ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему
Художественно-эстетическое направление развития дошкольников, и в частности хореография, танец. Хореография – незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании эффективной образовательно-воспитательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 304.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 города Красноармейска Саратовской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №18 г. Красноармейска»
__________________С.В. Глухова
приказ №_____от «___»_______2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ХОРЕОГРАФИИ
на 2017-2018 учебный год
Автор-составитель: музыкальный руководитель
I квалификационной категории
Кашулина Виолетта Владимировна
Оглавление
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
1.3. Направления Программы
1.4. Целевые ориентиры освоения детьми Программы дополнительного образования по хореографии
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Основное содержание
2.2. Учебно-тематическое планирование 5- 6 лет
2.3 Учебно-тематическое планирование 6 -7 лет
2.4.Методы и приемы, используемые в работе
2.5. Структура занятий
2.6. Связь с другими областями
2.7. Взаимодействие с родителями воспитанников
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план.
3.2. Диагностика.
3.3. Материально - техническое обеспечение
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
В период введения ФГОС ДО и в связи с возникновением насущной потребности совершенствования системы дошкольного образования, возникает потребность формирования разносторонней творческой личности, начиная с периода дошкольного детства и одновременной ориентированности на духовное совершенствование каждого ребёнка.
Этому служит художественно-эстетическое направление развития дошкольников, и в частности хореография, танец. Хореография – незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании эффективной образовательно-воспитательной системы.
Художественно-эстетическое направления развития, и в частности хореография, опирающиеся на содержание и методику, комплексный и многожанровый характер воспитания пластической культуры дошкольников – это огромный творческий потенциал в развитии художественно-эстетической культуры общества в целом.
Известный отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец, с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества – обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.
Танец является многогранным инструментом комплексного развития личности дошкольника:
- Способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; укрепляет здоровье.
- Формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве.
- Воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо-метро-ритм, знание музыкальных форм, стиля и характера произведения.
- Формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность.
- Развивает творческие способности ребёнка, способствует активному познанию окружающей действительности.
- Воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнёра», группового, коллективного действия.
- Пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других народов.
Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования дошкольников. Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и хореография в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным. Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу – детей обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений. Здесь закладываются азы.
Данная Программа направлена на развитие у детей хореографических данных, творческих способностей и исполнительского мастерства. Программа хореографического кружка «Радуга» по развитию хореографических способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, ориентирована на обучение детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года.
Характерные особенности программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа МБДОУ –была составлена на основе программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной (Санкт – Петербург, 2000г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Направленность программы: Основная направленность Программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Новизна программы состоит в том, что раскрывается технология, в основе которой – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 5 до 7 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
Актуальность данной программы. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка , становление его личности. Меньше проблем будет у наших детей с развитием речи, внимания, мышления, формированием красивой осанки... А приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально- телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Педагогическая целесообразность программы – в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми дошкольного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа. При прохождении Программы, для успешного решения задач в процессе освоения, используются следующие принципы обучения:
Принцип доступности – соответствие возрастных возможностей степени сложности и заданий;
Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей воспитанников. Принцип постепенного повышения требований – постепенное увеличение сложности, объема, интенсивности нагрузок.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий.
Принцип сознательности и активности – заинтересованное отношение обучающихся к обучению.
Предложенный музыкально – ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно – творческой деятельности (театральной, изобразительной и др.).
1.2 Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
Цель Программы: Воспитание гармонически развитой личности, становление эстетического отношения к окружающему миру через реализацию хореографической творческой деятельности детей.
Задачи:
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: развитие творческого воображения и фантазии; развитие способности к импровизации.
4. Развитие и тренировка психических процессов: развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; развития восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
1.3. Направления Программы
Направленность программы: по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - специальной, общекультурной; по форме организации (индивидуальные и групповые) , по времени реализации - длительной подготовки.
Программа рассчитана на 1 год обучения дошкольников ( для детей 5-7 лет):
- старший дошкольный возраст (старшая группа 5-6 лет, подготовительная группа 6-7 лет.).
В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября по май включительно.
Форма проведения хореографического занятия:
Развивающие занятия в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия. Число занимающихся в каждой группе (подгруппе) не более 12 человек.
Условия приёма:
Принимаются все желающие дети с 5-летнего возраста (без ограничений и независимо от наличия или отсутствия хореографических данных).
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут (в зависимости от возраста воспитанников).
1.4. Целевые ориентиры освоения детьми Программы дополнительного образования по хореографии
- Дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии.
- Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ.
- Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок и на пятку.
- Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах.
- Знают основные танцевальные позиции рук и ног.
- Умеют выполнять простейшие двигательные задания творческие игры, специальные задания, используют разнообразные движения в импровизации под музыку.
