Конспект ООД «Страна музыкальных инструментов»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Введение ребенка в мир искусства через творчество и игру на детских
музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-instrumenty_moe.docx | 36.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка»- детский сад №11 «Голубой вагон» г. Сальска
Конспект открытого занятия по теме:
«Страна музыкальных инструментов»
для детей общеразвивающей группы (6-7 лет).
Музыкальный руководитель: 1 категории Захарова С.В.
Цель: Введение ребенка в мир искусства через творчество и игру на детских
музыкальных инструментах.
Образовательные задачи:
-закреплять навык исполнения музыкальных произведений на детских
музыкальных инструментах;
-активизировать словарь детей;
-учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
Развивающие задачи:
- развивать чувство ансамблевой игры;
- развивать чувство ритма, координацию движений;
- развивать мелкую моторику;
- развивать творческое мышление, фантазию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально
эстетический вкус средствами музыки;
- воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание
играть на инструментах, беречь их;
- способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.
Предварительная работа: Обучение игре на музыкальных инструментах на занятиях и в индивидуальной работе.
Оборудование: Детские музыкальные инструменты: металлофоны, колокольчики, треугольники, маракасы, барабаны, бубенцы, дудочки, музыкальные молоточки, ложки. Игрушки- самоделки. Музыкальный центр.
Репертуар: «Оркестровый концерт».
1. Приветствие «Добрый день» (фортепиано).
2. Танец «Анна-Полька» И. Штрауса с хлопками.
3. Песня: «Кошка» У. Мэр. (металлофоны, рогатки, бубны).
4. Оркестр: «Турецкое рондо» В. Моцарт.
5. Оркестровая сценка: «Весна» (все инструменты оркестра)
6. Оркестр народных инструментов «Коробейники»- «Саратовская плясовая».
7. Песня: «Солнечная капель» С. Соснина. (Металлофоны, рогатки, колокольчики).
8. Детский оркестр: Песня «Есть оркестр в саду у нас» - малыши с шумовыми инструментами.
9. Оркестровая пьеса: «Часики» Г. Васильева.
Ход занятия:
Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» - входят дети подготовительной группы.
М. р: Что за гости спешат? 10 маленьких ребят!
Проходите вот сюда. Все на месте, дети? (Дети: Да!)
М. р: Вот так радость, да-да-да! (треугольник) Пришли дети со двора!
Песни петь, да плясать, всех вокруг забавлять.
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
1. Музыкальное приветствие - распевка «Добрый день».
2. Ритмическая песня- приветствие: «Друзья».
В нашем зале все друзья!
Да-Да-Да! (ритм— 1-2-3, 1-2-3).
Вы и мы, и ты, и я!
Да-да-да! (1-2-3, 1-2-3).
Здравствуй друг, который справа! (Повер. вправо, поклон головой-1 удар).
Здравствуй друг, который слева! (Повер. влево, поклон головой-1 удар).
Мы все — одна семья! (1-2-3 Подняли руки вверх!)
М. р: Ребята, сегодня вы пришли в удивительную страну —
Страну музыки, песен и танцев.
Этой страны нет на карте,
Этой страны и на глобусе нет.
Но эту страну дети считают
Лучшей, любимой на весь белый свет!
Этой страной правит Королева Музыки!
И ее помощники – музыкальные инструменты!
М. р: На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело, и уютно в нем!
Отгадай загадку, маленький мой друг:
Где живет, по твоему, музыкальный звук?
Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.
М. р: Страна музыкальных инструментов распахнула для нас свои двери.
Сколько в ней различных музыкальных инструментов!
Фонограмма: «Русская народная музыка. Входит Тимошка.
Тимошка: Здравствуйте, гости дорогие!
М.Р. Здравствуй, Тимошка! А что это у тебя за лоток такой
расписной, тяжелый?
Тимошка: Да! Лоток не простой, лоток расписной, сказочный,
красивый, а внутри с сюрпризом!
М.Р: Ой, как интересно! Тимошка, покажи скорей свой лоток!
Тимошка: Покажу, если отгадаете мою загадку:
« И шумят, и бренчат, хлопают, звенят!
Расписные, яркие, всю ярмарку веселят!».
(Дети отгадывают загадку - народные инструменты,
Тимошка под музыку показывает лоток).
Слайд: «Народные инструменты».
М.Р. Ой, ребята! (Стучу инструментом) Слышите?
