Особенности работы по звуко-сенсорному опыту с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО автор: Чебакова Н.С., музыкальный руководитель "КСОШ-ДС" - Пыть-Ях ХМАО-ЮГРА
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Чебакова Наталья Сергеевна

 узкоспециализированная программа  "Звук вокруг нас"" 

"Разработанные занятия по звуко-сенсорному опыту предназначены для работы с  детьми старшего дошкольного возраста. Могут быть использованы как узкоспециализированная программа в рамках основой программы по музыкальному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром. Большое внимание уделено воспитанию бережного отношения к здоровью, в частности к органам слуха. Предполагает освоение детьми элементарных психологических приемов для снятия напряжения, усталости, помогают учиться слышать и слушать окружающий мир.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование занятий программа «Звук вокруг нас».

Блок «Звук - Невидимка».

Занятие 1-2. «Полон звуков мир вокруг».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Цель: Обратить внимание детей на наличие вокруг них разнообразных звуков,

Рассмотреть процесс «Прислушивания», выявить значение «концентрации

внимания»  в достижении наилучшего результата.

Учить классифицировать звуки, живущие в доме, на улице, звуки

природных явлений, живых объектов.

1. Прочтение стихотворения «Звук вокруг нас».

2. Слушаем звуки:

улицы, соседних помещений, звуки зала.

3. Эксперимент:

«Что нужно, что бы расслышать?»

4. Игра – тренинг «Узнай, чей звук».

5. Игра «Найди пару».

6. Игра «Покажи отгадку».

7. Песня «Петухи запели».

1. Введение в ситуацию – интрига.

2. Побуждаем к процессу прислушивания, классификации происхождения звуков.

3.Исследовательская деятельность.

4. Побуждаем к процессу прислушивания, классификации происхождения звуков.

5. Коммуникативная игра.

6. Имитационные движения, звукоподражание.

7. Песенное творчество.

3. Шумовые инструменты.

4. Предметные картинки, звукозаписи звуков:  дома, улицы, природных явлений.

5. Композиция «Добрый жук».

7. «Веселые песни» - кассета.

Занятие 3-4. «Как появляется звук?».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов, воздействие на них посторонней силы.

Развитие творческих способностей в игре с звучащими предметами.

1. Игра «Слушай и повторяй».

2. Игра «Услышь и покажи».

3. Проведение опытов.

4. Шумовой оркестр.

5. Танец «Колокольчики».

6. «Звуки моря»

1, 2. Активизация процесса прислушивания, развитие слухового внимания, передачи образа в движении.

3Экспериментальная часть занятия.

4. Элементарное музыцирование.

5. Ритмическая пластика.

6. Релаксация.

Длинная линейка, лист бумаги, металлофон, натянутая струна -(балалайка),     стеклянный стакан,

5. Ритмическая пластика2 – кассета.

Диск «Звуки пр».

Занятие 5-6 . «На что похож звук? Звуки шумовые и музыкальные».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Закрепить знания детей о происхождении звука. Дать понятие «Звуковые волны».

Научить  различать музыкальные и шумовые звуки.

1. Проведение опытов.

2. Прочтение стихотворения «Звуки разные бывают».

3. Игра «Где шум, где музыка?».

4. Игра «Музыка - Волшебница».

1.Экспериментальная часть занятия.

2. Повторение понятий «звуки шумовые и музыкальные».

3. Закрепление понятий.

4. Музыкально -ритмические упражнения.

1. Колонка действующего динамика, колокольчик, барабан.

3. Набор предметных картинок.

4. Подборка музыкальных

фрагментов.

Занятие 7-8. «Как мы слышим звуки?».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Закрепить понятия шумовые и музыкальные звуки. Дать представление о строении слухового аппарата человека, Подчеркнуть значение ушей в жизни человека и необходимость сохранения их здоровья. Выявить особенности восприятия человеком звуков разной громкости и динамики.

Воспитывать внимательное отношение к окружающим.

1. Опрос пройденного материала.

2. « Уши – какие они?» - исследуем их.

3. «Как мы слышим?» беседа – сообщение.

4. Вопрос охраны здоровья ушей.

5. Игра «Услышь и повтори».

6. Игра «Повтори за мной».

7. Произвольный танец. «Пляска Барыня».

8. «Когда мы быстро устаем?» - игра опрос.

9. Прослушивание песни «»Мама спит».

1. Вспомнить и закрепить ранее изученное.

2. Обследование : на глаз, на ощупь:

(Форма, строение, размер, количество).

3. Работа со схемой.

4. Эксперимент.

5. Игра – тренинг.

6. Игра на развитие чувства ритма.

7. Выражать в движении музыкальные акценты пляски.

8. Подведение итога занятия закрепление материала по теме.

9. Релаксация.

3. Схема строения человеческого уха.

4. Музыкальный инструмент – барабан.

                     

7. Аудио запись «Барыня» - пляска.

                   

8. Сюжетные картинки.

9. Аудио запись.

        

Занятие 9-10. «Звуки природных явлений».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Закрепить представления детей о механизме восприятия звука человеком. Классифицировать звуки природных явлений.

Дать представления о необходимости защиты органов слуха. Выявить причины необходимости отдыха детей и взрослых.

1. Игра «Слушай и отгадывай».

2. Игра с мячом «Поймай - назови».

3. Спой песенку дождя.

4. Песня «Осень под зонтом». Исполнение

5. Беседа с психологом.

6. Игра «7 фигур» - слушай сигнал.

7. «Отдыхаем - устаем» - выбери картинку.

8. Сеанс отдыха.

1. Звуковые загадки.

2. усвоение названий природных явлений.

3. поем по схеме. Работа с перфокартами.

4. песенное творчество.

5. выявление уровня усвоения детьми материала.

6. Развитие коммуникативных и психомоторных функций.

7. Работа с сюжетными картинками.

8. Релаксация.

1. фонотека.

Схема строения слухового аппарата человека, картинки «Звуки природы», перфокарты ( звуковые дорожки), «Успокаивающие и раздражающие звуки» - набор картинок. Грамзапись звуков природных явлений.

Занятие 11-12 «Где шум живет?».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Цель: Продолжить развитие слухового внимания, умения классификации звуков и определения качественных характеристик явления, по средствам звукового анализа.

Определение характера музыкального произведения, его жанр (танец).

Вспомнить виды танцев (полька, вальс, пляска).

Учить определять средства музыкальной выразительности,

Воспитывать внимательное отношение к окружающим.

1. Беседа: «Шум, что это?».

2 Игра:

«Где шум живет?».

3. « Какой шум вреден для здоровья?»

4. Ритмическая композиция «Птичка - полька».

5. Игра «Танцы разные бывают».

6. Игра «Шляпа».

7. Игра «Эхо».

8. Ритмическая композиция «Вальс».

9.логоритмическое упражнение «Пальцы занимаются».

10. Игра «Танцплощадка» - газетная бумага.

11. Игра «Сыграй газетой».

Беседа с использованием наводящих вопросов.

2. Звуковой тренинг.

3. Закрепление валиологических задач.

4. ритмопластика.

5-6.  Закрепление понятия танец – жанр, виды танцев.(полька, вальс, пляска)

Творчество в движении.

7. Повтори ритмический рисунок. (руки, ноги)

8. Ритмопластика в парах.

9. развитие мелкой моторики.

10. упражнение с предметом, закрепление видов танцев.

11. Элементарное музыцирование, творчество в движении.

1. Записи образцов шума.

2.Записи звуков, картинки.

3. Картинки «Полезный и вредный шум».

4. Кассета ритмопластика2.

5. Иллюстрации.

6. Подборка музыкальных фрагментов. (виды танцев)

7. Усложнение – использование перфокарты.

Кассета ритмопластика2.

10 газеты или бумажные листы, по количеству детей.

11. Народная пляска «Барыня».

Занятие 13-14. «Звуки наших музыкальных инструментов».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Учить сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, со звуками

           музыкальных инструментов.

           Рассмотреть примеры, использования приемов «музыкальной  выразительности»  в      

           музыкальных произведениях.

1. распределение предметов на две группы.

2. Игра «А что у вас?».

3. Игра «Подбери звуки».

4.Игра «Повтори за мной»- музыкально ритмическая.

5. Игра «Звуковые кружочки»

6. танцевальные композиции по выбору детей.

1. классификация предметов: по сфере использования, по материалу.

2. Приемы звукоизвлечения.

3. Классификация звуков.

4. Творчество в движении с предметом.

5. Игра с использованием сигнальных картинок.

6. ритмопластика.

Музыкальные инструменты: барабан, металлофон,  треугольник,

ксилофон, трещотка…

Предметы, изготовленные из разных материалов: металлический гвоздь, пласт массовая крышка, пшено в банке, молоток и металлическая пластинка, деревянные кубики, свисток.

связка деревянных прищепок.

Звукозапись образных музыкальных произведений.

Блок «Настроение и музыка».

Занятие 15-16.

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Познакомить детей с понятием «мимика», «настроение».

Учить детей понимать настроение другого человека.

Развивать умения определять характер музыкального произведения,  его «настроения».

1. Рассматриваем облака, анализ.

2. Игра «Какое настроение?».

3.Игра «Настроение музыки».

4.Танец «Кукляндия».

1. Рассказ – рассуждение.

3. Игра с перфокартами.

3. Передача настроения в движении.

4. Ритмопластика.

1. Нарисованные облака.

2. Пиктограммы с изображеньем различных эмоций.

3.Фонограммы муз. произведений разные по характеру.

4. Кассета «Ритмопластика2».

Занятие17 с ИКТ – презентация «Настроение и музыка».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Познакомить детей с понятием «мимика», «настроение»;

Учить детей понимать настроение другого человека;

Способствовать развитию умения определять характер музыкального произведения, его «настроение»;

Познакомить со способами регуляции настроения

1. Определения сходства и различия.

2. характеристика мимики каждого облака.

3.Какую музыку слушают облака?

4. Игра «Определи настроение героев».

5. Почему нельзя грустить?

6. Научимся избавляться от плохого настроения.

7. Песня «Улыбка».

8. Настроение изменилось!