- Дети выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку.
- Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности.
- Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд; шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд.
- Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения.
- Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).
- Хорошо ориентируются в зале при проведении музыкально – подвижных игр.
- Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми.
- Способные к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения- на одной, на двух на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой боковой), подскок « легкий» и «сильный» и д.;
общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);
плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.)
4. Развитие творческих способностей:
• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр -например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Цели и задачи
Цель Программы: приобщение детей к искусству хореографии посредством занятий ритмикой.
Задачи:
- Дать первоначальное представление и знания об искусстве хореографии.
- Способствовать формированию навыков свободного владения пространством.
- Развивать двигательную активность и координацию движений.
- Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
- Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту.
2.2. Учебно-тематическое планирование 5- 6 лет
Содержание программы | |||||
Сентябрь | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Вводное занятие | -Познакомить в форме игры с хореографией - как видом искусства и содержанием программы. -Объяснить правила поведения в муз. зале и форму одежды - беседа - объяснение. - показ, инструкция. -импровизация. | «Давайте познакомимся» Знакомство с детьми. Что такое танец. Приветствие. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I свободная позиции ног. Танцевальный шаг с носка. Танец «Топ по паркету» (шаг с носка, хлопки, притопы, прыжки на двух ногах) Игра «Давайте потанцуем» | 1 | 1 | |
Музыкально-ритмические навыки | Обучить детей танцевальным движениям. - совершенствовать исполнение выученных движений. - познакомить детей с темпами музыки (медленный, умеренный, быстрый) | 1.Разминка «Здравствуй сказка» 2.Танцевальная композиция «Коротышки» 3. Танцевальная композиция «Птичка польку танцевала» | 2 3 4 | 2 3 2 | |
Навыки выразительного движения | - формировать правильное исполнение танцевального шага. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой - разогреть мышцы. - Развивать первоначальные навыки координации движений. - научить передавать заданный образ. | Маршировка (шаг с носка, перестроения – круг, из большого в маленький круг и обратно, колонна, круг.) Разминка «Сказочные герои» (голова – повороты вправо, влево, наклоны к правому, левому плечу; плечи, руки – поочередное поднимание плеч вверх; движения кистями рук вверх вниз, сгибание – разгибание в локтевых суставах, вытягивание вверх– опускание в рук; корпус – повороты, наклоны в стороны, вперед, ноги – поочередное поднимание пятки, приседания, приставные шаги в стороны, вперед - назад, поднимание колен вперед, в стороны, прыжки на двух ногах, ноги вместе – врозь) ¬ Хлопки в ладоши – простые и ритмические. - Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы. - «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, на один такт, два приседания на один такт. - «шаг, приставить, шаг, каблук». - подъем на полу пальцы. - повороты вправо, влево. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | - самостоятельное исполнение. | Игра «Сказочный лес» Игра «У медведя» | |||
Октябрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Обратить внимание на логические акценты музыкальных фраз, приучать отмечать их движениями, упражнять в действии с мячом. - Побуждать к поиску выразительных движений для передачи образов различных персонажей. - Импровизировать характерные движения плавного вальса. - Передавать в движениях различный характер музыки: спокойный, неторопливый, веселый, оживленный, плясовой. | 1.Закрепление музыкальной композиции «Птичка польку танцевала» 2. Партерная гимнастика «Буратино» «Солнышко» «Бабочка». 3.«Танец с осенними листьями». 4. Закрепление танцевальной композиции «Коротышки» | 1 2 3 4 | 2 2 2 2 | |
Навыки выразительного движения | Учить передавать различную эмоциональную окраску маховым движениям рук (плавные, резкие движения) - Развивать красоту и пластичность движений. - Развивать четкость, ритм притопа двумя ногами. | - познакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано). - познакомить детей со штрихами музыки (стаккато, легато) отражение их движениями: хлопками, шагами, бегом, плавными и резкими движениями головы. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Развитие умений ориентироваться в пространстве; - Самостоятельно находить свободное место в зале. - Приобщать детей к музыкально-танцевальному творчеству. | 1.«Танец с осенними листьями» 2. «Танец с зонтиками». | |||
Ноябрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | - Разогреть мышцы. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Развить чувство ритма. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Развивать координацию движений. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - Развить музыкальный слух и чувства ритма. - укрепить мышцы спины, живота. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | 1.Музыкально ритмическая композиция «На птичьем дворе» 2. Игра «Цыплята и ворона» 3. Танцевальная композиция «Танец утят» 4. Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед») | 1 2 3 4 | 3 1 2 2 | |