Это обыкновенные музыкальные звуки.
Они переселились в деревянные бытовые вещи: ложки, рогатки,
коробочки. А уже потом стали музыкальными инструментами,
О которых мы вам сейчас и расскажем.
Итак, Тимошка, помогай мне!
Трещетка - один из древнейших русских шумовых инструментов. Трещеткой отпугивали птиц с полей. Существует несколько разновидностей трещеток: трещетка пластинчатая (традиционная), сорока, вертяшка.
- Ты возьми меня в ладошки, потряси меня рукой.
И услышишь голос мой, деревянный, озорной. (Трещотка)
Колотушка, коробочка – раньше это были деревянные шкатулки, колотушками. С ними ходил сторож по селу.
Рогатка с колокольчиками - раньше были детскими игрушками.
Исполняется русская нар. мелодия: «Саратовские переборы».
Оркестр русских народных инструментов: «Коробейники».
Ложки деревянные – мастер класс.
Знакомство и обучение технике элементарных приемов игры на ложках.
Вот некоторые из них: удар, хлопок, удар-хлопок, тремоло, «часики», удары круговые, вертикальные, горизонтальные, одинарные и двойные форшлаги, "лошадка", "барабанщик" и др.
Игра на ложках обладает лечебным эффектом: исправляет кривой детский почерк, лечит малышей от рассеянности, невнимательности, заторможенности или гиперактивности, а также других "болезней", которые могут перейти в хронические. А лекарство - это занятия на ложках! У детей развивается мелкая моторика рук, чувство коллективизма и, как следствие, решаются многие проблемы.
"Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поет и пусть с ней в унисон поют родственные души!
Приемы игры на ложках.
«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.
«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки.
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.
«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
Приёмы игры на трех ложках.
«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
Русские ложки - Вот деревянные ложки - «поют» громко и звонко! (показ),
музыкальный ударный инструмент.
«Две девицы озорные - ложки деревянные.
Никогда не устают звонкие, упрямые!»
Дети с ложками: Мы ложечки - говорушечки,
Нам хоть плясочку, хоть частушечки!
Весело мы застучим, веселиться пригласим!
1. Это – дождик озорной, он стучит по мостовой.
Черпачок зажми в ладошке, а другою постучи!
Ложкари, ложкари, мы играем, посмотри!
2. Это – конь бежит лихой, цокает по мостовой,
Это вам не сербать ложкой борщ домашний и густой,
Нужно слух иметь немножко, и хоть навык небольшой!
М.р: Предлагаю всем: и взрослым и детям встать в общий круг, взять в руки ложки, в левую руку ложку перевернуть вверх дном, а правой рукой взять ложку в кулачок. Несколько раз повторить отбиваемый воспитателем ритм.
Отбивают ритм.
М. р: А сейчас, дорогие гости мы предлагаем вам поучаствовать в нашем импровизированном оркестре и исполнить с нами знакомую всем вам русскую народную мелодию с которой Тимошка ходит по ярмарке.
Так, мелодией народной, словно пламенем зари,
Озорство и дух свободный, разжигают ложкари!
Исполняется: рус. н. м.
Гости садятся на места.
М. р: Ребята, давайте представим гостям и другие муз. инструменты
Страны музыки. А помогут нам в этом загадки о музыкальных
инструментах.
Игра «Музыкальная отгадай-ка».
Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.
1. Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно,…………….(Барабан)
2. Ладошка по нему стучат, потряхивают вольно.
А он звенит, гремит. Ему совсем не больно. (Бубен)
3. Ты возьми его в ладонь, слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон! Чей же это звон? (Колокольчик)
4. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!.. (Маракас).
М. р: А какой еще музыкальный инструмент мы любим?
1. Ребенок: Слышите веселый звон? Я зовусь металлофон.
Очень нежно я звучу, я сыграть для вас хочу.
Исполняется песня: «Кошка» У. Мер.
Ребенок: И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех.
Исполняется: Танец «Анна - Полька» И. Штраус.
М. р: В Стране музыкальных инструментов происходят различные чудеса,
И о них мы вам сейчас расскажем.
М. р: Наши ударные инструменты не только веселые музыканты,
Но и умелые рассказчики.
Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям стихотворение.
Дети при помощи ударных инструментов озвучивают стихотворение
1. С. Маршака «Апрель».