1. Сравнительный анализ.

2. Рассмотреть мимические черты.

3. Дать характеристику музыкальных фрагментов.

4. Закрепление понятий мимика, настроение.

5. Беседа с психологом.

6. Игры – тренинги.

7. Исполнение.

8. Сюрпризный момент.

Презентация занятия.

1.Слайд3.

2. Слайд 4-7.

3. Слайд 8-11.

4. Слайд 12-13.

6. Слад 14-18.

7. Слайд 19-35.

8. Слайд 36.

Занятие 18-19. «Настроение и музыка».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Продолжить развитие слухового внимания, умения классификации звуков и определения качественных характеристик явления, по средствам звукового анализа.

Определение характера музыкального произведения, его жанр. (марш)

Учить определять средства музыкальной выразительности, показать детям, как музыка разного характера влияет на настроение человека.

1. Определить настроение по мимическим чертам.

2. Слушай – сравнивай.

3. Слушаем марш.

4. «Мы богатыри»- ритмический комплекс в парах.

5.Игра «Сыграй с музыкой». Подбор музыкальных инструментов.

6. Марш «Деревянный солдатиков».

1. Закрепление пройденного - беседа-опрос.

2. Построение ассоциативных связей.

3. Психоанализ ощущений.

4. Передача настроения в движении, коммуникативное воспитание.

5. Приемы элементарного музыцирования.

6. Слушанье. Определение характера марша.

1. Плоскостные лягушки, в наушниках.

2. Звукозапись музыкальных фрагментов.

(мыльные пузыри, камень)

3. Запись марша «Веселый ветер».

4. Песня «Богатырская сила».

5. Песня «Богатырская сила».

6. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

Занятие 20-21. «Настроение и музыка».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Продолжить развитие слухового внимания, умения классификации звуков и определения качественных характеристик явления, по средствам звукового анализа.

Определение характера музыкального произведения, его жанр. (песня)

Учить определять средства музыкальной выразительности, показать детям, как музыка разного характера влияет на настроение человека.

1. Игра «Звуки  слушай, называй».

2. Игра «Вода и ее песенка».

3. Песня «Солнечная капель».

4. О чем рассказывает песня «Во поле береза стояла».

5.Песни : шуточные, торжественные, грустные.

6. Как рождается песня?

7. Песня «Песенка - Чудесенка».

1. Звуковой тренинг.

2. классификация звуков,

Определение на слух природного явления.

3. Приемы элементарного музыцирования.

4. Беседа – рассуждение.

5. Слушанье. Определение характера песни.

6. Беседа – рассказ.

7. Творчество в пении.

2.Запись шумов природных явлений.

3. Колокольчики, треугольники.

 4. Исполнение песни на инструменте.

5. запись фрагментов песен разного характера.

6. Иллюстрации.

7. Микрофоны, инструменты инструментального ансамбля.

Блок третий. «Игры со звуком».

Занятие 22-23. «Играем с голосом».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Дать представление о человеческом голосе как об уникальном музыкальном инструменте.  Активизировать процессы восприятия. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, память, интонационное и звуковысотное чутье, вокальные и творческие способности.

Воспитывать бережное отношение к здоровью речевого аппарата.

1. «Скажи и пропой» - по очереди.

2. Игра «Имена».

3. Виды творческого пения – искусство.

4. Настроение в голосе.

5. Мы артисты: мини концерт.

6. Как беречь голос?

1. Сравнительный анализ звучания голосов участников.

2. Творческое  звукоизвлечение.

3. Знакомство с классикой песенных жанров: опера, эстрадный жанр, хор,

рок.

4. Пение с разным настроением.

5. Творческое исполнение жанров песенного творчества. Хор, частушка, эстрадный жанр,  народная песня,  аккапелла.

6. Вспомнить правила охраны здоровья горла.

Картинки и иллюстрации.

5. Фонограммы песен.

Атрибуты: платочки, дерижорская палочка, микрофон, балалайка.

6. Картинки «Береги голос».

Занятие 24-25. «Дирижер».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Дать представление детям о таких звуковых формах как точка, линия, тремолла.

Развивать психомоторные связи, активизировать слуховое внимание, восприятие. Формировать активную, творческую позицию и коммуникативные способности.

1. Игра «Звуковые точки».

2. 3вуковая линия.

3. Игра «Дирижер».

4. Игра со шнуром.

5. Игра «Звуковая колонка».

6. Музыкально ритмические композиции: по выбору детей.

1. работа с одним звуком.

2. Пропевание и схематичное изображение не прерывного звука.

3. Работа с тремолой.

4. коллективное восприятие и определение высоты звука.

5. работа со схемой.

6. Творчество в танцевально ритмической деятельности.

1. перфокарты.

2.Клубок ниток.

3. Палочка для дережора, кукла.

4. запись музыкального фрагмента.

5. схемы звуковых колонок.

6. записи танцев.

Ритмопластика 1-3.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель: Чебакова Н.С.

 

           

Звук – вокруг нас.

Узкоспециализированная программа                    

 по звукосенсорному опыту с детьми

старшего дошкольного возраста.                                  

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»....

Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным...