Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством музыкально-художественного творчества
статья по музыке на тему

 

 

 Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим - Бада общение определяется как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».
 
            Дошкольное детство, представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии за период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации (виде комплекса оживления, возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
 
         Старший дошкольный возраст становиться своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанников коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
           Как показывает практика наблюдения, дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Это становиться барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно общаться. 
 
          Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной художественной и т.д. Безусловно, музыкальная деятельность детей даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Данное направление не слишком широко представлено как в научных разработках, так и в методических практических рекомендациях (К.Орф, В.А. Жилин, Е.В. Рыбак, А.И, Буренина. Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Общение осуществляется с помощью разнообразных средств-экпрессивно - мимических, предметно- действенных и речевых. Способность к общению состоит:
 
Желание вступать в контакт с окружающими: («Я хочу!»)
 
Умения: («Я умею!»)
 
Знания норм и правила поведения: («Я знаю!»)
 
             Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.
Седьмой год жизни ребёнка - кризисный. Одним из проявлений этого кризиса являются проблемы, возникающие при общении детей. По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм завышенная самооценка, связано с тем, что педагоги ДОУ и родители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения отодвинуты на второй план. В результате были сделаны следующие выводы. Коммуникативные знания, необходимо развивать, в том числе и в музыкальной деятельности. Для работы использую следующие методы наблюдение, беседы, естественный эксперимент.
Для успешной работы необходима помощь со стороны педагогов группы и привлечения родителей. 
 
Музыка- искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать в коммуникативном развитии детей. При работе над формированием культуры общения у дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребёнка необходимые эмоциональные состояния. Современные педагогические технологии в музыкальной деятельности способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
 
На музыкальных занятиях все виды деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков :
- в разделе «Пение» использую методические приёмы, развивающие умения слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, передавая «волшебную полочку», пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания: («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по цепочке»).
 
- при слушании музыки обращаю внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать и слушать товарища.) 
 
- игра на музыкальных инструментах и в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания.
 
-в разделе «Музыкально - ритмические движения» делаю акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – умение принять приглашение или отказать, не обидев партнёра. Использую коммуникативные и народные, хороводные танцы, игры-приветствия, телесные и контактные игры.  
 
Работа по развитию коммуникативной сферы детей продолжается и при проведении развлечений «По правил дорожного движения», «Веселые старты», « Богатырские состязания», « Масленица!» с участием родителей.
 
Таким образом  современные педагогические технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
 
 

 

По тем

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon statya.txt5.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

Образовательный проект Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством создания мини - музея в МБДОУ «Маленькие открытия в моей большой семье»

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к семье, родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своей семьи, ее традициях, об истории города, начнут...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки...

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр».

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр»....

Из опыта работы "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой"

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения  в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками....