"Живая музыка весны"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Представленный конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на тему «Живая музыка весны» составлен с учётом возрастных особенностей развития детей, с интеграцией образовательных областей (познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие), имеющийся опыт детей в соответствии с тематическим планированием. При ознакомлении с весенним циклом детского музыкального фольклора дети сразу вовлекаются в различные виды деятельности: слушание и исполнение весенних народных песен, попевок, закличек, пение с движением, игру на детских музыкальных инструментах, рассматривание слайдов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_chumakova_e.a._zhivaya_muzyka_vesny_na_sayt.docx | 479 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда»
(МОУ детский сад № 5 «Олимпия»)
_______________________________________________________________
«Живая музыка весны»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Составила:
Музыкальный руководитель
высшей категории
Чумакова Екатерина Александровна
Волгоград -2018
Образовательная область:
«Художественно – эстетическое развитие», раздел «Музыка».
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие».
Тип: Интегрированное.
Возраст детей:
Старший (5 – 6 лет).
Форма непосредственно образовательной деятельности:
Тематическая интегрированная деятельность; беседа; просмотр презентаций; изображение явлений весенней природы на детских музыкальных инструментах; пение с движением; хороводная игра.
Форма организации: Группа детей
Задачи:
Образовательные задачи:
- Содействовать восприятию интереса детей к народной культуре и создания условий для изучения народных праздников на примере игрового обрядового фольклора.
- Обогащать музыкальные впечатления детей в процессе ознакомления с весенним циклом детского музыкального фольклора (слушание и исполнение весенних народных песен, попевок, закличек);
- Совершенствовать исполнительское мастерство (пение с движением, игра на детских музыкальных инструментах)
- Закреплять знания детей о классификации предложенных музыкальных инструментов: духовые, струнные, ударные;
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию творческих способностей и ассоциативного мышления.
- Способствовать развитию тембрового слуха детей в озвучивании детскими музыкальными инструментами весенние картины пробуждения природы.
Воспитательные задачи:
- Формировать представления о едином культурном пространстве.
- Способствовать культуре общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;
- Закреплять коммуникативные качества личности;
Методы:
Практический, слуховой, наглядный, словесный.
Приёмы:
Рассматривание слайдов, упражнение-импровизация, музыкально-учебная ситуация.
Оборудование и материалы:
Материалы:
- Видеоаппаратура: ноутбук, мультимедийное оборудование, CD-проигрыватель;
- Презентация «Живая музыка весны»;
- Слайды с изображением весенних явлений природы: солнышко, таяние снега, бегущего ручейка, прилёт жаворонков, распускания листочков, расцветания дерева и луга.
Музыкальный материал:
- наигрыш «Зелен холм» (гусли)
- попевка «Солнышко» р.н.м. (балалайка)
- закличка «Жаворонки прилетайте» р.н.м. (свирель)
- хороводная игра «Козочки и пастушок» р.н.м. (баян)
- хоровод «Как за двором за двором» р.н.м. (баян)
Декорации:
- Стол со скатертью в народном стиле;
- Две ширмы украшенные русскими платками;
- Экран с хохломскими узорами;
- Музыкальная горница (столы с музыкальными инструментами)
Атрибуты:
- Птички на палочках по количеству детей;
- Детские музыкальные инструменты по количеству детей: свистульки, колокольчики, гусли, ложки, металлофон, свирели;
- Шапочки козлят по количеству детей;
- Веночки на голову для девочек;
- Катрузы на голову для мальчиков;
- Полянка с цветами;
Действующие лица:
Педагог (музыкальный руководитель).
- Вводная часть:
Оформление: аудитория оформлена в виде музыкальной горницы: стол, накрытый вышитой скатертью, лавка, 2 ширмы с русскими узорами, на столах музыкальные инструменты. Звучит фоном гусельный наигрыш “Зелен холм”, (на экране заставка). Музыкальный руководитель встречает детей.
