Конспект ООД «Страна музыкальных инструментов»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Захарова Светлана Владимировна

Введение ребенка в мир искусства через творчество и игру на детских    

   музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-instrumenty_moe.docx36.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка»- детский сад №11 «Голубой вагон» г. Сальска

Конспект открытого занятия по теме:

«Страна музыкальных инструментов»

для детей общеразвивающей группы (6-7 лет).

Музыкальный руководитель: 1 категории Захарова С.В.

Цель: Введение ребенка в мир искусства через творчество и игру на детских    

            музыкальных инструментах.

Образовательные задачи:
-закреплять навык исполнения музыкальных произведений на детских      

   музыкальных инструментах;
-активизировать словарь детей;
-учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

   Развивающие задачи:

- развивать чувство ансамблевой игры;

- развивать чувство ритма, координацию движений;

- развивать мелкую моторику;

- развивать творческое мышление, фантазию.

         Воспитательные задачи:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально

  эстетический вкус средствами музыки;

- воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание

  играть на инструментах, беречь их;

- способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.

Предварительная работа: Обучение игре на музыкальных инструментах на занятиях и в индивидуальной работе.

Оборудование: Детские музыкальные инструменты: металлофоны, колокольчики, треугольники, маракасы, барабаны, бубенцы, дудочки, музыкальные молоточки, ложки. Игрушки- самоделки. Музыкальный центр.

Репертуар: «Оркестровый концерт».

1. Приветствие «Добрый день» (фортепиано).

2. Танец «Анна-Полька» И. Штрауса с хлопками.

3. Песня: «Кошка» У. Мэр. (металлофоны, рогатки, бубны).

4. Оркестр: «Турецкое рондо» В. Моцарт.

5. Оркестровая сценка: «Весна» (все инструменты оркестра)

6. Оркестр народных инструментов «Коробейники»- «Саратовская плясовая».

7. Песня: «Солнечная капель» С. Соснина. (Металлофоны, рогатки, колокольчики).

8. Детский оркестр: Песня «Есть оркестр в саду у нас» - малыши с шумовыми инструментами.

9. Оркестровая пьеса: «Часики» Г. Васильева.

Ход занятия:

 Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»  - входят дети подготовительной группы.

М. р: Что за гости спешат? 10 маленьких ребят!

           Проходите вот сюда. Все на месте, дети? (Дети: Да!)

М. р: Вот так радость, да-да-да! (треугольник) Пришли дети со двора!

          Песни петь, да плясать, всех вокруг забавлять.

          Давайте поздороваемся с нашими гостями.

1. Музыкальное приветствие - распевка «Добрый день».

2. Ритмическая песня- приветствие: «Друзья».

    В нашем зале все друзья!

    Да-Да-Да!  (ритм— 1-2-3, 1-2-3).

    Вы и мы, и ты, и я!

    Да-да-да! (1-2-3, 1-2-3).

    Здравствуй друг, который справа!  (Повер. вправо, поклон головой-1 удар).

    Здравствуй друг, который слева!   (Повер. влево, поклон головой-1 удар).

    Мы все — одна семья!                     (1-2-3   Подняли руки вверх!)

М. р: Ребята, сегодня вы пришли   в удивительную страну —  

          Страну музыки, песен и танцев.

          Этой страны нет  на карте,

          Этой страны и на глобусе нет.

          Но эту страну дети считают

          Лучшей, любимой на весь белый свет!

          Этой страной правит Королева Музыки!

          И ее  помощники – музыкальные инструменты!

М. р: На земле у каждого есть родимый дом.

          Хорошо и весело, и уютно в нем!

          Отгадай загадку, маленький мой друг:

          Где живет, по твоему, музыкальный звук?

Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.

М. р: Страна музыкальных инструментов распахнула для нас свои двери.  

          Сколько в ней различных музыкальных инструментов!  

 

Фонограмма: «Русская народная музыка. Входит Тимошка.

Тимошка:   Здравствуйте,  гости  дорогие!

М.Р.   Здравствуй,  Тимошка!  А  что  это  у  тебя  за  лоток  такой          

            расписной,  тяжелый?

Тимошка: Да!  Лоток  не  простой,  лоток  расписной,  сказочный,  

                     красивый,  а  внутри  с  сюрпризом!

М.Р:          Ой,  как  интересно!  Тимошка,  покажи  скорей  свой  лоток!

Тимошка:  Покажу,  если  отгадаете  мою  загадку:

       « И  шумят,  и  бренчат, хлопают,  звенят!

          Расписные,  яркие, всю  ярмарку веселят!».  

 (Дети  отгадывают  загадку - народные инструменты,

 Тимошка  под  музыку показывает лоток).

