Коррекционное музыкально--игровое занятие по теме "Воспоминания о лете" старший возраст
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
Планирование коррекционно-игровых занятий. Коррекционно – игровые занятия, соответственно сетке планирования учителя-дефектолога, музыкального руководителя и педагогов группы, являются заключительными по определенной лексической теме и планируются, как итоговые. Занятия должны быть систематическими и проводиться один - два раза в месяц. Длительность каждого занятия должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям каждой возрастной группы.
Структура коррекционно-игрового занятия. Данный вид занятий предполагает предварительную работу. Планирование этой части должно осуществляться всеми специалистами и педагогами группы. Например, по лексической теме «Осень»:
- учитель-дефектолог знакомит детей с основными признаками осени на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, конструированию и в индивидуальной работе, совместно с воспитателями проводит экскурсию по парку;
- воспитатели расширяют и уточняют знания детей по данной теме на занятиях по изобразительной деятельности, в процессе подвижных и дидактических игр, при знакомстве с художественной литературой;
- музыкальный руководитель знакомит детей с песнями, хороводами, танцами, этюдами в соответствии с осенней тематикой;
- инструктор по физической культуре обучает детей двигательным навыкам, которым придается образный характер: «ходьба на полупальцах», как ежики; на внешней стороне стопы, как медведи; друг за другом, как ручеек и т.д. На занятиях по физкультуре дети учатся игре с мячом, которая способствует развитию общей моторики. Согласованности движений рук, зрительно-двигательной координации, ориентировке в пространстве.
Любая совместная деятельность с детьми должна носить занимательный характер, вызывать радость от взаимодействия.
Содержание коррекционно-игрового занятия опирается на те знания и умения детей, которыми они овладели в ходе предварительной работы.
Общая структура занятия соответствует структуре любого коррекционного занятия и состоит из организационной, основной и заключительной частей и носит комплексный характер, так как включает в себя содержание разделов по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, музыкальной, изобразительной, конструктивной и театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospominaniya_lete_pod.docx | 23.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-игрового занятия по теме «Воспоминания о лете»
Цель: закрепить знания о характерных признаках лета, развивать умение составлять рассказы с опорой на прошлый опыт, учить применять ранее полученные знания в предметно-практической деятельности.
Задачи:
образовательные:
- уточнить и закрепить знания детей о лете, о его характерных признаках;
- уточнить и закрепить знания детей о лесе, о лесных и садовых ягодах, о грибах и деревьях;
- развивать временные представления, закрепить понятие – «прошлое», закрепить части суток и их последовательность, умение по солнцу определять части суток;
коррекционно-развивающие:
- развивать зрительную память, слуховое внимание, воображение;
- развивать речь: учить составлять рассказ из прошлого опыта с опорой на предмет, напоминающий о тех событиях;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать общую моторику и ориентировку в пространстве;
- развивать координацию движений;
воспитательные:
- воспитывать правильное восприятие эмоционального состояния других людей и уметь говорить об этом;
- воспитывать умение видеть и говорить о положительных качествах другого человека;
- воспитывать желание делиться своими впечатлениями с окружающими;
- воспитывать умение выступать перед своими сверстниками.
Предварительная работа:
- проведение занятий по развитию речи по следующим лексическим темам «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Насекомые», «Времена года»;
- проведение дидактических игр: «Разложи ягоды на садовые и лесные», «Угадай, что это за дерево по его листочку», «Какие грибы дружат с этим деревом», «Сварим сок, варенье из ягод. Приготовим начинку для пирога»;
- заучивание стихов и загадок о грибах и ягодах;
- разучивание песен с движениями, хороводов;
- знакомство детей с эмоциями на занятиях по развитию речи, знакомство с дидактической игрой «Настроение грибников»;
- отражение ранее полученных знаний в продуктивной деятельности.
Оформления зала и вспомогательные материалы:
- оформление зала соответствует летнему лесу;
- корзинка с грибами;
- колокольчик;
- фланелеграф с изображением лесных и садовых ягод, изображение бутылочки для соков, изображение баночки для варенья, изображение тарелочки для начинки;
- второй фланелеграф с изображением березы, осины, елки, березового пня, грибов;
- бревно;
- «посылка» с предметами, которые напоминают детям о лете;
- «посылка», в которой лежит «большое яблоко» - контейнер с печеньем в виде грибов на каждого ребенка;
- настольная игра «Настроение грибников».
Ход занятия:
- Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но путешествие будет необычное. Мы отправимся сейчас в прошлое. Ребята, а прошлое – это то, что с нами уже было или еще только будет? (Ответы детей).
- Правильно, прошлое – это то, что уже с нами было. Какое сейчас на улице время года? А как вы догадались? А какое время года было перед осенью? Правильно, было лето. Оно у нас уже в прошлом. Вот туда мы сегодня и отправимся.
Педагог читает:
Лето, лето! Что за дни.
Птицы, бабочки порхают.
Летом дети отдыхают,
На каникулах они. Леонид Завальнюк.
- Готовы в путешествие? А панамки не забыли? Давайте их наденем. А для чего они нужны? Путешествие у нас необычное, и поедем мы тоже на чем-то необычном. А вот давайте на бревне поедем. Не поедет бревно? Почему? А мы волшебство сделаем, заколдуем его и во что-нибудь превратим. Садитесь на бревно.
Педагог читает:
Дети сели на бревно:
Будет поездом оно.
Загудели: «У-у-у!» (У автора: Мы поехали в Москву!)
Оказались мы в лесу.
Дети едут и гудят,
Точно паровозы,
А вверху грачи кричат
На ветвях березы. А. Чельцов.
- Вставайте друг за другом, теперь в поход нас поведет музыка. Послушайте, какая звучит музыка? Что можно под такую музыку делать, как двигаться?
Дети маршируют под музыку, двигаясь по диагонали зала.
- А теперь послушайте музыку. Правильно, под эту музыку можно бегать. Мы побежим змейкой друг за другом, а когда музыка остановится, вы должны встать в кружок.
- Мы надели на головы панамки, а зачем они нам? Что-то солнца я не вижу. Давайте его позовем.
Дети выполняют упражнение «Солнышко».
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко;
Ждут тебя детки,
Детки – малолетки.
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем:
- С добрым утром!
- С ясным днем!
Вот как славно мы живем. Русская народная песенка.
- Выглянуло солнышко, осветило поляну. А там так много ягод. Какие лесные ягоды вы знаете? Давайте пойдем за малиной.
Дети поют хороводную песню «По малину в сад пойдем».
После этого дети проходят и садятся перед фланелеграфом, на котором прикреплены картинки, изображающие ягоды.
- Посмотрите, как много ягод выросло. Назовите их. Могут все эти ягоды расти на одной поляне? Почему нет? Правильно, здесь есть садовые и лесные ягоды. Давайте уберем только садовые ягоды. Какие ягоды остались? Что можно приготовить из ягод? Давайте сварим сок. Сок из малины, какой? И т. д. Теперь сварим варенье. Варенье из черники, какое? И т. д. Теперь приготовим начинку для пирога. Начинка из земляники, какая? И т. д.
- Давайте оставим только две ягоды. Название первой ягоды начинается со звука «М», название второй ягоды начинается со звука «З». Чем похожи эти ягоды? Чем они отличаются друг от друга.
- А в лесу растут только ягоды? А что еще? Пойдем теперь в поход за грибами. Мы пойдем по тропинке, а потом пойдем через речку.
Дети исполняют песню «На мосточке».
После этого дети рассказывают стихотворение, сопровождая рассказ соответствующими движениями.
- Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем
В шапочке нарядной
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин. О. Высотская.
- А теперь перейдем речку по бревнышку.
Дети выполняют упражнение «По бревнышку».
Мы по бревнышку шагаем,
Ножку к ножке приставляем.
Очень сложен этот мост,
Переход его непрост.
- Теперь готовы собирать грибы? Давайте попробуем. Пока звучит музыка, вы гуляете по кругу. А когда музыка остановится, нужно сорвать один гриб. Сколько грибов можно сорвать?
Дети играют в подвижную игру «Собери грибы».
- Давайте сосчитаем, сколько грибов мы собрали. Будем считать и называть то, что мы собрали. Один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов, шесть грибов. А теперь давайте отправимся на волшебную поляну.
Дети друг за другом подходят и садятся перед вторым фланелеграфом, на котором прикреплены картинки, изображающие различные деревья.
- Посмотрите, какой красивый лес. Мы говорим сегодня так часто это слово – лес. А что это такое? А деревья в нашем лесу разные или одинаковые? Назовите эти деревья. А здесь есть еще пень, от какого дерева? Как догадались, что пень березовый? Откуда в лесу берутся пни? Что-то в нашем лесу грибов нет? Они, наверное, от нас прячутся? Но мы-то точно знаем, где их искать? Под березой, какие растут грибы? А под осиной? Какие грибы растут под елкой? Какие грибы растут на пнях? А где растут лисички? А когда в лесу появляются грибы? Что должно пройти? Что должно намочить землю? Как называется дождь?
Педагог вместе с детьми на фланелеграф прикрепляет названные грибы.
Дети поют распевку «Апчи».
- После дождя мы промокли. Давайте выйдем к озеру, на песочек и погреемся на солнышке. Снимайте платья, сандалики, панамки. Ложитесь на спинку и отдыхайте. Сейчас днем, где находится солнышко? Правильно, высоко. Смотрит на нас солнышко и согревает.
Дети лежат на ковре, отдыхают под музыку.
- Греет солнышко всех деток. Улыбается каждому, и Лере, и Паше и …Погладило всех по носику. Открывайте глазки. Давайте сядем в кружок около озера. И заглянем в воду. Что вы увидели? Давайте улыбнемся. Мы улыбнулись друг другу и стали веселые или грустные? Давайте поиграем в игру «Я – хвастун». Мы будем хвастаться своим соседом справа. Мой сосед справа Даня. Я буду им хвастаться. А теперь следующий.
- Как хорошо мы поиграли. А теперь превратимся в насекомых. Кем вы будите? Давайте потанцуем.
Дети исполняют танец «От улыбки».
Звенит колокольчик.
- Кто-то к нам пришел. Здравствуйте, а вы кто?
- Я – почтальон. Принес вам две посылки. Одну надо открыть днем, а вторую – вечером. Только, как это определить, я не знаю.
Роль почтальона исполняет психолог.
- Давайте посмотрим на посылки. Как определить? Правильно, на посылках нарисовано солнышко. На той где солнце нарисовано высоко – это день. Ее надо открыть первой. А на той, где солнце нарисовано низко, значит – это вечер. Давайте откроем. Что это?
Дети рассматривают предметы, которые напоминают им о лете. Почтальон беседует с детьми о том, как предметы напоминают им о лете.
- А теперь откроем вторую посылку. Что это? Какое большое яблоко. Оно настоящее? Давайте его откроем. Что это? Грибы. Они настоящие?
В емкости по форме напоминающей яблоко, лежит печенье в форме грибов.
- Лето угощает вас этими «Грибами» и хочет, чтобы лето запомнилось вам надолго. А теперь давайте пойдем в группу пить чай.
Дети выходят из зала.
Музыкальный материал:
- «Марш» Е. Тиличеевой.
- «Бег» Е. Тиличеевой.
- «По малину в сад пойдем» слова Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.
- «На мосточке» слова Г. Бойко, муз. А. Филиппенко.
- «Белочка с шишками» муз. F. Suppe или любая мелодия для игры с грибами.
- «Три мальчугана» французская народная песня, слова и обработка В. Петровой.
- «Улыбка» муз. Шаинского.
Приложение:
Стихи:
Дождик
Дождик
Вылился на луг.
Стало много
Луж вокруг.
Засучив скорей штанишки
В лужу
Прыгнули мальчишки.
Порезвиться захотели –
Закружились,
Загалдели…
Я смотрю:
На них рубашки
Стали
Словно промокашки.
(И. Винокуров)
Радуга
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
(С. Маршак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: “Коррекционные музыкально-игровые занятия в работе с детьми с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата”.
Дети дошкольного возраста с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата так же, как их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку. Под влиянием впечатлений, вызванных музы...
Статья: “Коррекционные музыкально-игровые занятия в работе с детьми с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата”.
Дети дошкольного возраста с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата так же, как их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку. Под влиянием впечатлений, вызванных музы...
Коррекционное музыкально--игровое занятие по теме "Игрушки" старший возраст
Целью коррекционно-игровых занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний об окружающей действительности. Занятия способствуют активизации интеллектуальной и речевой деятельности...
Открытое музыкально-игровое спортивное занятие для детей раннего возраста "Весёлые встречи с любимыми игрушками"
Цели:Вызвать положительный отклик на игрушку, чувство радости, хорошее настроение, установление эмоционального контакта с детьми и воспитателями. "Расплясались наши детки! Хлопают в ла...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Конспект коррекционного музыкально – игрового занятия: «Осень» для детей средней группы
Уточнить и закрепить знания детей о признаках осени...