ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему
Художественно-эстетическое направление развития дошкольников, и в частности хореография, танец. Хореография – незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании эффективной образовательно-воспитательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_po_horegrafii_2017-2018.doc | 304.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 города Красноармейска Саратовской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №18 г. Красноармейска»
__________________С.В. Глухова
приказ №_____от «___»_______2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ХОРЕОГРАФИИ
на 2017-2018 учебный год
Автор-составитель: музыкальный руководитель
I квалификационной категории
Кашулина Виолетта Владимировна
Оглавление
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
1.3. Направления Программы
1.4. Целевые ориентиры освоения детьми Программы дополнительного образования по хореографии
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Основное содержание
2.2. Учебно-тематическое планирование 5- 6 лет
2.3 Учебно-тематическое планирование 6 -7 лет
2.4.Методы и приемы, используемые в работе
2.5. Структура занятий
2.6. Связь с другими областями
2.7. Взаимодействие с родителями воспитанников
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план.
3.2. Диагностика.
3.3. Материально - техническое обеспечение
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
В период введения ФГОС ДО и в связи с возникновением насущной потребности совершенствования системы дошкольного образования, возникает потребность формирования разносторонней творческой личности, начиная с периода дошкольного детства и одновременной ориентированности на духовное совершенствование каждого ребёнка.
Этому служит художественно-эстетическое направление развития дошкольников, и в частности хореография, танец. Хореография – незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании эффективной образовательно-воспитательной системы.
Художественно-эстетическое направления развития, и в частности хореография, опирающиеся на содержание и методику, комплексный и многожанровый характер воспитания пластической культуры дошкольников – это огромный творческий потенциал в развитии художественно-эстетической культуры общества в целом.
Известный отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец, с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества – обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.
Танец является многогранным инструментом комплексного развития личности дошкольника:
- Способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; укрепляет здоровье.
- Формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве.
- Воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо-метро-ритм, знание музыкальных форм, стиля и характера произведения.
- Формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность.
- Развивает творческие способности ребёнка, способствует активному познанию окружающей действительности.
- Воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнёра», группового, коллективного действия.
- Пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других народов.
Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования дошкольников. Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и хореография в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным. Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу – детей обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений. Здесь закладываются азы.
Данная Программа направлена на развитие у детей хореографических данных, творческих способностей и исполнительского мастерства. Программа хореографического кружка «Радуга» по развитию хореографических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, ориентирована на обучение детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года.
Характерные особенности программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа МБДОУ –была составлена на основе программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной (Санкт – Петербург, 2000г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Направленность программы: Основная направленность Программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Новизна программы состоит в том, что раскрывается технология, в основе которой – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 5 до 7 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
Актуальность данной программы. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка , становление его личности. Меньше проблем будет у наших детей с развитием речи, внимания, мышления, формированием красивой осанки... А приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально- телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Педагогическая целесообразность программы – в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми дошкольного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа. При прохождении Программы, для успешного решения задач в процессе освоения, используются следующие принципы обучения:
Принцип доступности – соответствие возрастных возможностей степени сложности и заданий;
Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей воспитанников. Принцип постепенного повышения требований – постепенное увеличение сложности, объема, интенсивности нагрузок.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий.
Принцип сознательности и активности – заинтересованное отношение обучающихся к обучению.
Предложенный музыкально – ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно – творческой деятельности (театральной, изобразительной и др.).
1.2 Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
Цель Программы: Воспитание гармонически развитой личности, становление эстетического отношения к окружающему миру через реализацию хореографической творческой деятельности детей.
Задачи:
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: развитие творческого воображения и фантазии; развитие способности к импровизации.
4. Развитие и тренировка психических процессов: развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; развития восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
1.3. Направления Программы
Направленность программы: по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - специальной, общекультурной; по форме организации (индивидуальные и групповые) , по времени реализации - длительной подготовки.
Программа рассчитана на 1 год обучения дошкольников ( для детей 5-7 лет):
- старший дошкольный возраст (старшая группа 5-6 лет, подготовительная группа 6-7 лет.).
В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября по май включительно.
Форма проведения хореографического занятия:
Развивающие занятия в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия. Число занимающихся в каждой группе (подгруппе) не более 12 человек.
Условия приёма:
Принимаются все желающие дети с 5-летнего возраста (без ограничений и независимо от наличия или отсутствия хореографических данных).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут (в зависимости от возраста воспитанников).
1.4. Целевые ориентиры освоения детьми Программы дополнительного образования по хореографии
- Дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии.
- Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ.
- Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок и на пятку.
- Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах.
- Знают основные танцевальные позиции рук и ног.
