Конспект НОД по слушанию музыки Н. Римского - Корсакова (итоговая, интегрированная)
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
НОД является итогом проекта по слушанию музыки Н. Римского- Корсакова. Дошкольники подготовительной группы узнают знакомые произведения и передают характер и настроение музыки в различных видах деятельности: слушание, игре, художественном чтении, рисовании, движении. Данный конспект получил диплом победителя в музыкальном конкурсе" Музыкальная капель" на сайте "воспитателям. ру".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rimskiy_-_korsakov_dlya_sayta.docx | 23.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия г. Троицка»
отделение № 8
ММО
для музыкальных руководителей
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
«Музыкальные образы»
(Слушание произведений композитора Н. Римского-Корсакова)
Составила и провела музыкальный руководитель:
Колосова С.А.
Тип НОД: интегрированный
Цель: формировать у детей интерес к классической и народной музыке; расширять кругозор посредством разных видов деятельности.
Задачи: «Художественно-эстетическое развитие»:
Приобщать детей к музыкальному искусству;
Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания в процессе слушания разных по форме и содержанию музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова;
Развивать слуховое восприятие и ладовое чувство, творческую активность и воображение.
Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
Закрепить знания детей о музыкальных понятиях: динамика, темп, ритм, опера, оркестровая музыка.
Развивать умение передавать музыкальные образы в рисунке.
Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
музыкальный центр;
диск с записями отрывков произведений Н. Римского-Корсакова;
мультимедийное оборудование;
фортепиано, аккордеон;
портрет Н. Римского-Корсакова;
слайды к сказке С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;
костюм шмеля;
атрибуты: ширма; кукла белочки; корзинка с орешками, полотна для моря, ватман с нарисованной колыбелью, мелки для рисования.
Репертуар:
Н. А. Римский-Корсаков в записи «Оркестровое вступление к опере «Сказка о царе Салтане», «Полет шмеля», «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка», «Колыбельная» - фрагменты, отрывок из оперы «Садко» - «Песнь индийского гостя».
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Фольклорная игра «Тетерка шла».
Предварительная работа:
Беседа о композиторе Н. А. Римском-Корсакове.
Слушание музыки Римского-Корсакова.
Знакомство с жанром – опера, оркестровая музыка и с музыкальными терминами: динамика, темп, ритм.
Чтение сказок «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Досуг «Масленица».
Ход НОД:
Звучит в записи музыка Н. Римского-Корсакова «Оркестровое вступление к опере «Сказка о царе Салтане»», дети входят в зал, здороваются с гостями.
Музыкальный руководитель: Для того, чтобы почувствовать запах цветка, нужно его…, чтобы узнать вкус пищи, нужно ее …, а чтобы понять и полюбить музыку, нужно ее …. Если музыку слушать внимательно, она может о многом рассказать. Музыка – волшебница, она имеет свою музыкальную речь. Как вы думаете, ребята, что вместо слов использует музыка? (мелодию, различные музыкальные инструменты, динамику, темп, ритм). Музыка может передать любое настроение, выражает самые разные чувства и переживания.
Сегодня мы с вами будем слушать музыку великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова (обращаю внимание детей на портрет композитора на экране).
Мы с вами уже познакомились с его творчеством. Он очень любил свою Родину, родную природу и сказки русских писателей. Вспомните – к каким сказкам Римский-Корсаков писал музыку («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко»).
Сейчас мы послушаем музыку из оперы «Сказка о царе Салтане», только лучше слушать ее сидя (дети садятся).
Звучит фрагмент «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Дети, скажите – как называется музыка, которую мы послушали? (тема Белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»). Композитор изобразил с помощью музыки образ Белки.
Какая это музыка по характеру? (Эта музыка легкая, нежная и поднимает у нас настроение) А какую русскую народную песню использовал Николай Андреевич, сочиняя тему Белочки? (русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»). Мы слушали с вами это произведение в оркестровом исполнении и на фортепиано. Какое исполнение вам понравилось больше? (ответы детей).
А кто написал сказку о царе Салтане? (А. С. Пушкин). Давайте вспомним, как Пушкин передал образ белочки с помощью слов. Сейчас … прочитает нам отрывок из сказки.
Ребенок читает отрывок из сказки о царе Салтане:
Мы объехали весь свет, за морем житьё не худо.
В свете ж есть такое чудо - остров на море лежит,
Град на острове стоит с златоглавыми церквами,
С теремами да садами, ель растёт перед дворцом,
А под ней - хрустальный дом, белка там живёт ручная,
Да затейница какая! Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт,
А орешки не простые - все скорлупки золотые!
Ядра - чистый изумруд, слуги белку стерегут.
(Во время чтения на экране - иллюстрация Белочки).
Музыкальный руководитель: Вот так чудо! Хоть бы одним глазком посмотреть! Хотите увидеть белочку? (да).
На ширме появляется белочка с корзиной под фрагмент «Белочка»,
в корзине лежат орешки в золотой скорлупе.
Здравствуй, белочка. Спой при всём честном народе «Во саду ли в огороде».
Белочка поёт 1 куплет песенки «Во саду ли в огороде»:
«Во саду ли, в огороде девица гуляла, невеличка, круглоличка, румяное личко».
На 2 куплет белочка пританцовывает.
Белка: Я из сказки к вам пришла и подарки принесла (показывает корзину ). А теперь пора опять в сказку мне свою бежать! (убегает).
Музыкальный руководитель: Замечательная белочка к нам прибегала, спела песенку и оставила подарки.
Как называется музыкальный инструмент, сопровождающий пение Белочки? (аккордеон).
Дети, послушайте фрагмент еще одного произведения из оперы к сказке о царе Салтане.
Звучит начало музыки «Полет шмеля».
Вы узнали эту музыку? (Полет шмеля). Правильно. Дети, хотите попасть на мгновение в сказку? (да). Вы мне должны помочь, согласны? (да). Сейчас мы выберем шмеля и детей, которые будут изображать волны на море. Шмель будет летать среди волн, и приземлиться на корабле.
(На экране появляется иллюстрация корабля из сказки).
Танцевальная импровизация под запись музыки «Полет шмеля».
Дети, в какой сказке мы с вами побывали? (в «Сказке о царе Салтане»).
(Убрать экран).
Н. А. Римский-Корсаков писал свою музыку и к другим сказкам и создал огромные музыкальные произведения - оперы. С помощью музыки композитор передает образы всех героев сказки. И если в Сказке о царе Салтане, Римский-Корсаков для темы Белочки взял народную песенку «Во саду ли в огороде», то позже он стал создавать сам такие произведения, которые по духу и звучанию были очень близки к народным. Особенно это удалось ему в опере «Снегурочка». Николай Андреевич яркими средствами музыкальной выразительности передает образ весенней природы. Обратите внимание на живой, веселый характер музыки. Послушайте и вспомните, как называется этот отрывок из оперы?
Звучит фрагмент музыки из оперы к сказке «Снегурочка» -
«Прощай, масленица!»
(Дети слушают музыку и называют ее).
Музыкальный руководитель: Давным-давно люди отмечают праздник – Масленица. Что это за праздник? (Масленица – праздник, когда все люди провожают зиму и встречают весну.). Мы с вами тоже отмечали этот праздник. Что мы делали? Давайте вспомним народную игру «Тетерка шла».
Фольклорная игра «Тетерка шла»:
Тетерка шла, моховая шла, да по ельничку, по березничку.
Отворяйте хоровод, пропускайте весь народ!
Мне б самой пройти, всех детей провести! Сама прошла, всех детей провела…
Самого лучшего оставила!
(Ход игры: Дети встают в хоровод, двое играющих берутся за руки, образуя ворота, все поют. Хоровод проходит через ворота непрерывно, на слова «самого лучшего оставила» - ворота опускаются вниз и ловят ребенка, пойманный ребенок присоединяется к воротам, образуя новые и так далее. Игра повторяется до тех пор, пока в хороводе не останется детей»).
Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил много замечательной музыки: это и оперы, и симфонические произведения, и романсы, и песни. Одну из песен мы сейчас с вами послушаем и вспомним.
Звучит фрагмент «Колыбельной песни».
Музыкальный руководитель: Дети, вы узнали эту песню? Как она называется? (Колыбельная). Какой характер у этого произведения? (дети отвечают). Что вы представляете, когда слышите эту волшебную музыку? (дети отвечают). Сегодня я предлагаю вам не просто послушать эту музыку, но и нарисовать то, что вы себе представляете, слушая ее.
Звучит «Колыбельная», дети рисуют.
Музыкальный руководитель: Молодцы, очень красивая у нас получилась картина. Пусть она украсит вашу группу.
Какие же произведения Римского-Корсакова мы сегодня слушали? Я предлагаю вам дома с родителями послушать еще музыку Н. А. Римского-Корсакова и нарисовать то произведение, которое вам понравилось больше всего. А потом вы принесете свои рисунки в детский сад, мы с вами их рассмотрим, поговорим о том, что вы нарисовали и устроим выставку для других детей.
Сегодня наша встреча с музыкой подходит к концу, но мы будем продолжать знакомство с великими композиторами.
Дети уходят в группу под музыку Н. А. Римского-Корсакова «Песнь индийского гостя» из оперы «Садко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по слушанью музыки во второй младшей группе. "Просьба, радость , печаль."
Конспект доминантного занятия по слушанию музыки во второй младшей группе "Просьба, радость, печаль". Занятие составлено на основе программы по слушанию классической музыки О. Радыновой &quo...
Конспект НОД по слушанию музыки "Сказочное путешествие с музыкой". Средняя группа
На занятии дети совершат путешествие в музыкальный мир композитора Камиля Сен-Санса. В этом им помогут композиции из цикла "Карнавал животных"....
Конспект НОД по слушанию музыки
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе восприятия музыки. Задачи:Образовательные: - учить детей различать характер музыки, средства музыкальной выразительности;- зна...
Конспект занятия по слушанию музыки М. И. Глинка «Жаворонок»
Слушание Музыки...
Конспект ННОД по слушанию музыки П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
Конспект ННОД по слушанию музыки.П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».На экране слайд 2 презентации.М.р.: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите портрет великого русского ко...
"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе
quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...
Конспект занятия по слушанию музыки "Волшебное путешествие". Интегрированное занятие с применением ИКТ.
Расширять представление детей о воплощении сказочных образов в музыке. Побуждать сопоставлять контрастные музыкальные характеристики, давать им соответствующую оценку. Развивать тембровый слух. Воспит...