Проект музыкально - ритмическое воспитание детей 5-7 лет.
проект по музыке (старшая, подготовительная группа)

Аржанникова Наталья Викторовна

Развитие ребёнка . Формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_muz-ritm.vospitaniyu.docx25.74 КБ
Файл kruzhok_pyatnashki.docx34.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Музыкально-ритмическое воспитание детей 5-7 лет».

Цель: Развитие ребёнка, формирование средствами музыки и

            ритмических движений разнообразных умений,

            способностей, качеств личности.

       

Задачи: 

           1. Развитие музыкальности.

           2. Развитие двигательных качеств и умений.

           3. Развитие творческих способностей, потребности

               самовыражения в движении под музыку.

            4. Развитие и тренировка психических процессов.

            5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

Ожидаемый результат: Выразительно и ритмично двигаться в

                 соответствии с разнообразным характером музыки;

                 прослушав незнакомую музыку по выбору педагога,

                 выразительно изобразить персонаж; исполнить парный

                 танец; сочинить танец по данному плану; активно

                 участвовать в выполнении творческих заданий;

                 импровизировать пляску, используя знакомые элементы

                 танца; инсценировать игровые песни, придумывать

                 варианты образных движений в играх и хороводах.

Сведения об участниках проекта: Основными участниками проекта

                 являются дети старшей, подготовительной групп, при

                 содействии воспитателей .

Продолжительность проекта: 2 года.

Музыкально ритмическое

воспитание детей 5-7 лет.

Развитие                                                    Развитие и тренировка

музыкальности.                                      психических процессов.

Развитие двигательных

качеств и умений.

Этапы работы.

І этап: Определение проблемы.

ІІ этап: Сбор сведений.

Источники информации:

1). Литература;

2). Музыкальный материал;

3). Видеофильмы;

4). Проведение семинаров и посещение методических

     объединений;

5).Консультации с воспитателями;

6). Работа с родителями;

7). Экскурсии, наблюдения.

ІІІ этап : Финансово-экономическое основание проекта.

ІV этап: Конечный продукт.

І этап:

Определение

проблемы.

Проблема заключается в том, что около 30 % дошкольников имеют низкий уровень физических качеств, отмечается недостаток двигательной активности на занятиях. Наблюдается недостаточно развитое внимание, память, мышление. Из года в год растёт количество детей с проблемами развития речи, с нарушением осанки.

ІІ этап:

Сбор

сведений.

Литература:

1). Программа «Музыкальное воспитание в детском саду» по

     тексту «Программа воспитания и обучения в детском саду»  

     под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.

     Комаровой.

     М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2). Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая

      мозаика»  А.И. Бурениной.

      Санкт-Петербург, 2000.

3). Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи дансе»

      Ж.Е. Фирилёвой, Е.Г. Сайкиной.

      Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003.

4). Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду». С.Л.

      Слуцкой.

      Москва: Линка-Пресс, 2006.

5). Ритмика. Методическое пособие. А.Е. Чибриковой-Луговской.

      Москва. Издательский дом «Дрофа», 1998.

6). Танцы в детском саду. Н. Зарецкой, З.Роот.

      Москва, Айрис-пресс, 2004.

Музыкальный материал:

1). CD А.Рыбников, «Музыка кино», 3 шт.

2). CD «Музыка Российского кино» .ЗАО «Юниверсал Мьюзик».

3). CD «Золотой шлягер». Монолит Рекордс.

4). CD «Дискотека для детей». ООО «Первое музыкальное  

      издательство».

5). CD « Ритмы детства». ООО «Си Ди-Клуб».

6). CD «Чародеи и другие» .

7).  CD «Ритмическая мозаика», 4 шт. СПб.: ЛОИРО, 2000.

8). Аудиокассеты и мн. др.

Видеофильмы:

1). «Ритмическая мозаика». А.И. Бурениной. Методическое

       пособие.

2). Балет «Щелкунчик» Гостелерадио СССР,

      Киновидеообъединение «Крупный план». М.,1993.

3).Видеозапись детских утренников, снятых родителями

    дошкольников.

4). Видеозапись выступлений  детей Хореографического отделения

      Детской школы искусств № 21.

Консультации с воспитателями:  

1). «Восприятие музыки в самостоятельной деятельности».

2). «Самостоятельная музыкальная деятельность детей в группе.

      Развитие танцевального творчества».

3). Подготовка к праздникам.

Работа с родителями:  

1). Посещение родительских собраний. «Знакомство с планом  

     работы». Требования к подготовке для музыкальных занятий.

2). Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала,

     атрибутов, костюмов и мн. др.

3). Запись праздников на видео… фотокамеру.

4). Индивидуальные консультации: рекомендации дальнейшего

     обучения музыке, по корректировке музыкального обучения.

Экскурсии, наблюдения:

     Экскурсии в природу: в осенний лес, на «Утиную заводь», пройтись по улицам Ельцовки…

Наблюдение за изменениями в природе, любоваться красотой природы: падающим листиком, качающимся деревом, журчанием ручейка и т.д.

      Рассмотреть листики берёзы, осины…

      Освоить движения ходьбы на лыжах, катания на коньках и т.д.

ІІІ этап:

Финансово-экономическое

основание проекта.

Мероприятие

Срок

Объём финансирования, руб.

1.

Приобретение музыкальных игрушек и пособий.

Ежегодно

1-2 тыс. руб.

2.

Приобретение методической литературы.

В течение периода

2 тыс. руб.

3.

Организация подписки на периодические издания.

Ежегодно

1 тыс.руб.

4.

Приобретение оборудования для музыкального зала.

В течение периода

7 тыс. руб.

5.

Приобретение ткани для костюмов (детям и взрослым).

Ежегодно

8 тыс.

6.

Приобретение аудио-, видеотехники (видеокамеры, дом. кинотеатра с функцией караоке, фотоаппарата).

В течение периода

17 тыс. руб.

ІV этап:

Конечный

продукт.

Дети, занимаясь  по данной программе добиваются значительных успехов. Участвуя в районном фестивале «Юные дарования» ребята стали занимать первые места с музыкально-ритмическими композициями, за что были награждены грамотой в 2003 году и дипломами. В 2006 году наши дети стали лауреатами городского конкурса «Детский сад года-2006», в 2007 году ребята получили диплом за участие в ІІІ городском фестивале «Маленькие фантазёры-2007 г.»

      Дети приобрели уверенность в своих силах, стали эмоционально-раскрепощёнными, более общительными, дружелюбными и физически крепкими.



Предварительный просмотр:

«Пятнашки»

Цель:  развитие ребёнка, формирование средствами

           музыки и ритмических движений

           разнообразных умений, способностей, качеств

           личности.

Задачи:  

            1.Развитие музыкальности:

               * способности воспринимать музыку,

   чувствовать её настроение и характер,

                  понимать её содержание;

*развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма

*развитие музыкальной памяти.

           2. Развитие двигательных качеств и умений:

*развитие ловкости, точности, координации движений;

*развитие гибкости и пластичности;

*воспитание выносливости, развитие силы;

*формирование красивой осанки, красивой походки;

*развитие умения ориентироваться в пространстве;

*обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

             3. Развитие творческих способностей, потребности

                самовыражения в движении под музыку:

                *развитие творческого воображения и фантазии;

                *развитие способности к импровизации.

              4. Развитие и тренировка психических процессов:

                *развитие эмоциональной сферы и умения

                  выражать эмоции в мимике и пантомимике;

               *тренировка подвижности нервных процессов;

               * развитие восприятия, внимания, воли, памяти,

                  мышления.

              5. Развитие нравственно – коммуникативных

                 качеств личности:

               *воспитание умения сопереживать другим людям,

                 животным;

               *воспитание умения вести себя в группе во время

                 движения, формирование чувства такта и

                 культурных привычек в процессе группового

                 общения с детьми и взрослыми.

 

Дошкольный возраст является плодотворным периодом жизни человека. И нам педагогам, работающим с дошкольниками важно в это время помочь ребенку раскрывать и развивать природные задатки для гармоничного формирования личности. 

С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Еще в Древней Греции сформировались представления о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.

В.М.Бехтерев выдающийся ученый XX столетии в области психиатрии  и неврологии считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на слуховые и зрительные раздражители.

Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей не только музыкальный слух,  творческие способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе (память, внимание, воображение, мышление, волю). Н.С.Самойленко, В.А.Гринер, Е.В.Конорова, Е.В.Чаянова авторы книг по логопедической ритмике в своих работах доказали, что с  помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. социализация ребенка через игру.

На занятия по кружковой  работе, я старалась взаимосвязано включить: ритмическую гимнастику; танец; игры: музыкально – ритмические, речевые, образные; и психогимнастику.

    Занятия  проводятся в просторном музыкальном  зале с ковровым покрытием, 1 раз в неделю во второй половине дня с группой  детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность занятия  30 мин. - 40 мин.  

