Особенности работы по звуко-сенсорному опыту с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО автор: Чебакова Н.С., музыкальный руководитель "КСОШ-ДС" - Пыть-Ях ХМАО-ЮГРА
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему
узкоспециализированная программа "Звук вокруг нас""
"Разработанные занятия по звуко-сенсорному опыту предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Могут быть использованы как узкоспециализированная программа в рамках основой программы по музыкальному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром. Большое внимание уделено воспитанию бережного отношения к здоровью, в частности к органам слуха. Предполагает освоение детьми элементарных психологических приемов для снятия напряжения, усталости, помогают учиться слышать и слушать окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О программе 1 | 1.67 МБ |
перспективное планирование 2 | 98.5 КБ |
конспекты занятий 3 | 1.7 МБ |
обложка | 70.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование занятий программа «Звук вокруг нас».
Блок «Звук - Невидимка». | |||
Занятие 1-2. «Полон звуков мир вокруг». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Цель: Обратить внимание детей на наличие вокруг них разнообразных звуков, Рассмотреть процесс «Прислушивания», выявить значение «концентрации внимания» в достижении наилучшего результата. Учить классифицировать звуки, живущие в доме, на улице, звуки природных явлений, живых объектов. | 1. Прочтение стихотворения «Звук вокруг нас». 2. Слушаем звуки: улицы, соседних помещений, звуки зала. 3. Эксперимент: «Что нужно, что бы расслышать?» 4. Игра – тренинг «Узнай, чей звук». 5. Игра «Найди пару». 6. Игра «Покажи отгадку». 7. Песня «Петухи запели». | 1. Введение в ситуацию – интрига. 2. Побуждаем к процессу прислушивания, классификации происхождения звуков. 3.Исследовательская деятельность. 4. Побуждаем к процессу прислушивания, классификации происхождения звуков. 5. Коммуникативная игра. 6. Имитационные движения, звукоподражание. 7. Песенное творчество. | 3. Шумовые инструменты. 4. Предметные картинки, звукозаписи звуков: дома, улицы, природных явлений. 5. Композиция «Добрый жук». 7. «Веселые песни» - кассета. |
Занятие 3-4. «Как появляется звук?». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов, воздействие на них посторонней силы. Развитие творческих способностей в игре с звучащими предметами. | 1. Игра «Слушай и повторяй». 2. Игра «Услышь и покажи». 3. Проведение опытов. 4. Шумовой оркестр. 5. Танец «Колокольчики». 6. «Звуки моря» | 1, 2. Активизация процесса прислушивания, развитие слухового внимания, передачи образа в движении. 3Экспериментальная часть занятия. 4. Элементарное музыцирование. 5. Ритмическая пластика. 6. Релаксация. | Длинная линейка, лист бумаги, металлофон, натянутая струна -(балалайка), стеклянный стакан, 5. Ритмическая пластика2 – кассета. Диск «Звуки пр». |
Занятие 5-6 . «На что похож звук? Звуки шумовые и музыкальные». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Закрепить знания детей о происхождении звука. Дать понятие «Звуковые волны». Научить различать музыкальные и шумовые звуки. | 1. Проведение опытов. 2. Прочтение стихотворения «Звуки разные бывают». 3. Игра «Где шум, где музыка?». 4. Игра «Музыка - Волшебница». | 1.Экспериментальная часть занятия. 2. Повторение понятий «звуки шумовые и музыкальные». 3. Закрепление понятий. 4. Музыкально -ритмические упражнения. | 1. Колонка действующего динамика, колокольчик, барабан. 3. Набор предметных картинок. 4. Подборка музыкальных фрагментов. |
Занятие 7-8. «Как мы слышим звуки?». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Закрепить понятия шумовые и музыкальные звуки. Дать представление о строении слухового аппарата человека, Подчеркнуть значение ушей в жизни человека и необходимость сохранения их здоровья. Выявить особенности восприятия человеком звуков разной громкости и динамики. Воспитывать внимательное отношение к окружающим. | 1. Опрос пройденного материала. 2. « Уши – какие они?» - исследуем их. 3. «Как мы слышим?» беседа – сообщение. 4. Вопрос охраны здоровья ушей. 5. Игра «Услышь и повтори». 6. Игра «Повтори за мной». 7. Произвольный танец. «Пляска Барыня». 8. «Когда мы быстро устаем?» - игра опрос. 9. Прослушивание песни «»Мама спит». | 1. Вспомнить и закрепить ранее изученное. 2. Обследование : на глаз, на ощупь: (Форма, строение, размер, количество). 3. Работа со схемой. 4. Эксперимент. 5. Игра – тренинг. 6. Игра на развитие чувства ритма. 7. Выражать в движении музыкальные акценты пляски. 8. Подведение итога занятия закрепление материала по теме. 9. Релаксация. | 3. Схема строения человеческого уха. 4. Музыкальный инструмент – барабан.
7. Аудио запись «Барыня» - пляска.
8. Сюжетные картинки. 9. Аудио запись. |
Занятие 9-10. «Звуки природных явлений». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Закрепить представления детей о механизме восприятия звука человеком. Классифицировать звуки природных явлений. Дать представления о необходимости защиты органов слуха. Выявить причины необходимости отдыха детей и взрослых. | 1. Игра «Слушай и отгадывай». 2. Игра с мячом «Поймай - назови». 3. Спой песенку дождя. 4. Песня «Осень под зонтом». Исполнение 5. Беседа с психологом. 6. Игра «7 фигур» - слушай сигнал. 7. «Отдыхаем - устаем» - выбери картинку. 8. Сеанс отдыха. | 1. Звуковые загадки. 2. усвоение названий природных явлений. 3. поем по схеме. Работа с перфокартами. 4. песенное творчество. 5. выявление уровня усвоения детьми материала. 6. Развитие коммуникативных и психомоторных функций. 7. Работа с сюжетными картинками. 8. Релаксация. | 1. фонотека. Схема строения слухового аппарата человека, картинки «Звуки природы», перфокарты ( звуковые дорожки), «Успокаивающие и раздражающие звуки» - набор картинок. Грамзапись звуков природных явлений. |
Занятие 11-12 «Где шум живет?». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Цель: Продолжить развитие слухового внимания, умения классификации звуков и определения качественных характеристик явления, по средствам звукового анализа. Определение характера музыкального произведения, его жанр (танец). Вспомнить виды танцев (полька, вальс, пляска). Учить определять средства музыкальной выразительности, Воспитывать внимательное отношение к окружающим. | 1. Беседа: «Шум, что это?». 2 Игра: «Где шум живет?». 3. « Какой шум вреден для здоровья?» 4. Ритмическая композиция «Птичка - полька». 5. Игра «Танцы разные бывают». 6. Игра «Шляпа». 7. Игра «Эхо». 8. Ритмическая композиция «Вальс». 9.логоритмическое упражнение «Пальцы занимаются». 10. Игра «Танцплощадка» - газетная бумага. 11. Игра «Сыграй газетой». | Беседа с использованием наводящих вопросов. 2. Звуковой тренинг. 3. Закрепление валиологических задач. 4. ритмопластика. 5-6. Закрепление понятия танец – жанр, виды танцев.(полька, вальс, пляска) Творчество в движении. 7. Повтори ритмический рисунок. (руки, ноги) 8. Ритмопластика в парах. 9. развитие мелкой моторики. 10. упражнение с предметом, закрепление видов танцев. 11. Элементарное музыцирование, творчество в движении. | 1. Записи образцов шума. 2.Записи звуков, картинки. 3. Картинки «Полезный и вредный шум». 4. Кассета ритмопластика2. 5. Иллюстрации. 6. Подборка музыкальных фрагментов. (виды танцев) 7. Усложнение – использование перфокарты. Кассета ритмопластика2. 10 газеты или бумажные листы, по количеству детей. 11. Народная пляска «Барыня». |
Занятие 13-14. «Звуки наших музыкальных инструментов». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Учить сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, со звуками музыкальных инструментов. Рассмотреть примеры, использования приемов «музыкальной выразительности» в музыкальных произведениях. | 1. распределение предметов на две группы. 2. Игра «А что у вас?». 3. Игра «Подбери звуки». 4.Игра «Повтори за мной»- музыкально ритмическая. 5. Игра «Звуковые кружочки» 6. танцевальные композиции по выбору детей. | 1. классификация предметов: по сфере использования, по материалу. 2. Приемы звукоизвлечения. 3. Классификация звуков. 4. Творчество в движении с предметом. 5. Игра с использованием сигнальных картинок. 6. ритмопластика. | Музыкальные инструменты: барабан, металлофон, треугольник, ксилофон, трещотка… Предметы, изготовленные из разных материалов: металлический гвоздь, пласт массовая крышка, пшено в банке, молоток и металлическая пластинка, деревянные кубики, свисток. связка деревянных прищепок. Звукозапись образных музыкальных произведений. |