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. - треугольник
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. - глиссандо по металлофону
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. – тихое шуршание чем-нибудь
Пробирается медведь медведь сквозь лесной валежник–
трещетки, маракасы
Стали птицы песни петь - свистульки
И расцвел подснежник - колокольчик
2. «Весна».
Подул свежий весенний ветер – маракас, погремушки
Пригнал большие облака,
И из них вдруг закапали сверкающие капельки – металлофон
Сначала они падали робко, медленно - медленно стучат
Потом быстрее и быстрее - ускорение темпа.
Их становилось все больше - громко
Они шумели в ветках деревьев – хлопки по коленям, в ладоши
По крышам, подоконникам - ударные
И все вокруг наполнилось звуками весеннего ливня! - инструменты, хлопки.
Музыкальная сценка: «Музыкальная Весна».
1. Ребенок: Нисколько не смущаясь, что снег лежит кругом,
Взяла и поселилась сосулька за окном.
И начала несмело петь песенку свою:
(выбегает девочка и встаёт к своему металлофону)
Послушайте, послушайте,
Я про весну пою! (играет гамму на металлофоне).
2. Ребенок: А через день мы видим - сосулек стало пять!
И начала уверенней мелодия звучать.
(ещё 4 детей выбегают к своим инструментам).
Ещё не очень слаженно играет их квинтет...
3. Ребенок: Послушайте, послушайте
Весенний наш привет! (играют на инструментах гамму).
М. р: И вот под нашей крышей, построясь в длинный ряд,
Сосульки репетируют который час подряд.
(выбегают остальные дети – играют).
Как звуки их оркестра прекрасны и нежны!
Послушайте, послушайте Симфонию весны!
Исполняется: Песня С. Соснина «Солнечная капель» (играют все).
Фонограмма: «Катофония».
М.р: Что за звуки? Что случилось?
Дирижер: В дирижера я играл, лихо палочкой махал,
Но оркестр на беду, вдруг понес белиберду!
Вразнобой и невпопад… Кто же в этом виноват?
М.р: Дети, как можно помочь оркестру?
Дети: Музыкантам нужно репетировать.
М.р: И вот, построясь в длинный ряд,
Уж репетируют они, который час подряд!
Как звуки их оркестра прекрасны и нежны,
А инструменты все послушны и дружны.
Исполняется: Пьеса «Часики» Г. Васильева.
М.р: Сейчас оркестр выступит перед вами,
Но не простой, а уникальный самый!
Называется он – шумовой.
Инструментов здесь не счесть:
Ключики, киндеры и маракасы - пуговички есть!
И сейчас нам малыши на них сыграют от души!
Детский шумовой оркестр: «Наш оркестр» - малыши.
М.р: Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг,
И кораблики мелодий выплывают из-под рук!
Исполняется: Оркестровая пьеса «Турецкий марш» В. Моцарта.
М. р: Вот умолкли инструменты, и, тогда со всех сторон,
Раздались аплодисменты, все выходят на поклон.
Фонограмма: «Весна» А. Вивальди. Дети выходят на поклон.
М. р: Хочу я вам секрет открыть: «Музыкантом» трудно быть,
Но вы справились, я знаю, в музыканты вас, я посвящаю!
В вашу честь - фанфары!
Фонограмма: «Фанфары».
М. р: А мы прощаемся с нашими гостями.
До новых встреч в Стране музыкальных инструментов!
Фонограмма: «Страна музыки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Страна музыкальных инструментов
Конспекты занятий...
Конспект музыкального занятия в образовательной деятельности «В стране музыкальных инструментов» для старше
Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников и развитие музыкальных и творческих способностей на основе синтеза различных видов искусств....
Конспект музыкального занятия, с использованием презентации "Путешествие в страну музыкальных инструментов
Данное занятие предназначено для детей средней группы (4-5 лет)....
Конспект открытого музыкального занятия " Путешествие в страну музыкальных инструментов"
Для старшего возраста...
конспект музыкально - игровой деятельности "В стране музыкальных инструментов"
данный конспект разработан для воспитателей старшей группы по музыкально - игровой деятельности....
Конспект музыкального занятия в старшей - подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Цель:формировать основы музыкальной культуры дошкольников;развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....
Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет на тему: «Путешествие в страну музыкальных инструментов». Игра «Найди лишний инструмент»
Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет на тему: «Путешествие в страну музыкальных инструментов»....