Конспект занятия "Волшебный мир музыкальных инструментов"
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

Щербакова Елена Константиновна

Конспект занятия в старшей группе по мотивам симфонической сказки "Петя и волк" С.С. Прокофьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_instrumenty.docx24.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Музыкальное занятие в старшей группе

«Волшебный мир музыкальных инструментов»

Цель: «Закрепление представлений об инструментах симфонического оркестра посредствам слушания симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Задачи:

  1. Закреплять музыкальные темы героев симфонической сказки «Петя и волк»;
  2. Побуждать детей к самостоятельному поиску выразительных средств (движения, мимика, жесты) для передачи образа персонажей музыкальной сказки;
  3. Закреплять у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра, уметь их определять по внешнему виду и по звучанию;
  4. Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.

Оборудование:  

  1. Мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, экран;
  2. Карточки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра;
  3. Детские музыкальные инструменты (дудочки, губные гармошки, барабан, бубен, свистки, тарелки)

Ход занятия:

Дети маршем входят в зал, встают в круг

М.Р.: Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

Коммуникативная игра: «Здравствуй, милый друг!»

Вступление и проигрыш:     Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу

1 куплет: Зашагали ножки прямо по дорожке.          Гуляют врассыпную по залу

                 Весело гуляли и друга повстречали.         Находят себе пару – друга

Припев:  Здравствуй, здравствуй, милый друг!        Пожимают руки друг другу

                 Ты посмотри вокруг.                                  Разводят руки в стороны

                 Ты мне только улыбнись!                          Улыбаются друг другу

                 Крепко обнимись!                                      Обнимаются

Проигрыш:      Дети кружатся в парах, держась за руки

М.Р.: Как, ребята, вы здорово пели. А вы заметили, что у каждого из вас разные голоса? У кого то низкий, у кого то высокий, у кого то громкий а у кого то тихий?

Дети: Заметили.

М.Р.: А можно наши голоса сравнить с музыкальными инструментами?

Дети: Можно

М.Р.: Вот они перед вами (на экране изображение инструментов симфонического оркестра) Посмотрите, сколько инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и ударные, и духовые.

Сегодня я вас приглашаю в волшебный мир музыкальных инструментов.

Как вы думаете, почему он волшебный? 

Дети: много разных звуков, на них весело играть и т. д.

М.Р.: Одобряет ответы детей, побуждает к рассуждению и фантазированию. Предлагает окунуться в мир музыкальных инструментов

Ребята, а что такое оркестр, кто вспомнит?

Дети: Оркестр – это группа музыкантов, которые на разных инструментах играют одно и тоже произведение.

М.Р.: Правильно. А кто в оркестре самый главный?

Дети: Дирижер

 М.Р.: Молодцы! Каждый инструмент по своему красив и каждый умеет играть замечательные, красивые мелодии, и даже…рассказывать сказки. Послушайте музыкальный фрагмент и угадайте, из какой он сказки?

Слушание: «Петя и волк» С.С. Прокофьев (музыкальная тема Пети)

М. Р. Вы узнали сказку?

Дети: «Петя и волк»

М.Р.: А как зовут композитора?

Дети: Сергей Сергеевич Прокофьев

М.Р.: Да, С.С. Прокофьев написал замечательную симфоническую сказку «Петя и волк». В сказке много персонажей и у каждого персонажа есть своя музыкальная тема и свой музыкальный инструмент, который эту тему исполняет. А давайте мы вспомним, кого изображает музыка.

Двигательная игра: «Угадай, чья музыка»

(Дети стоят врассыпную по залу, слушают фрагмент сказки, угадывают у какого персонажа сказки эта музыка, и показывают пластическим этюдом: кошка крадется, дедушка хромает с палочкой, утка в вперевалочку ходит, птичка летает, Петя шагает, охотники с ружьем, волк идет)

М.Р.: Ребята, чья музыка была последняя? Какая она была по характеру?

Дети: Музыка волка. Страшная, грозная, злая, сердитая.

М.Р.: Молодцы. Композитор так правдоподобно изобразил звуками образ волка, что все персонажи сказки разбежались и потеряли свои музыкальные инструменты. Я прошу вас помочь и подобрать персонажу свой музыкальный инструмент.