Для занятий необходимо иметь:

 1. Музыкальный центр с набором аудиокассет и CD дисков:

CD и аудиокассеты:

  1. «Ритмическая мозаика»  А.Буренина

             №1, №2, №3, №4.

      -   «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой

       -  «Топ – Хлоп» подвижные игры. Е.Железнова

       -  «Музыка для релаксации» (пение птиц, шум моря, звон  

                                               ручейка)

       -  «Ритмы детства» детская вокальная студия «Улыбка»

       -  «Дискотека для детей» А.Варламова

       -  «Песни Кима Брейтбурга» и мн.др

 

  1. Набор музыкальных инструментов для ритмических игр:

         ложки, молоточки, бубны, треугольники, барабан,

         колокольчики, маракасы, кастаньеты, тарелки, погремушки

  1. Атрибуты  к танцам: ленты, цветы, шифоновые юбочки, накидки, платочки, веточки, колпачки, звёздочки, зонтики, вертушки, шарфы, султанчики, колокольчики, светящиеся палочки и др.
  2. Материал для дидактических игр: фланелеграф, дирижерская

палочка, полоски бархатной бумаги (широкие и узкие),

карточки разных цветов, ритмическое лото, мешочек с

сюрпризами (мелкими предметами), шляпа, корона.    

  1. Ноутбук  с проектором и экраном.                                                  

 

Тематический  план  кружка.

 

Месяц

Виды

деятельности

Задачи

Репертуар

1.

Сентябрь

  1. Ходьба (бодрый шаг, спокойный; высокий шаг, шаг на носках, пружинистый)

  1. Пальчиковая разминка “Танцы рук”

3. Музыкально-ритмичные композиции

4. Музыкальная игра.

Координация движений, ориентировка в пространстве относительно друг друга.                          

Развитие мелкой моторики.

                   Формирование навыков ходьбы, исполнение ритмичных подскоков, развитие чувства ритма, координации движений.

Развитие танцевального творчества, импровизация внимания.

Марш “Вместе весело шагать” В. Шаинского, “Грустная песенка”  П. Чайковского “Домовой”, “Круглый кот”, “Лисичка-сестричка”

Марш “Вместе весело шагать” В. Шаинского

“Запрещенное движение”

2.

Октябрь

1.Упражнения (основные, шаг, бег, подскоки)

2. Музыкально-ритмичные композиции.

                                   

3. Музыкальные и пластические этюды.

4. Музыкальная игра

Научиться переключаться с одного ритма в другой.

Развитие музыкальности, умение координировать свои движения с музыкой; развитие чувства ритма, внимания, памяти.

Развитие творческого воображения, фантазии; самостоятельно создавать пластический образ.

Развитие музыкального слуха, выразительных движений, творческого воображения.

Марш “Щелкунчик”   Бег “Счастливое детство”

 

Полька «Кремена»        А. Полкнис, “Скакалка”

             

“Цыплята” (азербайджанская народная песня) “Красная шапочка” муз. А. Рыбникова

“Цветы спят”  Григ «Песня Сольвейг» “Козочки и волк” (программа Буренина) муз. из к/ф “Звуки музыки”.

3.

Ноябрь

1. Музыкальные движения, упражнения.

2.Образные упражнения под слово (поговорки)

3.Музыкально-ритмичные композиции

4.Сюжетные танцы

5. Музыкальная игра

Развитие общей моторики, координация движений рук и ног.

Развитие творческого воображения; развитие эмоциональности.

Развитие чувства ритма, координации движений, памяти, внимания; развитие способности к импровизации.

Научиться передавать характер музыки, двигаться легко, изящно, менять направление движений под музыкальные фразы.

Научиться согласовывать свои движения с характером музыки.

“Часы”

“Мы петрушки”

«Снеговики»,              

“Чик и Брик” муз. Б. Савельева

                       “Три  поросенка” Н. Ефремова

Танец Берёзок

                     

“Игра с султанами”

“Во саду ли в огороде” обр. Н. Римского-Корсакого

4.

Декабрь

1.Упражнения на построение в шеренгу, колонну.

2.Рече-двигательные упражнения

  1. Музыкально -ритмичные композиции

 

4.Танцевальная импровизация

5. Музыкальная игра

Научиться изменять свои движения, согласуя их с формой музыкального произведения; переключаться с одного вида движений на другой.                            

Движение группой в заданном темпе; сопровождение движений вперед жестами и звуками; координация движений.