Навыки выразительного движения | - Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать заданный образ движениями. - научить передавать заданный образ. -научить импровизировать. | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием. Перестроения – круг, диагональ, змейка) Разминка «Ку-ка-ре-ку» (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад. Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую.) Топающий шаг. Галоп. Подскоки. Положение рук на поясе, вперед, вверх, вниз. Хлопки, притопы. Хлопки, притопы в паре, кружения в паре. Выпад, выпад с соскоком. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | - самостоятельное исполнение. | Танец-игра «Ку-чи-чи», «Ку-ка-ре-ку» | |||
Декабрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | -формировать правильное исполнение танцевальных шагов. -Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. | 1.Музыкальная композиция ««Зимняя сказка» 2.Танцевальная композиция «Тик так – тикают часы» 3.Игра «Круг дружбы» 4. Танец снежинок и вьюги | 1 2 3 4 | 2 2 1 3 | |
Навыки выразительного движения | Разогреть мышцы. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - научить передавать заданный образ. - Развить чувство ритма. - Обучить детей танцевальным движениям. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Развивать координацию движений. - Обучить детей танцевальным движениям. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - Развить чувство ритма. - развить музыкальный слух, умение начинать движение с нужного такта. - укрепить мышцы спины, живота. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием, галоп, подскоки. Перестроения – круг, две колонны, два круга, «шторки», круг, колонна, полукруг.) Разминка «Зимние забавы» - (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди и вместе, движение рук вперед, назад, движения имитирующие игру в снежки, «греем руки». Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол, выпады в стороны, вперед. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую. Бег на месте с высоким подниманием колен.) Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, подскоки. Хлопки, притопы. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Формировать творческие способности детей, предлагая придумать новые варианты перестроений, элементы танцевальных движений. | Игра «Домик» | |||
Январь | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Познакомить с элементами русского народного танца. - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - Разогреть мышцы. | 1.«Во саду ли в огороде» 2.Танцевальная композиция «Порушка - пораня» 3.Игра «Заплетися мой плетень» 4. Партерная гимнастика | 1 2 3 4 | 2 3 2 1 | |
Навыки выразительного движения | научить передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз. - научить строить и передвигаться по рисункам танца. Больше обращать внимание на русское народное творчество (хороводы, пляски и т.д.) | Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с ударом, галоп, подскоки, перескоки. Перемещения – круг, колонна, два круга, «шторки», круг, звездочка, сужение и расширение круга, круг в круге.) (упражнения на растяжку ног, укрепление мышц спины, улучшения выворотности ног). | |||
Музыкально-танцевальное творчество | - развить фантазию и воображение. - развить координацию. | Игра «Танец ткачей» Игра «Веселый оркестр» | |||
Февраль | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Разминка. (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад, Корпус – наклоны вперед. Положение рук на поясе, открывание рук во 2 позицию, закрывание на пояс. Вынос ноги на каблук вперед, в стороны без корпуса, с наклонами корпуса. | 1.Танцевальная композиция «Ах, вы, сени» 2. Танец кукол и Мишки 3. Партерная гимнастика «Солнышко», «Складочка» «Рыбка», «Русалочка» «Дощечка», «Сидит дед» 4. Танец игра «Найди пару» | 1 2 3 4 | 3 2 2 1 | |
Навыки выразительного движения | - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | Притопы одинарные, двойные, тройные. Полу присядка. Хлопушки в ладоши, по бедру. Кружения. «Ковырялочка», «ковырялочка» с притопом. Ходы – простой с носка, «елочка», шаркающий шаг. Исполнение движений с одновременной работой рук. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Добиваться эмоциональный отклик на разучиваемый танец. | «Лошадки» «Маленький танец» | |||
Март | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Элементы детского бального танца, ритмика - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве - формировать правильную осанку при исполнении движений. -Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. | 1. Композиция «Приглашение к танцу» 2.Игра «Давайте потанцуем» 3.Полька «Забава» 4. Игра «Музыкальные змейки» | 1 2 3 4 | 3 1 3 1 | |