- Умеют выполнять простейшие двигательные задания творческие игры, специальные задания, используют разнообразные движения в импровизации под музыку.
- Дети выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку.
- Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности.
- Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд; шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд.
- Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения.
- Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).
- Хорошо ориентируются в зале при проведении музыкально – подвижных игр.
- Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми.
- Способные к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения- на одной, на двух на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой боковой), подскок « легкий» и «сильный» и д.;
общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);
плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.)
4. Развитие творческих способностей:
• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр -например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Цели и задачи
Цель Программы: приобщение детей к искусству хореографии посредством занятий ритмикой.
Задачи:
- Дать первоначальное представление и знания об искусстве хореографии.
- Способствовать формированию навыков свободного владения пространством.
- Развивать двигательную активность и координацию движений.
- Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
- Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту.
2.2. Учебно-тематическое планирование 5- 6 лет
Содержание программы | |||||
Сентябрь | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Вводное занятие | -Познакомить в форме игры с хореографией - как видом искусства и содержанием программы. -Объяснить правила поведения в муз. зале и форму одежды - беседа - объяснение. - показ, инструкция. -импровизация. | «Давайте познакомимся» Знакомство с детьми. Что такое танец. Приветствие. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I свободная позиции ног. Танцевальный шаг с носка. Танец «Топ по паркету» (шаг с носка, хлопки, притопы, прыжки на двух ногах) Игра «Давайте потанцуем» | 1 | 1 | |
Музыкально-ритмические навыки | Обучить детей танцевальным движениям. - совершенствовать исполнение выученных движений. - познакомить детей с темпами музыки (медленный, умеренный, быстрый) | 1.Разминка «Здравствуй сказка» 2.Танцевальная композиция «Коротышки» 3. Танцевальная композиция «Птичка польку танцевала» | 2 3 4 | 2 3 2 | |
Навыки выразительного движения | - формировать правильное исполнение танцевального шага. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой - разогреть мышцы. - Развивать первоначальные навыки координации движений. - научить передавать заданный образ. | Маршировка (шаг с носка, перестроения – круг, из большого в маленький круг и обратно, колонна, круг.) Разминка «Сказочные герои» (голова – повороты вправо, влево, наклоны к правому, левому плечу; плечи, руки – поочередное поднимание плеч вверх; движения кистями рук вверх вниз, сгибание – разгибание в локтевых суставах, вытягивание вверх– опускание в рук; корпус – повороты, наклоны в стороны, вперед, ноги – поочередное поднимание пятки, приседания, приставные шаги в стороны, вперед - назад, поднимание колен вперед, в стороны, прыжки на двух ногах, ноги вместе – врозь) ¬ Хлопки в ладоши – простые и ритмические. - Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы. - «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, на один такт, два приседания на один такт. - «шаг, приставить, шаг, каблук». - подъем на полу пальцы. - повороты вправо, влево. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | - самостоятельное исполнение. | Игра «Сказочный лес» Игра «У медведя» | |||
Октябрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Обратить внимание на логические акценты музыкальных фраз, приучать отмечать их движениями, упражнять в действии с мячом. - Побуждать к поиску выразительных движений для передачи образов различных персонажей. - Импровизировать характерные движения плавного вальса. - Передавать в движениях различный характер музыки: спокойный, неторопливый, веселый, оживленный, плясовой. | 1.Закрепление музыкальной композиции «Птичка польку танцевала» 2. Партерная гимнастика «Буратино» «Солнышко» «Бабочка». 3.«Танец с осенними листьями». 4. Закрепление танцевальной композиции «Коротышки» | 1 2 3 4 | 2 2 2 2 | |
Навыки выразительного движения | Учить передавать различную эмоциональную окраску маховым движениям рук (плавные, резкие движения) - Развивать красоту и пластичность движений. - Развивать четкость, ритм притопа двумя ногами. | - познакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано). - познакомить детей со штрихами музыки (стаккато, легато) отражение их движениями: хлопками, шагами, бегом, плавными и резкими движениями головы. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Развитие умений ориентироваться в пространстве; - Самостоятельно находить свободное место в зале. - Приобщать детей к музыкально-танцевальному творчеству. | 1.«Танец с осенними листьями» 2. «Танец с зонтиками». | |||
Ноябрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | - Разогреть мышцы. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Развить чувство ритма. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Развивать координацию движений. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - Развить музыкальный слух и чувства ритма. - укрепить мышцы спины, живота. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | 1.Музыкально ритмическая композиция «На птичьем дворе» 2. Игра «Цыплята и ворона» 3. Танцевальная композиция «Танец утят» 4. Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед») | 1 2 3 4 | 3 1 2 2 | |
Навыки выразительного движения | - Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать заданный образ движениями. - научить передавать заданный образ. -научить импровизировать. | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием. Перестроения – круг, диагональ, змейка) Разминка «Ку-ка-ре-ку» (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад. Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую.) Топающий шаг. Галоп. Подскоки. Положение рук на поясе, вперед, вверх, вниз. Хлопки, притопы. Хлопки, притопы в паре, кружения в паре. Выпад, выпад с соскоком. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | - самостоятельное исполнение. | Танец-игра «Ку-чи-чи», «Ку-ка-ре-ку» | |||
Декабрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | -формировать правильное исполнение танцевальных шагов. -Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. | 1.Музыкальная композиция ««Зимняя сказка» 2.Танцевальная композиция «Тик так – тикают часы» 3.Игра «Круг дружбы» 4. Танец снежинок и вьюги | 1 2 3 4 | 2 2 1 3 | |
Навыки выразительного движения | Разогреть мышцы. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - научить передавать заданный образ. - Развить чувство ритма. - Обучить детей танцевальным движениям. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Развивать координацию движений. - Обучить детей танцевальным движениям. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - Развить чувство ритма. - развить музыкальный слух, умение начинать движение с нужного такта. - укрепить мышцы спины, живота. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием, галоп, подскоки. Перестроения – круг, две колонны, два круга, «шторки», круг, колонна, полукруг.) Разминка «Зимние забавы» - (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди и вместе, движение рук вперед, назад, движения имитирующие игру в снежки, «греем руки». Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол, выпады в стороны, вперед. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую. Бег на месте с высоким подниманием колен.) Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, подскоки. Хлопки, притопы. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Формировать творческие способности детей, предлагая придумать новые варианты перестроений, элементы танцевальных движений. | Игра «Домик» | |||
Январь | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Познакомить с элементами русского народного танца. - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - Разогреть мышцы. | 1.«Во саду ли в огороде» 2.Танцевальная композиция «Порушка - пораня» 3.Игра «Заплетися мой плетень» 4. Партерная гимнастика | 1 2 3 4 | 2 3 2 1 | |
Навыки выразительного движения | научить передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз. - научить строить и передвигаться по рисункам танца. Больше обращать внимание на русское народное творчество (хороводы, пляски и т.д.) | Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с ударом, галоп, подскоки, перескоки. Перемещения – круг, колонна, два круга, «шторки», круг, звездочка, сужение и расширение круга, круг в круге.) (упражнения на растяжку ног, укрепление мышц спины, улучшения выворотности ног). | |||
Музыкально-танцевальное творчество | - развить фантазию и воображение. - развить координацию. | Игра «Танец ткачей» Игра «Веселый оркестр» | |||
Февраль | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Разминка. (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад, Корпус – наклоны вперед. Положение рук на поясе, открывание рук во 2 позицию, закрывание на пояс. Вынос ноги на каблук вперед, в стороны без корпуса, с наклонами корпуса. | 1.Танцевальная композиция «Ах, вы, сени» 2. Танец кукол и Мишки 3. Партерная гимнастика «Солнышко», «Складочка» «Рыбка», «Русалочка» «Дощечка», «Сидит дед» 4. Танец игра «Найди пару» | 1 2 3 4 | 3 2 2 1 | |
Навыки выразительного движения | - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | Притопы одинарные, двойные, тройные. Полу присядка. Хлопушки в ладоши, по бедру. Кружения. «Ковырялочка», «ковырялочка» с притопом. Ходы – простой с носка, «елочка», шаркающий шаг. Исполнение движений с одновременной работой рук. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Добиваться эмоциональный отклик на разучиваемый танец. | «Лошадки» «Маленький танец» | |||
Март | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Элементы детского бального танца, ритмика - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве - формировать правильную осанку при исполнении движений. -Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. | 1. Композиция «Приглашение к танцу» 2.Игра «Давайте потанцуем» 3.Полька «Забава» 4. Игра «Музыкальные змейки» | 1 2 3 4 | 3 1 3 1 | |
