"Живая музыка весны"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Чумакова Екатерина Александровна

Представленный конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на тему «Живая музыка весны» составлен с учётом возрастных особенностей развития детей, с интеграцией образовательных областей (познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие), имеющийся опыт детей в соответствии с тематическим планированием.  При ознакомлении с весенним циклом детского музыкального фольклора дети сразу вовлекаются в различные виды деятельности: слушание и исполнение весенних народных песен, попевок, закличек, пение с движением, игру на детских музыкальных инструментах, рассматривание слайдов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда»

(МОУ детский сад № 5 «Олимпия»)

_______________________________________________________________

«Живая музыка весны»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Составила:

                                Музыкальный руководитель

высшей категории

                                                            Чумакова Екатерина Александровна

Волгоград -2018

Образовательная область:

«Художественно – эстетическое развитие», раздел «Музыка».

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие».

Тип: Интегрированное.

Возраст детей:

Старший  (5 – 6 лет).

Форма непосредственно образовательной деятельности:

Тематическая интегрированная деятельность; беседа; просмотр презентаций; изображение явлений весенней природы на детских музыкальных инструментах; пение с движением; хороводная игра.

Форма организации: Группа детей

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Содействовать восприятию интереса детей к народной культуре и создания условий для изучения народных праздников на примере игрового обрядового фольклора.        
  2. Обогащать музыкальные впечатления детей в процессе ознакомления с весенним циклом детского музыкального фольклора (слушание и исполнение весенних народных песен, попевок, закличек);
  3. Совершенствовать исполнительское мастерство (пение с движением, игра на детских музыкальных инструментах)
  4. Закреплять знания детей о классификации предложенных музыкальных инструментов: духовые, струнные, ударные;

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию творческих способностей и ассоциативного мышления.
  2. Способствовать развитию тембрового слуха детей в озвучивании детскими музыкальными инструментами весенние картины пробуждения природы.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать представления о едином культурном пространстве.
  2. Способствовать культуре общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;
  3. Закреплять коммуникативные качества личности;

Методы:

Практический, слуховой, наглядный, словесный.

Приёмы:

Рассматривание слайдов, упражнение-импровизация, музыкально-учебная ситуация.

Оборудование и материалы:

Материалы:  

  • Видеоаппаратура: ноутбук, мультимедийное оборудование, CD-проигрыватель;
  • Презентация «Живая музыка весны»;
  • Слайды с изображением весенних явлений природы: солнышко, таяние снега,  бегущего ручейка,  прилёт жаворонков, распускания листочков,  расцветания дерева и луга.

Музыкальный материал:

  1. наигрыш «Зелен холм» (гусли)
  2. попевка «Солнышко» р.н.м. (балалайка)
  3. закличка «Жаворонки прилетайте» р.н.м. (свирель)
  4. хороводная игра «Козочки и пастушок» р.н.м. (баян)
  5. хоровод «Как за двором за двором» р.н.м. (баян)

Декорации:

  • Стол со скатертью в народном стиле;
  • Две ширмы украшенные русскими платками;
  • Экран с хохломскими узорами;
  • Музыкальная горница (столы с музыкальными инструментами)

Атрибуты:

  • Птички на палочках по количеству детей;
  • Детские музыкальные инструменты по количеству детей: свистульки, колокольчики, гусли, ложки, металлофон, свирели;
  • Шапочки козлят по количеству детей;
  • Веночки на голову для девочек;
  • Катрузы на голову для мальчиков;
  • Полянка с цветами;

Действующие лица:

Педагог (музыкальный руководитель).

  1. Вводная часть:

Оформление: аудитория оформлена в виде музыкальной горницы:  стол, накрытый вышитой скатертью, лавка, 2 ширмы с русскими узорами, на столах музыкальные инструменты. Звучит фоном гусельный наигрыш “Зелен холм”, (на экране заставка). Музыкальный руководитель встречает детей.

Педагог:

Здравствуйте, ребятушки дорогие, желанные, долгожданные! Приглашаю вас в мою горницу Музыкальную. Всё в ней складно да ладно, когда музыка льется, и душа в пляс рвётся. Но для начала, нам нужно  познакомиться и поздороваться с нашими гостями, вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Педагог:

А здороваться мы будем необычно, музыкально!

Педагог (поёт):

В небо вышло красно солнышко,             (встать в хоровод)

Дивных деток увидало!                     (смотрим и улыбаемся друг другу)

И ребяток наших славненьких                (расставить руки шире)

Лучиками приласкало                             (обнять всех деток)

Пропою я деткам: «Здравствуйте!»         (обращаясь к детям)

Мне ребятки вторят:                              (расставить руки шире)

Пропою гостям я: «Здравствуйте!»         (обращаясь к гостям)

И ребятки вторят:                              (расставить руки шире)

Дети:  «Здравствуйте!»

Обогрело всех на свете                    (дети расставляют руки шире)

День добрый вам дети!                      (поклон)

Педагог:

Ребятки, а знаете ли вы, как в народе в старину весну встречали?

Дети:Да (пели песни, танцевали).

Педагог:

А в игры играли? Верно. И сегодня мы с вами будем и петь, и танцевать и в игры играть. Весну встречать величать! В народе говорили так: Весна благодатная! Всеоживляющая! Как вы думаете, почему?

Дети: Просыпается природа, всё расцветает!

Педагог:

Да! Всё оживает! Пробуждается природа матушка, так и говорили.

А какой месяц нам приводит весну? Знаете?

Солнце ярче во стократ.

К нам весну приводит….

Дети: Март!

  1. Основная часть:

Педагог: (берёт солнечную карусель, раздавая детям лучики, приговаривает)

В стародавние времена русский народ особенно верил в могучие силы природы

и каждый год по весне обращался к солнышку. Все соседи выходили на улицу. Выносили изображение солнца, пели и хороводы водили. Звали солнышко. А вы хотели бы попробовать?

Дети: Да, хотим.

Педагог:

Тогда я буду петь, а вы мне помогайте, повторяйте, подпевайте!

исполняется закличка «Солнышко» с хороводной «Каруселькой»

Педагог:

Солнышко повернись!

Дети: Солнышко повернись!

Педагог:

Красное разожгись!

Дети: Красное разожгись!

Педагог:

Пригревай сильнее!

Станет всем теплее!

Дети: Пригревай сильнее!

Станет всем теплее!

Педагог:

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Дети: В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй

Педагог:

Вот и вышло солнышко (звучат гусли). Послушайте, какой-то из инструментов  в моей горнице солнышко изображает…. А давайте его найдём? Послушайте-ка  ещё раз, как вы думаете, какой это инструмент? (дети называют гусли) Ребятки, а вы замечали, что с приходом весны появляется много разных звуков? А каких?

Дети: Да. Журчание ручейка, звуки капелей, пение птиц!

педагог обращает внимание детей на музыкальный стол

сопровождает свой рассказ игрой на инструментах

Педагог:

Да, и все эти звуки  мы можем изобразить? Чем, подскажите?

Дети: Музыкальными инструментами.

Педагог:

Вот послушайте:

Стало солнце пригревать! (гусли звучат)

Кап – кап, Динь – дон (звучит колокольчик)

Потекли ручьи кругом  (глиссандо металлофон)

Педагог: (приговариваети раздаёт детям жаворонков на палочках)

В это время из муки

В домах жаворонков пеки

Детки с ними выбегали

Птичек в небе закликали.

- А вы хотели бы сейчас попробовать вместе со мной поучаствовать в этом старинном русском обряде?

Дети: Да, нам это интересно.

Педагог:

Тогда я буду петь, а вы мне помогайте, повторяйте, подпевайте!

исполняется закличка «Жаворонки прилетайте»

Педагог поёт и раскачивает жавовронком на палочке,  дети повторяют:

Жаворонки прилетайте!

К солнцу ясному взывайте!

Звонки песни щебетайте!

Весну красну зазывайте!

- Птицы прилетали и приносили большую радость людям! А давайте, и мы поделимся этой радостью с нашими гостями? (дети дарят жаворонков гостям)Молодцы и самим, смотрю, стало радостно?

звучат трели  свистульки

Педагог:

Вот мы слышим птичьи трели. Как вы думаете, какой из музыкальных инструментов больше всего напоминает птичьи трели?

Дети: Свистулька, Свирель.

Педагог:

Может, попробуем, проверим себя? Ну-ка разбирайте, кому какая нравится?

Будем петь распевать, а птицы станут щебетать!

дети берут понравившуюся свистульку

исполняется закличка  «Жаворонки прилетайте»

с инструментами (свистулька, свирель)

Педагог:

У нас разговор с птицами получился, правда, ребятки?

Дети: Да. Красиво!

Педагог:

В марте птицы прилетели!

А что же ждёт народ в апреле?

Апрель –  цветень, солнцегрей.

Травка появляется, листочки распускаются.

Самое время пасти домашнюю скотинушку.

В игру хотите поиграть?

Дети: Да.

Педагог:

А  называется она  «Козочки и пастушок»

И для начала, выберем пастушка.

А чем мы выбираем водящего?

Дети: Считалкой.

Педагог (берёт свирель):

Раз, два, три, четыре, пять

Мы собрались поиграть

Пастушком кому же быть?

На свирель – тебе водить!

Вот наш пастушок (дать ему свирель). А все остальные козочки (надевают шапочки). Козочки пасутся на лугу, а как пастушок начнёт играть на свирели, соберутся все в круг, но лишь один козлёнок «несмышлёнок» заблудится и убежит за круг (педагог вешает ему колокольчик на шею). А наш пастушок попробует его догнать в конце игры, но только после таких слов: Пастушок не зевай, а козлёнка  догоняй!(дети проговаривают слова)

исполняется хороводная игра «Козы и пастушок»

1.

Пошли козы на лужок, пошли козы на лужок

На лужок, на лужок. Пошли козы на лужок.

2.

Заиграл им пастушок, заиграл им пастушок.

Пастушок, пастушок. На свирели пастушок.

3.

А коза-то молода, а коза-то молода.

Молода была коза, молода была коза.

4.

Убежала во леса, убежала во леса

Ой в лес, да во леса. Ой в лес, да во леса.

Все говорком:

Пастушок не зевай, а козлёнка догоняй!

Педагог:

Весенний третий месяц….

Дети: май.

Педагог открывает полянку и приговаривает:

Верно дети, месяц май!

На лужок иди, гуляй.

Собирай цветочки

И плети веночки!(дети надевают веночки и картузы)

В мае жили, не тужили

Хороводы всё водили.

За руки берись народ

Заведём мы хоровод!

исполняется хоровод «Как за двором за двором»

  1. Как за двором, за двором,
    Как за двором, за двором,
    За двором, за двором,
    За двором, за двором,
  2. За зелёнаим садом,
    за зелёнаим садом,
    За садом, за садом,
    за садом, за садом,
  3. Растет трава-мурава,
    Растет трава-мурава,
    Травушка зелёная,
    Травушка зелёная.

  1. Заключительная часть:

Педагог:

Вот как в старину весну встречали, величали! Вам понравилось?

Посмотрите, какая чудесная шкатулка есть в моей горнице. Вам интересно, что в ней лежит? Давайте посмотрим?

Дети вытаскивают картинки с изображением музыкальных инструментов (гусли, металлофон, колокольчик, свирель, свистулька)

Педагог:

Что это? Скажите, эти инструменты сегодня уже звучали?  А что они изображали? Какие весенние звуки?

Дети: Гусли – солнце. Свистульки – жаворонков. Колокольчики - капель, металлофон – ручьи. А на свирели играл пастушок.

Педагог:

А давайте с вами этими звуками оживим весеннюю картину пробуждения природы. Садитесь за стол, возле своего инструмента и мы начнём.

Педагог читает стихотворение «Живая музыка весны» на фоне презентации, а дети инструментами озвучивают

Весна в свои права вступила

И март гуляет за окном

Пригрело солнышко теплее (гусли)

И потекли ручьи кругом (металлофон)

Мы видим радость детворы

И слышим пенье, щебет звонкий (свистульки)

Летят, летят к нам жаворонки

С приветом от самой весны!

Но вот пришла пора апреля

Зелёным, сочным стал лужок

Своих козляток развлекая

В свирель  играет пастушок.(свирель)

Вот третий месяц - май проснулся

Зацвёл цветами дивный луг  (колокольчики)

И сад цветами обернулся

Тепло и хорошо вокруг.

Весной в природе много звуков (все по очереди по показу педагога)

Со всех сторон они слышны

Нам очень нравится их слушать

Живую музыку весны!

  1. Рефлексия:

Педагог:

Вот и расцвела и зазвучала красавица весна благодаря вашим стараниям. Встреча наша подходит к концу. И на память я приготовила для вас в подарок птичек – жаворонков. Только птички мои очень любознательные (педагог раздаёт птичек и приговаривает): К (имя ребёнка) птичка летит, ну а (имя ребёнка)говорит: На каком музыкальном инструменте ты играл (а)? А что он изображал? Получилось у тебя озвучивать (солнце, ручей, щебет птиц) и т.д. каждому ребёнку. Понравилось вам озвучивать музыкальными инструментами весеннюю картину? Пусть вам птички жаворонки несут тепло и весеннюю радость! До свиданья ребята!

Приложение

       КОЛОКОЛЬЧИК                                     СВИРЕЛЬ

                       МЕТАЛЛОФОН                                                  СВИСТУЛЬКА

                               ГУСЛИ

Весна в свои права вступила

И март гуляет за окном

Пригрело солнышко теплее (гусли)

И потекли ручьи кругом (металлофон)

Мы видим радость детворы

И слышим пенье, щебет звонкий (свистульки)

Летят, летят к нам жаворонки

С приветом от самой весны!

Но вот пришла пора апреля

Зелёным, сочным стал лужок

Своих козляток развлекая

В свирель  играет пастушок. (свирель)

Вот третий месяц - май проснулся

Зацвёл цветами дивный луг  (колокольчики)

И сад цветами обернулся

Тепло и хорошо вокруг.

Весной в природе много звуков (все по очереди по показу)

Со всех сторон они слышны

Нам очень нравится их слушать

Живую музыку весны!

педагог:

Вот и расцвела и зазвучала красавица весна

благодаря вашим стараниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

выступление на родительском собрании в начале года "О пользе живой музыки"

Вводная беседа-консультация для родителей (младший возраст)...

выступление на родительском собрании в начале года "О пользе живой музыки"

Вводная беседа-консультация для родителей (младший возраст)...

Для родителей! Тема недели: Живая природа весной. Насекомые.

Уважаемые родители в условиях самоизоляции позанимайтесь с детьми на тему "Живая природа весной. Насекомые". Предлагаем некоторые варианты информации, заданий, игр для развития познавательно...

Презентация " Живая музыка-детям"

Цели мероприятия * Знакомство воспитанников детского сада с различными музыкальными инструментами * Знакомство с классическими музыкальными произведениями...

Познавательно – исследовательский проект «Живая и не живая природа весной» (средняя группа)

Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и гла...

Конспект Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка» Средняя группа Тема: «Солнечная музыка весны»

Валеологическая песенка – распевка «Здравствуйте»Игровое упражнение «Кап дили- дили дон»Песня «Солнечная»Песня «Мама-солнышко мое»Хоровод «В...