Развитие выразительных движений, формирование навыков кружения на подскоках, развитие памяти и внимания.

Развитие танцевального творчества

Согласовывать движения с музыкой

“Марш» Г. Свиридова

“Ой,мороз” Л.Гусевой

 “Новогодняя считалочка»

А. Варламова

                 “Снежные комки и дети”

                           «С Новым годом, с новым счастьем»                          

5.

Январь

1.Упражнения на построение и перестроение

           

2.Музыкально-     ритмичные упражнения с перестроением

                    3.Сюжетно-образные движения, имитации                                                  

4.Танец сюжетный.

                      5.Хороводная игра

Свободно ориентироваться в пространстве; перестраиваться из положения “врассыпную” в круг.

Тренировка направленности слуха, чувства ритма, координации движений рук и ног.

Развитие образности мышления, эмоциональности.

Научиться передавать ритм музыки хлопками, согласовывая свои движения рук и ног.

Развитие сообразительности, согласовывая свои движения с движениями партнеров, пением.

“Российский Дед Мороз” А. Варламова

“Метелица” р.н.м

«Фонарики» Л.Гуртовой                           «Зима» Э. Ханка

 «Что нам нравится зимой»

 

6.

Февраль

1.Комплекс гимнастических упражнений

2.Упражнения с предметами (с мячами, с флажками)

3.Музыкально-ритмичные композиции.

4.Игры и хороводы.

5.Музыкальная игра

Развитие ритмичности, точности движений.

                            Развитие мелкой моторики, эмоциональности.

Развитие выразительных движений, творческого воображения, способности к импровизации, быстроты реакции, координации движений.

Свободно ориентироваться в пространстве; передавать в связи с музыкой игровые образы; заканчивать движения с окончанием музыки.    Согласовывать движения с музыкой

Муз. Ф Шуберта

“Марш”, “Вальс”

Упражнения с мячами           “Как у наших у ворот” (р/н п)

“Вальс” Глинки

Свиридов “Военный марш”

“Кукляндия” муз. П. Овсянникова

                “Мячик” муз. М. Минкова.

хоровод “В лесу”

                       “Мы военные”  Л. Сидельникова

7.

Март

1.Упражнения (основные плясовые с элементами народных плясок).

2.Перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротики, спираль). 3.Пляска – игра.

                         

4.Парный танец.

                           5.Упражнения на расслабление.

Передавать в пластике музыкальный образ.

Развитие умения ориентироваться в пространстве.

   Научиться различать две разнохарактерные части песни.

                           

Разучивание. Развитие чувства ритма, координации движений, внимания, памяти.

Расслабление мышц рук и плечевого пояса по контрасту с напряжением.

“Полька” (хорв. н. м.)          “Гопак” (укр.н.м)

                  “Русская плясовая” В. Золотарева.

Русские народные песни “У нас в округе”, “Милый мой хоровод”.

“Приглашение” “Гречаныки” (укр н. п.)                    

           Упражнения: “Силачи”, “Пушинки”

8.

Апрель

1.Упражнения основные, элементы плясок.

2.Музыкально-ритмичные упражнения.

3.Имитационные движения.

4.Танец тройками.

                                    5. Расслабление.

Те же

Умение быстро перестраиваться в пространстве, развитие чувства ритма, быстроты реакции.

Развитие эмоциональности, раскрепощение мышц, развитие мелкой моторики.

Закрепление танцевальных композиций.

Полное расслабление мышц тела по контрасту с напряжением.

Те же

“Полька” муз. Арскос (болгар. пляс. мелодия)

“Лошадка”, “Жуки”, “Аист”, “Лягушка”.

                  “Кадриль”

                  “Отдых в тени”

“Загораем”

9.

Май

1.Музыкально-ритмичные композиции.

                           2.Рече-двигательные упражнения.

                      3.Музыкально-пластические этюды

4.Танцы сидя.

                              5.Танец игра.

Повторение разученных танцев, композиций.

                     Сопровождение речевого упражнения жестами и звуками

Развитие фантазии, мышления

Развитие координации движения рук и ног.

Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных качеств, способности к импровизации

“Кукляндия” “Танец с султанчиками” “Три поросенка”

“Вот взяла лисичка скрипку”

“Два дружка – два петушка”

“Клоуны” муз. Конкан

“Дам доди» “Найди себе пару” муз М. Спадавеккиа “Добрый жук

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста.

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...

Музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста.

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...