Слайд:  «Народные инструменты».

М.Р.   Ой,  ребята! (Стучу инструментом) Слышите?  

            Это  обыкновенные  музыкальные  звуки.  

            Они  переселились  в  деревянные  бытовые  вещи:  ложки,  рогатки,      

             коробочки. А  уже  потом  стали  музыкальными  инструментами,  

            О  которых  мы  вам  сейчас  и  расскажем.

            Итак,  Тимошка,  помогай  мне!

Трещетка - один из древнейших  русских  шумовых  инструментов.  Трещеткой  отпугивали  птиц  с  полей.  Существует  несколько  разновидностей  трещеток:  трещетка  пластинчатая  (традиционная),  сорока,  вертяшка.

  1. Ты возьми меня в ладошки, потряси меня рукой.

 И услышишь голос мой, деревянный, озорной.     (Трещотка)

Колотушка,  коробочка –  раньше  это  были  деревянные  шкатулки, колотушками.  С ними  ходил  сторож  по  селу.

Рогатка  с  колокольчиками - раньше  были  детскими  игрушками.

Исполняется русская нар. мелодия: «Саратовские переборы».

Оркестр русских народных инструментов: «Коробейники».

Ложки деревянные – мастер класс.

Знакомство и обучение технике элементарных приемов игры на ложках.

 Вот некоторые из них: удар, хлопок, удар-хлопок, тремоло, «часики», удары круговые, вертикальные, горизонтальные, одинарные и двойные форшлаги, "лошадка", "барабанщик" и др.

Игра на ложках обладает лечебным эффектом: исправляет кривой детский почерк, лечит малышей от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности, а также других "болезней", которые могут перейти в хронические. А лекарство - это занятия на ложках! У детей развивается мелкая моторика рук, чувство коллективизма и, как следствие, решаются многие проблемы.

"Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поет и пусть с ней в унисон поют родственные души!

Приемы игры на ложках.

«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. 
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. 
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.

«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. 
«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. 
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.
«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
Приёмы игры на трех ложках.
«Лошадка»
 – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

 

Русские ложки - Вот деревянные ложки  - «поют» громко и звонко! (показ),              

                               музыкальный ударный инструмент.

                             «Две девицы озорные - ложки деревянные.

                               Никогда не устают звонкие, упрямые!»

Дети с ложками: Мы ложечки - говорушечки,
                              Нам хоть плясочку, хоть частушечки!
                             Весело мы застучим,
 веселиться пригласим!

1. Это – дождик озорной, он стучит по мостовой.

    Черпачок зажми в ладошке, а другою постучи!

    Ложкари, ложкари, мы играем, посмотри!

2.  Это – конь бежит лихой, цокает по мостовой,

     Это вам не сербать ложкой борщ домашний и густой,

     Нужно слух иметь немножко, и хоть навык небольшой!

М.р: Предлагаю всем: и взрослым и детям встать в общий круг, взять в руки ложки, в левую руку ложку перевернуть вверх дном, а правой рукой взять ложку в кулачок. Несколько раз повторить отбиваемый воспитателем ритм.

 Отбивают ритм.

М. р: А  сейчас,  дорогие  гости  мы  предлагаем  вам  поучаствовать  в  нашем  импровизированном  оркестре  и  исполнить  с  нами  знакомую  всем  вам  русскую  народную  мелодию  с  которой  Тимошка  ходит  по  ярмарке.

      Так, мелодией народной, словно пламенем зари,

      Озорство и дух свободный, разжигают ложкари!

Исполняется:  рус. н. м.

Гости садятся на места.

М. р: Ребята, давайте представим гостям и другие  муз. инструменты

          Страны музыки. А помогут нам в этом загадки о музыкальных          

          инструментах.

Игра «Музыкальная отгадай-ка».

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

1. Кто в оркестре вам поможет,

    Сложный ритм стучать он сможет.

     Ритм любой, из разных стран.

    Ну, конечно,…………….(Барабан)

2. Ладошка по нему стучат, потряхивают вольно.

    А он звенит, гремит. Ему совсем не больно. (Бубен)

3. Ты возьми его в ладонь,  слышен будет перезвон.

      Динь-динь-динь, дон-дон-дон! Чей же это звон? (Колокольчик)

4. Он похож на погремушку,

    Только это не игрушка!.. (Маракас).

М. р: А какой еще музыкальный инструмент мы любим?

1. Ребенок: Слышите веселый звон? Я зовусь металлофон.

                     Очень нежно я звучу,  я сыграть для вас хочу.

Исполняется песня: «Кошка» У. Мер.

Ребенок:  И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех

                  Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех.

Исполняется: Танец «Анна - Полька» И. Штраус.