Навыки выразительного движения | - Обучить детей танцевальным движениям. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - развивать творческие способности детей. - Обучить детей танцевальным движениям. | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен. Перестроения – круг, змейка, квадрат, колонна, полукруг, две колонны.) Поклон по I позиции ног, галоп, подскоки, приставные шаги, легкие прыжки на месте, хлопки в разных ритмических рисунках. Разминка «Раз, два, три, четыре» (голова – ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание, опускание плеч – вместе, по одному, круговые движения, сгибание, разгибание пальцев рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения стопами, поднимание на полу пальцы, приставные шаги, прыжки – по VI, VI –II, упражнение «лыжник» в разных ритмических рисунках. ) | |||
Музыкально-танцевальное творчество | - Развивать творчество, умение выразительно действовать с предметами; - Самостоятельно придумывать движения. | 4.Игра «одинокий путник | |||
Апрель | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Элементы детского бального танца, ритмика - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. | 1.Разминка «Я танцую» Композиция «Я хочу танцевать» 2.Вальс «Дружбы» 3.Игра «Магниты» 4. Танец тройками | 1 2 3 4 | 2 3 1 2 | |
Навыки выразительного движения | - Разогреть мышцы. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Обучить детей танцевальным движениям вальса. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - научить «чувствовать» пару. | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен. Перестроения - в рассыпную, шеренга, круг, в пары, круг в круге, в рассыпную.) (голова – ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание, опускание плеч – вмсте, по одному, круговые движения, сгибание, разгибание пальцев рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения стопами, поднимание на полу пальцы, приставные шаги, переменный шаг в сторону, прыжки – по VI, VI –II, прыжок в повороте.) Поклон мальчиков, поклон девочек, приставной шаг, балансе, шаг глиссад, покачивание, поворот в паре, кружения. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Формировать навык «легкого шага» -развивать воображение, фантазию. | Игра «Ромашки» Игра «Бабочки» | |||
Май | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Повторение пройденного материала. - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - умение ориентироваться в пространстве. | 1.Закрепление танцевальной композиции вальс «Дружбы» 2. Закрепление танцевальной композиции «Танец тройками». 3.Закрепление ранее разученных танцев. 4. Отчетный концерт | 1 2 3 4 | 2 2 3 1 | |
Навыки выразительного движения | -развить артистизм, -выделять начало музыкальной фразы. Повторение ранее разученных танцев. - показ. | Вальс, маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен, перескоки. Перестроения – две шеренги, шторки, круг, четыре колонны, змейка, квадрат.) | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Развить музыкальный слух, - развить внимание, быстроту реакции. - развивать воображение, фантазию. | Закрепление ранее разученных танцев | |||
Итого | 72 |
2.3 Учебно-тематическое планирование 6 -7 лет
Содержание программы | |||||
Сентябрь | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | 1.Закреплять умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. 2.Различать и точно передавать в движении начало и окончание музыкальных фраз, частей, всего произведения, передавать в движении простейший ритмический рисунок. 3.Формировать понятие о трех жанрах музыки: песня, танец, марш. | 1.Познавательная беседа «Мы любим танцевать» 2.Разучивание танца-игры «Найди себе пару». 3.Ознакомление с танцевальной композицией «Осенние листья и зонтики» 4.Разучивание танцевальной композиции «Танец с осенними листьями и зонтиками». | 1 2 3 4 | 1 2 1 4 | |
Навыки выразительного движения | 1.Учить детей менять силу движения в соответствии с характером музыки. 2.Закреплять навык пружинящего движения ног, необходимый для правильного бега, прыжков, поскоков, плясовых движений. 3.Учить детей различным видам ходьбы в соответствии с содержанием и формой музыкального произведения. 4.Выполнять пространственные задания. | 1.Ходьба различного характера: - переменный шаг; - пружинящий шаг; - поскоки; - ритмичный бег; - боковой галоп | |||
Музыкально-танцевальное творчество | 1.Воспитывать творчески использовать и выразительно исполнять в свободных плясках знакомые движения. 2.Поощрять самостоятельное творчество. | 1.Музыкально-ритмическая игра «Птички и ворона». 2. Музыкально-ритмическая композиция «Осенний парк». | |||
Октябрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Обратить внимание на логические акценты музыкальных фраз, приучать отмечать их движениями, упражнять в действии с мячом. - Побуждать к поиску выразительных движений для передачи образов различных персонажей. - Импровизировать характерные движения плавного вальса. - Передавать в движениях различный характер музыки: спокойный, неторопливый, веселый, оживленный, плясовой. | 1.Закрепление музыкальной игры «Найди себе пару». 2.Закрепление танцевальной композиции «Осенние листья и зонтики». 3.Разучивание танца «Солдатиков и куколок». 4. Закрепление танца «Солдатиков и куколок». | 1 2 3 4 | 1 1 4 2 | |
