Конспект НОД по слушанию музыки Н. Римского - Корсакова (итоговая, интегрированная)
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
НОД является итогом проекта по слушанию музыки Н. Римского- Корсакова. Дошкольники подготовительной группы узнают знакомые произведения и передают характер и настроение музыки в различных видах деятельности: слушание, игре, художественном чтении, рисовании, движении. Данный конспект получил диплом победителя в музыкальном конкурсе" Музыкальная капель" на сайте "воспитателям. ру".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия г. Троицка»
отделение № 8
ММО
для музыкальных руководителей
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
«Музыкальные образы»
(Слушание произведений композитора Н. Римского-Корсакова)
Составила и провела музыкальный руководитель:
Колосова С.А.
Тип НОД: интегрированный
Цель: формировать у детей интерес к классической и народной музыке; расширять кругозор посредством разных видов деятельности.
Задачи: «Художественно-эстетическое развитие»:
Приобщать детей к музыкальному искусству;
Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания в процессе слушания разных по форме и содержанию музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова;
Развивать слуховое восприятие и ладовое чувство, творческую активность и воображение.
Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
Закрепить знания детей о музыкальных понятиях: динамика, темп, ритм, опера, оркестровая музыка.
Развивать умение передавать музыкальные образы в рисунке.
Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
музыкальный центр;
диск с записями отрывков произведений Н. Римского-Корсакова;
мультимедийное оборудование;
фортепиано, аккордеон;
портрет Н. Римского-Корсакова;
слайды к сказке С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;
костюм шмеля;
атрибуты: ширма; кукла белочки; корзинка с орешками, полотна для моря, ватман с нарисованной колыбелью, мелки для рисования.
Репертуар:
Н. А. Римский-Корсаков в записи «Оркестровое вступление к опере «Сказка о царе Салтане», «Полет шмеля», «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка», «Колыбельная» - фрагменты, отрывок из оперы «Садко» - «Песнь индийского гостя».
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Фольклорная игра «Тетерка шла».
Предварительная работа:
Беседа о композиторе Н. А. Римском-Корсакове.
Слушание музыки Римского-Корсакова.
Знакомство с жанром – опера, оркестровая музыка и с музыкальными терминами: динамика, темп, ритм.
Чтение сказок «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Досуг «Масленица».
Ход НОД:
Звучит в записи музыка Н. Римского-Корсакова «Оркестровое вступление к опере «Сказка о царе Салтане»», дети входят в зал, здороваются с гостями.
Музыкальный руководитель: Для того, чтобы почувствовать запах цветка, нужно его…, чтобы узнать вкус пищи, нужно ее …, а чтобы понять и полюбить музыку, нужно ее …. Если музыку слушать внимательно, она может о многом рассказать. Музыка – волшебница, она имеет свою музыкальную речь. Как вы думаете, ребята, что вместо слов использует музыка? (мелодию, различные музыкальные инструменты, динамику, темп, ритм). Музыка может передать любое настроение, выражает самые разные чувства и переживания.
Сегодня мы с вами будем слушать музыку великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова (обращаю внимание детей на портрет композитора на экране).
Мы с вами уже познакомились с его творчеством. Он очень любил свою Родину, родную природу и сказки русских писателей. Вспомните – к каким сказкам Римский-Корсаков писал музыку («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко»).
Сейчас мы послушаем музыку из оперы «Сказка о царе Салтане», только лучше слушать ее сидя (дети садятся).
Звучит фрагмент «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Дети, скажите – как называется музыка, которую мы послушали? (тема Белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»). Композитор изобразил с помощью музыки образ Белки.
Какая это музыка по характеру? (Эта музыка легкая, нежная и поднимает у нас настроение) А какую русскую народную песню использовал Николай Андреевич, сочиняя тему Белочки? (русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»). Мы слушали с вами это произведение в оркестровом исполнении и на фортепиано. Какое исполнение вам понравилось больше? (ответы детей).
А кто написал сказку о царе Салтане? (А. С. Пушкин). Давайте вспомним, как Пушкин передал образ белочки с помощью слов. Сейчас … прочитает нам отрывок из сказки.
Ребенок читает отрывок из сказки о царе Салтане:
Мы объехали весь свет, за морем житьё не худо.
В свете ж есть такое чудо - остров на море лежит,
Град на острове стоит с златоглавыми церквами,
С теремами да садами, ель растёт перед дворцом,
А под ней - хрустальный дом, белка там живёт ручная,
Да затейница какая! Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт,
А орешки не простые - все скорлупки золотые!
Ядра - чистый изумруд, слуги белку стерегут.
(Во время чтения на экране - иллюстрация Белочки).
Музыкальный руководитель: Вот так чудо! Хоть бы одним глазком посмотреть! Хотите увидеть белочку? (да).
На ширме появляется белочка с корзиной под фрагмент «Белочка»,
в корзине лежат орешки в золотой скорлупе.
Здравствуй, белочка. Спой при всём честном народе «Во саду ли в огороде».
Белочка поёт 1 куплет песенки «Во саду ли в огороде»:
«Во саду ли, в огороде девица гуляла, невеличка, круглоличка, румяное личко».
На 2 куплет белочка пританцовывает.
Белка: Я из сказки к вам пришла и подарки принесла (показывает корзину ). А теперь пора опять в сказку мне свою бежать! (убегает).
