилофон, металлофон, Колокольчики"Услышишь ты со всех сторон-Динь, дон, дон" И. Шестопалова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии изобразительных умений у детей дошкольного возраста

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней р...

Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста

Краткое описание педагогического опыта работы + календарный план по вокально-хоровой работе с детьми старшего дошкольного возраста. В работе были использованы методические пособия Л. Абелян, Боре...

Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...

Доклад по дошкольному воспитанию на тему "Формирование графических умений у детей дошкольного возраста, как элемента школьной готовности".

Графический язык - это важное средство коммуникации: прежде чем усвоить символ, человек разными способами развивал эту способность, начиная с раннего детства и заканчивая школьным периодом. Несформиро...

Искусствоведческая и педагогическая литература о формировании графических навыков и умений у детей дошкольного возраста

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей: искусствоведов, психологов, физиологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению детского рисования с разных сторон...