Навыки выразительного движения | Учить передавать различную эмоциональную окраску маховым движениям рук (плавные, резкие движения) - Развивать красоту и пластичность движений. - Развивать четкость, ритм притопа двумя ногами. | 1.Плясовой русский шаг; 2.Тройной притоп: - раскрывать и закрывать руки. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Развитие умений ориентироваться в пространстве; - Самостоятельно находить свободное место в зале. - Приобщать детей к музыкально-танцевальному творчеству. | 1.«Танец с листьями и зонтиком». 2. «Танец с шарфами». | |||
Ноябрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Учить выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами. - Отмечать в движении музыкальные фразы, акценты, несложный ритмический рисунок. | 1.Разучивание танцевальной композиции «Месяц и звёздочек». 2.Закрепление танцевальной композиции «Месяц и звёздочки». 3.Менуэт. 4.Карнавальное шествие. | 1 2 3 4 | 2 2 2 2 | |
Навыки выразительного движения | Закреплять навык пружинящего движения ног. - Учить передавать в движении спокойный, светлый, безмятежный характер музыки. Развивать воображение и творческую фантазию. - Закреплять навык плавных движений. | 1.Поскоки. 2.Широкий, стремительный бег: - переменный шаг; - боковой галоп; - шаг польки; - работа на растяжку мышц. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Стимулировать и поощрять творческие проявления детей в играх и свободных плясках. - Развивать эмоциональную отзывчивость на танцевальное творчество. | - «Танец богатырей». - «Снежинки» | |||
Декабрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Совершенствовать умение двигаться легко, изящно, самостоятельно меняя характер движений в соответствии с формой музыкального произведения. | 1.Музыкальная композиция «Танцуйте сидя». 2.Танец-игра с мячом. 3. Разучивание танца «Волшебный цветок». 4. Закрепление танца. | 1 2 3 4 | 2 1 3 2 | |
Навыки выразительного движения | Продолжать изучение и совершенствование изученных ранее движений русского танца; Вводить простейшие дробные пристукивания и выстукивания, для формирования ритмического слуха у детей. | 1.Пружинистый шаг. 2.Широкий, стремительный бег с высоким подниманием ноги. 3.Шаг польки. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Формировать творческие способности детей, предлагая придумать новые варианты перестроений, элементы танцевальных движений. | 1.Игра «Ручеек». 2. Танец «Птичка польку танцевала» 3.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку (для мальчиков). | |||
Январь | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Побуждать детей инсценировать песни, передавать в движении образы в соответствии с текстом и характером музыки, сопровождая песни плясовыми движениями хоровода. | 1.Закрепление танца «Волшебный цветок». 2.Разучивание музыкальной композиции «Танец мотыльков» (девочки). 3.Разучивание музыкальной композиции «Танец Богатырей» (мальчики). 4. Повторение и закрепление ранее разученных танцев. | 1 2 3 4 | 1 3 3 1 | |
Навыки выразительного движения | Совершенствовать навыки, умения приобретенные детьми ранее. Изучение движений вальса по VI позиции. Усложнение видов присядок для мальчиков (присядка с выбрасыванием ноги). | 1.Пружинистый шаг. 2.Вальсовый шаг. 3.Шаг польки. 4.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку, с выбрасыванием ноги вперед (для мальчиков); | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Закреплять умение менять движения в соответствии с музыкой. Больше обращать внимание на русское народное творчество (хороводы, пляски и т.д.) | - «Аэробика» | |||
Февраль | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | 1.Закреплять умение самостоятельно менять движение со сменой частей, чередованием фраз, динамическими изменениями в музыке; 2.Отмечать в движении сильную долю такта. 3.Реагировать сменой движений на смену характера музыки. | 1.Танцевальная композиция «Упражнение с обручами». 2.Закрепление танцевальной композиции «Упражнение с обручами». 3.Пляска-игра с Крокодилом Геной. 4.Разучивание лирической композиции «Танец с шарфами». | 1 2 3 4 | 2 1 2 3 | |
Навыки выразительного движения | 1.Познакомить с простейшими элементами народных плясок (русской, украинской, белорусской и т.д.). 2.Изучение движений вальса по 6 позиции в различных фигурах; 3.Знакомство и изучение | 1.Пружинистый шаг. 2.Вальсовый шаг. 3.Шаг польки. 4.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку, с выбрасыванием ноги вперед (для мальчиков); | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Добиваться эмоциональный отклик на разучиваемый танец. 2.Развивать чувство ритма, пластичность движений. 3.Совершенствовать элементарные умения. | 1.Танец «Вальс цветов». 2.«Испанский танец». | |||
Март | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Закреплять умение самостоятельно отмечать в движении метр, ритмический рисунок, акцент; - Слышать и самостоятельно менять движения со сменой частей, фраз; - Начинать двигаться после вступления; - Реагировать на темповые и динамические изменения в музыке. | 1.Закрепление лирической композиции «Танец с шарфами». 2.Пластический этюд «Голубая вода». 3.Закрепление пластического этюда «Голубая вода». 4. Разучивание танцевальной композиции «Воздушная кукуруза». | 1 2 3 4 | 1 3 1 3 | |