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ

 «Найди пару»

(На экране появляется герой сказки, звучит лейтмотив этого героя. Детям необходимо узнать музыкальный инструмент, который озвучивает данного персонажа, и назвать группу, к которой он относится (струнные, ударные, духовые) )

М.Р.: Спасибо, ребята, мы с вами замечательно справились с этим заданием. Герои нашли свои инструменты.

Ребята, а скажите, какие еще музыкальные инструменты вы знаете (из народного оркестра или детские музыкальные инструменты)?

Дети: перечисляют инструменты

М.Р.: Как много вы знаете инструментов.

Игра-распевка

М.Р.: Как играют на скрипке? (под музыку дети имитируют игру на скрипке и пропевают: Ти-ли-ли, ти-ли-ли)

Как играют на балалайке? (под музыку дети имитируют игру на балалайке и пропевают: Тренди-брень, тренди-брень)

Как играют на барабане? (под музыку дети имитируют игру на барабане и пропевают: Бум-бум-бум, трам-пам-пам)

М.Р.: Здорово у нас получилось. А вы уже догадались, из какой это песни?

Дети: «Веселый музыкант»

М.Р.: Правильно. Давайте ее исполним как настоящие артисты. Звонко, четко проговаривая слова, выразительно и не забываем «играть» на инструментах.

Пение песни: «Веселый музыкант»

(Пока исполняем песню, воспитатель по залу раскладывает карточки с изображением музыкальных инструментов)

М.Р.: Молодцы, ребята! Веселая песня у нас получилась. Ой, посмотрите, а под нашу веселую песню инструменты развеселились, расплясались, разбежались… Нужно их всех собрать. В какие группы их можно собрать?

Дети: Струнные, духовые, ударные.

М.Р.: Конечно же, правильно. А чтоб было легче, давайте поделимся на три команды. Первая команда, под музыку, будет собирать духовые, вторая ударные, а третья струнные.

Игра: «Собери инструменты»

М.Р.: Ну что, у всех получилось? Давайте посмотрим, как вы справились. Поднимайте свою карточку, называйте инструмент, а остальные ребята будут говорить, правильно или не правильно.

М.Р.: Ну что, я вижу все инструменты вы запомнили, и их группу. На последок, я предлагаю вам поиграть на настоящих инструментах и сделать наш собственный оркестр. Выбирайте себе инструмент, на каком хотите поиграть и вставайте по группам (духовые, ударные) А может кто-то хочет побыть дирижером нашего оркестра?

Я буду включать музыку, какая группа инструментов будет играть в записи, та группа инструментов и играет в нашем оркестре.

Игра на ДМИ: «Оркестр»

М.Р.: Ребята, вы все сегодня очень постарались. Благодаря симфонической сказке «Петя и волк» мы с вами закрепили названия музыкальных инструментов, запомнили как они звучат. А почему сказка симфоническая?

Дети: Потому что ее рассказывает симфонический оркестр.

М.Р.: Да, нам эту сказку рассказал симфонический оркестр. А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. А как называется его профессия?

Дети: Композитор.

М.Р.: Правильно. Ребята, а понравилось ли вам наше путешествие в мир музыкальных инструментов? В чем же волшебство музыкальных инструментов? (Дети: они красиво звучат, звучат по-разному, могут рассказать сказку…)

М.Р.: Каждый инструмент звучит по своему, может передать характер и образ разных героев. А в оркестре звучат как одно целое и исполняют одно музыкальное произведение.

Кому то может захотелось больше узнать о симфонической музыке, о музыкальных инструментах? Научиться играть на каком либо инструменте?  

Можем ли мы с вами сочинить свою сказку и сыграть её?

(М.Р. предлагает детям в группе сочинить небольшую сказку и на следующем музыкальном занятии рассказать ее с помощью музыкальных инструментов)

М.Р.: Вам большое спасибо и до встречи на следующем занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Конспект интегрированного занятия "Музыкальные инструменты своими руками"

Конеспект интегрированного занятия для подготовительной к школе группы. Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Р...

Конспект "В мире музыкальных инструментов"

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности область «Музыка»"В мире музыкальных инструментов"Подготовительная группа...

Конспект ООД «Страна музыкальных инструментов»

Введение ребенка в мир искусства через творчество и игру на детских       музыкальных инструментах....

Конспект занятия " Деференциация музыкальных инструментов"

Конспект занятия " Деференциация музыкальных инструментов"...

Конспект занятия "Народные музыкальные инструменты"

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были -трещётки, бубенцы, погремушки и т.д. При создании...