Навыки выразительного движения | - Обучить детей танцевальным движениям. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - развивать творческие способности детей. - Обучить детей танцевальным движениям. | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен. Перестроения – круг, змейка, квадрат, колонна, полукруг, две колонны.) Поклон по I позиции ног, галоп, подскоки, приставные шаги, легкие прыжки на месте, хлопки в разных ритмических рисунках. Разминка «Раз, два, три, четыре» (голова – ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание, опускание плеч – вместе, по одному, круговые движения, сгибание, разгибание пальцев рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения стопами, поднимание на полу пальцы, приставные шаги, прыжки – по VI, VI –II, упражнение «лыжник» в разных ритмических рисунках. ) | |||
Музыкально-танцевальное творчество | - Развивать творчество, умение выразительно действовать с предметами; - Самостоятельно придумывать движения. | 4.Игра «одинокий путник | |||
Апрель | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Элементы детского бального танца, ритмика - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. | 1.Разминка «Я танцую» Композиция «Я хочу танцевать» 2.Вальс «Дружбы» 3.Игра «Магниты» 4. Танец тройками | 1 2 3 4 | 2 3 1 2 | |
Навыки выразительного движения | - Разогреть мышцы. - Учить правильной осанке при исполнении движений. - Обучить детей танцевальным движениям вальса. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - научить «чувствовать» пару. | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен. Перестроения - в рассыпную, шеренга, круг, в пары, круг в круге, в рассыпную.) (голова – ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание, опускание плеч – вмсте, по одному, круговые движения, сгибание, разгибание пальцев рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения стопами, поднимание на полу пальцы, приставные шаги, переменный шаг в сторону, прыжки – по VI, VI –II, прыжок в повороте.) Поклон мальчиков, поклон девочек, приставной шаг, балансе, шаг глиссад, покачивание, поворот в паре, кружения. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Формировать навык «легкого шага» -развивать воображение, фантазию. | Игра «Ромашки» Игра «Бабочки» | |||
Май | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Повторение пройденного материала. - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - умение ориентироваться в пространстве. | 1.Закрепление танцевальной композиции вальс «Дружбы» 2. Закрепление танцевальной композиции «Танец тройками». 3.Закрепление ранее разученных танцев. 4. Отчетный концерт | 1 2 3 4 | 2 2 3 1 | |
Навыки выразительного движения | -развить артистизм, -выделять начало музыкальной фразы. Повторение ранее разученных танцев. - показ. | Вальс, маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен, перескоки. Перестроения – две шеренги, шторки, круг, четыре колонны, змейка, квадрат.) | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Развить музыкальный слух, - развить внимание, быстроту реакции. - развивать воображение, фантазию. | Закрепление ранее разученных танцев | |||
Итого | 72 |
2.3 Учебно-тематическое планирование 6 -7 лет
Содержание программы | |||||
Сентябрь | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | 1.Закреплять умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. 2.Различать и точно передавать в движении начало и окончание музыкальных фраз, частей, всего произведения, передавать в движении простейший ритмический рисунок. 3.Формировать понятие о трех жанрах музыки: песня, танец, марш. | 1.Познавательная беседа «Мы любим танцевать» 2.Разучивание танца-игры «Найди себе пару». 3.Ознакомление с танцевальной композицией «Осенние листья и зонтики» 4.Разучивание танцевальной композиции «Танец с осенними листьями и зонтиками». | 1 2 3 4 | 1 2 1 4 | |
Навыки выразительного движения | 1.Учить детей менять силу движения в соответствии с характером музыки. 2.Закреплять навык пружинящего движения ног, необходимый для правильного бега, прыжков, поскоков, плясовых движений. 3.Учить детей различным видам ходьбы в соответствии с содержанием и формой музыкального произведения. 4.Выполнять пространственные задания. | 1.Ходьба различного характера: - переменный шаг; - пружинящий шаг; - поскоки; - ритмичный бег; - боковой галоп | |||
Музыкально-танцевальное творчество | 1.Воспитывать творчески использовать и выразительно исполнять в свободных плясках знакомые движения. 2.Поощрять самостоятельное творчество. | 1.Музыкально-ритмическая игра «Птички и ворона». 2. Музыкально-ритмическая композиция «Осенний парк». | |||
Октябрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Обратить внимание на логические акценты музыкальных фраз, приучать отмечать их движениями, упражнять в действии с мячом. - Побуждать к поиску выразительных движений для передачи образов различных персонажей. - Импровизировать характерные движения плавного вальса. - Передавать в движениях различный характер музыки: спокойный, неторопливый, веселый, оживленный, плясовой. | 1.Закрепление музыкальной игры «Найди себе пару». 2.Закрепление танцевальной композиции «Осенние листья и зонтики». 3.Разучивание танца «Солдатиков и куколок». 4. Закрепление танца «Солдатиков и куколок». | 1 2 3 4 | 1 1 4 2 | |
Навыки выразительного движения | Учить передавать различную эмоциональную окраску маховым движениям рук (плавные, резкие движения) - Развивать красоту и пластичность движений. - Развивать четкость, ритм притопа двумя ногами. | 1.Плясовой русский шаг; 2.Тройной притоп: - раскрывать и закрывать руки. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Развитие умений ориентироваться в пространстве; - Самостоятельно находить свободное место в зале. - Приобщать детей к музыкально-танцевальному творчеству. | 1.«Танец с листьями и зонтиком». 2. «Танец с шарфами». | |||
Ноябрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Учить выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами. - Отмечать в движении музыкальные фразы, акценты, несложный ритмический рисунок. | 1.Разучивание танцевальной композиции «Месяц и звёздочек». 2.Закрепление танцевальной композиции «Месяц и звёздочки». 3.Менуэт. 4.Карнавальное шествие. | 1 2 3 4 | 2 2 2 2 | |
Навыки выразительного движения | Закреплять навык пружинящего движения ног. - Учить передавать в движении спокойный, светлый, безмятежный характер музыки. Развивать воображение и творческую фантазию. - Закреплять навык плавных движений. | 1.Поскоки. 2.Широкий, стремительный бег: - переменный шаг; - боковой галоп; - шаг польки; - работа на растяжку мышц. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Стимулировать и поощрять творческие проявления детей в играх и свободных плясках. - Развивать эмоциональную отзывчивость на танцевальное творчество. | - «Танец богатырей». - «Снежинки» | |||
Декабрь | |||||
Навыки | Методические задачи. | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Совершенствовать умение двигаться легко, изящно, самостоятельно меняя характер движений в соответствии с формой музыкального произведения. | 1.Музыкальная композиция «Танцуйте сидя». 2.Танец-игра с мячом. 3. Разучивание танца «Волшебный цветок». 4. Закрепление танца. | 1 2 3 4 | 2 1 3 2 | |
Навыки выразительного движения | Продолжать изучение и совершенствование изученных ранее движений русского танца; Вводить простейшие дробные пристукивания и выстукивания, для формирования ритмического слуха у детей. | 1.Пружинистый шаг. 2.Широкий, стремительный бег с высоким подниманием ноги. 3.Шаг польки. | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Формировать творческие способности детей, предлагая придумать новые варианты перестроений, элементы танцевальных движений. | 1.Игра «Ручеек». 2. Танец «Птичка польку танцевала» 3.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку (для мальчиков). | |||
Январь | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Побуждать детей инсценировать песни, передавать в движении образы в соответствии с текстом и характером музыки, сопровождая песни плясовыми движениями хоровода. | 1.Закрепление танца «Волшебный цветок». 2.Разучивание музыкальной композиции «Танец мотыльков» (девочки). 3.Разучивание музыкальной композиции «Танец Богатырей» (мальчики). 4. Повторение и закрепление ранее разученных танцев. | 1 2 3 4 | 1 3 3 1 | |
Навыки выразительного движения | Совершенствовать навыки, умения приобретенные детьми ранее. Изучение движений вальса по VI позиции. Усложнение видов присядок для мальчиков (присядка с выбрасыванием ноги). | 1.Пружинистый шаг. 2.Вальсовый шаг. 3.Шаг польки. 4.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку, с выбрасыванием ноги вперед (для мальчиков); | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Закреплять умение менять движения в соответствии с музыкой. Больше обращать внимание на русское народное творчество (хороводы, пляски и т.д.) | - «Аэробика» | |||
Февраль | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | 1.Закреплять умение самостоятельно менять движение со сменой частей, чередованием фраз, динамическими изменениями в музыке; 2.Отмечать в движении сильную долю такта. 3.Реагировать сменой движений на смену характера музыки. | 1.Танцевальная композиция «Упражнение с обручами». 2.Закрепление танцевальной композиции «Упражнение с обручами». 3.Пляска-игра с Крокодилом Геной. 4.Разучивание лирической композиции «Танец с шарфами». | 1 2 3 4 | 2 1 2 3 | |
Навыки выразительного движения | 1.Познакомить с простейшими элементами народных плясок (русской, украинской, белорусской и т.д.). 2.Изучение движений вальса по 6 позиции в различных фигурах; 3.Знакомство и изучение | 1.Пружинистый шаг. 2.Вальсовый шаг. 3.Шаг польки. 4.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку, с выбрасыванием ноги вперед (для мальчиков); | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Добиваться эмоциональный отклик на разучиваемый танец. 2.Развивать чувство ритма, пластичность движений. 3.Совершенствовать элементарные умения. | 1.Танец «Вальс цветов». 2.«Испанский танец». | |||
Март | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема: | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Закреплять умение самостоятельно отмечать в движении метр, ритмический рисунок, акцент; - Слышать и самостоятельно менять движения со сменой частей, фраз; - Начинать двигаться после вступления; - Реагировать на темповые и динамические изменения в музыке. | 1.Закрепление лирической композиции «Танец с шарфами». 2.Пластический этюд «Голубая вода». 3.Закрепление пластического этюда «Голубая вода». 4. Разучивание танцевальной композиции «Воздушная кукуруза». | 1 2 3 4 | 1 3 1 3 | |
