Для родителей! Тема недели: Живая природа весной. Насекомые.
материал

Татьяна Геннадьевна Казьмина

Уважаемые родители в условиях самоизоляции позанимайтесь с детьми на тему "Живая природа весной. Насекомые". Предлагаем некоторые варианты информации, заданий, игр для развития познавательного интереса детей. (27.04-01.05)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_o_prirode_nasekomyh.docx18.02 КБ
Файл zagadki_poslovitsy_pogovorki.docx16.25 КБ
Файл igry.docx17.45 КБ
Файл stihi.docx17.89 КБ
Файл risuem_lepim_chitaem.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

В середине апреля вся природа оживает и это прекрасная возможность для знакомства детей с насекомыми и закрепления весенних признаков.

Закрепите знания о приметах весны при помощи вопросов, игры, картинок (..какое время года, сколько времен года всего, весенние месяца, сколько месяцев в году, назови их, какие изменения произошли в природе, какая погода, какие насекомые проснулись..)

Расширение словарного запаса.

Названия: весна, март, апрель, май, вода, проталина, половодье, подснежники, птицы, почки, наст, капель, скворечник…

Признаки: яркое, чистое, лучистое, перелетные, весеннее, цветущая, звонкие, долгожданная, ранняя, молодая….

Действия: набухают, раскрываются, растут, сажать, поливать, распускаться, наступает, радует, звенит, прилетают, возвращаются….

Побеседуйте о насекомых:

Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где живут насекомые? Чем отличаются насекомые от птиц? Что случится, если не будет насекомых? Какие насекомые приносят вред, а какие пользу?

У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко

- А что ещё есть у насекомых? (На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья)

- Для чего насекомым нужны хоботок и крылья? С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться)

- Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. (Ходят жуки, у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик)

- Кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше.

- Чем питаются насекомые? (Цветочным нектаром, листьями)

- Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами, мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй.

А у пчел на ногах — целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.

Сколько крыльев у насекомых? У стрекозы сразу видно 4 крыла. У бабочек, пчел, ос — тоже две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Он сначала приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они не хуже, напротив, мухи считаются лучшими летунами.

А какие удивительные у насекомых глаза! Муха посматривает своими глазами во все стороны: то вверх поглядит, то вниз, то назад оглянется — и все это почти не поворачивая головы. Еще крупнее глаза у стрекозы — это два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны.

Каким же образом они в темноте вслепую находят пищу? А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх. Насекомые умеют усиками принюхиваться. Усики чувствуют запахи за несколько километров. А кузнечики и сверчки умеют слушать ногами: у них уши — на передних ногах. Конечно, они не похожи на уши собаки или человека: просто часть ноги внутри пустая, с тоненькой чувствительной перепонкой. А у многих ночных бабочек уши — на животе.

Кричать животом умеют цикады. Всякий, кто бывал на юге, слышал их громкие трели. А кузнечики и сверчки стрекочут, проводя крылом по за- зубринкам другого крыла — все равно, что ногтем по расческе.

Но самое главное чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые.

— Кто видел на листьях плотные кучки белых яичек? Через неделю яички темнеют, и из них вылезают какие-то козявки. Не жуки, не бабочки, не мухи — что-то непонятное. Это, оказывается, личинка.

А у бабочки из яичка появляется личинка, которая называется гусеница. Гусеница превращается в куколку. И вдруг из невзрачной куколки вылезает и расправляет крылья яркая и красивая бабочка.

Много у насекомых врагов: птицы, звери, пауки, другие насекомые, и от всех надо защищаться. Как? Да по-разному. Осы издалека видны из-за своей яркой окраски, они предупреждают врагов: «Берегись, ужалю!» Гусеницы умеют прятаться на ветках. Растянутся на ветках, точь-в-точь, как сухой сучок.



Предварительный просмотр:

Загадки

1.Не птица, а с крыльями.

Самого не видно, а песню слышно. (Комар)

2.Над цветами летает.

Медок собирает. (Пчела)

3.Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно. (Муравей)

4.На поляне, возле елок.

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

И жильцов в нем миллион. (Муравейник)

5.Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха, У

кусит - будет плохо. (Оса)

6.Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (Пчела)

7.Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (Коровка)

8.Что за чудо-вертолёт

Совершает свой полёт?

Сел на листочек,

Отдохнул чуточек,

Зашуршал, загудел

И над речкой полетел. (Стрекоза)

9.Заберется на пенек

И зажжет свой огонек.

Светит нам ночной порой,

Чтоб мы путь нашли домой (Светлячок)

10.Я — мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной. (Гусеница)

Пословицы и поговорки:

-Пчела мала, да и та работает.

-Слетелись как мухи на мед.

-Из мухи делают слона.

-Дожить на даче до белых мух

http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-nasekomyx/



Предварительный просмотр:

Начните день с зарядки:

https://www.youtube.com/watch?v=vre4MVRIq4k

Игра «Без чего не может быть весны

Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без (луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без… (грозы).

Весна не может быть без (майских жуков).

Весна не может быть без (проталин).

Весна не может быть без (капели).

Весна не может быть без (подснежников).

Игра «Найди ошибки»:

Цель: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники).

Игра «Почемучка»

Цель: составление предложений с союзом потому что.

Почему тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые? И т. д.

Игра «Назови звук»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять последний звук в словах.

Слова: весна, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, муха, бабочка.

Игра «Четвертый лишний» 

(назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Тля, моль, пчела, гусеница.

Игра «Сосчитай» 

(согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один комар, три комара, пять комаров.
(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

Игра «Насекомые - великаны» 

(образование существительных с увеличительными оттенками)
Не паук, а ... паучище (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

Игра «Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
У паука паутина - ...



Составь предложение из слов :
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.

Игра «Один – много - нет». 

Скажи по образцу:
• Жук – жуки нет жуков
• Бабочка - ……………………
• Стрекоза - ………………......
• Муравей - …………………..
• Пчела - ………………………



Предварительный просмотр:

Бабочка

Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»
(
Е. Корюкин)

Божья коровка

Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука – 
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт

(Ф. Грубин)

Муравей

Муравей бревно несет,

Песню громкую поет:

«Я могучий муравей!

Я сильнее всех в траве!

Я легко несу бревно,

Хоть огромное оно!»

Ай да я!

Я кузнечик-прыгунок,
У меня три пары ног,
Песни звонко стрекочу
И скачу, куда хочу:
На листочек, на пенёк.
С василька на василёк,
У меня большой прыжок!
Я б до солнца прыгнуть мог,
Жаль, что солнце скрыли тучи!
Ах, какой я невезучий!

(Т. Петухова)

Жучок

На улице ливень
Всю ночь напролет.
Разлился бурливый
Ручей у ворот.

Оконные стекла
Дрожат под дождем.
Собака промокла
И просится в дом.

Вот в лужу из лужи,
Вертясь, как волчок,
Ползет неуклюжий
Рогатый жучок.

Упал вверх ногами,
Пытается встать.
Подвигал рогами —
И встал он опять.

До места сухого
Спешит доползти,
Но снова и снова
Река на пути...

Плывет он по луже,
Не зная куда.
Несет его, кружит
И гонит вода.

По панцирю капли
Стучат во всю мочь,
А ножки ослабли —
Грести им невмочь.

Вот-вот захлебнется —
Гуль-гуль! — и конец!
Но нет, не сдается
Отважный пловец.

Измучен борьбою,
Пропал бы жучок,
Как вдруг пред собою
Увидел сучок.

Из чащи дубовой
Приплыл он сюда.
Его из дубровы
Примчала вода.

И, сделав у дома
Крутой поворот,
К жучку удалому
Он быстро идет.

Спешит ухватиться
Жучок за него.
Теперь не боится
Пловец ничего.

По воле потока
В своем челноке
Плывет по широкой,
Глубокой реке.

Но близок дощатый
Дырявый забор.
И путник рогатый
Пробрался во двор.

Пробрался — и прямо
Направился в дом,
Где мы с моей мамой
И папой живем.

Попал он на суше
Ко мне в коробок.
И долго я слушал,
Как трется жучок.

Но вот понемножку
Ушли облака,
И в сад на дорожку
Отнес я жучка.



Предварительный просмотр:

Посмотрите с ребенком небольшие фильмы о насекомых, обязательно побеседуйте о просмотренном. 

http://www.youtube.com/watch?v=bC7uAUInaOQ

http://ok.ru/video/2435824750955

Почитайте:

К.Чуковский «Муха-цокотуха».

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Сказка про муравья:

https://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-vladimirovna-lychangina/mikrokosmos-skazka-o-tom-kak-muravishka-domoi-vozvraschalsja.html

Прочитайте рассказ, а ребенок пусть его перескажет:

Зачем пчёлы танцуют?

У медоносной пчелы есть семья. Она называется рой. Сестрицы - пчёлы живут дружно. Найдёт пчела много мёда, остальным расскажет. Она же не умеет говорить! Только жужжит. Верно, говорить не умеет, зато умеет танцевать. Пчелкин танец простой. Она летает по кругу или по восьмёрке, громко жужжит и виляет брюшком. Как будто говорит:

- Я нашла много мёда! Летите за мной поскорее.

Вопросы.

Почему пчёлку называют медоносной?

Как называется пчелиная семья?

Как пчёлка передаёт информацию другим пчёлам?

Назови пчелу ласково.

Как назвать очень большую пчелу, очень маленькую?..

Чьи крылья у пчелы?

Стрекоза

Стрекозы живут около воды: рек, ручьев, озёр. Летает стрекоза очень быстро, ловко уворачивается. Скорость такая, что мчащегося на велосипеде человека догнать может.

Стрекозы – охотники. У них отличное зрение. Стрекозы как вертолёты носятся над водоёмом в поисках добычи. Их добыча – мелкие комары, мошки. Большая стрекоза нападает на стрекозок поменьше. Не побрезгует гусеницей. Когда стрекоза летит, ноги складывает домиком. Получается ловушка. Зазевался комар и попал в домик из её цепких лапок. Стрекоза сразу его в рот отправляет. Стрекозы – красивые насекомые. Береги их. Они украшают природу

Вопросы.

Где обитают стрекозы?

Что они едят?

Как стрекоза охотится?

Божья коровка

Небольшой жук божья коровка известен всем. У неё есть два жёстких и прочных крыла жёлтого, оранжевого или красного цвета с чёрненькими точками. А под ними прячутся мягкие крылышки. Верхние крылья для защиты. Нижние крылья для полёта. Надо божьей коровке полететь, верхние крылья поднимаются, нижние расправляются, и жук летит. Не обижай божью коровку. Она – верный друг и помощник. В саду и в теплицах на растениях поселяются вредители – тли. Тли высасывают соки из листьев. Листья засыхают, сворачиваются и опадают. А божья коровка поедает тлей, спасая растения. Божью коровку разводят специально и выпускают на огороды. Там она борется с тлями, помогая людям.

Вопросы.

Зачем божьей коровке разные крылья?

Что ест жук?

Чем вредят тли растениям?

Рисуем пчелку:

https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=ya_organic_results&stream_id=4ab484c1c12ab5f5965419e9b5a57acc

Рисуем жука:

https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=ya_organic_results&stream_id=41f008918b88d48a8498bad4565350d4

Лепим гусеницу:

https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=ya_organic_results&stream_id=42c1db2ff3df37e1bf243d78e5db3a18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные материалы для родителей. Тема недели: "Весна, весна идет!", "Пасха". (13.04.2020г. - 17.04.2020г.)

Рисование "Пасхальные яички"  (отпечатками крышек от дисков)....

Утренний круг. Тема недели «Живая природа»

Утренний круг. Тема недели «Живая природа»...

План воспитательно-образовательной деятельности подготовительная к школе группа Тема недели: «Живая природа Арктики и Крайнего Севера»

План воспитательно-образовательной деятельности с 21.11.2022г. по 25.11.2022г.          Подготовительная к школе группа  Тема недели: «Живая природа ...

Познавательно – исследовательский проект «Живая и не живая природа весной» (средняя группа)

Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и гла...

Фрагмент календарного плана на тему "Неделя живой природы"

3 Неделя. Неделя живой природыПонедельник, 17 июня Тема. День животных РежимНепосредственно-образовательная деятельность (НОД) (подгрупповая, индивидуальная)Образовательная деятельность в режимные мом...

Тема недели: «Живая и неживая природа»

Тема недели: «Живая и неживая природа». с 11.03 по 15.03 2024г.Число: 11.03        День недели: понедельникПервая половина дняСовместная деятельнос...