М. р: В Стране музыкальных инструментов происходят различные чудеса,

          И о них мы вам сейчас расскажем.

  М. р: Наши ударные инструменты не только веселые музыканты,

            Но и умелые рассказчики.

            Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям стихотворение.

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают стихотворение

                                 1.  С. Маршака «Апрель».

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.  -  треугольник

По полям бегут ручьи,  на дорогах лужи.   -  глиссандо по металлофону

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. – тихое шуршание чем-нибудь

Пробирается медведь медведь  сквозь лесной валежник–

                                             трещетки, маракасы

Стали птицы песни петь -  свистульки

И расцвел подснежник    - колокольчик

2. «Весна».

Подул свежий весенний ветер – маракас, погремушки

Пригнал большие облака,

И из них вдруг закапали сверкающие капельки –  металлофон

Сначала они падали робко, медленно  - медленно стучат

Потом быстрее и быстрее -       ускорение темпа.

Их становилось все больше -  громко

Они шумели в ветках деревьев – хлопки по коленям, в ладоши

По крышам, подоконникам -       ударные

И все вокруг наполнилось звуками весеннего ливня!  - инструменты, хлопки.

 

Музыкальная сценка: «Музыкальная Весна».

1. Ребенок:  Нисколько не смущаясь, что снег лежит кругом,
                     Взяла и поселилась сосулька за окном.
                     И начала несмело петь песенку свою
:

(выбегает девочка и встаёт к своему металлофону)
                      Послушайте, послушайте,
                     Я про весну пою!  
(играет гамму на металлофоне).

2. Ребенок:  А через день мы видим - сосулек стало пять!
                     И начала уверенней мелодия звучать.

(ещё 4  детей выбегают к своим инструментам).
                      Ещё не очень слаженно играет их квинтет...    

3.  Ребенок: Послушайте, послушайте
                     Весенний наш привет!  
(играют на инструментах гамму).
М. р:             И вот под нашей крышей, построясь в длинный ряд,
                     Сосульки репетируют который час подряд.

                         (выбегают остальные дети – играют).
                      Как звуки их оркестра прекрасны и нежны!

                      Послушайте, послушайте Симфонию весны!

Исполняется: Песня С. Соснина «Солнечная капель» (играют все).

Фонограмма: «Катофония».

М.р:          Что за звуки? Что случилось?

Дирижер: В дирижера я играл, лихо палочкой махал,

                   Но оркестр на беду, вдруг понес белиберду!

                   Вразнобой и невпопад… Кто же в этом виноват?

М.р:          Дети, как можно помочь оркестру?

Дети:        Музыкантам нужно репетировать.

М.р:          И вот, построясь в длинный ряд,

                  Уж репетируют они, который час подряд!

                  Как звуки их оркестра прекрасны и нежны,

                  А инструменты все послушны и  дружны.

Исполняется: Пьеса «Часики» Г. Васильева.

М.р:   Сейчас оркестр выступит перед вами,

            Но не простой, а уникальный самый!

            Называется он – шумовой.

            Инструментов здесь не счесть:

            Ключики, киндеры и маракасы - пуговички  есть!

            И сейчас нам малыши на них сыграют от души!

Детский шумовой оркестр: «Наш оркестр» - малыши.

М.р:    Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг,

             И кораблики мелодий выплывают из-под рук!

Исполняется: Оркестровая пьеса «Турецкий марш» В. Моцарта.

М. р: Вот умолкли инструменты, и, тогда со всех сторон,
         Раздались аплодисменты, все выходят на поклон.

Фонограмма: «Весна» А. Вивальди. Дети выходят на поклон.

М. р: Хочу я вам секрет открыть: «Музыкантом» трудно быть,
         Но вы справились, я знаю, в музыканты вас, я посвящаю!

          В вашу честь - фанфары!

Фонограмма: «Фанфары».

М. р: А мы прощаемся с нашими гостями.

          До новых встреч в Стране музыкальных инструментов!

Фонограмма: «Страна музыки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в образовательной деятельности «В стране музыкальных инструментов» для старше

Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников и развитие музыкальных и творческих способностей на основе синтеза различных видов искусств....

конспект музыкально - игровой деятельности "В стране музыкальных инструментов"

данный конспект разработан для воспитателей старшей группы по музыкально - игровой деятельности....

Конспект музыкального занятия в старшей - подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Цель:формировать основы музыкальной культуры дошкольников;развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....

Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет на тему: «Путешествие в страну музыкальных инструментов». Игра «Найди лишний инструмент»

Презентация к музыкальному занятию  для детей  6-7 лет на тему: «Путешествие в страну  музыкальных инструментов»....