Навыки выразительного движения | Развивать ритмичность движений; - Учить передавать акценты в музыке, исполнять перестроения, требующие активного внимания всех участвующих. - Учить создавать игровой образ в соответствии с характером жизнерадостной, подвижной музыки, отмеченной разнообразными яркими акцентами. | 1.Пружинистый шаг. 2.Вальсовый шаг. 3.Шаг польки. 4.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку, с выбрасыванием ноги вперед (для мальчиков); | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Повторять знакомые пляски, танцы; - Развивать творчество, умение выразительно действовать с предметами; - Самостоятельно придумывать движения. | 1«Под музыку Вивальди». 2.Игра «Каблучок». | |||
Апрель | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Развивать чувства ритма, координации, точности и ловкости движений, гибкости и пластичности. | 1.Закрепление танцевальной композиции «Воздушная кукуруза». 2.Разучивание танцевальной композиции «Калинка». 3. Разучивание пластический этюд с обручами. 4. Разучивание танцевальной композиции «Старинная полька». | 1 2 3 4 | 2 2 2 2 | |
Навыки выразительного движения | Создавать игровой образ в соответствии с характером музыкального произведения | Движение «веревочка», «припадание», «притопы» | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Реагировать сменой движений на смену характера музыки, самостоятельно придумывать движения. | «Жаворонок» «Свежий ветер» | |||
Май | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Повторение пройденного материала. | 1.Разучивание танцевальной композиции «Воздушная кукуруза». 2.Закрепление танцевальной композиции «Старинная полька». 3. Закрепление танцевальной композиции «Калинка». 4.Закрепление ранее разученных танцев. | 1 2 3 4 | 2 1 3 2 | |
Навыки выразительного движения | 1.Учить легко и непринужденно действовать с предметами под музыку. 2.Закреплять умение выразительно передавать образ. 3.Повторение всех ранее пройденных движений по желанию детей. | 1.Пружинистый шаг. 2.Вальсовый шаг. 3.Шаг польки. 4.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку, с выбрасыванием ноги вперед (для мальчиков); | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Самостоятельно искать способы передачи движения музыкального образа. - Прививать навык музыкального танцевального творчества | Закрепление ранее разученных танцев. | |||
Итого | 72 |
2.4.Методы и приемы, используемые в работе
Методы и приёмы, используемые в хореографической работе с дошкольниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
- Образный показ педагога
- Эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем
- Подражание образам окружающей действительности
- Прием тактильно-мышечной наглядности
- Наглядно-слуховой прием
- Демонстрация эмоционально-мимических навыков
- Использование наглядных пособий.
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
- Рассказ
- Объяснение
- Инструкция
- Беседа
- Анализ и обсуждение
- Прием раскладки хореографического па
- Прием словесной репрезентации образа хореографического движения.
Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом:
- Игровой приём
- Детское сотворчество
- Соревновательность и переплясность
- Использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор
- Выработка динамического стереотипа
- Фиксация отдельных этапов хореографических движений
- Развитие основных пластических линий
- Музыкальное сопровождение танца
- Хореографическая импровизация
- Прием художественного перевоплощения.
Обучение танцу в старшей группе (5-6 лет) носит не только наглядно-действенный, но и исследовательский характер – с вкраплением абстрактных методов – слова, а в подготовительной группе (6-7 лет) происходит ещё более яркий и интенсивный процесс рефлекторного усиления роли словом и словесными образами, а также осознанностью действий через слово. На этом возрастном этапе роль словесных приемов обучения танцу повышается. Они опираются на сознание детей.
2.5. Структура занятий.
Занятия строятся в занимательной игровой форме на основе сотрудничества педагога и ребенка.
1 .Вводная часть.
1.1 Приветствие. Цель: создать доброжелательную атмосферу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятия. Содержание: игры-приветствия, игры с именами и др.
1.2 Показ импровизаций. Цель: развитие музыкальности, способности чувствовать ее содержание, настроение и характер; развитие гибкости и пластичности, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. Содержание: музыкально-ритмический репертуар по программе А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».
1.3 Разминка. Цель: формирование правильной осанки, красивой походки, координации движений; развитие умений ориентироваться в пространстве. Разогреть разные группы мышц. Содержание: упражнения для разных групп мышц, разные виды перестроений.
2.Основная часть.
2.1 Разучивание танцевальных композиций. Цель: введение в тему занятия, развитие музыкального слуха, чувства ритма; способности передавать в пластике музыкальный образ, используя разные виды движений. Содержание: название танца и показ его элементов, разные виды движений (с предметами, атрибутами по содержанию танца). 2.2 Игры. Цель: развитие ловкости, точности, координации движений; умений ориентироваться в пространстве; обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений. Содержание: подвижные игры.
3. Заключительная часть.
3.1 Рефлексия. Цель: обобщение впечатлений детей, воспитание умения вести себя, формировать чувство такта и культурных привычек. Содержание: беседа, самоанализ деятельности.
3.2 Игровые упражнения. Цель: развитие восприятия и внимания. Содержание: игровые упражнения малой подвижности.
3.3 Прощание. Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Содержание: похвала, поощрение.
2.6. Связь с другими образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие»
Формирование представления о танце как художественной деятельности, виде искусства;
Развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в непрерывной образовательной деятельности по хореографии
«Познавательное развитие»
Расширение кругозора детей в области хореографического искусства; воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, формирование целостной картины мира в сфере искусства танца, развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению.
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области хореографии; выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, музыки, литературы, фольклора.
«Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество.
Привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы. Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, закрепления результатов восприятия музыки через движение и пластику.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества, использование танца с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
«Физическое развитие»
Развитие физических качеств, для хореографической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, укрепление физического и психологического здоровья.
2.7. Взаимодействие с родителями воспитанников
Мероприятия | Дата | Ответственный |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о хореографическом кружке «Радуга» | сентябрь | музыкальный руководитель, воспитатели |
Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой хореографического кружка цели и задачи, форма одежды. | октябрь | музыкальный руководитель и воспитатели |
Распространение информационных материалов: папка- передвижка «Родительский вестник», памятки, буклеты. | в течение года | зам. зав. по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели |
Консультации в рамка консультационного пункта | в течение года | музыкальный руководитель |
Оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в проявлении таланта детей Семинар – практикум «Развитие музыкального таланта» | в течение года | музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах. | в течение года | музыкальный руководитель, воспитатели. |
Семинар – практикум «Ритмические игры». Совместное посещение с родителями отчетных концертов ДШИ. | февраль | зам. зав. по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели |
Знакомство родителей с разноплановыми хореографическими композициями, расширение представлений о хореографии, как о виде искусства и ее связи с окружающей их жизнью | март | музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Привлекать родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам | март | музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Вовлечение родителями ребенка в процесс музицирования для развития ритмических способностей детей. Поощрение движений под музыку в семье (домашний концерт, оркестр ). | апрель | музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Отчетный концерт хореографического кружка «Радуга» | май | музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебный план.
Программа кружка в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей хореографии в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Состав хореографического кружка формируется с учётом желания детей и результатов освоения программы. Наполняемость группы на занятиях не более 12 детей.
Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.
Непрерывная образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований
Объем образовательной нагрузки
Вид занятия | Старшая группа | |||||
В неделю | В месяц | В год | ||||
Кол-во | Время (мин) | Кол-во | Время (мин) | Кол-во | Время (мин) | |
Хореография | 2 | 25 | 8 | 25 | 72 | 25 |
Итого занятий | 2 | 50 | 8 | 200 | 72 | 1800 |
Вид занятия | Подготовительная к школе группа | |||||
В неделю | В месяц | В год | ||||
Кол-во | Время (мин) | Кол-во | Время (мин) | Кол-во | Время (мин) | |
Хореография | 2 | 30 | 8 | 30 | 72 | 30 |
Итого занятий | 2 | 60 | 8 | 240 | 72 | 2160 |
Образовательная деятельность кружка проводится во вторую половину дня два раза в неделю (вторник, четверг).
Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии используется коллективная, так и индивидуальная форма работы.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, праздниках, конкурсных выступлениях.
3.2. Диагностика.
Средства диагностики: психолого-педагогическое наблюдение, упражнения.
Показатели качества усвоения ребенком программного материала:
1.Музыкальность
Умение слушать и понимать музыку.
Умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Умение определять на слух музыкальные жанры.
Чувство ритма.
2.Двигательные навыки.
Координация движений.
Ориентирование в пространстве.
Точность выполнения танцевальных движений.
Пластичность.
3.Эмоциональная сфера.
Выразительность мимики и пантомимики.
4. Творческие проявления.
Умение импровизировать под музыку.
Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.
5. Коммуникативные навыки.
Умение вести себя в паре.
Умение вести себя в коллективе.