Навыки выразительного движения | Развивать ритмичность движений; - Учить передавать акценты в музыке, исполнять перестроения, требующие активного внимания всех участвующих. - Учить создавать игровой образ в соответствии с характером жизнерадостной, подвижной музыки, отмеченной разнообразными яркими акцентами. | 1.Пружинистый шаг. 2.Вальсовый шаг. 3.Шаг польки. 4.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку, с выбрасыванием ноги вперед (для мальчиков); | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Повторять знакомые пляски, танцы; - Развивать творчество, умение выразительно действовать с предметами; - Самостоятельно придумывать движения. | 1«Под музыку Вивальди». 2.Игра «Каблучок». | |||
Апрель | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Развивать чувства ритма, координации, точности и ловкости движений, гибкости и пластичности. | 1.Закрепление танцевальной композиции «Воздушная кукуруза». 2.Разучивание танцевальной композиции «Калинка». 3. Разучивание пластический этюд с обручами. 4. Разучивание танцевальной композиции «Старинная полька». | 1 2 3 4 | 2 2 2 2 | |
Навыки выразительного движения | Создавать игровой образ в соответствии с характером музыкального произведения | Движение «веревочка», «припадание», «притопы» | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Реагировать сменой движений на смену характера музыки, самостоятельно придумывать движения. | «Жаворонок» «Свежий ветер» | |||
Май | |||||
Навыки | Методические задачи | Тема | Учебная неделя | Количество часов | |
Музыкально-ритмические навыки | Повторение пройденного материала. | 1.Разучивание танцевальной композиции «Воздушная кукуруза». 2.Закрепление танцевальной композиции «Старинная полька». 3. Закрепление танцевальной композиции «Калинка». 4.Закрепление ранее разученных танцев. | 1 2 3 4 | 2 1 3 2 | |
Навыки выразительного движения | 1.Учить легко и непринужденно действовать с предметами под музыку. 2.Закреплять умение выразительно передавать образ. 3.Повторение всех ранее пройденных движений по желанию детей. | 1.Пружинистый шаг. 2.Вальсовый шаг. 3.Шаг польки. 4.Полуприсядка с выставлением ноги на пятку, с выбрасыванием ноги вперед (для мальчиков); | |||
Музыкально-танцевальное творчество | Самостоятельно искать способы передачи движения музыкального образа. - Прививать навык музыкального танцевального творчества | Закрепление ранее разученных танцев. | |||
Итого | 72 |
2.4.Методы и приемы, используемые в работе
Методы и приёмы, используемые в хореографической работе с дошкольниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
- Образный показ педагога
- Эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем
- Подражание образам окружающей действительности
- Прием тактильно-мышечной наглядности
- Наглядно-слуховой прием
- Демонстрация эмоционально-мимических навыков
- Использование наглядных пособий.
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
- Рассказ
- Объяснение
- Инструкция
- Беседа
- Анализ и обсуждение
- Прием раскладки хореографического па
- Прием словесной репрезентации образа хореографического движения.
Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом:
- Игровой приём
- Детское сотворчество
- Соревновательность и переплясность
- Использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор
- Выработка динамического стереотипа
- Фиксация отдельных этапов хореографических движений
- Развитие основных пластических линий
- Музыкальное сопровождение танца
- Хореографическая импровизация
- Прием художественного перевоплощения.
Обучение танцу в старшей группе (5-6 лет) носит не только наглядно-действенный, но и исследовательский характер – с вкраплением абстрактных методов – слова, а в подготовительной группе (6-7 лет) происходит ещё более яркий и интенсивный процесс рефлекторного усиления роли словом и словесными образами, а также осознанностью действий через слово. На этом возрастном этапе роль словесных приемов обучения танцу повышается. Они опираются на сознание детей.
2.5. Структура занятий.
Занятия строятся в занимательной игровой форме на основе сотрудничества педагога и ребенка.
1 .Вводная часть.
1.1 Приветствие. Цель: создать доброжелательную атмосферу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятия. Содержание: игры-приветствия, игры с именами и др.
1.2 Показ импровизаций. Цель: развитие музыкальности, способности чувствовать ее содержание, настроение и характер; развитие гибкости и пластичности, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. Содержание: музыкально-ритмический репертуар по программе А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».
1.3 Разминка. Цель: формирование правильной осанки, красивой походки, координации движений; развитие умений ориентироваться в пространстве. Разогреть разные группы мышц. Содержание: упражнения для разных групп мышц, разные виды перестроений.
2.Основная часть.
2.1 Разучивание танцевальных композиций. Цель: введение в тему занятия, развитие музыкального слуха, чувства ритма; способности передавать в пластике музыкальный образ, используя разные виды движений. Содержание: название танца и показ его элементов, разные виды движений (с предметами, атрибутами по содержанию танца). 2.2 Игры. Цель: развитие ловкости, точности, координации движений; умений ориентироваться в пространстве; обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений. Содержание: подвижные игры.
3. Заключительная часть.
3.1 Рефлексия. Цель: обобщение впечатлений детей, воспитание умения вести себя, формировать чувство такта и культурных привычек. Содержание: беседа, самоанализ деятельности.