Педагог:
Здравствуйте, ребятушки дорогие, желанные, долгожданные! Приглашаю вас в мою горницу Музыкальную. Всё в ней складно да ладно, когда музыка льется, и душа в пляс рвётся. Но для начала, нам нужно познакомиться и поздороваться с нашими гостями, вы согласны?
Дети: Да, согласны.
Педагог:
А здороваться мы будем необычно, музыкально!
Педагог (поёт):
В небо вышло красно солнышко, (встать в хоровод)
Дивных деток увидало! (смотрим и улыбаемся друг другу)
И ребяток наших славненьких (расставить руки шире)
Лучиками приласкало (обнять всех деток)
Пропою я деткам: «Здравствуйте!» (обращаясь к детям)
Мне ребятки вторят: (расставить руки шире)
Пропою гостям я: «Здравствуйте!» (обращаясь к гостям)
И ребятки вторят: (расставить руки шире)
Дети: «Здравствуйте!»
Обогрело всех на свете (дети расставляют руки шире)
День добрый вам дети! (поклон)
Педагог:
Ребятки, а знаете ли вы, как в народе в старину весну встречали?
Дети:Да (пели песни, танцевали).
Педагог:
А в игры играли? Верно. И сегодня мы с вами будем и петь, и танцевать и в игры играть. Весну встречать величать! В народе говорили так: Весна благодатная! Всеоживляющая! Как вы думаете, почему?
Дети: Просыпается природа, всё расцветает!
Педагог:
Да! Всё оживает! Пробуждается природа матушка, так и говорили.
А какой месяц нам приводит весну? Знаете?
Солнце ярче во стократ.
К нам весну приводит….
Дети: Март!
- Основная часть:
Педагог: (берёт солнечную карусель, раздавая детям лучики, приговаривает)
В стародавние времена русский народ особенно верил в могучие силы природы
и каждый год по весне обращался к солнышку. Все соседи выходили на улицу. Выносили изображение солнца, пели и хороводы водили. Звали солнышко. А вы хотели бы попробовать?
Дети: Да, хотим.
Педагог:
Тогда я буду петь, а вы мне помогайте, повторяйте, подпевайте!
исполняется закличка «Солнышко» с хороводной «Каруселькой»
Педагог:
Солнышко повернись!
Дети: Солнышко повернись!
Педагог:
Красное разожгись!
Дети: Красное разожгись!
Педагог:
Пригревай сильнее!
Станет всем теплее!
Дети: Пригревай сильнее!
Станет всем теплее!
Педагог:
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Дети: В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй
Педагог:
Вот и вышло солнышко (звучат гусли). Послушайте, какой-то из инструментов в моей горнице солнышко изображает…. А давайте его найдём? Послушайте-ка ещё раз, как вы думаете, какой это инструмент? (дети называют гусли) Ребятки, а вы замечали, что с приходом весны появляется много разных звуков? А каких?
Дети: Да. Журчание ручейка, звуки капелей, пение птиц!
педагог обращает внимание детей на музыкальный стол
сопровождает свой рассказ игрой на инструментах
Педагог:
Да, и все эти звуки мы можем изобразить? Чем, подскажите?
Дети: Музыкальными инструментами.
Педагог:
Вот послушайте:
Стало солнце пригревать! (гусли звучат)
Кап – кап, Динь – дон (звучит колокольчик)
Потекли ручьи кругом (глиссандо металлофон)
Педагог: (приговариваети раздаёт детям жаворонков на палочках)
В это время из муки
В домах жаворонков пеки
Детки с ними выбегали
Птичек в небе закликали.
- А вы хотели бы сейчас попробовать вместе со мной поучаствовать в этом старинном русском обряде?
Дети: Да, нам это интересно.
Педагог:
Тогда я буду петь, а вы мне помогайте, повторяйте, подпевайте!