Блок «Настроение и музыка». | |||
Занятие 15-16. | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Познакомить детей с понятием «мимика», «настроение». Учить детей понимать настроение другого человека. Развивать умения определять характер музыкального произведения, его «настроения». | 1. Рассматриваем облака, анализ. 2. Игра «Какое настроение?». 3.Игра «Настроение музыки». 4.Танец «Кукляндия». | 1. Рассказ – рассуждение. 3. Игра с перфокартами. 3. Передача настроения в движении. 4. Ритмопластика. | 1. Нарисованные облака. 2. Пиктограммы с изображеньем различных эмоций. 3.Фонограммы муз. произведений разные по характеру. 4. Кассета «Ритмопластика2». |
Занятие17 с ИКТ – презентация «Настроение и музыка». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Познакомить детей с понятием «мимика», «настроение»; Учить детей понимать настроение другого человека; Способствовать развитию умения определять характер музыкального произведения, его «настроение»; Познакомить со способами регуляции настроения | 1. Определения сходства и различия. 2. характеристика мимики каждого облака. 3.Какую музыку слушают облака? 4. Игра «Определи настроение героев». 5. Почему нельзя грустить? 6. Научимся избавляться от плохого настроения. 7. Песня «Улыбка». 8. Настроение изменилось! | 1. Сравнительный анализ. 2. Рассмотреть мимические черты. 3. Дать характеристику музыкальных фрагментов. 4. Закрепление понятий мимика, настроение. 5. Беседа с психологом. 6. Игры – тренинги. 7. Исполнение. 8. Сюрпризный момент. | Презентация занятия. 1.Слайд3. 2. Слайд 4-7. 3. Слайд 8-11. 4. Слайд 12-13. 6. Слад 14-18. 7. Слайд 19-35. 8. Слайд 36. |
Занятие 18-19. «Настроение и музыка». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Продолжить развитие слухового внимания, умения классификации звуков и определения качественных характеристик явления, по средствам звукового анализа. Определение характера музыкального произведения, его жанр. (марш) Учить определять средства музыкальной выразительности, показать детям, как музыка разного характера влияет на настроение человека. | 1. Определить настроение по мимическим чертам. 2. Слушай – сравнивай. 3. Слушаем марш. 4. «Мы богатыри»- ритмический комплекс в парах. 5.Игра «Сыграй с музыкой». Подбор музыкальных инструментов. 6. Марш «Деревянный солдатиков». | 1. Закрепление пройденного - беседа-опрос. 2. Построение ассоциативных связей. 3. Психоанализ ощущений. 4. Передача настроения в движении, коммуникативное воспитание. 5. Приемы элементарного музыцирования. 6. Слушанье. Определение характера марша. | 1. Плоскостные лягушки, в наушниках. 2. Звукозапись музыкальных фрагментов. (мыльные пузыри, камень) 3. Запись марша «Веселый ветер». 4. Песня «Богатырская сила». 5. Песня «Богатырская сила». 6. Чайковский «Марш деревянных солдатиков». |
Занятие 20-21. «Настроение и музыка». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Продолжить развитие слухового внимания, умения классификации звуков и определения качественных характеристик явления, по средствам звукового анализа. Определение характера музыкального произведения, его жанр. (песня) Учить определять средства музыкальной выразительности, показать детям, как музыка разного характера влияет на настроение человека. | 1. Игра «Звуки слушай, называй». 2. Игра «Вода и ее песенка». 3. Песня «Солнечная капель». 4. О чем рассказывает песня «Во поле береза стояла». 5.Песни : шуточные, торжественные, грустные. 6. Как рождается песня? 7. Песня «Песенка - Чудесенка». | 1. Звуковой тренинг. 2. классификация звуков, Определение на слух природного явления. 3. Приемы элементарного музыцирования. 4. Беседа – рассуждение. 5. Слушанье. Определение характера песни. 6. Беседа – рассказ. 7. Творчество в пении. | 2.Запись шумов природных явлений. 3. Колокольчики, треугольники. 4. Исполнение песни на инструменте. 5. запись фрагментов песен разного характера. 6. Иллюстрации. 7. Микрофоны, инструменты инструментального ансамбля. |
Блок третий. «Игры со звуком». | |||
Занятие 22-23. «Играем с голосом». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Дать представление о человеческом голосе как об уникальном музыкальном инструменте. Активизировать процессы восприятия. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, память, интонационное и звуковысотное чутье, вокальные и творческие способности. Воспитывать бережное отношение к здоровью речевого аппарата. | 1. «Скажи и пропой» - по очереди. 2. Игра «Имена». 3. Виды творческого пения – искусство. 4. Настроение в голосе. 5. Мы артисты: мини концерт. 6. Как беречь голос? | 1. Сравнительный анализ звучания голосов участников. 2. Творческое звукоизвлечение. 3. Знакомство с классикой песенных жанров: опера, эстрадный жанр, хор, рок. 4. Пение с разным настроением. 5. Творческое исполнение жанров песенного творчества. Хор, частушка, эстрадный жанр, народная песня, аккапелла. 6. Вспомнить правила охраны здоровья горла. | Картинки и иллюстрации. 5. Фонограммы песен. Атрибуты: платочки, дерижорская палочка, микрофон, балалайка. 6. Картинки «Береги голос». |
Занятие 24-25. «Дирижер». | |||
Цели и задачи. | Содержание | Прием. | Материал. |
Дать представление детям о таких звуковых формах как точка, линия, тремолла. Развивать психомоторные связи, активизировать слуховое внимание, восприятие. Формировать активную, творческую позицию и коммуникативные способности. | 1. Игра «Звуковые точки». 2. 3вуковая линия. 3. Игра «Дирижер». 4. Игра со шнуром. 5. Игра «Звуковая колонка». 6. Музыкально ритмические композиции: по выбору детей. | 1. работа с одним звуком. 2. Пропевание и схематичное изображение не прерывного звука. 3. Работа с тремолой. 4. коллективное восприятие и определение высоты звука. 5. работа со схемой. 6. Творчество в танцевально ритмической деятельности. | 1. перфокарты. 2.Клубок ниток. 3. Палочка для дережора, кукла. 4. запись музыкального фрагмента. 5. схемы звуковых колонок. 6. записи танцев. Ритмопластика 1-3. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель: Чебакова Н.С.
Звук – вокруг нас.
Узкоспециализированная программа
по звукосенсорному опыту с детьми
старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»
Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...
Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»
Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...
Презентация из опыта работы «Проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий».
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий....
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»....
Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным...
- Мне нравится (1)