3.2 Игровые упражнения. Цель: развитие восприятия и внимания. Содержание: игровые упражнения малой подвижности.
3.3 Прощание. Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Содержание: похвала, поощрение.
2.6. Связь с другими образовательными областями
«Социально-коммуникативное развитие»
Формирование представления о танце как художественной деятельности, виде искусства;
Развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в непрерывной образовательной деятельности по хореографии
«Познавательное развитие»
Расширение кругозора детей в области хореографического искусства; воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, формирование целостной картины мира в сфере искусства танца, развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению.
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области хореографии; выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, музыки, литературы, фольклора.
«Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество.
Привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы. Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, закрепления результатов восприятия музыки через движение и пластику.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества, использование танца с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
«Физическое развитие»
Развитие физических качеств, для хореографической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, укрепление физического и психологического здоровья.
2.7. Взаимодействие с родителями воспитанников
Мероприятия | Дата | Ответственный |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о хореографическом кружке «Радуга» | сентябрь | музыкальный руководитель, воспитатели |
Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой хореографического кружка цели и задачи, форма одежды. | октябрь | музыкальный руководитель и воспитатели |
Распространение информационных материалов: папка- передвижка «Родительский вестник», памятки, буклеты. | в течение года | зам. зав. по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели |
Консультации в рамка консультационного пункта | в течение года | музыкальный руководитель |
Оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в проявлении таланта детей Семинар – практикум «Развитие музыкального таланта» | в течение года | музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах. | в течение года | музыкальный руководитель, воспитатели. |
Семинар – практикум «Ритмические игры». Совместное посещение с родителями отчетных концертов ДШИ. | февраль | зам. зав. по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели |
Знакомство родителей с разноплановыми хореографическими композициями, расширение представлений о хореографии, как о виде искусства и ее связи с окружающей их жизнью | март | музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Привлекать родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам | март | музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Вовлечение родителями ребенка в процесс музицирования для развития ритмических способностей детей. Поощрение движений под музыку в семье (домашний концерт, оркестр ). | апрель | музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Отчетный концерт хореографического кружка «Радуга» | май | музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебный план.
Программа кружка в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей хореографии в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Состав хореографического кружка формируется с учётом желания детей и результатов освоения программы. Наполняемость группы на занятиях не более 12 детей.
Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.
Непрерывная образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований
Объем образовательной нагрузки
Вид занятия | Старшая группа | |||||
В неделю | В месяц | В год | ||||
Кол-во | Время (мин) | Кол-во | Время (мин) | Кол-во | Время (мин) | |
Хореография | 2 | 25 | 8 | 25 | 72 | 25 |
Итого занятий | 2 | 50 | 8 | 200 | 72 | 1800 |
Вид занятия | Подготовительная к школе группа | |||||
В неделю | В месяц | В год | ||||
Кол-во | Время (мин) | Кол-во | Время (мин) | Кол-во | Время (мин) | |
Хореография | 2 | 30 | 8 | 30 | 72 | 30 |
Итого занятий | 2 | 60 | 8 | 240 | 72 | 2160 |
Образовательная деятельность кружка проводится во вторую половину дня два раза в неделю (вторник, четверг).
Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии используется коллективная, так и индивидуальная форма работы.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, праздниках, конкурсных выступлениях.
3.2. Диагностика.
Средства диагностики: психолого-педагогическое наблюдение, упражнения.
Показатели качества усвоения ребенком программного материала:
1.Музыкальность
Умение слушать и понимать музыку.
Умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Умение определять на слух музыкальные жанры.
Чувство ритма.
2.Двигательные навыки.
Координация движений.
Ориентирование в пространстве.
Точность выполнения танцевальных движений.
Пластичность.
3.Эмоциональная сфера.
Выразительность мимики и пантомимики.
4. Творческие проявления.
Умение импровизировать под музыку.
Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.
5. Коммуникативные навыки.
Умение вести себя в паре.
Умение вести себя в коллективе.