Диагностические критерии
Критерии | сформированы | сформированы частично | не сформированы |
Музыкальность | 1.Внимательно слушает музыку до конца, способен высказаться о характере, содержании произведения самостоятельно. 2. Двигается в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом. 3. Самостоятельно определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях. 4. Ритмично выполняет движения под музыку. | 1. Слушает музыку до конца, отвлекаясь. Высказывается о содержании и характере произведения с помощью наводящих вопросов. 2. Двигается приблизительно в характере музыки, с помощью подсказки педагога меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом. 3. Определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях с помощью подсказки педагога. 4. Не всегда ритмично выполняет движения под музыку. | 1. Не может дослушать музыку до конца, отвлекается. Не может высказаться о характере и содержании произведения. 2. Не может передать в движении характер музыки, не слышит музыкальные фразы, движения меняет хаотично. 3. Не может определить на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях. 4. Движения выполняет под музыку не ритмично. |
Двигательные навыки | 1.Уверенно знает части тела. Правильно сочетает движения рук и ног в танцевальных композициях. 2. Свободно и самостоятельно выполняет перестроения, предложенные педагогом, а так же использованные в танце. 3. Точно и ловко выполняет танцевальные движения. 4. Мягко, плавно и музыкально Выполняет движения руками в соответствующем контексте. | 1. Неуверенно знает части тела. Плохо координирует руки и ноги в танцевальных композициях. 2. Выполняет перестроения с помощью подсказки педагога или детей. 3. Танцевальные движения выполняет приблизительно. 4. Испытывает трудности с выполнением мягких и плавных движений руками в соответствующем контексте. | 1. Плохо знает части тела. Путает сочетание рук и ног в танцевальных движениях. 2. Путается в перестроениях, плохо ориентируется в пространстве. 3. Танцевальные движения выполняет с трудом. 4. Коряво выполняет движения руками в медленных и плавных композициях |
Эмоциональная сфера | 1. Умеет выражать свои чувства в движении, выразительно и эмоционально двигаться в танце. | 1. Немного скован эмоционально, не всегда выразительно исполняет композицию. | 1. Скован и зажат, движения выполняет не эмоционально, стесняется зрителей. |
Творческие проявления | 1. С удовольствием импровизирует движения под музыку, придумывает оригинальные композиции. 2. С легкостью придумывает танцевальные движения, раскрывающие образ героя или настроения музыки. | 1. Импровизирует движения под музыку по просьбе педагога и с его помощью. Помогает в составлении танцевальных композиций. 2. Придумывает танцевальные движения по образцу. | 1. Не может импровизировать танцевальные движения и придумать композицию движений. 2. Не может придумать танцевальные движения |
Коммуникативные навыки | 1. Знает все основные положения « партнер- партнерша». 2. Всегда уважительно относится к товарищам, соблюдает очередность, дистанцию, проявляет терпение к отстающим детям. | 1. Неуверенно знает основные положения « партнер-партнерша». 2. Не всегда уважительно относиться к товарищам, соблюдает очередность и проявляет терпение к отстающим детям. | 1. Плохо знает основные положения « партнер-партнерша». 2. Неуважительно относится к товарищам, не соблюдает очередность, не может проявить терпение к товарищам. |
Диагностическая таблица усвоения программного материала
Музыкальный руководитель _____________________________ Группа № ____________
Фамилия, имя ребёнка | Критерии | ||||||||||||
Музыкальность | Двигательные навыки | Эмоцио нальная сфера | Творческие проявления | Коммуника тивные навыки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 |
- не сформированы;
- сформированы частично (выполняет с помощью педагога);
-сформированы полностью (выполняет самостоятельно);
3.3. Материально - техническое обеспечение
1. Оборудование кабинета
1. Пианино
2. Детские стулья
3. Стул для пианино
4. Тумба с полками
5. Стол письменный
6. Стул взрослый
7. Музыкальный центр
8. Компьютер
9. Шкаф для одежды
2. Методическое обеспечение кабинета
Наглядно – дидактический материал
1 Демонстрационный материал по хореографическому искусству
2 Дидактическая игра «Удивительный мир балета»
3 Дидактическая игра «Сказочный мир балета»
4 Наглядно-дидактическое пособие «Позиции рук»
5. Наглядно-дидактическое пособие «Позиции ног»
6 Наглядно-дидактическое пособие «Эскизы костюмов»
Репитиционная одежда: шорты, футболки, чешки.
Наличие танцевальных костюмов.
Сценические костюмы: платья, сарафаны, блузки, юбки, головные уборы и др.;
- аксессуары: мячи, обручи, шарфы, платочки, флажки, цветы, осенние листочки, снежинки, гимнастические ленты и др.
3. Методические материалы
Наличие аудиоаппаратуры с флеш- носителем: (музыкальной фонотеки)
«Музыкально – ритмические движения»
«Русский танец»
«Детские танцы»,
«Ритмическая мозаика» И. А. Буренина,
«Музыка русская народная»
«Классическая музыка»
«Новогодний детский»
«Детские хиты»
«Времена года»
Видео «Выступления детей на концертах».
Список литературы:
- Балет: Энцикл.-М.: Сов. Энциклопедия, 1981
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Ерохина О.В. Школа танцев для детей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 2003.- 224с.
- Радынова. О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш.- 2- е изд., перераб.- М.,ТЦ Сфера, 2016.- 240с.(2)
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1: Психология музыкальных способностей.-М.,1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....