Сюжетно доминантное занятие по слушанию музыки в подготовительной группе
план-конспект занятия по музыке на тему

Шикина Ольга Анатольевна

Занятие на развитие музыкально творческих способностей детей в процессе восприяти музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сюжетно-доминантное занятие по слушанию музыки в подготовительной группе

Цель: развивать музыкально-творческие способности детей через восприятие музыки

Ход занятия.

Дети свободно входят в зал.

М.р.: Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, а на чём мы туда отправимся, догадайтесь по этому ритмическому рисунку.

(Показ картинки с ритмическим рисунком)

(Ответы детей)

М.р.: правильно, на паровозе, занимайте места.

(Дети, воспитатель и музыкальный руководитель садятся на стуле, поставленные по кругу.)

М.р.: Я буду паровоз, а вы-вагоны. Слушайте, с какой скоростью едет паровоз (тук-тук-на). (Дети и воспитатель по цепочке включаются в игру). Если паровоз едет уверенно, музыкальный руководитель напевает песню Старокадомского «Весёлые путешественники».

М.р.: Наш паровоз не сошёл с рельсов, и мы оказались в сказке. Смотрите, сказочный сундук. Вы не догадываетесь, что в нём лежит?

(Ответы детей)

М.р.: Заглянем?

(Открывают сундук, а там колпаки гномов).

М.р.: В какую сказку мы попали?

(Ответы детей)

М.р.: Да, «Белоснежка и семь гномов».

В-ль: Можно, Белоснежкой буду я - а вы все удивительные, сказочные гномы.

(Надевают колпаки)

В-ль: А чтобы убедиться, что мы превратились в гномов, надо и ходить, как они.

М.р.: Слушайте музыку и выполняйте движения в соответствии с её характером, помогая мимикой.

В-ль: А я постараюсь отгадать ваши имена.

(Выполнение движения, воспитатель отгадывает имена гномов)

В-ль: Посмотрите на «Риту», какой она осторожный гном, движения с пятки на носок.

(Показ ребёнком)

В-ль: Так же осторожно, под музыку. Прокрадёмся в пещеру гномов. (Повторное выполнение упражнения, дети проходят на стулья)

М.р.: И так, мы в пещере гномов. Вспомните название и композитора пьесы и сколько в ней частей.

(Прослушивание фонограммы)

(Ответы детей)

М.р.: Да, «Шествие гномов» Эдварда Грига, в этой пьесе 3 части. (Выкладывает карточки на фланеллеграфе)

М.р.: А про каких гномов рассказывается в пьесе?

(Ответы детей)


В-ль: А у меня есть портрет такого гнома. (Ставит портрет на фланеллеграф) М.р.: А почему пьеса Грига называется «Шествие гномов»? Что такое шествие?

(Ответы детей)

М.р.: Да, музыка похожа на марш, но не на обычный, а сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы, ковыляют, прихрамывают, даже подтанцовывают. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш, но и на фантастический танец.

(Звучат с 17-31 такт)

М.р.: Выложите на фланеллеграфе признак жанра 1 части.

(Ребёнок выкладывает карточку)

М.р.: Попробуем движениями рук передать характер первой части пьесы. Если характер будет меняться, вы отметите его в движении рук.

(Звучит 1 -я часть пьесы)

(Дети реагируют жестом на характер музыки)

М.р.: Как меняется характер этой части?

(Ответы детей)

М.р.: Можно себе представить. Что гномы движутся издалека, приближаются и удаляются. В начале музыка затаенная, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая.

(Звучит фрагмент начала пьесы)

М.р.: Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, тёмной, тяжёлой - гномы подошли совсем близко, видны даже их злые, сердитые физиономии.

(Звучит фрагмент)

М.р.: Но вот музыка затихает, гномы удаляются .

(Звучит окончание 1 части)

М.р.: А как звучит вторая часть? Послушайте.

(Звучит фонограмма 2 части пьесы)

(Ответы детей)

М.р.: Вы заметили, что две мелодии в средней части: задумчивая и мерцающая - повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее. Может быть, гномы рассматривают самые красивые свои сокровища, любуются их волшебным светом, мерцающим блеском. Выложите характер, и содержание второй части на фланеллеграфе.

(Звучит фрагмент 2-й части)

М.р.: Прислушайтесь на какую часть похоже заключение?

(Звучит фонограмма 3-й части)

(Ответы детей)

М.р.: Кто нам смоделирует её?

(Дети выкладывают карточки)

М.р.: Посмотрите, получилось эмоционально образное содержание и форма пьесы Эдварда Грига « Шествие гномов».

(Убирает фланеллеграф)


М.р.: Я знаю, что гномы не только любят путешествовать, но они с удовольствием поют. А какую песню, отгадайте по 2-м звукам.

(Ответы детей)

М.р.: Да, это песня композитора Струве «Пёстрый колпачок». Мы с Белоснежкой будем петь эту песню, а вы смоделируйте её форму.

(М.р. и воспитатель поют, дети моделируют на карточках)

М.р.: С чего начинается песня? А сколько в ней куплетов? Сколько раз повторяется припев? А что ещё есть в этой песне?

(Ответы детей)

М.р.: Проигрыш и заключение. Понравилась бы эта песня настоящим гномам и почему?

(Ответы детей)

М.р.: А сейчас представим себя гномами, поющими песню «Пёстрый колпачок».

(Дети встают в круг и исполняют песню с движениями)

М.р.: Какое настроение у наших гномов?

(Ответы детей)

М.р.: А какое оно сейчас будет, вы узнаете после прослушивания музыки. (Прослушивание фонограммы «Шутка» Баха)

(Ответы детей)

М.р.: А на каком инструменте исполняется эта музыка?

(Ответ детей)

М.р.: Найдите флейту среди набора музыкальных инструментов.

(Дети находят)

М.р.: Флейты у нас нет, но есть красивые свистульки. Пошутим вместе с музыкой Баха?

(Ответы детей)

М.р.: Будем стараться выразительно передавать в оркестре шутливый характер музыки.

(Оркестровка пьесы Баха «Шутка»)

М.р.: Молодцы, мне очень понравилось.

В-ль: Ольга Анатольевна, я боюсь, что наши дети так и останутся гномами. М.р.: Не бойтесь, у меня есть волшебная палочка, и я попробую поколдовать.

        РАЗ—ДВА—ТРИ—

БЫСТРО СВОЙ КОЛПАК СНИМИ.

(Дети снимают колпаки)

М.р.: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Вам понравилось? (Ответы детей).



Предварительный просмотр:

Сюжетно-доминантное занятие по слушанию музыки в подготовительной группе

Цель: развивать музыкально-творческие способности детей через восприятие музыки

Ход занятия.

Дети свободно входят в зал.

М.р.: Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, а на чём мы туда отправимся, догадайтесь по этому ритмическому рисунку.

(Показ картинки с ритмическим рисунком)

(Ответы детей)

М.р.: правильно, на паровозе, занимайте места.

(Дети, воспитатель и музыкальный руководитель садятся на стуле, поставленные по кругу.)

М.р.: Я буду паровоз, а вы-вагоны. Слушайте, с какой скоростью едет паровоз (тук-тук-на). (Дети и воспитатель по цепочке включаются в игру). Если паровоз едет уверенно, музыкальный руководитель напевает песню Старокадомского «Весёлые путешественники».

М.р.: Наш паровоз не сошёл с рельсов, и мы оказались в сказке. Смотрите, сказочный сундук. Вы не догадываетесь, что в нём лежит?

(Ответы детей)

М.р.: Заглянем?

(Открывают сундук, а там колпаки гномов).

М.р.: В какую сказку мы попали?

(Ответы детей)

М.р.: Да, «Белоснежка и семь гномов».

В-ль: Можно, Белоснежкой буду я - а вы все удивительные, сказочные гномы.

(Надевают колпаки)

В-ль: А чтобы убедиться, что мы превратились в гномов, надо и ходить, как они.

М.р.: Слушайте музыку и выполняйте движения в соответствии с её характером, помогая мимикой.

В-ль: А я постараюсь отгадать ваши имена.

(Выполнение движения, воспитатель отгадывает имена гномов)

В-ль: Посмотрите на «Риту», какой она осторожный гном, движения с пятки на носок.

(Показ ребёнком)

В-ль: Так же осторожно, под музыку. Прокрадёмся в пещеру гномов. (Повторное выполнение упражнения, дети проходят на стулья)

М.р.: И так, мы в пещере гномов. Вспомните название и композитора пьесы и сколько в ней частей.

(Прослушивание фонограммы)

(Ответы детей)

М.р.: Да, «Шествие гномов» Эдварда Грига, в этой пьесе 3 части. (Выкладывает карточки на фланеллеграфе)

М.р.: А про каких гномов рассказывается в пьесе?

(Ответы детей)


В-ль: А у меня есть портрет такого гнома. (Ставит портрет на фланеллеграф) М.р.: А почему пьеса Грига называется «Шествие гномов»? Что такое шествие?

(Ответы детей)

М.р.: Да, музыка похожа на марш, но не на обычный, а сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы, ковыляют, прихрамывают, даже подтанцовывают. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш, но и на фантастический танец.

(Звучат с 17-31 такт)

М.р.: Выложите на фланеллеграфе признак жанра 1 части.

(Ребёнок выкладывает карточку)

М.р.: Попробуем движениями рук передать характер первой части пьесы. Если характер будет меняться, вы отметите его в движении рук.

(Звучит 1 -я часть пьесы)

(Дети реагируют жестом на характер музыки)

М.р.: Как меняется характер этой части?

(Ответы детей)

М.р.: Можно себе представить. Что гномы движутся издалека, приближаются и удаляются. В начале музыка затаенная, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая.

(Звучит фрагмент начала пьесы)

М.р.: Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, тёмной, тяжёлой - гномы подошли совсем близко, видны даже их злые, сердитые физиономии.

(Звучит фрагмент)

М.р.: Но вот музыка затихает, гномы удаляются .

(Звучит окончание 1 части)

М.р.: А как звучит вторая часть? Послушайте.

(Звучит фонограмма 2 части пьесы)

(Ответы детей)

М.р.: Вы заметили, что две мелодии в средней части: задумчивая и мерцающая - повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее. Может быть, гномы рассматривают самые красивые свои сокровища, любуются их волшебным светом, мерцающим блеском. Выложите характер, и содержание второй части на фланеллеграфе.

(Звучит фрагмент 2-й части)

М.р.: Прислушайтесь на какую часть похоже заключение?

(Звучит фонограмма 3-й части)

(Ответы детей)

М.р.: Кто нам смоделирует её?

(Дети выкладывают карточки)

М.р.: Посмотрите, получилось эмоционально образное содержание и форма пьесы Эдварда Грига « Шествие гномов».

(Убирает фланеллеграф)


М.р.: Я знаю, что гномы не только любят путешествовать, но они с удовольствием поют. А какую песню, отгадайте по 2-м звукам.

(Ответы детей)

М.р.: Да, это песня композитора Струве «Пёстрый колпачок». Мы с Белоснежкой будем петь эту песню, а вы смоделируйте её форму.

(М.р. и воспитатель поют, дети моделируют на карточках)

М.р.: С чего начинается песня? А сколько в ней куплетов? Сколько раз повторяется припев? А что ещё есть в этой песне?

(Ответы детей)

М.р.: Проигрыш и заключение. Понравилась бы эта песня настоящим гномам и почему?

(Ответы детей)

М.р.: А сейчас представим себя гномами, поющими песню «Пёстрый колпачок».

(Дети встают в круг и исполняют песню с движениями)

М.р.: Какое настроение у наших гномов?

(Ответы детей)

М.р.: А какое оно сейчас будет, вы узнаете после прослушивания музыки. (Прослушивание фонограммы «Шутка» Баха)

(Ответы детей)

М.р.: А на каком инструменте исполняется эта музыка?

(Ответ детей)

М.р.: Найдите флейту среди набора музыкальных инструментов.

(Дети находят)

М.р.: Флейты у нас нет, но есть красивые свистульки. Пошутим вместе с музыкой Баха?

(Ответы детей)

М.р.: Будем стараться выразительно передавать в оркестре шутливый характер музыки.

(Оркестровка пьесы Баха «Шутка»)

М.р.: Молодцы, мне очень понравилось.

В-ль: Ольга Анатольевна, я боюсь, что наши дети так и останутся гномами. М.р.: Не бойтесь, у меня есть волшебная палочка, и я попробую поколдовать.

        РАЗ—ДВА—ТРИ—

БЫСТРО СВОЙ КОЛПАК СНИМИ.

(Дети снимают колпаки)

М.р.: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Вам понравилось? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие по слушанию музыки "Музыкальное путешествие"

Доминантное занятие по слушанию музыки" МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"ЦЕЛЬ: Вспомнить знакомые произведения русских и зарубежных композиторов, исполнить танцы и муз.оркестр, прослушать новые произведе...

Доминантное занятие по восприятию музыки в подготовительной группе «Весеннее настроение»

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна», вызвать эмоциональный подъем, почувствовать весеннее настроение.Задачи:1) обучающие: обогатить знания инст...

Методическая разработка по слушанию музыки в подготовительной группе «Баллада о лесном пожаре»

БАЛЛАДА О ЛЕСНОМ ПОЖАРЕ1-Е ЗАНЯТИЕ.- Ребята, сегодня - мы с вами послушаем песню, которая называется «Баллада о лесном пожаре » А.Арутюнова.Что такое баллада? Баллада - это ...

Реализация образовательных областей в процессе "Слушания музыки детьми подготовительной группы"

Презентация опыта работы музыкального руководителя по интеграции образовательных областей в деятельности "Слушание (восприятие) музыки" в соответствии с ФГОС ДО...

"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе

quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...

Презентация для слушания музыки в подготовительной группе

П.И Чайковский альбом "Времена года" "Святки"    (декабрь)  Презентация содержит иллюстрации к музыкальному произведению. Можно использовать на музыкальной НОД...

Доминантное музыкальное занятия по слушанию музыки в старшей группе дошкольного учреждения «Мир ребенка в музыке «Детского альбома»

В  музыкальных пьесах «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского (1840-1893) описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам композ...