Диагностические критерии
Критерии | сформированы | сформированы частично | не сформированы |
Музыкальность | 1.Внимательно слушает музыку до конца, способен высказаться о характере, содержании произведения самостоятельно. 2. Двигается в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом. 3. Самостоятельно определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях. 4. Ритмично выполняет движения под музыку. | 1. Слушает музыку до конца, отвлекаясь. Высказывается о содержании и характере произведения с помощью наводящих вопросов. 2. Двигается приблизительно в характере музыки, с помощью подсказки педагога меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом. 3. Определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях с помощью подсказки педагога. 4. Не всегда ритмично выполняет движения под музыку. | 1. Не может дослушать музыку до конца, отвлекается. Не может высказаться о характере и содержании произведения. 2. Не может передать в движении характер музыки, не слышит музыкальные фразы, движения меняет хаотично. 3. Не может определить на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях. 4. Движения выполняет под музыку не ритмично. |
Двигательные навыки | 1.Уверенно знает части тела. Правильно сочетает движения рук и ног в танцевальных композициях. 2. Свободно и самостоятельно выполняет перестроения, предложенные педагогом, а так же использованные в танце. 3. Точно и ловко выполняет танцевальные движения. 4. Мягко, плавно и музыкально Выполняет движения руками в соответствующем контексте. | 1. Неуверенно знает части тела. Плохо координирует руки и ноги в танцевальных композициях. 2. Выполняет перестроения с помощью подсказки педагога или детей. 3. Танцевальные движения выполняет приблизительно. 4. Испытывает трудности с выполнением мягких и плавных движений руками в соответствующем контексте. | 1. Плохо знает части тела. Путает сочетание рук и ног в танцевальных движениях. 2. Путается в перестроениях, плохо ориентируется в пространстве. 3. Танцевальные движения выполняет с трудом. 4. Коряво выполняет движения руками в медленных и плавных композициях |
Эмоциональная сфера | 1. Умеет выражать свои чувства в движении, выразительно и эмоционально двигаться в танце. | 1. Немного скован эмоционально, не всегда выразительно исполняет композицию. | 1. Скован и зажат, движения выполняет не эмоционально, стесняется зрителей. |
Творческие проявления | 1. С удовольствием импровизирует движения под музыку, придумывает оригинальные композиции. 2. С легкостью придумывает танцевальные движения, раскрывающие образ героя или настроения музыки. | 1. Импровизирует движения под музыку по просьбе педагога и с его помощью. Помогает в составлении танцевальных композиций. 2. Придумывает танцевальные движения по образцу. | 1. Не может импровизировать танцевальные движения и придумать композицию движений. 2. Не может придумать танцевальные движения |
Коммуникативные навыки | 1. Знает все основные положения « партнер- партнерша». 2. Всегда уважительно относится к товарищам, соблюдает очередность, дистанцию, проявляет терпение к отстающим детям. | 1. Неуверенно знает основные положения « партнер-партнерша». 2. Не всегда уважительно относиться к товарищам, соблюдает очередность и проявляет терпение к отстающим детям. | 1. Плохо знает основные положения « партнер-партнерша». 2. Неуважительно относится к товарищам, не соблюдает очередность, не может проявить терпение к товарищам. |
Диагностическая таблица усвоения программного материала
Музыкальный руководитель _____________________________ Группа № ____________
Фамилия, имя ребёнка | Критерии | ||||||||||||
Музыкальность | Двигательные навыки | Эмоцио нальная сфера | Творческие проявления | Коммуника тивные навыки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 |
- не сформированы;
- сформированы частично (выполняет с помощью педагога);
-сформированы полностью (выполняет самостоятельно);
3.3. Материально - техническое обеспечение
1. Оборудование кабинета
1. Пианино
2. Детские стулья
3. Стул для пианино
4. Тумба с полками
5. Стол письменный
6. Стул взрослый
7. Музыкальный центр
8. Компьютер
9. Шкаф для одежды
2. Методическое обеспечение кабинета
Наглядно – дидактический материал
1 Демонстрационный материал по хореографическому искусству
2 Дидактическая игра «Удивительный мир балета»
3 Дидактическая игра «Сказочный мир балета»
4 Наглядно-дидактическое пособие «Позиции рук»
5. Наглядно-дидактическое пособие «Позиции ног»
6 Наглядно-дидактическое пособие «Эскизы костюмов»
Репитиционная одежда: шорты, футболки, чешки.
Наличие танцевальных костюмов.
Сценические костюмы: платья, сарафаны, блузки, юбки, головные уборы и др.;
- аксессуары: мячи, обручи, шарфы, платочки, флажки, цветы, осенние листочки, снежинки, гимнастические ленты и др.
3. Методические материалы
Наличие аудиоаппаратуры с флеш- носителем: (музыкальной фонотеки)
«Музыкально – ритмические движения»
«Русский танец»
«Детские танцы»,
«Ритмическая мозаика» И. А. Буренина,
«Музыка русская народная»
«Классическая музыка»
«Новогодний детский»
«Детские хиты»
«Времена года»
Видео «Выступления детей на концертах».
Список литературы:
- Балет: Энцикл.-М.: Сов. Энциклопедия, 1981
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Ерохина О.В. Школа танцев для детей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 2003.- 224с.
- Радынова. О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш.- 2- е изд., перераб.- М.,ТЦ Сфера, 2016.- 240с.(2)
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1: Психология музыкальных способностей.-М.,1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/16/picture-1058518-1537124933.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...