исполняется закличка «Жаворонки прилетайте»
Педагог поёт и раскачивает жавовронком на палочке, дети повторяют:
Жаворонки прилетайте!
К солнцу ясному взывайте!
Звонки песни щебетайте!
Весну красну зазывайте!
- Птицы прилетали и приносили большую радость людям! А давайте, и мы поделимся этой радостью с нашими гостями? (дети дарят жаворонков гостям)Молодцы и самим, смотрю, стало радостно?
звучат трели свистульки
Педагог:
Вот мы слышим птичьи трели. Как вы думаете, какой из музыкальных инструментов больше всего напоминает птичьи трели?
Дети: Свистулька, Свирель.
Педагог:
Может, попробуем, проверим себя? Ну-ка разбирайте, кому какая нравится?
Будем петь распевать, а птицы станут щебетать!
дети берут понравившуюся свистульку
исполняется закличка «Жаворонки прилетайте»
с инструментами (свистулька, свирель)
Педагог:
У нас разговор с птицами получился, правда, ребятки?
Дети: Да. Красиво!
Педагог:
В марте птицы прилетели!
А что же ждёт народ в апреле?
Апрель – цветень, солнцегрей.
Травка появляется, листочки распускаются.
Самое время пасти домашнюю скотинушку.
В игру хотите поиграть?
Дети: Да.
Педагог:
А называется она «Козочки и пастушок»
И для начала, выберем пастушка.
А чем мы выбираем водящего?
Дети: Считалкой.
Педагог (берёт свирель):
Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть
Пастушком кому же быть?
На свирель – тебе водить!
Вот наш пастушок (дать ему свирель). А все остальные козочки (надевают шапочки). Козочки пасутся на лугу, а как пастушок начнёт играть на свирели, соберутся все в круг, но лишь один козлёнок «несмышлёнок» заблудится и убежит за круг (педагог вешает ему колокольчик на шею). А наш пастушок попробует его догнать в конце игры, но только после таких слов: Пастушок не зевай, а козлёнка догоняй!(дети проговаривают слова)
исполняется хороводная игра «Козы и пастушок»
1.
Пошли козы на лужок, пошли козы на лужок
На лужок, на лужок. Пошли козы на лужок.
2.
Заиграл им пастушок, заиграл им пастушок.
Пастушок, пастушок. На свирели пастушок.
3.
А коза-то молода, а коза-то молода.
Молода была коза, молода была коза.
4.
Убежала во леса, убежала во леса
Ой в лес, да во леса. Ой в лес, да во леса.
Все говорком:
Пастушок не зевай, а козлёнка догоняй!
Педагог:
Весенний третий месяц….
Дети: май.
Педагог открывает полянку и приговаривает:
Верно дети, месяц май!
На лужок иди, гуляй.
Собирай цветочки
И плети веночки!(дети надевают веночки и картузы)
В мае жили, не тужили
Хороводы всё водили.
За руки берись народ
Заведём мы хоровод!
исполняется хоровод «Как за двором за двором»
- Как за двором, за двором,
Как за двором, за двором,
За двором, за двором,
За двором, за двором, - За зелёнаим садом,
за зелёнаим садом,
За садом, за садом,
за садом, за садом, - Растет трава-мурава,
Растет трава-мурава,
Травушка зелёная,
Травушка зелёная.
- Заключительная часть:
Педагог:
Вот как в старину весну встречали, величали! Вам понравилось?
Посмотрите, какая чудесная шкатулка есть в моей горнице. Вам интересно, что в ней лежит? Давайте посмотрим?
Дети вытаскивают картинки с изображением музыкальных инструментов (гусли, металлофон, колокольчик, свирель, свистулька)
Педагог:
Что это? Скажите, эти инструменты сегодня уже звучали? А что они изображали? Какие весенние звуки?
Дети: Гусли – солнце. Свистульки – жаворонков. Колокольчики - капель, металлофон – ручьи. А на свирели играл пастушок.
Педагог:
А давайте с вами этими звуками оживим весеннюю картину пробуждения природы. Садитесь за стол, возле своего инструмента и мы начнём.
Педагог читает стихотворение «Живая музыка весны» на фоне презентации, а дети инструментами озвучивают
Весна в свои права вступила
И март гуляет за окном
Пригрело солнышко теплее (гусли)
И потекли ручьи кругом (металлофон)
Мы видим радость детворы
И слышим пенье, щебет звонкий (свистульки)
Летят, летят к нам жаворонки
С приветом от самой весны!
Но вот пришла пора апреля
Зелёным, сочным стал лужок
Своих козляток развлекая
В свирель играет пастушок.(свирель)
Вот третий месяц - май проснулся
Зацвёл цветами дивный луг (колокольчики)
И сад цветами обернулся
Тепло и хорошо вокруг.
Весной в природе много звуков (все по очереди по показу педагога)
Со всех сторон они слышны
Нам очень нравится их слушать
Живую музыку весны!
- Рефлексия:
Педагог:
Вот и расцвела и зазвучала красавица весна благодаря вашим стараниям. Встреча наша подходит к концу. И на память я приготовила для вас в подарок птичек – жаворонков. Только птички мои очень любознательные (педагог раздаёт птичек и приговаривает): К (имя ребёнка) птичка летит, ну а (имя ребёнка)говорит: На каком музыкальном инструменте ты играл (а)? А что он изображал? Получилось у тебя озвучивать (солнце, ручей, щебет птиц) и т.д. каждому ребёнку. Понравилось вам озвучивать музыкальными инструментами весеннюю картину? Пусть вам птички жаворонки несут тепло и весеннюю радость! До свиданья ребята!
Приложение
КОЛОКОЛЬЧИК СВИРЕЛЬ
МЕТАЛЛОФОН СВИСТУЛЬКА
ГУСЛИ
Весна в свои права вступила
И март гуляет за окном
Пригрело солнышко теплее (гусли)
И потекли ручьи кругом (металлофон)
Мы видим радость детворы
И слышим пенье, щебет звонкий (свистульки)
Летят, летят к нам жаворонки
С приветом от самой весны!
Но вот пришла пора апреля
Зелёным, сочным стал лужок
Своих козляток развлекая
В свирель играет пастушок. (свирель)
Вот третий месяц - май проснулся
Зацвёл цветами дивный луг (колокольчики)
И сад цветами обернулся
Тепло и хорошо вокруг.
Весной в природе много звуков (все по очереди по показу)
Со всех сторон они слышны
Нам очень нравится их слушать
Живую музыку весны!
педагог:
Вот и расцвела и зазвучала красавица весна
благодаря вашим стараниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по музыке "Музыка весны"
Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия - интегрированное, вид - исследовательское...
выступление на родительском собрании в начале года "О пользе живой музыки"
Вводная беседа-консультация для родителей (младший возраст)...
выступление на родительском собрании в начале года "О пользе живой музыки"
Вводная беседа-консультация для родителей (младший возраст)...
Для родителей! Тема недели: Живая природа весной. Насекомые.
Уважаемые родители в условиях самоизоляции позанимайтесь с детьми на тему "Живая природа весной. Насекомые". Предлагаем некоторые варианты информации, заданий, игр для развития познавательно...
Презентация " Живая музыка-детям"
Цели мероприятия * Знакомство воспитанников детского сада с различными музыкальными инструментами * Знакомство с классическими музыкальными произведениями...
Познавательно – исследовательский проект «Живая и не живая природа весной» (средняя группа)
Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и гла...
Конспект Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка» Средняя группа Тема: «Солнечная музыка весны»
Валеологическая песенка – распевка «Здравствуйте»Игровое упражнение «Кап дили- дили дон»Песня «Солнечная»Песня «Мама-солнышко мое»Хоровод «В...