Музыкальный руководитель: Замечательная белочка к нам прибегала, спела песенку и оставила подарки.
Как называется музыкальный инструмент, сопровождающий пение Белочки? (аккордеон).
Дети, послушайте фрагмент еще одного произведения из оперы к сказке о царе Салтане.
Звучит начало музыки «Полет шмеля».
Вы узнали эту музыку? (Полет шмеля). Правильно. Дети, хотите попасть на мгновение в сказку? (да). Вы мне должны помочь, согласны? (да). Сейчас мы выберем шмеля и детей, которые будут изображать волны на море. Шмель будет летать среди волн, и приземлиться на корабле.
(На экране появляется иллюстрация корабля из сказки).
Танцевальная импровизация под запись музыки «Полет шмеля».
Дети, в какой сказке мы с вами побывали? (в «Сказке о царе Салтане»).
(Убрать экран).
Н. А. Римский-Корсаков писал свою музыку и к другим сказкам и создал огромные музыкальные произведения - оперы. С помощью музыки композитор передает образы всех героев сказки. И если в Сказке о царе Салтане, Римский-Корсаков для темы Белочки взял народную песенку «Во саду ли в огороде», то позже он стал создавать сам такие произведения, которые по духу и звучанию были очень близки к народным. Особенно это удалось ему в опере «Снегурочка». Николай Андреевич яркими средствами музыкальной выразительности передает образ весенней природы. Обратите внимание на живой, веселый характер музыки. Послушайте и вспомните, как называется этот отрывок из оперы?
Звучит фрагмент музыки из оперы к сказке «Снегурочка» -
«Прощай, масленица!»
(Дети слушают музыку и называют ее).
Музыкальный руководитель: Давным-давно люди отмечают праздник – Масленица. Что это за праздник? (Масленица – праздник, когда все люди провожают зиму и встречают весну.). Мы с вами тоже отмечали этот праздник. Что мы делали? Давайте вспомним народную игру «Тетерка шла».
Фольклорная игра «Тетерка шла»:
Тетерка шла, моховая шла, да по ельничку, по березничку.
Отворяйте хоровод, пропускайте весь народ!
Мне б самой пройти, всех детей провести! Сама прошла, всех детей провела…
Самого лучшего оставила!
(Ход игры: Дети встают в хоровод, двое играющих берутся за руки, образуя ворота, все поют. Хоровод проходит через ворота непрерывно, на слова «самого лучшего оставила» - ворота опускаются вниз и ловят ребенка, пойманный ребенок присоединяется к воротам, образуя новые и так далее. Игра повторяется до тех пор, пока в хороводе не останется детей»).
Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил много замечательной музыки: это и оперы, и симфонические произведения, и романсы, и песни. Одну из песен мы сейчас с вами послушаем и вспомним.
Звучит фрагмент «Колыбельной песни».
Музыкальный руководитель: Дети, вы узнали эту песню? Как она называется? (Колыбельная). Какой характер у этого произведения? (дети отвечают). Что вы представляете, когда слышите эту волшебную музыку? (дети отвечают). Сегодня я предлагаю вам не просто послушать эту музыку, но и нарисовать то, что вы себе представляете, слушая ее.
Звучит «Колыбельная», дети рисуют.
Музыкальный руководитель: Молодцы, очень красивая у нас получилась картина. Пусть она украсит вашу группу.
Какие же произведения Римского-Корсакова мы сегодня слушали? Я предлагаю вам дома с родителями послушать еще музыку Н. А. Римского-Корсакова и нарисовать то произведение, которое вам понравилось больше всего. А потом вы принесете свои рисунки в детский сад, мы с вами их рассмотрим, поговорим о том, что вы нарисовали и устроим выставку для других детей.
Сегодня наша встреча с музыкой подходит к концу, но мы будем продолжать знакомство с великими композиторами.
Дети уходят в группу под музыку Н. А. Римского-Корсакова «Песнь индийского гостя» из оперы «Садко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по слушанью музыки во второй младшей группе. "Просьба, радость , печаль."
Конспект доминантного занятия по слушанию музыки во второй младшей группе "Просьба, радость, печаль". Занятие составлено на основе программы по слушанию классической музыки О. Радыновой &quo...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406819-1392666253.jpg)
Конспект НОД по слушанию музыки "Сказочное путешествие с музыкой". Средняя группа
На занятии дети совершат путешествие в музыкальный мир композитора Камиля Сен-Санса. В этом им помогут композиции из цикла "Карнавал животных"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/12/picture-801967-1468321208.jpg)
Конспект НОД по слушанию музыки
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе восприятия музыки. Задачи:Образовательные: - учить детей различать характер музыки, средства музыкальной выразительности;- зна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-215149-1363291933.jpg)
Конспект ННОД по слушанию музыки П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
Конспект ННОД по слушанию музыки.П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».На экране слайд 2 презентации.М.р.: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите портрет великого русского ко...
"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе
quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1175114-1571323938.jpg)
Конспект занятия по слушанию музыки "Волшебное путешествие". Интегрированное занятие с применением ИКТ.
Расширять представление детей о воплощении сказочных образов в музыке. Побуждать сопоставлять контрастные музыкальные характеристики, давать им соответствующую оценку. Развивать тембровый слух. Воспит...